{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Одинаковый результат в 2 раза дешевле: как устроен продакшен малой группой

Считается, что рекламный продакшен должен быть большим. Чем больше бренд клиента, тем «серьёзнее» и больше нужна группа. Однако это устаревшее понимание индустрии. Креативный директор агентства Inbase Николай Бастраков рассказывает, как делать продакшен хай-уровня малой группой, чем он отличается от классического производства и сколько стоит.

Классический продакшен: каждый занят своим делом

Подход к съёмкам рекламы пришёл из киноиндустрии. Обкатанные на фильмах процессы стали применять в новой сфере — производстве рекламы.

Любой продакшен с оборудованием серьёзней фотоаппарата трудозатратен. Будь то фестивальный кейс, рекламное промо, интервью или что-либо ещё. Для съёмок требуется огромный ресурс: техника, люди, деньги.

Состав классической продакшен-группы

Продюсер

Режиссер

Оператор

Ассистент оператора

Фокус-пуллер

Механик камеры

Логер

Плейбекер

‎Художник-постановщик

Ассистент-постановщик

Гафер

Техник

Светотехник

Бестбой

Костюмер

Гримёр

Визажист

Супервайзер

Администратор группы

Менеджер площадки

Количество задействованных людей может показаться раздутым, однако это далеко не предел. С масштабированием проекта добавляется новая прослойка персонала. Ассистенты, гримёры, визажисты и осветители увеличиваются в количестве пропорционально размеру съёмок.

Появляется административная прослойка: каждую группу специалистов необходимо координировать.

Основной каркас группы в виде режиссёра и оператора могут давно работать вместе. Однако когда необходимы 3 дополнительных осветителя и 5 гримёров, привлекают фрилансеров и тех, с кем прежде не сотрудничали. Скорее всего, специалисты прежде никогда не работали вместе. Между ними нет слаженности в работе, отсутствует понимание процессов. Это всё забирает внимание и человеческий ресурс.

Чем больше людей на площадке, тем больше становится хаоса. Такое количество людей тяжело контролировать. Крики на площадке растут пропорционально людям, гримёрка превращается в бедлам. Можно догадаться, на пользу ли идёт такая атмосфера.

Эту рекламу мы делали впятером. Хорошему тревел-ролику не нужны 20 специалистов для производства.

В большом продакшене разделены все зоны ответственности. Каждый специалист занимается своим узким делом. Режиссёр объявляет сцену, фокус-пуллер настраивает фокус, гафер выставляет свет, супервайзер приносит раскрадровку и говорит, какой план и сколько снимать. Задачей оператора остаётся наводить камеру и отвечать за финальный результат на экране.

На съёмках режиссёр никогда не общается с художником-постановщиком напрямую. Коммуникация проходит через супервайзера или второго режиссёра.

Работу большого продакшена можно сравнить с редакцией журнала. В ней есть главред, издатель, шеф-редактор, автор, корректор, бильд-редактор. У каждого исполнителя своя функция — каждый участник процесса несёт ответственность только за свою часть.

Субъективно с точки зрения исполнителя такая смена проходит легче. Ответственность размазывается — у каждого участника меньше обязанностей и с него меньше спроса. Поэтому любой продакшен хочет больших групп.

Этот подход оправдан на потоковых съёмках в кино или сериалах. Когда необходимо отработать 50 смен, деление ролей необходимо, иначе с графиком справиться сложно. В рекламе это избыточно.

Как устроена малая группа

Как классический рекламный продакшен вышел из кинопроизводства, так и малая группа сформировалась при подготовке фильмов.

Исторический пул малой группы сложился в Америке в фильмах категории В и С. В отличие от флагманского кино фильмы категорий ниже не обладали большими бюджетами. Ограниченные ресурсы вынуждали придумывать новые решения и методы. Из экономии родился новый подход.

Но экономия — не порок, а двигатель прогресса. Процессы оптимизировались, техника становилась проще в использовании. Прогресс технологий позволил реализовывать прежние приёмы меньшим количеством людей. Из категории B приёмы переходили в фильмы категории А.

Например, Стивен Спилберг использовал подходы из категории B в фильме «Поймай меня, если сможешь». Так, фильм был снят в 147 разных местах всего за 52 дня. Такая мобильность при сравнительно небольшом бюджете кино была достигнута за счёт малой группы производства.

Принципы бюджетных фильмов также перекочевали в рекламную индустрию. В этой среде они оказались наиболее органичны.

Состав малой группы в рекламе

Продюсер/режиссёр/постановщик

Оператор/постановщик

Фокус-пуллер

Ассистент-постановщик

Гафер/художник по свету

Техник

Визажист

В работе используется столько человек, сколько минимально необходимо в проекте. Например, один человек может совмещать работу продюсера и режиссёра. Роль постановщика при этом делится между режиссёром и оператором, роль механика камеры отходит оператору и фокус-пуллеру.

Рассмотрим роль режиссёра. В кино он нужен, в том числе, чтобы взаимодействовать с актёрами, вводить их в курс дела. Объясняет, какой идёт съёмочный день, что за события случились у героя перед сценой, какие от него нужны эмоции.

В рекламном производстве не всегда есть необходимость в режиссёре. Эту роль может взять креативный директор проекта. Актёру не нужен долгий онбординг. Он приходит на 4 часа: у его героя нет глубокого бэкграунда, у него не было читки и совместных прогонов. Отыграть счастливого отца, кормящего семью завтраком можно и без этого. Потребность в режиссёре-координаторе попросту отпадает.

Малая группа — не монолитный состав. Он также может масштабироваться в зависимости от размера проекта. Однако его сила в том, что большинство задач можно решать ограниченным числом персонала.

В Inbase есть кейс времён пандемии. Помимо наличия масок и перчаток действовало ограничение в 10 человек. Поэтому на съёмочной площадке помимо 3 актёров производственная группа состояла из 7 человек. А когда на площадку приходил клиент, один участник группы выходил за дверь. Учитывая, что мы умеем работать малым количеством участников, съёмки не принесли много хлопот.

Когда на площадке нет толпы, нет потребности в большой административной прослойке. Сокращаются итерации в общении, коммуникация становится проще.

Малая группа требует более ответственного подхода от самой группы. Людям необходимо больше включаться в процесс. Когда некому задать глупые вопросы, а супервайзер в любой момент не прибежит на помощь, приходится ещё до начала съёмок подумать о том, как снимать. Не все специалисты к этому готовы.

Если большой продакшен оправдан на длинных проектах, малая группа к ним совсем не подходит. Например, на съёмки больше 3 дней понадобится два состава малой группы — иначе группа устанет, снизится концентрация и качество. По итогу проект выйдет дороже производства классическим продакшеном.

Однако в рекламных форматах малый продакшен имеет преимущество: команда более подвижна, для реализации требуется меньше ресурсов. А ещё это дешевле.

Форматы для малой группы

  • Рекламные ролики
  • Креативные кампании
  • Интервью
  • Тревел-видео
  • Клипы

Сколько стоит продакшен большой и малой группой

Классический продакшен может охватить больший пул задач, имеет больше людей в штате. Однако больше — не всегда лучше.

Мы никогда не снимаем на камеры ниже RED. С хорошей камерой можно вытянуть картинку в любую сторону, сделать на постпродакшене часть работы. «Фотоаппаратный» продакшен не даст того же качества. При равном оборудовании разнится лишь количество задействованных людей.

Важно понимать, что камера — не самая дорогая часть продакшена. Гораздо дороже стоит работа продюсеров, операторов и съёмочной команды.

Много людей — дороже процесс. Большой продакшен стоит 4-5 миллиона рублей. Это не завышенный ценник — столько стоит любой рекламный ролик.

Не имея 1 500 000 рублей на съёмки, можно не думать о большой группе.

Для Inbase 1,5 миллиона — это хороший бюджет. Даже на 800 тысяч рублей можно создать качественный ролик.

Наш подход к съёмкам другой: мы трезво смотрим на задачу и стараемся делать её минимальным количеством людей. При необходимости — число людей увеличивается.

В нашем производстве задействованы надёжные, профессиональные специалисты с хорошей оплатой. Но за счёт того, что мы работаем малым количеством, сокращаются ненужные итерации и бюджет.

Вместо вывода

Нельзя сказать, что один подход лучше другого. Для каждой группы есть задачи, с которыми они справятся лучше. Вопрос в том, насколько это рационально.

Если это не сверхбольшой проект, не кино или сериал, классический продакшен не нужен. Те же задачи можно решить дешевле, быстрее и меньшим количеством людей.

Посмотрите наши кейсы и приходите сотрудничать в Inbase. Мы знаем, как делать видео, которые привлекут внимание.

0
5 комментариев
Juaquita Howard

Рената Литвинова-богиня

Ответить
Развернуть ветку
Inbase
Автор

Полностью согласны!

Ответить
Развернуть ветку
Obdznsk

Так вот он какой — настоящий продакшен!

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ковалев

столько людей работают над продакшеном, это так здорово

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Supruniuk

Без обид, но ролик OKOLO - как то не понял. Природа там, все такое, но затянуто и непонятно о чем. Да это бренд, можно было подумать, но бренд чего? Если убрать кадры с квадрика, то может и на телефон такое можно сделать? или лучше и без группы.
Не имел желания задеть каким то образом участвующих в процессе. Всем мир.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда