{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Food-съёмка: как создать качественные фото для соцсетей ресторанов и производителей еды

Привет! Меня зовут Дарья Мигель, я креативный директор коммуникационного агентства Migel Agency. Я расскажу, как создавать аппетитный, эмоциональный и продающий контент для соцсетей компаний из сферы HoReCa.

Как с помощью фотографии передать аромат свежесваренного кофе? Сладость тающего на губах мороженого? Уютную атмосферу новогодних каникул или вдохновение от предстоящей поездки на море?

Фото еды — основа контента соцсетей игроков рынка HoReCa. Без снимков не обходятся кафе, кондитерские, бургерные, пекарни, сервисы доставки еды, производители продуктов питания — даже соусов и специй.

Главная задача food-фото — пробудить аппетит и желание попробовать блюдо. Но для этого ему недостаточно выглядеть вкусно. Людям нужны эмоции — они купят то, что «цепляет», удивляет и восхищает. По данным исследования Nielsen, реклама, вызывающая сильные эмоции, увеличивает продажи на 23%.

Но как сделать крутые фото еды? Сейчас расскажу.

«Кухня»: как организовать процесс съёмки

ТЗ на съёмку

Подготовка к съёмке начинается с изучения бренда и брендбука, ведь фото еды — часть айдентики компании. Поэтому снимки нужно делать в стилистике бренда: они должны транслировать его философию, настроение и атмосферу заведения.

Migel Agency для ресторана Salades Moscow

Понять, что заказчик и вы одинаково видите концепцию будущих фотографий, помогут референсы — фотографии блюд и интерьеров сторонних заведений, которые похожи на то, что в итоге хочет видеть клиент. Примеры снимков станут отправной точкой в составлении ТЗ. А мудборды помогут уловить настроение и определить стилистику фотосессии перед съёмкой.

Сроки и тайминг

Food-съёмка может занимать от нескольких часов до недели. Сроки зависят от специфики блюд и их количества. Например, конфеты долго не портятся, их можно забрать с собой в упаковке и снимать в студии. А вот шинкованный помидор превращается в «кашу» за несколько минут.

Чем больше времени проходит с момента приготовления, тем менее аппетитным становится блюдо: овощи и фрукты заветриваются, зелень вянет, а суп остывает. Съёмка таких блюд должна быть расписана буквально поминутно. Для этого нужно заранее согласовать с поваром, какие блюда, в каком порядке и к какому времени будут готовы. Ведь в меню могут быть сотни позиций.

Во избежание сюрпризов во время съёмки стоит подробно обсудить с поваром подачу блюд и ингредиентов: как шинкуется помидор, как выглядит лапша.

Migel Agency для Salades Moscow

Команда проекта

Над food-съёмкой работает не только фотограф, как иногда ошибочно полагают заказчики.

Координацией процессов занимается продюсер. На нём лежит ответственность за студию, реквизит, выбор фотографа, соблюдение тайминга и в целом успешное проведение съёмки.

Маркетолог продумывает, как фотографии можно «привязать» к акционным механикам, как проиллюстрировать ими предложения бренда.

Контент-менеджер решает, как интегрировать фотоконтент в ленту: связать снимки между собой по смыслу, чтобы они логично смотрелись в ленте новостей, создать подходящий текстовый контент.

Фуд-стилист продумывает сюжет кадра, ищет выигрышные стороны продуктов и блюд, словом, разрабатывает визуальное позиционирование.

А вот делает кадр уже фотограф.

Фотографии из Instagram-аккаунта Reynold Kitchens

Реквизит и локация

Снимать можно как в ресторане, на производстве, так и в студии. Многие food-фотографы даже создают собственные студии у себя дома.

Необходимый элемент фуд-съёмки —это реквизит, от тарелок и ложек до экзотических аксессуаров, призванных создать нужную атмосферу.

Какой реквизит использовать в кадре зависит от настроения фотосессии, стиля будущих снимков и общего посыла бренда. Food-съёмка для изысканного заведения потребует красивых винных бокалов, контент для американского дайнера заставит вас поискать классическую белую кофейную чашку, а на кадрах для ресторана русской домашней кухни гармонично будут смотреться даже вафельное полотенце и металлическая эмалированная кружка.

Арендовать можно что угодно — от кованых стульев до ложек, солонок и пепельниц. Что-то стильное можно найти в каталоге IKEA, а аутентичный сувенир и винтажную кухонную утварь — на блошином рынке. Подходящие аксессуары могут быть и у самого фотографа, особенно в его домашней студии.

Смета

Помимо стоимости услуг фотографа, в смете отражаются услуги продюсера и других членов проектной команды, стоимость аренды студии и покупка или аренда реквизита. Если съёмка происходит в ресторане, расходы на реквизит обычно сокращаются — в заведении достаточно своей посуды, приборов, ваз, свечей и прочего.

Платят фотографу либо за кадры, либо за часы. К слову сказать, каждый кадр нужно проверять «на месте» и желательно тут же выводить на экран компьютера. Новый кадр — это новая композиция и реквизит, а главное — новое блюдо. И изменения можно вносить, только пока вы находитесь на площадке.

Шесть ингредиентов идеального натюрморта

Сюжет

Неопытные фотографы любят нагромождать как можно больше всего в кадр: вот и чашка капучино, и клавиатура, и кот, и веточка сакуры вишенкой на торте.

Но грамотная композиция даёт возможность зрителю сконцентрироваться именно на том, что вы хотите ему показать. Чтобы не отвлекать внимание и не создавать «кашу» из объектов на фото, правильно выстраивайте кадр.

У фотографии должен быть «вход» — точка, за которую первым делом «цепляется» взгляд смотрящего, затем скользит по предметам и плавно завершает свой путь по натюрморту. Как правило, люди смотрят «по спирали» или следуют глазами по траектории геометрических фигур. Не забывайте и о правилах золотого сечения.

Фото из Instagram-аккаунта Foodtographyschool

Повторяющиеся предметы на фото создают определенный ритм, и глазу комфортно разглядывать изображение.

Фото из Instagram-аккаунта Mojocacao

Главный герой кадра — еда

Акцент в food-фото делается на еде, а это значит, что от блюда ничто не должно отвлекать внимание. Посуда может быть простой и однотонной, отличной по цвету от блюда.

Если вам хочется подчеркнуть цвет еды, используйте темный фон. Серый будет выглядеть нейтрально, а белый максимально сфокусирует внимание на деталях.

Фото из Instagram-аккаунта Reynold Kitchens

Естественность

Глянец и гламур сейчас не в тренде, актуальны «трушность» и естественность.

Если на разделочной доске видны «шрамы» — она не идеальная, как и всё в мире, зато настоящая и по-своему уникальная. На ней повар шинкует те самые овощи, из которых получаются вкуснейшие салаты. Это аутентично, правдоподобно и вызывает доверие.

В интернете много шуток, связанных с тем, что еда в рекламе часто бывает несъедобной. В некоторых случаях это вообще не еда: глянцевая курица, намазанная обувным кремом вместо майонеза; блинчики, политые машинным маслом вместо растительного; клей ПВА вместо молока в тарелке с хлопьями, огромный слой воска, благодаря которому фрукты лоснятся и блестят. Эти уловки давно разгаданы внимательными зрителями и вызывают недоверие и негатив. Прибегать к такому не стоит.

#Однако некоторые блюда в кадре смотрятся не очень привлекательно. Смузи из манго и базилика, например, выглядит как жижа охрового цвета и вызывает не самые приятные ассоциации. А крем-суп из брокколи смотрится как желто-зеленая мутная жидкость в тарелке.

Чтобы сделать привлекательный кадр, стоит сместить фокус с самого блюда на подачу. Например, на красивый брендированный стакан и веточку свежего базилика.

Фото из Instagram-аккаунта Bernulia

Динамика

Движение — жизнь, поэтому динамика на фото воспринимается позитивно. Кадр, в котором запечатлены брызги от упавшей в коктейль дольки лимона, смотрится эффектнее, чем красивый, но «застывший» посреди стола стакан.

Так что, если что-то булькает в кастрюле, из тарелки с супом идет пар или вокруг стейка повар рассыпал специи, картинка становится гораздо живее и аппетитнее.

Видео из Instagram-аккаунта Kitchenghosts

Атмосфера

Важно передать не только качество и вкус блюд, но и атмосферу заведения. Сделать это можно с помощью деталей.

Гирлянда или конфетти напоминают о приближении Нового года. Ракушки намекают на старт пляжного сезона. Весеннее меню дополняют цветы. А атмосферу индийского ресторана передаст миниатюрная статуэтка Будды.

Фото из Instagram-аккаунта Mojocacao

Брендирование

Важно помнить, что food-съёмка — не искусство ради искусства, а преследует коммерческие цели.

Создавая кадр, важно учитывать философию бренда, фирменные цвета и элементы корпоративного стиля. Люди, которые увидят аппетитное блюдо на фото, должны помнить, где их ждет этот горячий бульон и этот яркий капкейк.

Migel Agency для Salades Moscow

Не хлебом единым

Food-съёмка продает не только блюда, но и атмосферу, идею, настроение, некий опыт — например, посиделки в хорошей компании друзей. Люди уже давно перестали посещать заведения, чтобы просто поесть.

Фото из Instagram-аккаунта польского McDonald's Mamsmakanamaka

Именно поэтому контент ресторана не должен ограничиваться только съёмками еды. Очень важно использовать образы людей и с их помощью передавать дух заведения.

Об этом мы и поговорим в следующий раз.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Aka Bydionis

Спасибо за статью, интересно) Только забыли упомянуть о вменяемости ценника. Каждый уважающий себя ресторан не просто делает качественные фото для всего от меню до игсты, но ещё и меняет концепции и сезонные меню раз в квартал. Но большинство фотографов, берут за одно фото супа столько денег, что этот суп не окупит себя в меню и за один год.

Давайте вот у вас спросим)
Предположим есть сезонное меню, в нем по самым распространенным нормам ресторанной отрасли, идёт от 3 до 5 супов, 3-5 салатов 7-10 вторых блюд, и около 5-7 видов закусок. Ну и добавим сюда сезонные напитки в тему, пусть их будет 4 штуки. Итого, получаем в среднем +-24-26 фотографий блюд для сезонного меню. Добавим сюда ещё столько же для Инстаграма +26 фотограграфий но в другом ракурсе.
Сколько будет стоить такая фотосессия у вас?) Если можно вилку цен, от минимального порога цены до среднего значения?)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

Понимаю, о чем вы! Фотографы по 8-10 тыс за 1 час работы ломают экономику многих ресторанов)
Такая съемка, как вы описали, в нашем агентстве будет стоить от 20 тыс.руб.
Конечно, если речь идет осложной концепции или спец.проектах, то это обсуждается с клиентом отдельно.

Ответить
Развернуть ветку
Рита Попова

Спасибо за статью!

Полезно было узнать о процессе продюсирования съемки «от и до». Фото-примеры отличные и понятные.

Ждём продолжение 😏

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

Спасибо!) Да, о предметной фотографии можно говорить очень много!)) Готовим темы для будущих статей)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мигель

благодарим за хорошую оценку!👌🏻Надеюсь будет полезно в работе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мигель

Адекватный ценник за подготовку к съемке, разработку концепции, референсов и за саму съемку, находится на уровне 500-1500 руб за готовый кадр

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бутенко

Отличная статья. Много интересного узнал. Спасибо =)

По телику как-то смотрел передачу, смысл там такой - делают рекламу еды.
Показывали хлопья в молоке, выглядело очень аппетитно. Потом раскрыли секрет, что это клей ПВА там налит вместо молока, специально для того, чтобы во время съемок в настоящем молоке хлопья не растворились и не потеряли свой первоначальный вид. Был сильно удивлен =)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

В рекламе для тв такое используют до сих пор))) А вот для "живого" контента в соц.сетях сейчас делают ставку на реальные продукты)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dubovik

Хорошие примеры. Понимаю, что не для всего меню, но для создания работающего нативного контента для продвижения не эффективнее пригласить фуд-блогера? Двух зайцев, так сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мигель

Ошибка ресторанов предложить блогеру бартер за еду и ждать высокого результата) Хорошему блогеру-креатору стоит обязательно предложить еще и гонорар. Так вы с большей вероятностью получите качественный контент и охваты.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

Да, когда речь идет не о съемках меню (или спец.проектах), а о создании контента для социальных сетей, пригласить блогера (генератора контента) - это один из рабочих инструментов, который как раз "убивает двух зайцев": клиент получает рекомендацию заведения и контент.
По нашему опыту, такая схема очень эффективна!)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Жаданова

Отличный портал и конструктивная статья!
Работаю в этой сфере и редко могу найти «вкусную» подачу материала без потери смысла. Эта статья точно исключение.
Все доступным языком и с интересной подачей!

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

Спасибо! Да, в этой теме очень много нюансов и подводных камней. Потому что, когда мы видим красивую фотографию салата в ленте Instagram или меню, этому предшествует большая подготовка и работа целой команды.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Яковенко

Хорошая статья! Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

Буду еще)))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ярцев

Тот момент, когда контент можно назвать вкусным

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Мигель

иначе никак 😉

Ответить
Развернуть ветку
Роман Король

Кстати кто знает как Reynold Kitchens провернули штуку с бесконечной лентой? Недавно наткнулся на их аккаунт и был приятно удивлен

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

Вся магия в подготовке съемок и работе в фоторедакторе.
Главное оставлять пространство стола в верхней и нижней части кадра, чтобы потом в фоторедакторе можно было их склеивать, работать с расположением блюд и тарелок по отношению друг к другу)

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

однако заметны разрывы и сдвиги, потому что не вырезали "пробелы"

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Мигель
Автор

Буду благодарна за ваши комментарии и вопросы!)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Черняев

Спасибо за полезный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

У меня родилась идея бомбического утп.
1. Находите кафе с доставкой с дешевыми фото от бомжей. Менее 10к в час за съемку.
2. Бесплатно фоткаете еду.
3. А/Б тестите фотки. Прибыль от эффекта забираете себе. Допустим полгода. Через полгода передаете права на фото.

Вся страна к вам в очередь встанет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зимин

Дело то не только в фото, а в еде. Если фото будет огонь, а в итоге бургер говно, то вттрай раз его никто не купит.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда