{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Telegram-канал на закупах» с близкими «датами залива», «на зеленой стате» и «с особой ценой для внешки»

Понятия из дивного мира заработка на трафике в Telegram. Разбираю это явление с позиции заказчика рекламы для IT-компаний. И бонусом делюсь, как мы оцениваем качество привлеченной в канал аудитории в B2B.

Привет, VC. Меня зовут Ася Шабалина, я развиваю диджитал для IT-компаний в агентстве iTrend, опытом делюсь в своем Telegram-канале. Мы продвигаем tech-бизнес в СМИ и новых медиа, ведем содержательные TG-каналы и страницы B2B-компаний в других соцсетях. Помогаем заказчикам транслировать рынку смыслы, которые интересны думающей аудитории. Именно они завоевывают доверие и выстреливают в долгом цикле сделки.

Как и примерно все рекламодатели в Telegram, на начальном этапе продвижения клиентов мы столкнулись с каналами, которые профессионально занимаются перегонкой трафика.

Бизнес редко обходит их стороной – ведь в нише IT, как наверняка и в большинстве других, в таких каналах сравнительно дешевые цены размещений и на первый взгляд вполне приличная статистика и соответствие теме.

По мотивам взаимодействия с ними, а также любопытных комментов под статьей о масштабной кампании по привлечению B2B-аудитории от Рейтинга Рунета, расскажу, почему мы в своих проектах перестали покупать в таких каналах размещения.

Профессиональные перегонщики трафика в TG – это кто?

Отличительные признаки.

  1. Эти каналы монетизируются исключительно через рекламу.
  2. Подписчики для них – это ресурс на продажу, цифры охватов и «зеленая стата» (то есть восходящая динамика роста, она свидетельствует о «свежести» канала и повышает шансы на успешную рекламу). Никак не аудитория для диалога.
  3. Эти каналы покупают себе трафик подешевле и массово – это и есть «заливы», десятки объявлений в месяц в больших каналах широких тематик. Платят за это объявление они в 2-10 раз меньше, чем там же заплатил бы конечный рекламодатель. Для «своих», админов-профи, цены тоже свои.
  4. А продают свой трафик они подороже – заказчикам из «внешки», конечному бизнесу, который развивает канал не ради размещения в нем чужой рекламы.
  5. Рекламные посты выходят часто, ведь это хлеб админа. Рекламируется все подряд, объявления как правило никак не подстраиваются под контент.
  6. Постов тоже много, по несколько в день – надо же чем-то разбавлять рекламу.
  7. В этой бизнес-модели контент – сущность вторичная. Он должен быть и на него должно уходить минимум ресурсов. В теме IT это чаще всего агрегация шуток или новостей без рерайта.
  8. Часто с закрытыми комментариями, чтобы не отвлекаться на эти ваши диалоги и не палить IQ собранной аудитории.
  9. В сравнении с авторскими каналами у них дешевая стоимость 1000 показов (CPM), поэтому именно к ним, как правило, в первую очередь приходят за рекламой свежие каналы компаний.
  10. Многие показатели могут быть накручены, но не обязательно.
  11. А еще большинство из них состоят в сетках, присутствуют на биржах.

Сразу подчеркну: ничего не имею против таких каналов. Они существуют, потому что на рынке есть на них спрос. Кроме того, все параметры выше – довольно условные, бывают промежуточные варианты со вполне живой читающей аудиторией.

Но применительно к продвижению B2B и интеллектуально емких продуктов с ними есть проблемы.

Проблема 1. Аудитория

Думаю, не нужно доказывать тезис, что уровень контента определяет, кто в итоге будет его читать.

Мы в своих проектах очень придирчивы к качеству аудитории. Изучаем под микроскопом не только статистику каналов для размещения, но и их контент – чтобы оценить, интересен ли он ЛПРам. Вручную просматриваем людей, пришедших по пригласительной ссылке.

Как проверяем качество пришедшей аудитории?

В этом плане нам повезло – в B2B оценить релевантность пользователей чуть-чуть проще, чем в B2C. ЛПРы это часто публичные люди, они заинтересованы в заполнении профиля, а их ФИО в связке с IT легко гуглится.

Если хотя бы 20% новых подписчиков удается идентифицировать как подходящих – мы считаем источник удачным.

Если же не идентифицируется никто, а оформление профилей далеко от принятого в деловых кругах – канал уходит в блок-лист независимо от его статистики и стоимости подписчика.

Мы тестировали посевы в дешевых ИТ-каналах (до 2000 р. CPM). Пришли оттуда не то чтобы боты, но... аккаунты, на которые больно смотреть. Грустно, когда на канал облачного провайдера или интегратора подписываются «Шаловливая булка», «Бабай екрный», «Раздолбайка поехавшая» и «Посредственность» (ники реальные). Потом большинство из них все равно отписывается, это портит статистику, падает процент вовлеченности.

Проблема 2. Контент

Так как мы специализируемся на одной нише и сами постоянно пишем тексты для ЛПРов, мы довольно быстро стали определять каналы, для которых контент вторичен.

Ради исследовательского интереса недавно я общалась с несколькими администраторами таких каналов с новостями ИТ-рынка. Приглашала их в наш телеграммный Пресс-центр для журналистов и представителей New Media.

Если сократить, предложение было примерно таким:

У вас тут на днях вышла новость нашего клиента, IT-компании. Вероятно, и другие будут актуальны? Хотим вам предложить удобный инструмент – источник контента для вашего медиапроекта, в том числе эксклюзивного. С возможностью оперативно запрашивать от экспертов компаний комментарии и материалы, интересные вашей аудитории. Уже десятки журналистов и админов тематических TG-каналов с нами, получаем от них очень позитивный фидбек.

Ха-ха-ха, наивный санкт-петербургский девушка :) Разумеется, отклика не было никакого – ведь этим каналам и не нужен эксклюзивный контент. Даже просто посматривать на закрытую информленту и выхватывать оттуда интересные куски – это сложнее, чем дать заголовок и лид новости из Хабра.

И в противовес, админы качественных ИТ-каналов, которые дорожат своей аудиторией, с удовольствием идут на контакт и разного рода коллаборации. Мы с ними с радостью дружим и обмениваемся аудиторией.

К чему я это все

  • Если вы B2B-компания и вам важно, что на вас были подписаны действительно лица, принимающие решения – придется быть очень придирчивыми.
  • Стоимость 1000 показов ниже 2000 р. вас должна очень сильно насторожить. Исключения бывают, но редко.
  • Если посты в канале – это безликий конвейер, он скорее всего вам не подходит даже при полном соответствии теме и неплохой статистике. Там просто не та аудитория, которая вам нужна.
  • Не недооценивайте альтернативные инструменты продвижения TG-канала: Telegram Ads, таргетинг в ВК, Яндекс.Директ, коллаборации, корпоративные ресурсы, публикации на внешних платформах (VC, Хабр, Дзен).
  • Каналы с вдумчивым деловым контентом – все ещё дефицитны в TG. Если у вас есть ресурсы и экспертность для его создания, для вас ещё есть место.
  • Если вам близка тема вдумчивого поиска решений для продвижения B2B-компаний – подписывайтесь на мой канал о digital в IT :)

И буду рада, если вы поделитесь своим опытом посевов в разрезе качества аудитории и бизнес-эффективности в сложных нишах. Может, есть чем дополнить список отличительных признаков? Или наоборот, его покритиковать? Читаете ли вы лично хотя бы один канал, попадающий под описание? Открыта к диалогу)

0
32 комментария
Написать комментарий...
Ася Власова

Мне кажется, чтобы все эти тонкости понять и не гнаться за трафиком любой ценой, у руководителя компании, которая ведёт канал по b2b теме, должен быть очень высокий уровень доверия своему маркетологу и команде SMM. А маркетолог должен быть настолько глубоким профи, чтобы иметь мужество отстаивать медленное, но качественное приращивание аудитории vs бездумный нагон ботов или читателей с никами из этой статьи :) Цифры и графики роста всегда рисовать проще, чем разбираться в деталях.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Знаешь, Ась, я вот для себя последнее время много думала над формулировкой, зачем вообще веду свой канал. И вот, кажется, в первую очередь, именно для этого. Чтобы с разных сторон обосновывать подходы и результаты, реалистичность ожиданий. И смотреть с клиентами в одну сторону) Когда вербуешь их в союзники, эффект от проекта умножается)) И самим становится в кайф 🙂
Спасибо за твой комментарий, очень точный)

Ответить
Развернуть ветку
Ася Власова

Все абсолютно так. Уверена, что думающим клиентам тоже очень важно работать не с "черным ящиком" или просто исполнителями, а с теми, кто по факту задает тренды и стандарты в отрасли и открыто их готов обсуждать.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Все к чему прикасаются маркетологи и всякие "блогеры графоманы инфоцыгане" в итоге превращается в УГ.

IT уже стало похоже на День работников радио и связи известный, как День радио. К нему примазались абсолютно все, кто не имеет никакого отношения. Как радиоведущие, которые к Дню Связистов имеют отношение - никакое от слова совсем.

Первый абзац это шедевр словоблудия.
А далее:
"Бизнес редко обходит их стороной – ведь в нише IT, как наверняка и в большинстве других, в таких каналах сравнительно дешевые цены размещений ..."
Каким боком тут IT вперлась? Вот каким? В коде чтоли собрались размещать ссылки на эти ваши сраные каналы?!

Остался один дед с белой бородой. Но и его скоро подомнут.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Здравствуй, юзернейм! Я тебя так ждала! 😄
Про холивары на VC ходят легенды, очень их хотелось. Но следующий раз можно пожалуйста ну хоть немножко более конструктивно, а то тут даже не знаю что в ответ обосновывать)))

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

так каким боком IT в вашем тексте?

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Тем, что мы специализируемся на продвижении ИТ-компаний) Соответственно, все каналы, о которых я говорю, - касаются темы ИТ, с новостями отрасли и другим околоайтишным контентом. Тенденция наверняка касается и каналов на другие темы, но другие я не изучала детально, поэтому делаю оговорки.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

почему же не писать вот таким, нормальным языком? религия не позволяет в это время года?
зачем вот такие костыльные фразы: " я развиваю диджитал для IT-компаний"?
вы послушайте, как они на слух звучат..
или вот это вот
"Помогаем заказчикам транслировать рынку смыслы, которые интересны думающей аудитории"
кому все таки? люлям иои рынку? и что это влобще за такое колдунство - трансляция смыслов? донести идею? ну так и пишите, а то получается какой то психодэл....
будьте проще и понятнее для людей. и люди к вам потянутся.
имхо
пысы. Если вы хотели блеснуть оригинальным, броским, нескучным текстом, то получилось как у Моцарта и Сальери. Интересное не ново, а новое не интересно

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Спасибо за взгляд со стороны) Когда в этом варишься, действительно кажется все понятным)) Обязательно учту)

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

ну аы же на первой полосе с людьми. люди разные. а надо донести до всех.
если вы замкнетесь в коконе только понимающей вас аудитории то упустите кучу возможностей. IT ой какое разное. Потому что прикладное. И любое IT, да и вообще, любая интеллектальная сфера деятельности базируется только на одном принципе и одной цели которую декларировал тысячи лет назад некто Пифагор.
это гармония. если ваш текст гармоничен, то в нем можно есть смысл и его будут читать.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Плюс, в других отраслях точно отличается средний ценник на рекламу в каналах, и моя условная граница в CPM 2000 р. будет не релевантна без этого уточнения.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ветров

Интересная статья)) сам сталкивался с ботоводами, когда решил потестить закупы на каналы, они действительно портят всю картину. Скажите, а сталкивались с тем, что конкуренты вам нагоняли ботов/плохой трафик? Чтобы даже метку красную ставили, слышал сейчас это довольно частая практика

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Efremova

на самом деле от ботов никак не избавишься, даже под этой статьей есть парочка

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Так и есть) Но, думаю, есть смысл хотя бы пытаться снижать их количество и не платить за них в рекламе)

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Дмитрий, спасибо)
Сталкивались в разных сценариях.

1. Купили посев, канал по приглашающей ссылке привел нам ботов. Расчет на то, что рекламодатель не заметит, а открытую статистику эффективности рекламы TGstat потом выдаст отличную. Об этой истории подробно рассказывала вот тут https://t.me/Ash_digitalForIT/69

2. Иногда в каналы на наших проектах просто приходят сотня-другая ботов без видимого источника. Списать это на конкурентов можно, но зачем это им или кому-то ещё - для меня до сих пор загадка.

Как оценить качество аудитории, пришедшей с посева в TG-канале. Задача со звездочкой.

«Вау, подписчики в 3 раза дешевле обычного! Из релевантного ИТ-канала! У него отличные показатели вовлеченности, в клиентском канале показатели тоже выросли! Ну красота же, надо срочно перено...

Как оценить качество аудитории, пришедшей с посева в TG-канале. Задача со звездочкой.

«Вау, подписчики в 3 раза дешевле обычного! Из релевантного ИТ-канала! У него отличные показатели вовлеченности, в клиентском канале показатели тоже выросли! Ну красота же, надо срочно переносить во все проекты».

Так начиналась история нашего взаимодействия с одним крупным ИТ-каналом, которого позже мы уличили в мошенничестве. Но он настолько мастерски подделывает все показатели, что там до сих пор выходит реклама очень уважаемых ИТ-компаний. Мы же давно занесли этот канал в черный список и вот уже несколько месяцев наблюдаем отток аудитории в тех проектах, которые успели там разместить. Оттоку радуемся. Из истории вынесли для себя много уроков.

Начну по порядку. Интуитивно понятно, что при выборе каналов для размещения надо оценить его базовые показатели:

• Средний охват публикации

• Соответствие теме

• Стоимость 1000 показов

Некоторые идут дальше и добавляют в анализ вспомогательные метрики вовлеченности, которые дает TGstat и Telemetr:

• ERR – сколько подписчиков читает канал

• ER – сколько реакций оставляют охваченные

• Средний рекламный охват

• Индекс цитируемости

• Эффективность рекламы – результаты предыдущих рекламодателей, дает TGstat

Уже на этом этапе бросается в глаза, что у каналов с высокой вовлеченностью стоимость 1000 показов чаще всего кратно выше. Переплачивать не хочется, и часть сммщиков уходят в каналы с дешевым CPM, получая аудиторию сомнительного качества. Допустимо в случае широкой ЦА, малоперспективно в B2B, но заказчик же не разберется.

Но у канала, с которого я начала рассказ, был дешевый CPM, высокие показатели вовлеченности и прекрасная эффективность рекламы. Нас это удивляло, но – мало ли какие причины у админа демпинговать.

Радовались мы этому рекламному предложению до тех пор, пока не разместили там новый для нас проект. На старте работы почти вся аудитория клиента оказалась из этого канала. И в первый месяц все было хорошо, а потом клиентские показатели вовлеченности обрушились.

Первое, что нас смутило: под 70% подписчиков клиента оставили включенными уведомления (неправдоподобно много), а посты начали собирать в лучшем случае 30% охвата.

В чем дело? Мы принялись копать…

Предлагаю поиграть в Шерлока и по этим вводным вам предположить, в чем проблема) А следующим постом я расскажу о наших итогах расследования и сделанных выводах.

#TG_на_практике

@Ash_digitalForIT

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Мельниченко

А всё из-за закрытия сами знаете чего. Да если бы они еще такие цены не ломили, то еще ладно, желание заработать легких денег можно понять... Но 2000-3000 тысячи за 1000 показов это перебор, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Так баланс спроса и предложения же) Все начинают с посевов, даже каналы, созданные специально под них, не смогут в себя вместить всех желающих по цене меньше 1000))

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Огнева

просим хит-парад самых-самых ников) а если без шуток, то мне нравится читать Асю - я подписана на канал и сюда пришла читать, потому что был анонс статьи там.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Анастасия, спасибо, очень приятно слышать!)

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Про хит-парад - можно конечно ненароком так и захватить какого-нибудь CIO)) Всех никогда не определишь верно.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Zhuravova

Ася, спасибо. Как всегда, все четко и по делу. Читаю с удовольствием всегда)

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Майя, дико приятно, спасибо за фидбек ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Osipov

Ася, где то кажется вы выкладывали список проверенных тг-каналов по ит-тематике и импортозамещении, или на вс, или у себя в ТГ. Можете поделиться, на что стоит подписаться, что читать, где рекламу покупать?

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Александр, привет! Скорее всего речь об этой подборке: https://t.me/Ash_digitalForIT/134 Их все могу рекомендовать смело, особенно на "почитать"). Рекламу из них размещают, кажется, только Максим Горшенин (https://t.me/imaxairu) и "Импортозамещение в ИТ. Оборудование и ПО (https://t.me/RU_Hardware_Soft).

Послепраздничный кейс

Для многих пресс-служб в декабре привычное дело дарить подарки журналистам по профильным направлениям. А как насчет админов дружественных TG-каналов?

Мы тут придумали способ поздравить их и сказать спасибо за репосты и другие виды сотрудничества.

Шаг 1. О...

Послепраздничный кейс

Для многих пресс-служб в декабре привычное дело дарить подарки журналистам по профильным направлениям. А как насчет админов дружественных TG-каналов?

Мы тут придумали способ поздравить их и сказать спасибо за репосты и другие виды сотрудничества.

Шаг 1. Опубликовали пост-подборку с каналами, причастными к делу здорового импортозамещения в IT. В посте чистая правда: и мы, и клиент эти каналы с интересом читаем и очень уважаем авторов.

Шаг 2. Администраторам этих каналов лично написали поздравления и благодарность за сотрудничество.

Шаг 3. Большинство админов сделали репост. 17,5К охвата, 84 пересылки, 5 публичных репостов.

Шаг 4. Все участники (включая клиента) получили прирост от 70 до 140 подписчиков за пару дней.

Бонусом – укрепление взаимоотношений с каналами, повышение доверия у аудитории и хорошее настроение всем причастным 🙂

@Ash_digitalForIT

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Вы вдохновили меня сделать новую :) https://t.me/Ash_digitalForIT/211

Коллеги, какие IT-каналы вы читаете регулярно?

Поделюсь теми, что отслеживаю сама. В этой подборке каналы, которые соответствуют нескольким критериям.

🟥Они обозревают IT-отрасль. Сугубо техническое или нацеленное на управление цифровизацией мне не очень релевантно.

🟥Они ведутс...

Коллеги, какие IT-каналы вы читаете регулярно?

Поделюсь теми, что отслеживаю сама. В этой подборке каналы, которые соответствуют нескольким критериям.

🟥Они обозревают IT-отрасль. Сугубо техническое или нацеленное на управление цифровизацией мне не очень релевантно.

🟥Они ведутся живыми людьми: за каналом стоит один или команда авторов, чувствуется их позиция, даже если основа контента новостная.

🟥Они сфокусированы на B2B-сегменте.

Разделю на условные категории.

Новости IT-рынка и горстка оценочных суждений. От лидеров мнений и ассоциаций.

Максим imaxai Горшенин

Импортозамещение в ИТ. Оборудование и ПО.

RUSmicro

Ассоциация отрасли ЦОД

АРПЭ

RCCPA (CloudPro)

Блоги, тоже о рынке, но основа уже не новости, а оценка

Грустный Кибрепанк

Валентин Макаров_Руссофт

Управленческий опыт. Блоги людей из IT, опыт которых зацепил и заинтересовал.

Digital-кухня

Вроде работает, но надо тестить

На этом, пожалуй, пока остановлюсь. Список можно продолжать еще очень долго, по градиенту переходя к ИТ СМИ, стратапам, ИТ-компаниям, ИТ-маркетингу, B2B-продажам, диджиталу во всех его проявлениях, B2C-маркетологам, агентствам, предпринимателям... Боюсь даже считать, сколько каналов я читаю))

Но вернемся к B2B IT 🙂 Поделитесь, что читаете вы?

Делюсь находками на канале @Ash_digitalForIT

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Osipov

Да, спасибо, видел, подписан на ваш ТГ, нравится :)

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Спасибо за обратную связь!) Это очень мотивирует 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Мельниченко

В том же ВК в маркет-платформе CPM в районе 80 рублей порой выходит.

Ответить
Развернуть ветку
Димитрий Федянин

но тут возможно подход конкретно к работе со всем не такой как в ВК, но могу ошибаться

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

В ВК конкуренцию выигрывает таргет, поэтому посевы не в чести.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Мельниченко

В B2B да, в B2C всё совсем иначе) Если ты производишь продукт, который может быть интересен широким массам, то работать в ВК с посевами часто гораздо более выгодно, чем с таргетом. Касается, естественно, это только холодного трафика.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина
Автор

Очень может быть) спасибо, что поделилась)

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда