Как у нас появилась своя CRM и что с ней теперь делать

Я соучредитель и директор агентства Stranke.ru. Расскажу небольшую историю компании и одного нашего продукта. Прошу совета читателей, интересно узнать мнение коллег. Но об этом ниже.

В закладки

История будет про создание одного продукта, который получился сам собой и встал вопрос что с ним делать дальше и как правильно поступить. Продукт не идеален, он далек от совершенства, там еще очень много чего не хватает, но как ни странно имеет своего клиента.

Итак, немного о нас: мы из Челябинска, с 2012 года занимаемся созданием сайтов, продвижением и рекламой (больше вторым и третьим). Развитие нашего продукта я разбил на отдельные этапы. Даже в самом начале, когда продукта и не было, он уже начал зарождаться в моей голове и головах моих коллег по офису. Каждый из этапов сделал свой отпечаток на видении продукта, на его внешнем виде и функционале, который решает ту или иную задачу.

Все началось в 2012 году.

1. Таблички

Как это часто бывает, начинали мы работать как и большинство других агентств из трех человек - эксель и какие-то нехитрые штуки вроде evernote для записей обсуждений совместных и пр.

Каждый вечер мы подводили итоги дня, писали в таблицы что мы сделали. Я вел учет всех проектов, времени, клиентах, оплат от них, дедлайны и пр. Даже отдельная таблица с нумерацией договоров.

С ростом компании и появлении новых коллег в нашем офисе мы внедряли какие-то новые фичи в автоматизацию и упрощение нашей работы искали готовые сервисы и приложения, тестировали, отказывались либо садились на них на непродолжительное время. Сперва мы отказались от блокнотов и таблиц и перешли в чудный сервис wunderlist.

Wunderlist

wunderlist

Ух, это был восторг! Удобное перетаскивание, понятный и логичный, работа в команде и пр. Нам хватило его на полгода. Дальше мы поняли - он слишком прост для серьезной работы, нужно идти дальше и искать что-то посолиднее.

К тому времени (2014 год) мы уже плотно работали с 1С-Битрикс, стали серебрянными партнерами и открыли для себя мир Битрикс24.

Битрикс24

Битрикс24

Класс! Подумали мы. Удобный экстранет, связь с продажниками в Москве в два клика, хранилка документов и своя база знаний. Это очень круто! В этот период мы работали с битрикс24, но параллельно смотрели Мегаплан, 1С, salesforge и десятки других вплоть до redmine. Битрикс24 показался самым простым для нашего понимания и функциональным. (тем более он для нас бесплатный как для партнеров)

На битрикс24 мы просидели около полутора лет. Освоили для себя работу проектов, задач, поигрались в бизнес-процессы, но как-то не получилось сделать их удобными и применимыми в нашей бизнес-логике.

Однажды я поймал себя на мысли, что я не хочу заходить внутрь нашей системы автоматизации. Мне показалось, что такая система автоматизации не автоматизирует, а заставляет тратить больше времени на простые и примитивные вещи: создать задачу, проверить выполнение, спрогнозировать сроки, найти данные от доступов к проекту.

Я понял что меня стало раздражать больше всего: на создание задачи я стал тратить с учетом заполнения всех полей уже несколько минут, хотя сама задача на 5-10 минут. И работа с битрикс24 не снимала с меня обязанности выставлять документы в другом месте (мы использовали программу бизнес-пак), печатать красивые конверты клиентам в третьем месте, учитывали оплаты в четвертом. Я стал проклинать первое число месяца, т.к. на него приходилось штук 10 отчетов, а вместе с ними акты, счета, задачи на следующий месяц, просмотр задач прошлого и т.д.

И я до сих пор не понимаю почему внутри битрикс24 есть "мой календарь" и "мои задачи". Как сотрудник может делать задачу если у него на этот день пять встреч? И как он может поехать на встречу если он должен закончить другую задачу.

Сведение это все в один понятный процесс работы для меня оказался крайне трудозатратным. Я понял, что нужно искать другие решения.

Свой продукт

Я снова стал мониторить рынок, но к моему сожалению прочие решения подходили еще хуже. И тогда я впервые задумался - а не написать ли нам свою систему под себя.

Так как мы работаем с 1с-битрикс, то и писать решили на нем для ускорения разработки, перейти туда мне хотелось максимально быстро.

Для себя я написал список функционала, который мне необходипроект

  • Клиенты (хранить данные, реквизиты, контакты)
  • Проекты (хранить доступы)
  • Задачи
  • Финансы (учитывать оплаты клиентов)
  • Продажи
  • Уведомления

Промучавшись с проектом интерфейса и дизайном его неделю или две - получилась первая версия.

Все задачи - отдельными плашками, которая имеет плановое и фактическое время. По клику на задачу справа открывается ее детали. Во вкладке "данные" выводятся доступы к проекту.

Также мы сверху стали выводить плановое время выполнения работ. На момент скриншота видно, что у программиста стоит задач на 300 часов вперед =)

Такой вид стал гораздо более удобным чем в Б24, а нам большего и не нужно было. Появился механизм простого планирования рабочего времени с автоматизированным расчетом и менеджер в беседе с клиентом мог открыть с разу назвать ориентировочные даты работ по проекту без вечерних обсуждений "когда закончишь".

Первые продажи

На протяжении года мы понемногу допиливали систему, убирали баги и косяки, усложняли функционал, а кое-что переписывали с нуля. В течение этого года с клиентами так или иначе затрагивался вопрос автоматизации их бизнеса и мы что-то обсуждали, между делом показывая клиентам нашу систему.

И внезапно к нам пришел клиент и сказал - ребята, я видел вашу систему и мне понравилось. А вы можете мне сделать такую-же, но допилить ее под нашу тематику - детские праздники. Добавить:

- календарь бронирований помещений

- сделки иначе сделать

- добавить прайс чтобы из него сделки формировать

- добавить специфичные выводы вроде списка дня рождения детей из базы клиентов.

Конечно мы согласились, у нас появился интересный опыт продажи и согласования под конкретного клиента, а вместе с допилками его системы обновлялась и наша, появился раздел прайс.

Дальше к нам приходили новые клиенты по совету старых или которые нашли нас в интернет и заинтересовались такой автоматизацией.

Дальше наша система появилась во всех франчайзи этой компании детских праздников, следующую систему мы сделали для строительной лаборатории. Как мы выяснили для себя - есть целый раздел ПО - лабораторные информационные системы. Сложности там никакой нет, но называются хитро и стоят очень дорого - от миллиона и до бесконечности.

Мы написали систему на порядок дешевле, внося правки и в наш дистрибутив. Мы освоили требования лабораторий - как работают пробы, как забирают, как выдают, какие документы печатают, что такое журнал регистрации проб, что такое сканер штрихкода и принтер штрихкодов и многое другое.

Затем мы автоматизировали лабораторию из местной больницы.До нас они работали в бумажках, а теперь в нашей системе. Мы впервые увидели насколько растет производительность труда воочию - на регистрацию пациента через бюджетную систему уходило по 5-10 минут, через нашу - 40 секунд. Видимо, в медицинских системах про юзабилити не слышали.

Внесение микроорганизмов

После этого было праздничное агентство, аренда мебели из Москвы, сервисный центр из Красноярска и другие различного вида бизнесы, даже гостиницу одну частично автоматизировали.

Из последних проектов - внедрили нашу систему в обучающий центр для медперсонала, тем самым вытеснив 1С из их жизни.

Пожалуй, самый интересный но тяжелый проект - интеграция с сайтом, личным кабинетом студента, отправка приглашений, смс и многое другое.

Текущее положение дел

С каждым проектом мы дорабатывали нашу коробку, по возможности обновляя прошлые проекты, если они были у нас на техподдержке.

Вдохновлялись мы разными аналогами. Чат - ватсап, задачи - гугл календарь + добавили нужного, управление финансами взяли концепцию с cashorganizer, сводка, клиенты, проекты и прочий функционал - авторский.

Функционал рос, качество его также выросло. Особенная гордость - управление задачами и продажами:

В задачах теперь у нас все необходимое: плановое время, учет фактического по таймеру, а самое главное - перетаскивание задач по дням недели. При этом, если задача занимает 4 часа, а на среду есть только 2 - остальные 2 часа переедут на четверг.

Качество работы с дедлайнами выросло неимоверно. Постановка задачи на пару кликов теперь не напрягает и кажется удобным.

Раздел продажи
Продажи

В каждой продаже создаются свои задачи, учитываются приход денег, формируется состав сделки, а также в пару кликов делаются различные счета-оферты, акты, акты сверок, договор и пр.

На сегодняшний момент в нашей "коробке" есть следующее:

  • сводка (в виде виджетов показываем ключевую информацию в компании
  • лента (аналог ленты новостей в Б24)
  • задачи
  • продажи
  • проекты
  • прайс
  • отчеты
  • клиенты
  • финансы
  • документы
  • база знаний
  • управление

Как видно из списка - функционал внушителен и вполне закрывает почти все потребности небольших компаний сервисных вроде нашей.

Даже печать конвертов сделали =))

Планы на будущее и вопросы без ответов

Ну и напоследок - разрабатывать систему можно бесконечно как показала практика. Наша CRM/ERP система (не знаю как правильно ее назвать) родилась сама собой, при этом родилась не из нашей головы а исходя из потребностей рынка и реального бизнеса.

Как показывает практика, спрос на такую систему неплох и у нас получается ее продавать но как индивидуальное внедрение.

Мне хотелось бы ее выпустить на рынок в качестве серийного решения, которое было бы недорогим, простым в доработке (Битрикс же) но закрывающим большинство потребностей микробизнеса с услугами.

Для этого сейчас мы готовим функционал установки и обновлений через маркетплейс 1с-битрикс. Хотим попробовать ее продавать через этот канал, посмотрим что получится.

Но есть ряд вопросов, возможно вы мне подскажете как лучше поступить.

  • - открывать исходный код или закрывать? Битрикс разрешают на маркетплейс обфускацию. Закроем - не смогут допиливать. Откроем - могут украсть. Что лучше?
  • Стоит ли пытаться делать облако? В таком случае будет подписка, но систем с подпиской и так полно, а наша задумка с разовой продажей и продлением лицензии на обновления. Стоит ли оно того?
  • Ну и будем рады любым комментариям на этот счет.

Мы сейчас кроме этого работаем еще над парой своих проектов довольно любопытных. Если статья вызовет интерес расскажу и про них.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Виктор Буланенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 17, "likes": 15, "favorites": 33, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 61372, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 16 Mar 2019 01:02:33 +0300" }
{ "id": 61372, "author_id": 7712, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61372\/get","add":"\/comments\/61372\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61372"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "possessions": [] }

17 комментариев 17 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Я не люблю тратить время поэтому напишу свою CRM...завтра...после обеда...ближе к вечеру...перед сном.

Ответить
2

Ндаааааа....ну и фантазии :)
"Затем мы автоматизировали лабораторию из местной больницы. До нас они работали в бумажках, а теперь в нашей системе." "Мы впервые увидели насколько растет производительность труда воочию - на регистрацию пациента через бюджетную систему уходило по 5-10 минут, через нашу - 40 секунд. Видимо, в медицинских системах про юзабилити не слышали."

Все госы используют много лет готовое решение, типа убогой "инфоклиники". Кто будет использовать Ваше решение в гос. учреждении? Про реестр пациентов, госуслуги ... молчу.

Ответить
1

В клиниках есть решения для врачей, лабораторных систем практически нет в микробиологических лабораториях

Ответить
1

На самом деле путь нелегкий, и у вас получилась не CRM, а система управления предприятием )))) Другой сегмент, другие задачи. В настоящее время для себя ищем +/- подобное решение: продажи, проекты, задачи... Пока в поиске, в сторону Битрикса не смотрю, поскольку тяжеловесный монстр.

Ответить
1

Попробуйте Планфикс, прекрасный инструмент. Если вникнуть в методологию, то можно практически все процессы автоматизировать

Ответить
0

На нем пока и остановился

Ответить
1

А я еле-еле научился зарабатывать подачей объявлений и ничего в статье не понял.
Но всё очень умное и понравилось мечтать о таком же количестве работы. Вот бы меня кто обучил. Наверное я бы таким же умным стал. А пока у меня табличка.
Пойду котлетку греть и компотик варить на свои 6000 руб. Компотиком могу поделиться, очень вкусный.

Ответить
0

Открой столовку, возможно денег больше поднимать будешь, чем в ИТ ;)

Ответить
0

Только если для айтишников.

Ответить
1

скоро будет проще перечислить компании которые НЕ делали свой CRM.

Ответить
0

ссылка на сайт? на полное описание продукта, это модуль для БУС? или для Корпортала.
если БУС - какие редакции держит? можно подробнее.....

Ответить
0

Как по мне, облако гораздо лучше

Ответить
0

Очень интересно. Запускайте в облако, битрикс24 очень медленный и удобство пользования там вообще нет, при этом нормального управления задачами и одновременно продажами сейчас нет на рынке

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }