{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как у нас появилась своя CRM и что с ней теперь делать

Я соучредитель и директор агентства Stranke.ru. Расскажу небольшую историю компании и одного нашего продукта. Прошу совета читателей, интересно узнать мнение коллег. Но об этом ниже.

История будет про создание одного продукта, который получился сам собой и встал вопрос что с ним делать дальше и как правильно поступить. Продукт не идеален, он далек от совершенства, там еще очень много чего не хватает, но как ни странно имеет своего клиента.

Итак, немного о нас: мы из Челябинска, с 2012 года занимаемся созданием сайтов, продвижением и рекламой (больше вторым и третьим). Развитие нашего продукта я разбил на отдельные этапы. Даже в самом начале, когда продукта и не было, он уже начал зарождаться в моей голове и головах моих коллег по офису. Каждый из этапов сделал свой отпечаток на видении продукта, на его внешнем виде и функционале, который решает ту или иную задачу.

Все началось в 2012 году.

1. Таблички

Как это часто бывает, начинали мы работать как и большинство других агентств из трех человек - эксель и какие-то нехитрые штуки вроде evernote для записей обсуждений совместных и пр.

Каждый вечер мы подводили итоги дня, писали в таблицы что мы сделали. Я вел учет всех проектов, времени, клиентах, оплат от них, дедлайны и пр. Даже отдельная таблица с нумерацией договоров.

С ростом компании и появлении новых коллег в нашем офисе мы внедряли какие-то новые фичи в автоматизацию и упрощение нашей работы искали готовые сервисы и приложения, тестировали, отказывались либо садились на них на непродолжительное время. Сперва мы отказались от блокнотов и таблиц и перешли в чудный сервис wunderlist.

Wunderlist

wunderlist

Ух, это был восторг! Удобное перетаскивание, понятный и логичный, работа в команде и пр. Нам хватило его на полгода. Дальше мы поняли - он слишком прост для серьезной работы, нужно идти дальше и искать что-то посолиднее.

К тому времени (2014 год) мы уже плотно работали с 1С-Битрикс, стали серебрянными партнерами и открыли для себя мир Битрикс24.

Битрикс24

Битрикс24

Класс! Подумали мы. Удобный экстранет, связь с продажниками в Москве в два клика, хранилка документов и своя база знаний. Это очень круто! В этот период мы работали с битрикс24, но параллельно смотрели Мегаплан, 1С, salesforge и десятки других вплоть до redmine. Битрикс24 показался самым простым для нашего понимания и функциональным. (тем более он для нас бесплатный как для партнеров)

На битрикс24 мы просидели около полутора лет. Освоили для себя работу проектов, задач, поигрались в бизнес-процессы, но как-то не получилось сделать их удобными и применимыми в нашей бизнес-логике.

Однажды я поймал себя на мысли, что я не хочу заходить внутрь нашей системы автоматизации. Мне показалось, что такая система автоматизации не автоматизирует, а заставляет тратить больше времени на простые и примитивные вещи: создать задачу, проверить выполнение, спрогнозировать сроки, найти данные от доступов к проекту.

Я понял что меня стало раздражать больше всего: на создание задачи я стал тратить с учетом заполнения всех полей уже несколько минут, хотя сама задача на 5-10 минут. И работа с битрикс24 не снимала с меня обязанности выставлять документы в другом месте (мы использовали программу бизнес-пак), печатать красивые конверты клиентам в третьем месте, учитывали оплаты в четвертом. Я стал проклинать первое число месяца, т.к. на него приходилось штук 10 отчетов, а вместе с ними акты, счета, задачи на следующий месяц, просмотр задач прошлого и т.д.

И я до сих пор не понимаю почему внутри битрикс24 есть "мой календарь" и "мои задачи". Как сотрудник может делать задачу если у него на этот день пять встреч? И как он может поехать на встречу если он должен закончить другую задачу.

Сведение это все в один понятный процесс работы для меня оказался крайне трудозатратным. Я понял, что нужно искать другие решения.

Свой продукт

Я снова стал мониторить рынок, но к моему сожалению прочие решения подходили еще хуже. И тогда я впервые задумался - а не написать ли нам свою систему под себя.

Так как мы работаем с 1с-битрикс, то и писать решили на нем для ускорения разработки, перейти туда мне хотелось максимально быстро.

Для себя я написал список функционала, который мне необходипроект

  • Клиенты (хранить данные, реквизиты, контакты)
  • Проекты (хранить доступы)
  • Задачи
  • Финансы (учитывать оплаты клиентов)
  • Продажи
  • Уведомления

Промучавшись с проектом интерфейса и дизайном его неделю или две - получилась первая версия.

Все задачи - отдельными плашками, которая имеет плановое и фактическое время. По клику на задачу справа открывается ее детали. Во вкладке "данные" выводятся доступы к проекту.

Также мы сверху стали выводить плановое время выполнения работ. На момент скриншота видно, что у программиста стоит задач на 300 часов вперед =)

Такой вид стал гораздо более удобным чем в Б24, а нам большего и не нужно было. Появился механизм простого планирования рабочего времени с автоматизированным расчетом и менеджер в беседе с клиентом мог открыть с разу назвать ориентировочные даты работ по проекту без вечерних обсуждений "когда закончишь".

Первые продажи

На протяжении года мы понемногу допиливали систему, убирали баги и косяки, усложняли функционал, а кое-что переписывали с нуля. В течение этого года с клиентами так или иначе затрагивался вопрос автоматизации их бизнеса и мы что-то обсуждали, между делом показывая клиентам нашу систему.

И внезапно к нам пришел клиент и сказал - ребята, я видел вашу систему и мне понравилось. А вы можете мне сделать такую-же, но допилить ее под нашу тематику - детские праздники. Добавить:

- календарь бронирований помещений

- сделки иначе сделать

- добавить прайс чтобы из него сделки формировать

- добавить специфичные выводы вроде списка дня рождения детей из базы клиентов.

Конечно мы согласились, у нас появился интересный опыт продажи и согласования под конкретного клиента, а вместе с допилками его системы обновлялась и наша, появился раздел прайс.

Дальше к нам приходили новые клиенты по совету старых или которые нашли нас в интернет и заинтересовались такой автоматизацией.

Дальше наша система появилась во всех франчайзи этой компании детских праздников, следующую систему мы сделали для строительной лаборатории. Как мы выяснили для себя - есть целый раздел ПО - лабораторные информационные системы. Сложности там никакой нет, но называются хитро и стоят очень дорого - от миллиона и до бесконечности.

Мы написали систему на порядок дешевле, внося правки и в наш дистрибутив. Мы освоили требования лабораторий - как работают пробы, как забирают, как выдают, какие документы печатают, что такое журнал регистрации проб, что такое сканер штрихкода и принтер штрихкодов и многое другое.

Затем мы автоматизировали лабораторию из местной больницы.До нас они работали в бумажках, а теперь в нашей системе. Мы впервые увидели насколько растет производительность труда воочию - на регистрацию пациента через бюджетную систему уходило по 5-10 минут, через нашу - 40 секунд. Видимо, в медицинских системах про юзабилити не слышали.

Внесение микроорганизмов

После этого было праздничное агентство, аренда мебели из Москвы, сервисный центр из Красноярска и другие различного вида бизнесы, даже гостиницу одну частично автоматизировали.

Из последних проектов - внедрили нашу систему в обучающий центр для медперсонала, тем самым вытеснив 1С из их жизни.

Пожалуй, самый интересный но тяжелый проект - интеграция с сайтом, личным кабинетом студента, отправка приглашений, смс и многое другое.

Текущее положение дел

С каждым проектом мы дорабатывали нашу коробку, по возможности обновляя прошлые проекты, если они были у нас на техподдержке.

Вдохновлялись мы разными аналогами. Чат - ватсап, задачи - гугл календарь + добавили нужного, управление финансами взяли концепцию с cashorganizer, сводка, клиенты, проекты и прочий функционал - авторский.

Функционал рос, качество его также выросло. Особенная гордость - управление задачами и продажами:

В задачах теперь у нас все необходимое: плановое время, учет фактического по таймеру, а самое главное - перетаскивание задач по дням недели. При этом, если задача занимает 4 часа, а на среду есть только 2 - остальные 2 часа переедут на четверг.

Качество работы с дедлайнами выросло неимоверно. Постановка задачи на пару кликов теперь не напрягает и кажется удобным.

Раздел продажи
Продажи

В каждой продаже создаются свои задачи, учитываются приход денег, формируется состав сделки, а также в пару кликов делаются различные счета-оферты, акты, акты сверок, договор и пр.

На сегодняшний момент в нашей "коробке" есть следующее:

  • сводка (в виде виджетов показываем ключевую информацию в компании
  • лента (аналог ленты новостей в Б24)
  • задачи
  • продажи
  • проекты
  • прайс
  • отчеты
  • клиенты
  • финансы
  • документы
  • база знаний
  • управление

Как видно из списка - функционал внушителен и вполне закрывает почти все потребности небольших компаний сервисных вроде нашей.

Даже печать конвертов сделали =))

Планы на будущее и вопросы без ответов

Ну и напоследок - разрабатывать систему можно бесконечно как показала практика. Наша CRM/ERP система (не знаю как правильно ее назвать) родилась сама собой, при этом родилась не из нашей головы а исходя из потребностей рынка и реального бизнеса.

Как показывает практика, спрос на такую систему неплох и у нас получается ее продавать но как индивидуальное внедрение.

Мне хотелось бы ее выпустить на рынок в качестве серийного решения, которое было бы недорогим, простым в доработке (Битрикс же) но закрывающим большинство потребностей микробизнеса с услугами.

Для этого сейчас мы готовим функционал установки и обновлений через маркетплейс 1с-битрикс. Хотим попробовать ее продавать через этот канал, посмотрим что получится.

Но есть ряд вопросов, возможно вы мне подскажете как лучше поступить.

  • - открывать исходный код или закрывать? Битрикс разрешают на маркетплейс обфускацию. Закроем - не смогут допиливать. Откроем - могут украсть. Что лучше?
  • Стоит ли пытаться делать облако? В таком случае будет подписка, но систем с подпиской и так полно, а наша задумка с разовой продажей и продлением лицензии на обновления. Стоит ли оно того?
  • Ну и будем рады любым комментариям на этот счет.

Мы сейчас кроме этого работаем еще над парой своих проектов довольно любопытных. Если статья вызовет интерес расскажу и про них.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Буланенко
Автор

В клиниках есть решения для врачей, лабораторных систем практически нет в микробиологических лабораториях

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stoma

На самом деле путь нелегкий, и у вас получилась не CRM, а система управления предприятием )))) Другой сегмент, другие задачи. В настоящее время для себя ищем +/- подобное решение: продажи, проекты, задачи... Пока в поиске, в сторону Битрикса не смотрю, поскольку тяжеловесный монстр.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Колмаков

Попробуйте Планфикс, прекрасный инструмент. Если вникнуть в методологию, то можно практически все процессы автоматизировать

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stoma

На нем пока и остановился

Ответить
Развернуть ветку
Александр Полозов

А я еле-еле научился зарабатывать подачей объявлений и ничего в статье не понял.
Но всё очень умное и понравилось мечтать о таком же количестве работы. Вот бы меня кто обучил. Наверное я бы таким же умным стал. А пока у меня табличка.
Пойду котлетку греть и компотик варить на свои 6000 руб. Компотиком могу поделиться, очень вкусный.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Полозов

Только если для айтишников.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

скоро будет проще перечислить компании которые НЕ делали свой CRM.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Маркин

5crm.ru вам понравится))

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Черепанов

ссылка на сайт? на полное описание продукта, это модуль для БУС? или для Корпортала.
если БУС - какие редакции держит? можно подробнее.....

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Буланенко
Автор

Старта достаточно

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Черепанов

а как можно пощупать этого зверя?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Буланенко
Автор

напишите мне [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Dastan Zholdas

Как по мне, облако гораздо лучше

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Вэй

Очень интересно. Запускайте в облако, битрикс24 очень медленный и удобство пользования там вообще нет, при этом нормального управления задачами и одновременно продажами сейчас нет на рынке

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда