{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Разработчик ПО вложился в рекламу 1 раз и утроил оборот на несколько лет

Привет! Меня зовут Миша Фадеев, я основатель агентства «АМР» (Агентство БЕЗ Марины Рожковой) и сооснователь «Торшинского Треста», в недавнем прошлом – партнёр и «продюсер» Лены Торшиной. Сегодня не об этом: я хочу поделиться интересным кейсом из нашей работы.

Был у нас один старый кейс, оформленный еще в 2017-м году, когда «Торшинский Трест» работал с Леной Торшиной — история о том, как мы двигали приложение для Mac и что из этого вышло. Сейчас я расскажу продолжение, причем с совершенно неожиданным сюжетным поворотом.

Заказчиком кампании выступал Саша Зудин из софтверной компании «Парагон» — мой первый работодатель. Под руководством Зудина я проработал первые 7 лет моей академической карьеры. Во времена, когда я работал на дядю, а он был этим самым дядей, мы люто и бешено ругались. Могли даже прилюдно подраться, что, впрочем, иногда приводило к весьма полезным и выгодным для бизнеса последствиям (об этом расскажу когда-нибудь потом).

Уже позже, начав свое дело и став собственником бизнеса, я понял, что во многих вещах Саша Зудин был прав. Он так же, как и я, закончил ещё тот, советский Физтех. И многие вещи, которым меня научил в своё время Зудин, я с точностью использую в своей компании.

Саша Зудин и Миша Фадеев в «Парагоне» Личный архив Михаила Фадеева

Года три назад, во время очередных посиделок, Зудин предложил поработать с ним, запустив кампанию по продвижению его утилитки для MacOS. Сразу скажу, что Саша из тех людей, кто очень хорошо отделяет дружбу от работы-бизнеса, и деньги компании абы на что не сливает никогда. Даже если речь идёт о близких людях — друзьях и коллегах. То есть, Саша, как и я, за правду и эффективность в работе. А уже потом — за отношения.

Продукт, с которым пришёл Зудин, — приложение для Макбуков, описываемое так:

«Ваш Мак не может записывать / редактировать файлы и документы на внешнем диске или карте памяти-флешке? Скорее всего, диск/флешка формата Windows и Мак эту систему не понимает. Но решение есть! Скачайте бесплатно программу-драйвер NTFS for Mac®; Установите драйвер за 1 минуту, следуя простым подсказкам; Готово! Теперь ваш Мак может записывать / редактировать любые файлы и документы на любых флешках/дисках. Причём с максимально высокой скоростью».

Вы что-то тут понимаете? Я ничего не понимаю. Тем более, что с Макбуками у меня изначально не срослось: Мак осью я пользоваться не могу (ментально не выдерживаю!), а Винда на мой Макбук встала так, что кровь из глаз! Слава б-гу, у меня есть технические эксперты и редакторы, которые во всех сложных темах разбираются быстро и легко.

У Лены Торшиной прогнозы на эту кампанию были самые негативные: и приложение никому не нужно, и сам Зудин — «чудак нудный, зачем с ним связываться вообще?.. Зуд — говорящая фамилия!».

Я настаивал, что поработать можно. В итоге поработали — но без участия Торшиной, чисто силами АМР.

Работали в два этапа. В три, если считать подготовительный, когда мы со скандалом и едва ли не доходя до рукоприкладства убеждали Зудина делать полноценную кампанию, а не 1-2 размещения на топовых айфоновских сайтах и в деловой прессе («сейчас попробовать, а там посмотрим, как пойдёт»).

При изначальной проработке стратегии мы увидели 2 возможных вектора движения: во-первых, делать полезные информационные дайджесты. То есть, говорить о нескольких популярных, актуальных проблемах пользователей Mac OS и давать примеры их решения. И среди этих болей рассказывать про то, как научить Макбук работать с файловой системой NTFS с помощью зудинского драйвера. Во-вторых писать конкретно про одну проблему «Mac не читает жесткий диск NTFS» и писать о её решении — драйвере NTFS for Mac.

Первый путь позволял охватить более широкую аудиторию. Но она хуже конвертировалась в продажи — не факт, что люди, которые пришли почитать о реально популярных «болях» юзеров Mac, пойдут качать драйвер для проблемы, которой у них пока нет. Второй путь давал меньший охват. Сами понимаете, контент специфический, полезный только тому 1% пользователей Мака, у кого УЖЕ не читается флешка или жесткий диск на NTFS, и он прямо СЕЙЧАС ищет решение в Яндексе. В итоге мы пришли к тому, чтобы использовать комбинированную стратегию.

На первом этапе мы прошлись по широкому фронту ресурсов, где в принципе сидит взрослая состоятельная аудитория, и по сайтам, где торчат фанаты Стива Ивановича Джобса. Там мы публиковали дайджесты. Мы сделали действительно полезный и интересный контент: несколько реально распространённых проблем яблочных юзеров с реальными их решениями, и туда же «паровозом» впихнули специфическую болячку, которая проявляется у 1% пользователей, и зудинскую софтину как её эффективное решение.

«Ковровая бомбардировка» помогла нам прощупать почву и увидеть, где в принципе есть наша аудитория, живые люди, которые читают статьи и пишут комментарии. Хорошие «поведенческие» важны не только в моменте и влияют не только на конверсию просмотров в переходы по ссылке. Статьи на «трастовых» ресурсах с активной живой аудиторией имеют больше шансов оказаться в топе выдачи поисковиков, что очень полезно при работе на долговременную перспективу.

Скриншот статьи-обзора NTFS for Mac

На втором этапе мы «точечно» отрабатывали каналы, которые при первичном засеве дали хорошие результаты по просмотрам/переходам/скачиваниям. И там уже говорили о конкретной специфической проблеме — Макбук не хочет копировать файлы на жесткий диск с NTFS. В каждой статье мы давали несколько вариантов решения с подробным описанием достоинств и недостатков каждого. В честном (реально честном, отвечаю!) сравнении драйвер от «Парагон» выигрывал у конкурентов: по скорости работы, по стабильности, еще по каким-то параметрам. Пусть и не был самым дешёвым.

Несмотря на продуманный подход к выбору ресурсов и подготовке контента, изначальные результаты были под стать пессимистичным прогнозам Торшиной:

Потрачено 700 000 рублей, минимальная стоимость загрузки — 300 рублей — ну, совсем чуть-чуть меньше, чем в контексте. В среднем же — 700-800 рублей. А с некоторых размещений и по 3-4 тыс. руб. А инсталлов всего 500 штук. Бесплатных. Если предположить конверсию скачавших в купивших 10% (оптимистично!), то всё равно получится стоимость одной продажи в районе макбука.

Лена Торшина, Сооснователь «Торшинского Треста»

В сухом остатке — сработало правило «20 на 80». То есть, сразу после второго раунда было ясно, что 80% эффекта дали 20-30% публикаций.

У Лены с этого «кейса» дико пригорело, а я и заказчик (Зудин) отнеслись спокойно — поживём, мол, увидим. И я, и Зудин, знаем две вещи.

Во-первых, маркетинг это всегда эксперимент — и ценность нашей работы не столько в том, чтобы сделать пару размещений на хороших площадках дёшево, сколько в том, чтобы разработать ПРАВИЛЬНУЮ стратегию, охватить максимум целевой аудитории всеми возможными средствами за минимально возможные деньги. И не просто рассказать аудитории что-то о продукте, а через разные каналы транслировать одни и те же продуманные тезисы позиционирования. При этом универсального пути нет, и каждая новая кампания для каждого нового клиента — это исследование, поиск, первичная отработка гипотез, отсеивание неудачных вариантов и потом уже — закрепление успешных.

Во-вторых — продвижение стабильного бренда со стабильным продуктом, у которого большой жизненный цикл, может работать с бааааальшим хвостом-послевкусием и оправдать себя, даже если в моменте не показалось эффективным.

Мы с креативным директором сделали пост о первых результатах кампании, Лена опубликовала его в своём блоге с допиской «не приходите ко мне с ерундой, если не хотите, чтобы вас обматерили», и все пошли дальше работать.

Прошло 3 года (ТРИ ГОДА!) и опять-таки во время очередных посиделок Зудин рассказал, как развивалась история дальше. Причём, как приличный человек, дал точные цифры и разрешил сослаться на него лично. Итак, сухой остаток от кампании.

До нашей работы в 2016 году суммарный оборот по продажам NTFS for Mac на российском рынке составлял 250-270 тысяч рублей в месяц. В апреле 2016 года мы провели два 2 раунда кампании. Прошла пара месяцев, и оборот по продажам NTFS for Mac зафиксировался на отметке 750-900 тысяч рублей в месяц. То есть, рост оборотов примерно в 3 раза, даже если учитывать скачки курса доллара. И это данные только о каналах продаж «в РФ и за рубли».

При этом хитрый Зудин получает эти продажи, не прилагая каких-либо усилий — сидит и деградирует в своей Германии, спивается вкусным пивом и катается по горам на лыжах и велосипеде.

Вот уже три года Зудин не делает ничего, но стабильно получает продажи Михаил Фадеев

Потому что люди, для которых актуальна проблема, решаемая «драйвером для макинтоша» NTFS for Mac, находят в органическом поиске наши статьи и сдают ему свои денежки. Из года в год, ведь мы сделали правда полезные, хорошие тексты и разместили их на правда популярных, качественных ресурсах — и эти статьи попали в ТОП поисковиков по важным ключевым запросам, связанным с Маком и его проблемами.

Чтобы не быть голословными, пруф: человек ищет возможность подружить свой Mac с файловой системой NTFS — видит немного рекламы и наши статьи.

Скриншот первой страницы поисковой выдачи в Yandex
Скриншот первой страницы поисковой выдачи в Яндексе

На момент сдачи отчета по первой кампании суммарно было около 550 000 контактов с аудиторией — просмотров всех выпущенных нами постов. Сейчас их уже около 1 950 000 контактов-просмотров. Рост за 3 года — почти в 3,5 раза. По второй волне кампании (март-май 2016г.) — на момент сдачи отчета было около 1 800 000 просмотров всех постов в ее рамках, сейчас — около 2 800 000 просмотров. Суммарно получается охват 2 350 000 сразу после окончания двух кампаний и 4 750 000 просмотров на данный момент — прирост 102%.

Важно заметить, что работают не только изначально отлично отработавшие публикации, но и размещения, которые сразу после 2 раундов кампании казались неэффективными. В целом, наша работа дала хороший такой шлейф. Который, как показывают данные Зудина о росте оборотов в 3 раза, обеспечивает реальные продажи.

Причем рост этот в значительной мере обусловлен «отъеданием» доли рынка у конкурентов: в 2015-2016 годах у парагоновского NTFS for Mac был один основной соперник — приложуха с аналогичным функционалом, которая продавалась в РФ почти наравне с Зудинским решением, но стоила при этом дешевле. После второго раунда кампании органическая выдача поисковиков по релевантным поисковым запросам стала максимально плотно забита именно NTFS for Mac. Так что для пользователей, ищущих платный NTFS драйвер для Мака, вероятность купить программу конкурента сократилась практически до нуля. То есть, два раунда кампании за 700 000 рублей позволили не просто обеспечить рост оборотов продаж приложения в 3 раза, но и отобрать у конкурента жирный кусок рынка.

Стоит правда отметить, что такой фокус ни на одном другом рынке, кроме русскоязычного, не пройдет. Например, в Японии стоимость одной публикации составила бы 10 тысяч долларов минимум, и там, чтобы повторить такую «ковровую бомбардировку» поисковой выдачи, пришлось бы потратить примерно четверть миллиона зеленых американских рублей.

Зудин до сих пор сильно недоволен и зудит на тему того, что наш успех не получится масштабировать на международный рынок. Но! Зудин в принципе никогда в жизни ничем не бывает доволен. А деньги, вложенные в наше продвижение, даже он не может не признать потраченными очень эффективно.

Выводы

На самом деле этот практический кейс с развитием в длительном трёхлетнем периоде открывает различия нашего с Леной Торшиной подхода к бизнесу в целом. Лена не любит думать стратегически, оценивать долговременный эффект, рассчитывать эффект на 2-3 шага вперёд. Получить много денег сейчас — хорошо. Потратить много денег, но получить еще больше — всё равно катастрофа, потому что потрачено-то много! Потерять много денег сейчас, но приобрести в последствии — вообще не вариант!

Зудин меня всегда учил — считать надо ИНТЕГРАЛЬНО, то есть учитывать долгосрочный эффект на перспективу, хотя бы на пару лет вперёд. В этом, собственно, я вижу главное психологическое отличие бизнесмена от фрилансера-одиночки.

Большая часть нашей работы имеет эффект инерции, «шлейф» в виде дополнительных лидов и продаж по прошествии времени после проведения кампании. Это понимают многие наши клиенты из России. Но это, кстати, редко понимают китайцы (и это — тоже тема отдельного поста в будущем). Мы умеем подбирать площадки и делать публикации, которые дают долговременный эффект — будь то пост на развлекательном ресурсе или видеообзор у техно-блогера.

Именно поэтому с нами особенно выгодно сотрудничать компаниям с продуктами и брендами, имеющими большой жизненный цикл. Условно говоря, бренду самоваров, который существует уже 5 лет и просуществует еще десять, заказывать продвижение у АМР выгоднее, чем коммерсанту, который привез из Китая контейнер чайных пакетиков, и хочет их распродать за месяц, чтобы не тратиться на аренду склада.

P.S. Другой замечательный кейс нашей работы, который привёл уже трёх новых клиентов из той же отрасли — история с Bluedio. Амбициозная задача — вывести совершенно новый бренд китайских наушников на российский рынок. Мы с нуля разработали для него позиционирование и по сути придумали легенду, оформили надлежащим образом и организовали широкий посев.

Кейс стал вирусным, стал транслироваться по «сарафанному радио» в деловых кругах — среди людей, которые занимаются бизнесом и имеют деньги. Один из новых клиентов пришёл к нам потому, что товарищи по модной бизнес-школе буквально ткнули его в эту статью, и кейс его реально зацепил. Торшина не понимает ценности вот таких конкретных кейсов, с расчетами, графиками, цифрами и фактами. С другой стороны, сейчас, наверное, уже начала понимать, раз категорически отказалась удалять наши посты со своего сайта.

P.P.S. Старинные фотографии Зудина, использованные в посте, — из моего личного фотоальбома. Снято на фотоаппарат-мыльницу в лихие нулевые.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Гаврюшин

Фадеев со своими кейсами на vc.ru

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грин

мгагагага

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Балакин

Поржал, спасибо, но кейсы-то познавательные.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Соломакер

Сейчас яндекс гайки закрутит, и не будет такой халявы. Будет вся первая страница выдачи только под контекст

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Балакин

Гугол есть. Пока что

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Nathan Zachary

кейс так себе, проблема ... странная. но вот к психотерапевту автору надо бы (не сарказм, не глумлюсь, серьезно), через слово упоминается девушка, вся статья как бы желание подняться, что ли, оправдаться...
пс: ну и личные подробности про партнёра делового... нет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шуб

Да вроде очевидно, что весь пост - наглядное подтверждение недальновидности ex-партнера. Другое дело - сколько контор готовы давать такие деньги и не ждать в моменте окупающий затраты результат.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sasha Fourman

Ну о чем говорить, если на заглавной картинке чувак явно только что подрочил и отдыхает! Тут всем надо к психиатру: тем, кто видит абъюрацию, кто не видит абъюрацию, кто сакцентироаан на девушках, и кто несет сладость и свет психо-знаний)))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Taras Hrizaev

А Торшина с Фадеевым и Юрковской все не устают пиарить друг друга паровозиком.

Я даже могу предложить пару сценариев продолжения челледжа:

- Фадеев: "Разработчик ПО вложился в рекламу 1 раз и утроил оборот на несколько лет!"
- Торшина: "Производитель доширака был послан мною на хуй, воспринял команду слишком буквально, перешел на производство резиновых долдонов и увеличил оборот в 10 раз!"
- Юрковская: "Лохи и лохушки прослушали мой вебинар о самопознании (всего за 999 руб. по промокоду) и увеличили эго ̶н̶а̶ ̶2̶5̶ ̶с̶м̶ в 100 раз!"

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Свиридов

Я вот сейчас наткнулся. А есть чо еще почитать? Очень интересны набросы от Юрковской и Торшиной, например.

Ответить
Развернуть ветку
vasilisa egor

Что Михаил, что его клиент Зудин показались очень уж уверенными ребятами.
Может конечно фото на кроватке и последующие расслабленные года на велосипеде в Германии поспособствовали этому впечатлению. Как будто ничего их не удивит, все продумано и знакомо наперед. Такие спокойные и терпеливые ребята, на фоне этого Лена выглядит нервисто-истеричковатой.
Вот уж где сила, в поисковом трафе и Физтехе :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zudin

Уверенными ребята стали когда эффект "длинного хвоста" сработал. Поначалу было слегка грустно, поскольку казалось что надо было просто разместиться на топовых ресурсах и не тратить деньги на "прощупываение рынка". Действительно много дискутировали с Фадеевым на тему второго раунда - он убедил что сработает. Что сработало, стало ясно только где-то через год.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zudin

А как ещё двигать Commodity при наличии конкурента более дешевого ? Задачка со звездочкой. И опять же в общем случае - например для Японии и Испаноязычного рынка ответ так и не найден. В Китае все тоже очень непросто. Знать бы прикуп - жил бы в Сочи :)

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

а на ведроиде разве не fat32 используется?

Ответить
Развернуть ветку
Buster Kasey

Эти "шлейф и послевкусие" можно как-то рассчитать? Или Зудину тупо повезло?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фадееы
Автор

При продвижении продукта с большим жизненным циклом мы обязательно делаем публикации с расчётом на длительный период. По каждому индивидуальному случаю — даём прогнозы, основываясь на опыте прошлой работы. Ну и Саша Зудин это 100% не такой человек, который стал бы полагаться чисто на удачу...

Ответить
Развернуть ветку
alex d

Проблема вроде как и высосанная из пальца, но софтина для ее решения неплохо продается :) Это уже на грани искусства - выдумать проблему, раструбить о ней и толкать решение за не самый копеечный прайс.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Петрикин

Зудин походу еще более хитрый, чем Фадеев)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sasha Fourman

Я не маковод, но мне нравится, как можно придумать проблему, из неё создать продукт с УТП, впарить публике, и потом ещё писать про это как про успешный успех. На самом деле это круто - взбить из говна сметанку и убедить кого-то, что это непременно ему нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фадееы
Автор

Убеждать кого-то, что ему надо купить ненужный драйвер — слишком дорого и сложно. Мы делали наоборот: предлагали парагоновское решение людям, у которых уже есть эта проблема. И параллельно не дали шанса этим людям наткнуться в поиске на решения конкурентов

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sasha Valendo

А у мак есть проблемы с NTFS? О_о 15 лет маки юзаю и ничего подобного не наблюдалось

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соломакер

особенно плохо у извращенцев, которые на макбуке держат и макось и винду: создал текстовый файл под виндой — из-под мака не можешь его открыть

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Inga Knyazeva

Это и есть успешный успех. Или удачная удача? В общем, так везет не всем.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

макось только на чтение

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zudin

Есть при произодстве видео когда большие объемы цифровых данных обрабатываются в "гетерогенной среде" - реадактирование на Маке - а заливка на Виндовые и Линуксовые сервера. Ощутимая часть покупателей NTFS for Mac - это очень серьёзные организации занятые видеопродакшеном (например Голливудские).

Ответить
Развернуть ветку
Viktoriya Koshkareva

Юность, проведённая в 90е, даёт о себе знать - все вопросы решаются не через тендер, а на посиделках и междусобойчиках))

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zudin

А что тут такого ? Я как то пересекался с Фадеевым - обрисовал ему задачу, он потом сделал довольно большую работу по проработке плана кампании - заметим бесплатно. Мы ее внутри обсудили и после первого "провального" этапа проанализировали результаты и запустили второй этап.

Не в обиду Фадееву - он тут выступал как "очень опытный землеком" который помогал решать куда копать вместе с заказчиком.

Не очень понятно зачем тут объявлять тендер на такую мелочь - стоимость самой тендерной процедуры тут будет влиять на общую стоимость да и после первого этапа формально надо было закрывать такой проект. Это же не закупка UPS 80кВт в офис где тендер провести легко и просто.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соломакер

Причем не важно, насчет чего вопросы — оптовая торговля ломом черных металлов, овощи или digital-продвижение программного обеспечения для Mac OS. Где есть чуваки из девяностых, там все вопросики обкашливаются на посиделочках за бутылочкой

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Katarina Krishtop

Ну не такая уж это специфическая проблема, на маке с 2012, дайте-ка припомню, сколко раз мне понадобился драйвер?
ммм как на счет 0?
И да, я использую флешки и хард.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фадееы
Автор

Как раз специфическая, потому что не у всех вылазит!

Ответить
Развернуть ветку
Слава Фетисов

А как же кейс четырехлетней давности с Никитушкой? Про него куда интересней читать, наверное)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соломакер

только не говори слово на букву "ХА"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дарья Никулова

Всегда надо работать с оглядкой на будущее!
Лену тут тоже не забыли, смотрю)

Ответить
Развернуть ветку
Isaac Ishimura

Просто сектанты маководы иногда хотят выходить за пределы своего ареала обитания и перекидывать файлики на винду и обратно.

Но, так как аудитория таких сектантов-пассионариев крайне низка, даже небольшая кампания в диджиталочке с хорошо настроенным таргетингом смогла вытащить продажи на уровень в 3 раза больший. Вот и усё.

*закрыл свой мак и пошёл на обед*

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фадееы
Автор

низкая аудитория — это как?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Гена Чичуа

Ох уж эти полотенца от Фадеева на vc.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фадееы
Автор

длинные тексты позволяют фильтровать аудиторию: я в принципе пишу не для тех, кому лень читать многабукаф. для тех, кому лень, есть видосики в тик-токе

Ответить
Развернуть ветку
Vi Germanova

Читаю вторую статью этого автора, имхо, интересно! Может местами и непрофильно (имею в виду его отношения с некой Торшиной). Кейсы полезные, написано живенько - не зря потерянные 5-7 минут моей жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Зеберг

Mac? NTFS? Чот сложнаааа
Пойду дальше на своей винде видосики смотреть

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

кто все эти люди? имею ли я право не знать их?

Ответить
Развернуть ветку
Николай

А что, никому не интересно, почему агенство без Марины Рожковой? Или все знают ?

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда