(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(34004010, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(34004010, 'hit', window.location.href);
{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Конец суперкомиссий в «Директе»: выживут те, кто работает, а не сидит на игле процентов

«Яндекс» порезал суперкомиссии в «Директе» в погоне за сокращением издержек. Почему комиссии разлагают рынок и превращают работу агентств в имитацию бурной деятельности? Почему в новой системе премирования — основная ставка на РСЯ и что будет с рынком в целом?

Человек может забыть смерть отца, но никогда потерю вотчины.

Николо Макиавелли

Меня зовут Илья Исерсон, я владелец семантического сервиса и контекстного рекламного агентства MOAB. Эта статья — попытка разобраться в разделе денег между «Яндексом», агентствами и рекламодателями.

Как вы уже знаете, «Яндекс» обрезает суперкомиссии агентствам. Это грозит стать началом новой эпохи на рынке — и крупным агентствам придётся либо перестроиться, либо привыкать много работать за небольшие деньги.

Все знают с детства, что есть такая маленькая птица Pluvianus aegyptius (по-русски — крокодилов сторож), которая питается остатками пищи изо рта крокодила и так чистит ему зубы. На самом деле это неправда. Птица не приносит пользы крокодилу, а пернатому существу вовсе не нужно мясо убитых рептилией животных. Это не более чем случайное совпадение интересов — птичка ловит мух, которые как раз и питаются мясом, застрявшим в зубах крокодила.

В последнее время я всё чаще сравниваю себя и свой бизнес с Pluvianus aegyptius — преследуя свои корыстные интересы, «Яндекс» словно бы специально помогает моему агентству расти и развиваться.

«Пострадают все»: «Яндекс» урезает суперкомиссии агентствам

Это не я, это AdIndex. Если хотите немного пафоса в ситуации, слишком пахнущей деньгами, то у меня он есть для вас:

Когда они пришли за SEO — вы молчали, вы не были сеошниками.

Когда они пришли за контекстом, за вас некому заступиться. Ежемесячная комиссия может сократиться на 30%, а полугодовая — не выплачена вообще, если рекламный бюджет клиента не вырастет.

Сергей Штыкалов,

бывший SEO в Rush Agency

Вы, скорее всего, уже знаете, о чём речь. Если нет, я расскажу очень кратко. У вас есть бизнес, вам нужны лиды, вы придёте в контекстный канал — вероятнее всего, в «Директ». Агентство, которое займётся вашей рекламой, — добрый самаритянин. Весьма вероятно, что оно предложит вам бесплатное ведение, бесплатную настройку рекламы, но — от определённого порогового бюджета. Почему?

Потому что агентство получает выплаты от «Яндекса» — чем больше денег вы тратите, тем больше зарабатывает агентство.

Так было до последнего времени, но в конце прошлой недели новость на AdIndex стала самой обсуждаемой темой на рынке.

Итак, «Яндекс» урезает комиссии.

Почему это делает «Яндекс»

Разумеется, из-за денег. Последние несколько лет менеджмент поисковика активно качает кэш из выдачи. Третье, четвёртое, местами пятое спецразмещение, органическая выдача, забитая вставками «Маркета», «Директа», «Беру», «Авто.ру» и других своих сервисов, агрессивное расширение РСЯ, «оптимизация» цены клика в РСЯ.

Типичное совещание в «Яндексе»

Больше, больше пиастров.

Теперь наносится удар по агентствам, прежде всего крупным — очевидно, в «Яндексе» поняли, что крупные конечные рекламодатели так или иначе всё равно принесут свои деньги в контекст: напрямую, через агентство или как-то ещё. Ведь у них нет выбора — для большинства контекст, «Директ» в особенности, — один из ключевых каналов. Раз так, зачем плодить посредников в этой пищевой цепочке?

У конечного бизнеса выбора нет, ему нужен трафик, он его купит в любом случае. Поэтому давайте увеличим нашу маржу за счёт агентств.

Я хорошо отношусь к «Яндексу». Я горд, что в моей стране есть собственный поисковик, как минимум сопоставимый на локальном рынке с Google по качеству поиска.

Я очень надеюсь, что в компании есть внутренние метрики, которые говорят аналитикам, что агрессивное забивание выдачи рекламой и очевидное снижение качества трафика с РСЯ — не повлияют на долю аудитории, на некое «суммарное» пользовательское счастье.

Более того, я надеюсь, что эти самые аналитики имеют право голоса в ситуациях, когда «Директ» выкатывает очередной агрессивный рекламный инструмент: «Так, коллеги, давайте притормозим. Маркет в выдаче по любому запросу с “купить” — это далеко не user-friendly».

Как ни парадоксально, новость об урезании комиссий — позитивная.

Это тот редкий случай, когда корыстные интересы «Яндекса» (отнять у агентств) совпадают с клиентским счастьем (заставить агентства больше работать для счастья рекламодателя) и счастьем потребителя (заставить агентства делать сайты и рекламу, которая полнее и лучше отвечает на проблемы клиента).

Почему агентские комиссии за «Директ» — язва на теле рынка

Потому что комиссии уничтожают контекстную рекламу как профессию, требующую десятков и сотен часов труда на проработку семантики, объявлений, аналитику и оптимизацию кампании, на внедрение сотен посадочных страниц с релевантным контентом под соответствующие кластеры спроса.

Я знаю, о чём говорю, я писал об этом здесь.

На рынке сейчас почти нет новых клиентов — все уже пробовали «Директ» с тем или иным агентством, то есть когда в агентство приходит клиент — он, как правило, приносит с собой какие-то кампании.

В большинстве ситуаций агентства стремятся их оптимизировать, хотя на самом деле их надо выкинуть и пересобрать заново.

Но заново собирать невыгодно, когда работаешь за процент от бюджета. В этой модели надо с умеренными трудозатратами открутить как можно больше денег за возможно меньший период времени. Именно поэтому вместо реальной работы клиенты получают в кампаниях список из 50–100–200 ВЧ, да ещё и в широком соответствии.

А что, идеальная схема.

Денег открутится много — цены за спец по таким ключам высокие, трафик тоже будет, да и объявления все релевантны запросу. Конверсии, правда, выйдут дороговато — но мы это потом оптимизируем.

Чего не произойдёт — кампании не будут пересмотрены и действительно оптимизированы, а то и полностью пересобраны. Не будет именно работы — ведь она не окупается тем самым процентом от бюджета. И которая по итогу приносит клиенту снижение цены конверсии и стабильные результаты.

Чтобы не быть голословным, я приведу трудозатраты по нескольким нашим кейсам. Под трудозатратами я понимаю фиксированный объём часов, необходимый для проработки семантики, минусации, кластеризации, создания объявлений, корректировки посадочных, аналитики после запуска, ведения и управления в течение одного месяца после старта:

  • Сайт: incubonline.ru. Трудозатраты в часах: около 200 часов на первичный запуск контекста, не считая создания сайта, около 1000 посадочных и смежных работ. Владелец: Эдуард Шапарный. Результат: видео.

  • Сайт: kpk-sodeistvie.ru. Трудозатраты в часах: около 150 часов специалиста на запуск контекста, все работы по сайту — на стороне клиента. Владелец: Валерий Богинский. Результат: видео.
  • Сайт: kompressorauto.ru. Трудозатраты в часах: 120 часов специалиста на запуск контекста, все работы по сайту — на стороне клиента. Владелец. Результат: скриншот.

Я не хотел бы лукавить, называя контекст волшебной пилюлей для всех и каждого. Здесь я писал о том, для кого этот канал работает, а для кого нет. Однако так или иначе хочешь кататься — люби и саночки возить. Даже в регионах, даже в пустых нишах нужно потратить несколько десятков часов, чтобы настроить всё нормально.

Когда речь идёт про бюджеты от 1 млн рублей в месяц, от которых стартуют офферы лидеров «Тэглайна» — то для вменяемого запуска нужно потратить буквально сотни часов ещё до запуска кампаний: семантиста, PPC-специалиста, аналитика, программиста, контент-менеджеров, UX-специалиста.

Сотни рабочих часов — за 100 тысяч рублей, если речь о бюджете в 1 млн рублей и, условно, комиссии 10%.

Именно поэтому я за полную отмену комиссий как таковых: их либо не должно быть вообще (так как 5–10–15% от бюджета стимулируют скручивать бюджет быстро и с минимальными трудозатратами), либо они должны быть достаточно большими, от 30–40%, чтобы окупать глубокую проработку оффера клиента для контекстного канала. Впрочем, очевидно, что 30–40% денег агентствам «Яндекс» не отдаст — поэтому лучше, чтобы комиссий не было вообще.

«Директ»: что будет с поисковым размещением и РСЯ

Как я писал, РСЯ агрессивно растёт, это новый драйвер прибыли для «Директа» — неслучайно новые суперкомиссии частично завязаны именно на рост в РСЯ. В РСЯ нет ограничений по количеству рекламных мест, по трафику — или они весьма условны.

Яркий пример — апрельская-майская история с MFA-сайтами, когда веб-мастера, лившие органический трафик из «Яндекса» на статейники с Adsense (потому что в РСЯ их не брали и заставляли платить налоги), столкнулись с массовой пессимизацией под предлогом «агрессивной рекламы». Мой хороший товарищ потерял на этом как минимум сотни тысяч рублей в месяц — он готовил несколько белых контентных проектов под ЧМ-2018.

После этого начался «исход» веб-мастеров в РСЯ, именно тогда сеть начала активно расти как за счёт статейников, которые не так уж плохи, так и за счёт мобайла — а вместе с этим снизилось и качество трафика, что раньше было свойственно исключительно КМС.

Охват, безусловно, вырос — банки, телеком и ритейлеры будут довольны, им ведь стоимость лида не так важна — а вот качество трафика для узких ниш в МСБ, где считают каждые лишние 20–30 рублей за лида в сквозной аналитике, безусловно, снизилось.

Поисковое размещение, судя по всему, продолжат забивать рекламой, совсем уберут жёлтую метку «реклама» и заменят её на серую, возможно, добавят ещё 1–2 спеца. Однако потенциал роста тут ограничен — доля поисковика не растёт, население также не увеличивается — а значит, не растёт и количество поисковых сессий, сверху и снизу которых можно повесить рекламные блоки.

Таким образом, увеличить прибыль можно лишь увеличив количество рекламных мест в органической выдаче — а их и так уже избыточно много. Именно поэтому я считаю, что поисковое размещение сейчас не в приоритете у «Яндекса» с точки зрения потенциала роста прибыли.

С РСЯ всё проще — здесь расти можно тупо за счёт увеличения количества площадок в рекламной сети и генерации новых форматов — видеореклама, медийка, новые виды таргетинга. Тренд будет заключаться в охоте за данными — из «Алисы», «Навигатора», «Такси», «Талантов» и других смежных сервисов, а также попытках имплементировать эти данные в алгоритмы таргетинга РСЯ.

При этом с РСЯ всё вовсе не так хорошо, как кажется, — и это выгодно нам

Нововведения «Яндекса» уже не первый раз позитивно сказываются на делах нашего агентства. Наверное, вы слышали про недавнюю оптимизацию цены клика в РСЯ.

Если кратко, то теперь РСЯ сама может выставлять ставку поверх ваших ограничений — если считает клик потенциально конверсионным.

Я готов поверить в то, что на тестах это неплохо работало и работает сейчас у Сбера, М-видео и Тинькоффа — на огромной статистике алгоритм учится лучше.

Но когда речь идет о малом и среднем бизнесе… о курсах для риелторов, о станках, о форсунках для дизельных двигателей, о пневмоподвеске, о прочих небольших нишах, еще не «выжженных» мейджорами, где есть место МСБ — система ломается.

РСЯ просто жжет баланс — но не приносит больше конверсий, не делает их дешевле.

И это начало приносить нам деньги.

Дело в том, что мы всегда работаем на клиентских аккаунтах. Это палка о двух концах — с одной стороны, это мощнейшее УТП, мы сделали много отличных продаж именно благодаря ему. Другая сторона медали — отсутствие комиссий, разумеется, и «отвал» клиентов после первичной настройки с мотивацией — «а зачем платить агентству, если все работает неплохо и так?»

В узких МСБ-тематиках оно и правда нередко работало само — ровно до того момента, когда началась «оптимизация» цены клика на РСЯ. В январе и феврале мы столкнулись с систематическим возвратом старых клиентов — и везде причиной было «раньше РСЯ работала и без вас, но все сломалось — сделайте что-нибудь».

Правда, методы «борьбы» с оптимизацией — тема для отдельной статьи, безусловно.

Как зарабатывать там, где другие теряют

Покупать надо тогда, когда на улицах льется кровь. Даже если это твоя кровь.

Натан Ротшильд, N M Rothschild & Sons

Когда гиганты перекраивают рынок и делят деньги, в пылу сражения можно неплохо заработать.

Что же будет в итоге?

  • «Яндекс» заработает больше.
  • Корпорации получат больше охвата.
  • Агентствам придется уйти или больше работать — действительно больше.
  • Малому и среднему бизнесу придется считать стоимость лида еще внимательнее — и еще точнее оптимизировать рекламу.

Крокодил будет сыт, а маленьким трудолюбивым птичкам достанется больше жирных мух.

Агентства, которые потеряют комиссию, выставят клиентам новые условия, исходя из своего, московского рейта за час. Это неприятно удивит бизнес — не пора ли поискать нового подрядчика?

Приходит время небольших и средних агентств, с сильной экспертизой и автоматизацией, узкой специализацией на контексте, индивидуальным подходом к «выращиванию» думающих, проактивных специалистов. Разумеется, мой кругозор не бесконечен, но я знаю от силы 5-6 таких агентств на рынке, людей, кого я мог бы рекомендовать как контекстного подрядчика.

Скольких знаете вы?

0
162 комментария
Написать комментарий...
Руслан Яцукевич

Похоже компании изобретают вручную колесо для каждого клиента.
Как можно в 2019-м году тратить человеко-месяц на настройку только Директа?
Такие сроки возможны для компаний, для которых такая деятельность является не профильной, т.е. не для рекламных агентств.
Для примера, если в США специалист напишет, что он настраивал рекламу для бюджета 15 000$ целый месяц, то его больше никуда не возьмут. Ибо это по большей части автоматизированная работа.
А в РФ когда спрашиваешь какие автоматизированные системы вы используете, на тебя смотрят круглыми глазами.

P.S. Ищу человека/компанию, которая настроит контекстную рекламу на малом бюджете.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Puzyrev

Убеждён, что клиенту должно быть всё равно сколько времени и какое количество сотрудников настраивало кампанию, и как они автоматизировали процессы, если она даёт необходимый результат.
Думаю, что все пытаются по максимуму автоматизировать процесс Настройки. Но увы, сервисов не так много нормальных.
(Я кстати не занимаюсь настройкой сам, но порекомендовать качественных контекстологов могу... под любой бюджет)

Ответить
Развернуть ветку
Ильнур Шакиров

Здравствуйте, дайте контакты пожалуйста)

Ответить
Развернуть ветку
Варвара Анисимова

Добрый день, Ильнур!
Можете мне в личку написать. Я занимаюсь контекстной рекламой.
Есть мои кейсы, опубликованные на vc. Можете их посмотреть в моем профиле.

Ответить
Развернуть ветку
159 комментариев
Раскрывать всегда