(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(90683248, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(90683248, 'hit', window.location.href);

Исследование FMCG-ритейла во «ВКонтакте» в 2022 году: аудитория, охваты, вовлечение

«Студия Чижова» провела большое исследование SMM в сегменте товаров для дома: расскажем, как бренды отреагировали на изменение конъюнктуры рынка, как менялось количество аудитории, вовлеченность, объем выпускаемого контента и не только.

Привет! Это Студия Чижова

У нас большой опыт работы над продвижением в соцсетях FMCG-ритейла — вот пара кейсов для примера:

Мы регулярно проводим конкурентный анализ, изучаем работу других брендов в этой нише. В материале мы решили собрать в одном месте данные за прошлый год: как бренды отреагировали на блокировку Instagram*, как поменялись их показатели по подписчикам и вовлеченности и как у них сейчас обстоят дела во «ВКонтакте».

Для анализа мы взяли пять сообществ крупных брендов: «Магнит косметик», «Лэтуаль», «Рив Гош», «Золотое яблоко», «Подружка». Цифры доставали с помощью LiveDune, выводы делали на основе собственного опыта.

В первой части исследования поговорим об аудитории и контенте. Скоро опубликуем вторую, в которой расскажем о работе с рекламой.

Поехали.

Как менялось количество подписчиков в аккаунтах «ВКонтакте» FMCG-ритейлеров

В прошлом году на количество подписчиков ритейлеров повлияло сообщение о блокировке Instagram*. День X случился 14 марта. Посчитаем прирост и выразим его в процентах. По каждой линии мы увидим ежемесячную долю новых подписчиков за 2022 год.

Красной линией мы выделили месяц блокировки Instagram*. Что бросается в глаза: у всех сообществ произошел прирост аудитории. Рекордсменами выборки стали «Лэтуаль» и «Золотое яблоко» (9,09% и 8,45% соответственно). Наименьшая доля выпала на «Рив Гош»: 1,49% за март.

При этом «Рив Гош» оказался единственным сообществом, у которого после марта не было спада. В остальных случаях мы наблюдаем падение к летним месяцам на доблокировочный уровень. Будто бы ничего и не случилось.

В последнем квартале года все рассматриваемые аккаунты, кроме «Подружки», показали уверенный и устойчивый прирост, хотя внешних дополнительных стимулов не было. Instagram* второй раз не блокировали.

Получается, что 1 из 5 аккаунтов смог нарастить аудиторию выше, чем от эффекта буста.

Глянем на общую долю прироста подписчиков. Мы оценили их количество на начало и конец года по каждому аккаунту.

Теперь сравним динамику этого показателя с графиком 2021 года.

Получается, что у «Магнит косметик» результат 2022 года чуть превышает предыдущий. Остальные участники показали кратный рост. У «Рив Гош», например, динамика вообще выросла в шесть раз.

Какие выводы делаем:

  • В моменте аккаунты получили прирост аудитории.
  • Не все этот прирост смогли удержать.
  • Основная активность по набору аудитории пошла в конце года.
  • Общее увеличение доли подписных баз говорит об активной работе компаний по соцсети. Больше рекламных бюджетов, больше постинга и активностей.

С этим разобрались. Теперь вопрос: что же FMCG-ритейлеры делали с контентом? Добро пожаловать в следующий раздел.

Как менялось количество контента

Снова врываемся в LiveDune и смотрим на количество постов по месяцам у каждого аккаунта. Для начала оценим общую динамику:

Мы видим общий тренд на повышение количества публикаций за год. Единственным аккаунтом, который выложил меньше постов в период блокировки Instagram*, оказался «Магнит косметик».

Также наблюдается закономерность по росту количества подписчиков в конце года у всех сообществ. Вероятно, есть прямая связь между типом публикаций, их количеством и приростом аудитории. Спойлер: все дело в конкурсных механиках, но об этом позже.

Поглядим дальше на суммарное количество постов за два последних года.

Кроме «Подружки», мы везде видим увеличение постинга во «ВКонтакте» в разрезе года. Самый большой рост получился у «Золотого яблока»: в 2,6 раза.

Очевидный вывод: ритейлеры стали больше вкладываться в производство контента для «ВКонтакте».

Давайте теперь посмотрим поглубже. Поменялись ли как-то форматы контента?

Как менялись форматы контента

Методология такая. Посмотрим изменения в форматах контента в два периода: с 01.01.2022 по 14.03.2022 (день блокировки инсты) и с 15.03.2022 по 31.12.2022. Наглядно все увидим по каждому сообществу.

В 2022 году у брендов выросло количество форматов. У «Магнита» в начале года было три вида контента, а потом стало четыре. У «Подружки» было два формата: посты с видео и посты с картинками. К концу года тоже дошло до четырех видов.

И самое интересное — доля и количество опросов.

Например, у «Рив Гош» до блокировки было всего 3 таких поста, а после — 156. У «Лэтуаль» их до 14 марта вообще не публиковали, а по итогам года опросов стало 296. Это говорит об адаптации классической механики из сторис в Instagram**. К тому же опросы дают дополнительные реакции в виде голосов.

Раз мы заговорили про адаптацию, то давайте копнем глубже.

Как адаптировали Stories и Reels

Stories и Reels были двумя самыми ходовыми форматами в Instagram*. Первый помогал взаимодействовать с аудиторией, второй хорошо работал на ее привлечение за счет рекомендательных алгоритмов.

Stories

«ВКонтакте» в прошлом году добавил опцию «Сюжеты». Это аналог Highlights, который позволяет делать подборки историй. Функцией воспользовались только три сообщества из пяти: «Подружка», «Магнит косметик» и «Золотое яблоко».

Этот факт говорит о том, что не все сообщества перестроились или нашли «Истории ВК» как альтернативу.

Клипы ВК

А вот клипы «ВКонтакте» публиковали абсолютно все. Дата первого вертикального видео у каждого сообщества попадает в коридор блокировки Instagram*.

Оценим востребованность формата клипов по их суммарному количеству за год:

Только у «Подружки» вышло всего шесть клипов, да и то с перерывами. На предпоследнем месте по их количеству «Рив Гош». Остальные ритейлеры публиковались гораздо чаще. «Золотое яблоко», по-видимому, постили видео несколько раз в день.

Посмотрим, сколько просмотров суммарно принесли клипы:

Показательно, что свои без малого 100К просмотров забрали шесть клипов «Подружки». У «Магнита» и «Золотого яблока» количество исчисляется десятками миллионов. Фактически формат работает на узнаваемость.

Понятно, что на цифры может влиять рекламный и рекомендательный трафик. Поэтому стоит определить степень вовлечения зрителей. Сначала определим суммарное количество реакций с клипов: лайки, комментарии и репосты.

Примечательно, что рекордсменом по количеству выложенных клипов было «Золотое яблоко». «Магнит» получил наибольшее число просмотров. А рекорд по реакциям поставил «Лэтуаль».

А теперь разделим реакции на количество клипов. Оценим среднюю температуру.

В итоге получается, что регулярная публикация клипов дала дополнительный охват и активности.

Как стимулировали дополнительную активность в сообществах

В ходе исследования мы нашли еще одну показательную закономерность. Каждое сообщество увеличило количество публикаций с конкурсными механиками.

В ход шло все: сертификаты, купоны, наборы, товары. Были и конкурсы в виде игр, и даже моменталки а-ля «лайкни два предыдущих поста, сделай репост и получи подарок». Проявление активности и подписка на сообщество были обязательными условиями участия.

К сожалению, мы не можем объективно оценить, сколько людей привлекли такие посты, для этого нужен доступ к статистике. Зато нам по силам определить, насколько сильно изменилась частота конкурсных записей.

Опять врываемся в LiveDune, суммируем у каждого поста количество реакций. Аномальное отклонение в виде пика означает, что активность была простимулирована. Чем? Правильно, конкурсом.

Оценим по каждому сообществу количество тех самых пиков. Красной линией укажем дату блокировки Instagram*.

Как мы видим, у всех ритейлеров возросла частота использования стимулирующих активностей: конкурсы, розыгрыши и т. д. Это говорит о двух вещах. Либо они нашли универсальный инструмент, либо они нашли только один способ увеличить лайки, репосты и комментарии.

Общая картина. Охват и вовлеченность

В завершение стоит взглянуть на картину целиком. У нас пять крупных профильных сообществ из одной ниши. Широкими мазками мы можем отследить, как поменялся охват в 2022 году и что там с вовлеченностью (сумма реакций к охвату).

Смотрим на общий охват.

В марте суммарный охват вырос в 5,6 раза, затем до июня было минимальное повышение. Просадка случилась летом. Затем пошел положительный тренд к декабрю, только рост по сравнению с мартом составил 1,49 раза. Отсюда следует, что блокировка Instagram* действительно дала ощутимый всплеск по охвату. Только динамика потом вернулась к привычным значениям изменений.

Как же менялась вовлеченность:

Вот тут мы наблюдаем постэффект. Блокировка произошла в марте, а пик вовлеченности произошел в апреле. Затем пошло резкое снижение к июлю, практически в два раза. Потом тренд развернулся в обратную сторону, достигнув пика в декабре.

Следует учитывать искажение реальной картины из-за весомого влияния конкурсных постов и клипов ВК (они продвигались самой соцсетью). Чтобы посмотреть на действительность, нужно провести расчет с исключением учета конкурсных записей и клипов.

Как выглядит суммарный охват без учета стимулирующих постов и клипов в ВК (понятно, что на 100% это не очистить):

Общий естественный охват поднимался с февраля до апреля. Потом были колебания до сентября, а затем выход на годовой максимум. Как видим, график отличается от изначального. В среднем данные по общему и естественному охвату отличаются в 2,5 раза.

А что с вовлеченностью без учета конкурсов и розыгрышей?

В этом случае мы видим сходство графиков до апреля, но потом естественная вовлеченность пошла на спад к концу года. Выправление было только в августе и ноябре. Действительно, в рассматриваемом сегменте аудитория на самом деле стала менее активной, но дело спасают конкурсные механики.

Выводы

Резюмируем:

  • Блокировка Instagram* дала всплеск по подписчикам, но потом динамика вернулась к нормальным значениям.
  • ритейлеры стали публиковать больше контента в сообществах в «ВКонтакте», что логично.
  • После блокировки стали использоваться различные форматы контента у всех участников: тексты, изображения, видео и опросы. Последние поднялись максимально.
  • Сюжеты использовали три из пяти сообществ, а клипы тестировали все. Четыре ритейлера публиковали их регулярно.
  • Клипы стали одновременно альтернативой Reels и Stories. Формат продвигался самим ВК до и после блокировки Instagram*.
  • Положительная динамика охвата и количества подписчиков в конце года объясняется ростом количества конкурсных постов.
  • Естественная вовлеченность падала с апреля по декабрь.

В следующей публикации мы рассмотрим, как менялись рекламные воронки по аналогичным периодам. Ставьте плюсы и оставляйте комментарии, если вам нравится исследовательский формат.

___________________________

Ну и, конечно, если хотите выстроить стратегию перфоманс-маркетинга в соцсетях, которая приносит бизнесу деньги, обращайтесь в Студию Чижова.

*Instagram принадлежит корпорации Meta, признана в России экстремистской и террористической организацией

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Артём Ченцов

Ну, ждем вторую часть, чтобы раскрыть больше инфы какие воронки и форматы привлечения аудитории были использованы. Особенно интересны нестандартные механики, а ещё больше — offline to online, либо же с других площадок.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Горбачёв

на самом деле такой прирост в VK в 2022 году связан по большей части с тем, что другого варианта нет)

Ответить
Развернуть ветку
Студия Чижова
Автор

С точки зрения прироста аудитории больше всех в прошлом году выиграл Телеграм. С ВКонтакте ситуация, на самом деле, не очевидная. С одной стороны, он получил приток аудитории весной прошлого года. С другой, удержать ее в моменте не удалось. Это подтверждает и это исследование, и те, что мы делали в прошлом году. Проблемы с вовлеченностью во ВКонтакте тоже пока остаются

Ответить
Развернуть ветку
Артём Ченцов

И ещё вопрос отдельный по форматам контента до и после блокировок. Тут отдельно тоже было бы интересно разобрать, на примерах, что за текстовый формат появился в контенте после блокировок, и какой он был до — изображения в инсте офк были доминирующим контентом, но вот кто, как и зачем там 4% сделал текстовых постов?

Ответить
Развернуть ветку
Студия Чижова
Автор

Самый простой вариант — подведение итогов конкурсов в виде текстовых постов) Поскольку конкурсов было много, это могло повлиять на статистику. Но сам вопрос интересный. Стоит посмотреть детальнее

Ответить
Развернуть ветку
Mike Prozorov

Как считаете, в других сферах по ВК будет подобная картина?

Ответить
Развернуть ветку
Студия Чижова
Автор

Однородной картины, скорее всего, не будет. Но мы сейчас готовим большое исследование по всем нишам. По тем данным, которые уже проанализированы, этот материал отражает общую ситуацию по ВКонтакте

Ответить
Развернуть ветку
Денис Буйлов

что за название дурацкое "Подружка"

Ответить
Развернуть ветку
Студия Чижова
Автор

Магазин косметики и парфюмерии, в основном, на молодежную аудиторию ориентирован)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда