Контент-маркетинг в ИТ-компании: с чего начать, как работать со СМИ, что дают публикации в медиа

Как правильно общаться со СМИ, выпускать по сотне материалов в квартал и благодаря PR-инструментам расти на 30% в год, объясняет Наталья Желтова, менеджер по связям с общественностью ICL Services.

Статья будет полезна всем компаниям, которые работают на рынке с большой конкуренцией и хотят, чтобы хорошая репутация помогала им «обгонять» других игроков отрасли и привлекать новых клиентов.

Контент-маркетинг и пиар в СМИ: зачем мы стали этим заниматься

Компания ICL Services вышла на ИТ-рынок России в 2014 году. Ранее мы работали только с зарубежными заказчиками и под другим брендом, поэтому в России о нас практически никто не слышал. Конкуренция была высокой, и компании нужно было амбициозно заявить о себе.

ICL Services — российская компания, предоставляющая услуги ИТ-аутсорсинга глобальным компаниям. Работает на международном рынке с 2006-го, а на российский рынке — с 2014 года. Развивает такие направления, как промышленный интернет вещей, VR- и AR-сервисы и технологии искусственного интеллекта.

Работа со СМИ и контент-маркетинг должны были закрыть конкретную коммуникационную задачу — повысить узнаваемость компании и позиционировать ICL Services как нового игрока на российском ИТ-рынке, но при этом игрока с огромным опытом работы за рубежом. Необходимо было говорить в СМИ о наших компетенциях, кейсах, принципах, базирующихся на международных стандартах. Мы были уверены, что контент-маркетинг будет работать, ведь нам было что рассказать и показать рынку.

Сейчас, спустя почти пять лет, мы смогли добиться того, что запланировали на старте работы. Однако всем известно, что пиар и контент-маркетинг — то, чем нужно заниматься всегда. Сегодня главные задачи для нас — поддержание имиджа инновационной компании и продвижение новых сервисов вроде внедрения роботизации процессов, интернета вещей, VR и AR.

Текущий KPI в рамках PR-продвижения

Со временем, исходя из опыта и задач компании, мы установили KPI для эффективного пиар-продвижения. Мы стараемся выпускать несколько десятков полноценных публикаций в квартал (сюда относятся аналитические статьи, материалы и переводы экспертов). Кроме того, PR-отдел инициирует упоминания (комментарии экспертов) в СМИ за три месяца. Все материалы с участием компании анализируются системой «Медиалогия», которая выдает итоговый «МедиаИндекс» за три месяца. Примерный ежеквартальный рост — в 10-15%.

С чего начинать «захват» СМИ

Перед тем как планировать, в какие СМИ идти и о чём писать, стоит ответить на вопрос: кто должен узнать о компании, кто будет читать эти тексты. У ICL Services две важнейшие целевые группы.

Во-первых, топ-менеджмент компаний, лица, принимающие решения: генеральные директоры, руководители департаментов крупных компаний различных сфер бизнеса.

Во-вторых, ИТ-специалисты разных уровней, руководители среднего звена, менеджеры по развитию.

Более того, необходимо определиться, на какие темы могут говорить эксперты компании. Для нас это тренды и аналитика рынка ИТ-услуг и ИТ-аутсорсинга, виртуальная и дополненная реальность, облачные технологии, промышленная автоматизация и оптимизация процессов. Руководители направлений рекрутинга и маркетинга могут рассказать о тенденциях и новых веяниях в их сферах деятельности.

Далее мы определили основной критерий для отбора изданий: они должны быть отраслевыми. Главные направления — ИТ, бизнес, рекрутинг, маркетинг. Это четыре темы, с которыми так или иначе связаны все тексты, в создании которых участвует ICL Services.

Собственно, тематики выделили те издания, для которых мы будем писать:

  1. ИТ-издания в приоритете. Их читают как руководители ИТ-департаментов, так и ИТ-специалисты всех уровней от разработчиков до системных администраторов. Ключевые ИТ-площадки: «Хабр», «БИТ», Cnews, TAdviser, Comnews, ICT-Online, TProger.
  2. Бизнес-медиа: «Ведомости», РБК, «Эксперт», vc.ru, Rusbase, «Бизнес Online» и другие.
  3. Профильные площадки для HR-специалистов и маркетологов: «HR по-русски», HR-tv, Rjob.

Как попасть в желаемое издание: советы и схемы работы

Рассмотрим подходы, используемые при сотрудничестве с каждым форматом издания.

ИТ-издания

Так как ИТ-площадки в приоритете, то с ними мы работаем чаще и активнее всего. С некоторыми редакциями мы наладили хорошие отношения и вместе планируем совместные материалы, либо они обращаются к нам за экспертным мнением. В общении с другими нам сильно помогает сервис Pressfeed, а на «Хабре» компания ICL Services давно ведёт собственный блог.

Начну с «Хабра», так как это, пожалуй, один из самых популярных медиаресурсов в сфере ИТ. Его ежемесячная посещаемость — восемь млн уникальных пользователей в месяц (по данным сайта). ICL Services завела блог на «Хабре» четыре года назад, с тех пор мы опубликовали уже 86 материалов. В среднем у нас выходит один-два материала ежемесячно. В среднем статью читает пять-семь тысяч человек. Мы делимся знаниями, кейсами, экспертизой, тем, как мы решаем те или иные задачи.

Несмотря на то что блог на «Хабре» — прежде всего репутационный инструмент, были случаи, когда опубликованные там материалы сразу приводили к нам заказчиков.

Именно так произошло после выхода статьи «Кому из клиентов Microsoft пора переходить на версию Dynamics 365». К нам обратился представитель компании, которая одной из первых (или даже первой) в России внедряет самую современную версию ERP-системы Microsoft Dynamics.


Наш будущий клиент позвонил в ICL Services со словами: «Если ваш специалист так рассказывает о решении, значит у нас нет сомнений в том, что ваша компания сможет грамотно внедрить его у нас». В настоящий момент мы находимся на стадии подписания договора.

Из последних примеров удачных публикаций — статья джуниор-программиста ICL Services «Из авиаконструктора в программисты за один год, или как стать джедаем». Его рассказ о том, как из авиаконструктора он переквалифицировался в разработчики всего лишь за год, принес хороший трафик — почти 15 тысяч просмотров.

После подобных статей на этом ресурсе у нас бывает мощный поток трафика в раздел «Вакансии» на официальном сайте. А некоторые пользователи пишут в личные сообщения и просят написать статьи-продолжения, так как больше нигде не встречали нужной информации.

Для ИТ-компаний, которые ещё не работают с Habr, не знают, с чем его едят, или не готовы разбираться во всех правилах блогинга, советуем начать с комментариев в редакционных материалах. Для этого смотрите запросы от издания на сервисе журналистских запросов Pressfeed. Когда мы только развивали блог, мы никогда не упускали возможность ответить на запрос «Хабра» и дополнительно «засветить» нашего эксперта в редакционной статье.

Запрос от «Хабра»

Тогда комментарий директора по персоналу появился в публикации «Как компании привлекают на работу лучших ИТ-специалистов — ответы экспертов».

Есть издания, с которыми мы уже несколько лет сотрудничаем только через Pressfeed, потому что так удобнее и быстрее отвечать на запросы, чем отдельно держать связь с редакцией. Например, отраслевое издание «БИТ. Бизнес и информационные технологии». Наши PR-специалисты давали комментарии для этого издания 17 раз, и все ответы были приняты. Например, один из запросов был посвящен продвижению ИТ-продуктов.

Запрос от «БИТ»

Директор по маркетингу ICL Services Лилия Алеева рассказала об актуальных методах продвижения.

Фрагмент публикации с участием компании

Также с помощью сервиса мы работали с площадками Tproger, Securenews, блогом образовательного портала GeekBrains.

Так как мы в первую очередь смотрим на заявки, связанные с ИТ-сферой, то на Pressfeed отфильтровываем все запросы по темам «ИТ, телеком, хайтек» и «Инновации и стартапы». Это удобно, когда новых запросов много, а посмотреть и оценить релевантные нужно оперативно.

Поиск запросов

Более того, можно оформить подписку на отраслевые запросы, и тогда они сразу будут приходить на почту.

Конечно, мы также сотрудничаем с ИТ-изданиями «по старинке», то есть напрямую обращаемся в редакции, предлагаем идеи для совместных материалов. Важно показать журналисту уникальность компании, при первом общении дать понять, какой новой ценной информацией она может поделиться с рынком. В пример приведем площадку TAdviser — мы уже несколько раз делали эксклюзивные интервью с разными руководителями ICL Services.

Интервью с руководителем направления

Это разговоры на серьёзные специализированные темы, которые максимально демонстрируют нашу экспертность и которые смогут понять только профессионалы, то есть основная целевая аудитория компании.

Бизнес-медиа

Публикации в деловых изданиях нацелены, прежде всего, на собственников бизнеса, топ-менеджеров, руководителей госпредприятий. В этом случае мы идём в «Ведомости», РБК, «Эксперт». Но также компании интересны и региональные бизнес-медиа.

Главный российский офис ICL Services находится в Казани, поэтому у нас налажены связи с главным деловым ресурсом Татарстана «Бизнес Online». Однажды публикация пресс-релиза в этом издании сразу же привела к нам клиента.

Мы написали о разработке инновационного робота ㅡ виртуального помощника для службы поддержки пользователей. Основная цель релиза — проанонсировать, как ICL Services работает с новейшими технологиями и каким образом эти разработки смогут оптимизировать процессы внутри компании.

Публикация в «Бизнес Online»

Через неделю в компанию пришло письмо от одного из госучреждений региона. Это было письмо на официальном бланке, подписанном цифровой подписью чиновника высокого ранга. В нём были процитированы основные абзацы пресс-релиза, а будущий заказчик просил в ближайшее время начать работу над «пилотом» такого робота, чтобы затем внедрить его в систему службы поддержки этого учреждения.

Также мы сотрудничаем с «РБК Татарстан», в конце 2018 года делали для издания большой обзор по трендам ИТ-рынка.

Публикация на «РБК»

Если хотите попасть на страницы медиа-гигантов, то лучше начать заходить к ним со стороны региональных редакций, а затем уже прощупывать почву на федеральном уровне.

Ну и мониторить запросы от деловых ресурсов на Pressfeed: например, с помощью сервиса мы публиковали колонку в бизнес-издании «Деловой мир».

Запрос от издания «Деловой мир»

Директор по маркетингу Лилия Алеева дала советы, как выстроить эффективную систему приема входящих звонков в компании: кто должен этим заниматься, по каким алгоритмам и как не пропустить ни одного входящего сообщения.

Остальные издания (HR, маркетинг и прочее)

В последние годы мы стали активно сотрудничать с порталами по HR-тематике. Рекрутёры, менеджеры по персоналу, найму и адаптации, внутренние тренеры стали вести блоги в различных медиа.

Например, последняя публикация «Робот vs рекрутер: кто кого?» на сайте E-xecutive от руководителя группы подбора персонала. Наш эксперт поделилась опытом использования роботизированной системы, статью прочитали более пяти с половиной тысяч раз, а в комментариях мы получили отклик от участников сообщества, которые рассказывали свои кейсы.

На E-xecutive можно размещать тексты без предварительной договоренности с редакцией, необходимо только загрузить материал в блоги и ждать одобрения сотрудника издания.

Через Pressfeed мы несколько раз (а именно 12) давали комментарий для профильного издания HR-tv. Как-то был интересный вопрос от редакции: какие пять шагов позволят компании стать желанным работодателем для молодых соискателей.

Публикация с участием компании

Заместитель директора по персоналу высказала своё мнение по тому, как привлекать в компанию молодых талантливых специалистов.

Кстати, на сервисе есть удобная функция: в личном профиле пиарщика отображаются все эксперты, от лица которых он даёт комментарии. Логично, что за каждую тематику в компании отвечает определенный руководитель. Когда журналист получает ответ, он сразу видит, кто именно будет спикером от компании. Это значительно сокращает время на заполнение однотипной информации (ФИО эксперта, его должность, краткая биография и область интересов).

Личный профиль PR-специалиста ICL Services

Как публикации в СМИ помогают бизнесу развиваться

Несмотря на то что некоторые публикации «выстреливают» и приводят в компанию новых клиентов, всё же пиар и контент-маркетинг только косвенно влияют на бизнес-результаты. После выхода очередного текста не стоит ждать роста продаж, ведь в b2b-сфере нет места для спонтанных покупок.

Основная задача контента — демонстрировать экспертизу компании, влиять на тот образ компании, который складывается в голове у будущего заказчика. Публикации в СМИ — инструмент для формирования репутации и узнаваемости.

Чем больше упоминаний о компании появляется в СМИ, тем больше людей и потенциальных клиентов узнаёт о ней, тем сильнее репутация бренда в медиапространстве. В 2018 году компания увеличила объёмы сервисов на 30%, такой результат был получен благодаря слаженной работе команды маркетинга и продаж, в том числе благодаря выстроенной контент-стратегии.

Конечно, существуют метрики, которые помогают нам оценить эффективность пиар-продвижения и посмотреть, как меняется уровень медиадавления компании. Мы следим за «МедиаИндексом» — он анализирует индекс цитируемости материала, «ценность» публикации и тональность. Только за первый квартал 2019 года «МедиаИндекс» вырос на 20% (хотя мы планировали ежеквартальный рост в пределах 10%).

Кроме того, мы анализируем успех текстов в блогах по таким параметрам, как количество просмотров, социальная вовлечённость — лайки и репосты, отдельно следим за комментариями, чтобы вовремя отвечать на вопросы читателей.

Как мы мотивируем наших сотрудников писать тексты

За комплексную работу со СМИ и выход публикаций отвечает PR-подразделение. Однако сами тексты, особенно если говорить о полноценных колонках или материалах для блога на «Хабре», пишут сотрудники, а PR-специалист лишь помогает им с доработкой. Как нам удаётся мотивировать сотрудников рассказывать о выполненных проектах, своём опыте и реальных кейсах?

В 2018 мы внедрили внутренний проект по поддержке авторов – «Клуб медиаэкспертов». Мы обучаем сотрудников техникам написания статей, а также ввели материальные бонусы для штатных «авторов», на это мы закладываем деньги в бюджет.

В итоге, к примеру, одна статья скоро станет главой в HR-книге. Запрос на статью мы получили тоже через сервис Pressfeed.


Директор по обучению и развитию персонала ICL Services заинтересовалась этим вопросом, поскольку является опытным экспертом в этом направлении. Сейчас этот большой практико-ориетированный материал опубликован на сайте HR-tv, но также запланирован выпуск целой книги о том, как в российских компаниях обучают и развивают сотрудников.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Anna Goryacheva

Наталья, спасибо! Хороший материал. Есть несколько вопросов: 1. Неужели вы все публикации бесплатно отрабатываете? Если да, то каким образом вы интегрируете компанию: пишете автора и компанию рядом, размещаете внутри статьи? Я про серьезные печатные бизнес-издания и профильные. Являетесь ли вы рекламным партнёром изданий, в которых публикуетесь (профильные, бизнес). 2. Сколько человек в штате pr-отдела. 3. Как вы мотивируете сотрудников писать статьи? Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Желтова
Автор

1. Мы стараемся, чтобы бесплатных крупных публикаций было как можно больше (как и большинство компаний:) - поэтому уделяем такое большое внимание этому вопросу и много работаем в этом направлении. В основном статьи или от лица конретного эксперта (например, интервью или колонка) или даем комментарии в канве тексте с указанием имени эксперта, его должности в компании. Материалы на коммерческой основе, конечно, тоже выпускаем - это точечные публикации на определенную аудиторию. На постоянной основе мы партнеримся с 5 бизнес-изданиями.
2. Два PR-специалиста
3. Мы хотим, чтобы сотрудники хотели писать статьи сами - поэтому при внедрении проекта "Клуба медиаэкспертов" ориетировались на возможные внутренние мотивы, не связанные чисто с материальными вопросами. Мы разработали систему бенефитов: туда включили как материальные бонусы (подарки, премии), так и нематериальные (возможность публиковаться в топ-изданиях, продвинутые аккаунты в отраслевых блогах, включение в пул "говорящих лиц" компании, знаки отличия на личной странице корпоративного сайта).

Ответить
Развернуть ветку
Kat Vini

в каждом примере есть скриншот статьи, и там видно, как отрабатывается автор и компания;)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Lunevsky

А есть ли аутсорсинговые подобные услуги? Для компаний, которые не могут содержать свой PR отдел, но тоже хотят попадать в деловые и IT СМИ )) Все что я встречал - это только большие оплаты за рекламные материалы.

Ответить
Развернуть ветку
Портал Pressfeed

Дмитрий, конечно есть! У нас на Прессфиде работает целое подразделение "Виртуальный пиарщик", который помогает компаниям организовывать публикации в СМИ по подходящим тематикам. Цены невысокие :) Если есть интерес, с удовольствием проконсультируем

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Lunevsky

Я зарегистрировался на вашем портале. Честно говоря, не очень понял. Если проконсультируете, будет здорово.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gordeeva

ИМХО, платить паре своим специалистам по коммуникациям лучше и, чаще всего, дешевле, чем нанимать агенство. Разумеется, если речь идет не об ICO и о долгосрочных паланах развития речи нет)))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Lunevsky

Просто два человека по ЗП на фултайм - это весьма не мало, а для небольшой компании это не потянуть. Если как-то можно было бы их поделить между несколькими компаниями, тогда да )) А это уже фриланс похоже со всеми вытекающими...

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gordeeva

ИМХО, описана довольно рутинная и стандартная работа PR-отдела IT-компании. КМК, большая часть пиарщиков в IT-компаниях примерно тем же самым и занимается. Никаких know how и выдающихся результатов не описано. Тем более, имея нескольких пиарщиков, родной языковой рынок (раз меряется "Медиалогией") и денежную мотивацию технических специалистов за подготовку контента. Я не критикую, просто хочется понять, у всех ли так устроено или это действиетльно какая-то выдающаяся история на общем фоне?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Желтова
Автор

Работа пиарщика в целом не всегда на деле такая креативная, как кажется сначала. Однако мы постоянно пробуем новые форматы с контентом: лонгриды на специфически сложные ИТ-темы, комиксы, книги. Мы хотим транслировать экспертизу наших спецов не только в сфере ИТ, но и других - потому что видим отклик у наших коллег. Хотим, чтобы люди хотели делиться своими знаниями, а не чтобы в свет выходило "что-то" потому что "надо". В общем, мы смещаем акценты на людей - в этом весь изюм.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Goryacheva

Спасибо большое, Наталья!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Соловьёва

Получается, что все связи с журналистами вы налаживаете через pressfeed? Или используете другие методы - пресс-туры, деловые завтраки, пресс-конференции?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Желтова
Автор

Не все. Много напрямую общаемся. Или нам пишут лично в компанию сами журналисты, или мы питчим конкретным редакторам интересующих медиа.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Goryacheva

Да, однако, нет примеров профильной и деловой печатной прессы. Или я не вижу?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Желтова
Автор

Как примеры профильных медиа в статье - TAdviser или бизнес - РБК. Есть узконаправленные СМИ, например, GlobalCIO - да, такие примеры не были включены в статью.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Tsumarava

Отличная статья! Я тоже поделилась контентским опытом Kraftblick тут (надеюсь, будет дополнением):
https://vc.ru/marketing/68985-process-proizvodstva-i-prodvizheniya-kontenta-v-agentskih-masshtabah-opyt-kraftblick

Чуть больше делюсь лайфхаками и опытом - как генерировать лиды для IT компаний - в Телеграм канале об IT маркетинге без водытут -> https://t.me/KraftblickClub

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда