Сторителлинг: базовый принцип

Что такое сторителлинг, зачем он нужен и как использовать его в презентации.

Сторителлинг, если переводить буквально, «рассказывание историй». Если что, многоэкранная статья «Storytelling» в английской Википедии соответствует коротенькой русской «Сказительство» — где весь текст посвящен истории народных сказителей, а современному использованию уделяется две строчки. В общем, наглядно: в русском обществе «сторителлинг» — какая-то западная придумка, которую не совсем понятно как использовать. Попробуем разобраться.

Во-первых, нужно определиться с термином. Иногда «сторителлинг» понимают буквально — вы делаете презентацию, вдруг останавливаетесь и говорите: «А вот у нас на заводе случай был…» У Иисуса это работало — и это действительно классный прием. Он дает аудитории расслабиться, он бодрит ее и возвращает внимание. Но пока это еще не совсем сторителлинг.

Не забывай свои корни

Вы уже умеете рассказывать истории, как и любой человек. История — самый понятный и доступный способ общения. У нас в мозгу даже есть специальные участки, которые нужны, чтобы воспринимать истории.

Язык создан для этого — в любом предложении есть подлежащее и сказуемое, и чаще всего это существительное и глагол. То есть предмет, который что-то делает. Конечно, потом мы все усложнили, придумали прилагательные, деепричастия и квартальные отчеты. Теперь вы легкостью можете вогнать в тоску и усыпить аудиторию — инструментом, изобретенным, чтобы кричать, в какой стороне леопард.

Сюжет — это важно

Вспомните базовые элементы сюжета: экспозиция — завязка — развитие — кульминация — развязка. Рассказываете о N, N что-то делает, и из этого получается X — тот же принцип, что и в любом предложении. Трудно что-то испортить, не правда ли?

Но переключиться сложно — для нас куда привычней риторическая схема: тезис — аргументы — выводы. Она замечательная, с массой преимуществ — но требует соответствующей аудитории, и чем сложнее ваш предмет, тем сложнее ей придется.

Если цель — рассказать о проекте инвесторам, заразить идеей коллег или просто показать, что вы интересный рассказчик, — хотя бы раз попробуйте рассказать историю.

Инструкция: идите в бар

Ну или хотя бы представьте, что вы в баре с приятелем. Вам нужно презентовать свою компанию инвестору. Расскажите о ней приятелю! Вы сами удивитесь, насколько четко вы уложитесь в схему сюжета.

  • Я такой-то, делаю то-то. В этой сфере дела обстоят так-то и так-то — это экспозиция.
  • Мы начали делать это по такой-то причине — это завязка.
  • Были сложности — мы решили их таким-то образом — это развитие.
  • Мы придумали такую-то штуку — и она работает! — это кульминация.
  • Сейчас мы занимаем такое-то место с такими-то показателями — развязка.

Для продвинутых

Для начала хватит и этого. Но если вы хотите залезть глубже, знайте — то, что вы сейчас сделали, называется «мономиф» или «путь героя». По такой схеме строятся мифы по всему миру, от Древней Греции до Скандинавии. Герой слышит призыв к странствиям, отправляется куда-то, где его ждут испытания, и возвращается, но уже изменившимся. Это «старая школа», простая и действенная модель, с которой сложно сравниться по эффективности.

Есть и другие техники, почитать про них можно, например, здесь. Но они нужны скорее не тем, кто хочет просто донести свою мысль убедительно, а тем, кому важно сделать «крутую» презентацию. Возможно, культура публичных выступлений у нас когда-нибудь разовьется настолько, что простые схемы уже не будут работать. Тогда будет время отточить вложенные циклы и спарклайны, но пока, я думаю, до этого еще далеко.

История или нет?

Подумайте, можно ли назвать эту статью «историей»? Вроде бы в ней нет героя, нет каких-то явных приемов. Но в начале мы даем экспозицию — рассказываем, как обстоят дела. Потом рассказываем о принципах сторителлинга — это развитие. Пример с баром — кульминация, и в конце вы возвращаетесь туда, где были. Но, надеюсь, немного другим человеком.

Автор статьи — Константин Климов, компания MIRANIT

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Greenberg

прям глаза нам всем на сторителлинг открыли)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

один из самых неадекватных англицизмов.

Ответить
Развернуть ветку
Яков Богачев

Не совсем, это не синоним сказительства, это как раз наименование отдельного явления, которое раньше называлось пиз@#&ольство в маркетинге.
А так звучит более сеооптимизированно.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Это фор зем гайз, кто работает банки и телеком. Там пиплз настолько упорот, что вставляет неуместные слова инглиш в неуместные для этого обороты. Поэтому считают, что они икспэрт энд клевер энд фьюче лох, в лице работодателя оценит этот бред.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Shugay

что здесь написано?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда