{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как не стать «Оскаром Кучерой» во время интервью?

Всем привет! Меня зовут Антон Утехин, я основатель бутикового коммуникационного агентства Modifiers. В этом материале я расскажу, как готовиться экспертам к интервью и к чему надо быть готовым. Небольшой ликбез на примере популярных интервью.

Дисклеймер: в этой статье я буду приводить примеры из интервью Юрия Дудя (признан иноагентом) с Оскаром Кучерой и Ксении Собчак с Еленой Блиновской.

Немного теории, но совсем немного.

Цель интервью — показать личность через беседу. И самая главная задача общения — разговорить эксперта или лидера мнений так, чтобы получить эксклюзивную информацию из первых рук.

Виды интервью:

  • Портретные, когда главная цель — показать характер и личные качества эксперта, его отношение к чему-либо, чаще всего такие интервью делают со знаменитыми людьми;
  • Аналитические, когда интервьюер и интервьюируемый под разными углами рассматривают некую тему, например, влияние рекламы на детей;
  • Проблемные — эти строятся вокруг резонансного общественного события, яркий пример — дебаты политиков;
  • Информативные — когда важно получить лишь факты и цифры, допустим, количество филиалов, выручку компании, стратегию работы бизнеса и т. д.

Разумеется, все эти виды интервью могут пересекаться. Никто не вынуждает журналиста работать в жестких рамках. Тем более что интервью — это в первую очередь набор приемов, которыми пользуется журналист.

Зачем интервью нужны для героев? Здесь несколько типов:

  • Взаимный пиар. Журналисту необходимо продвигаться в интернете и набирать лояльную аудиторию, а вам нужны новые клиенты и сторонники. Аудитория интервьюера будет подписываться на аккаунты эксперта.
  • Пиар и коммуникации. Этот тип позволяет донести до определенной целевой аудитории нужные месседжи, новости или перемены в компании.
  • Антикризис. Если в компании случился кризис и негатив вылился в общественное поле, то для решения этой ситуации можно и нужно пойти на откровенное интервью, чтобы рассказать о проблеме и о ее решении.
  • Имиджевое интервью. Этот тип интервью позволяет повысить лояльность целевой аудитории и привлечь новую. Здесь можно поделиться своими успехами, новостями компании, чтобы выстроить положительный образ.
  • Экспертное. Журналист приглашает эксперта, чтобы обсудить какую-либо тему, например, врача для обсуждения применения новых технологий в медицине. В таком интервью можно выступить экспертом и, таким образом пропиарить себя и показать свою экспертность, создать лояльную аудиторию сначала к личности, а потом уже к компании.

Журналист знает все

Картинка нарисована ботом Midjourney

В интервью участники не равны, главный в интервью — герой. Журналист помогает герою раскрыться или раскрыть тему. Но так ли это на самом деле? В реальности журналист задает тон интервью своими вопросами. Он может провоцировать, повышать или понижать тон, заставать врасплох, перебивать, хамить, льстить и многое другое. Более того, журналист часто более опытен, чем спикер. За спиной журналиста сотни интервью (особенно опытного и популярного). Часто для героя интервью – это что-то новое: он может путаться, стесняться и запинаться. Журналисты этим пользуются, умеют и знают как подлавливать интервьюируемого.

Некоторые журналисты используют элементы беседы, когда интервьюер на равных с собеседником высказывает свою точку зрения, некоторые — элементы допроса, одни предпочитают тонко выстраивать разговор, чтобы человек доверился им и пошел на контакт, другие любят провокацию. Эффективность конкретного приема зависит от типа медиа, предмета интервью, особенностей личности героя и интуиции журналиста.

Перед тем, как что-либо спрашивать, журналист изучает вашу биографию: смотрит ваши предыдущие интервью, новости про вас и вашу компанию, изучает ваши социальные сети и сайты. Поэтому он обязательно узнает о негативе, если он есть и спросит об этом, возможно, в самый неудобный момент. Поэтому вы должны быть готовы отвечать ему на все вопросы.

Как строится интервью?

Картинка нарисована ботом Midjourney

Ниже будет общая схема, она зависит от типа интервью. Но она поможет вам понять, как строится интервью и как строить свои ответы на них.

Намеренная тактика интервьюера заключается в специфической постановке вопросов, а также в их последовательности. Он создает цепь из нескольких вопросов, где каждый следующий становится логическим продолжением предыдущего. Эта тактика направлена на выявление несостыковок и противоречий. Если логика ответов сохраняется на протяжении всей цепочки, то противоречий нет. Если же элементы выбиваются из последовательности, это сигнализирует о наличии несостыковок в позиции.

Начало – важный момент интервью, во время которого у нас складываются впечатления об оппонентах. Журналист рассказывает аудитории о герое, о его заслугах и достижениях. Этот рассказ основывается на базе того, что прочитал о герое журналист.

Общие вопросы. В начале интервью журналист обычно задает комплиментарные вопросы. Возьмем сразу пример Юрия Дудя: сначала он расспрашивает собеседника о его деятельности и наградах, таким образом расслабляя героя и подготавливая к более компрометирующим вопросам. В интервью с Оскаром Кучерой в начале Юрий задавал вопросы про его работу на телевидении: “Как ты вспоминаешь то время?”, “На экране ты был оторвой, одевался ярко. Это ты придумал?”.

В интервью с Еленой Блиновской Собчак начинает: “Для того перформанса, с которого ты начала вчера свой день рождения, нужно иметь огромную внутреннюю уверенность в себе. Ты с этим ощущением родилась?”. Таким образом журналисты знакомят героя с аудиторией и располагают героя интервью к себе.

Аккуратное приближение к горячей теме. Если вас пригласил на интервью авторитетный журналист с солидной аудиторией, то значит он хочет обсудить с вами не только то, какой вы хороший, но и ваши негативные стороны. Это могут быть разные скандалы, связанные с вашей компанией, негатив, который сформировался по определенной теме или быстрый успех, которого вы достигли. Может быть все, что угодно, поэтому вы должны быть готовы это обсудить. В видео Дудя это были вопросы про актерскую карьеру: “Одна из вспышек твоей славы - это сериал “Солдаты”, в котором не было войны. Как так?”.

У Собчак это: “Как родилась идея “Марафона желании”?”, “Сколько человек в команде?”. Таким образом журналист готовил героя к основной теме интервью.

Острые вопросы. Журналист переходит к основной теме интервью и начинает “давить” на героя. Так, у Юрия Дудя начинаются вопросы: “«Я в сентябре 2021-го знал, что будет». Откуда?”, “У твоего сына есть паспорт США?”, “Как можно поддерживать армию, но быть против войны?”. Такие вопросы, в постановке которых заведомо содержится противоречивое предположение, существенно затрудняет получение на него прямого ответа. Цель Юрия Дудя во второй части интервью – подсветить позицию гостя, выявить в ней противоречия и, если они имеются, попросить гостя обосновать эти противоречия с точки зрения аргументации.

Собчак начинает задавать провокационные вопросы Блиновской: “Сколько ты зарабатываешь в год? Forbes правильно считает?”, “Какие дипломы у тебя есть?”. Это те вопросы, на которые героиня не хотела отвечать. Особенно история с дипломами – это давний скандальный шлейф за Блиновской.

Закрывающая часть интервью. В этой части журналист обычно старается снизить накал, который появился при обсуждении основной темы интервью. Начинаются разговоры об общих темах, когда герой просто начинает рассуждать. У Дудя это обычно: “В чем сила?”. А в интервью Собчак спрашивает Блиновскую: “Чего желает Блиновская?”. На заключительном этапе интервью цель ведущего вернуться к темам, которые были затронуты в начале, но посмотреть на них под другим углом.

Важное замечание! Здесь речь не идет о комплементарных интервью, за которые платят журналисту, чтобы прорекламировать компанию или личность. В таких интервью вопросы согласовываются с рекламным отделом и самим спикером.

Как не “поплыть” при ответах на вопросы?

Midjourney

Журналист на интервью ждет от вас фактов, цифр и эмоций. Чтобы эти данные ему предоставить, нужно готовиться к интервью так же хорошо, как и журналист готовился к встрече с вами. Вот несколько рекомендаций, как не плыть при ответах на неудобные вопросы:

  • Первое, что надо сделать перед походом на интервью: собрать всю негативную информацию о вас в публичном поле, подготовить цифры и факты, которые бы опровергали или сглаживали негативные факты. Можете распечатать их на листке и приготовить ссылки, чтобы во время разговора быстро доказать журналисту, что он не прав.
  • Собрать все последние актуальные цифры: выручка, прибыль, аудитория, капитализация. С собой должен быть листок с подготовленной информацией, чтобы так же быстро обезоружить журналиста.
  • Репетировать. Если вы не умеете выступать перед камерой, попросите знакомого или своего пиарщика записать с вами интервью. Можете на телефон или, если есть свет и камера, лучше на нее. Так вы имитируете настоящее интервью, где на вас светит лампа. Пусть собеседник задает острые вопросы, а вы учитесь отвечать на них, не выдавая своих настоящих эмоций.
  • Учитесь рассказывать истории. В этом вам может помочь простая игра - Кубики историй. Там выпадают кубики и разные символы. Задача - научиться отвечать на вопросы с использованием кубиков. С их помощью можно научиться рассказывать истории, строить сторителлинг. Легкая версия - 3 кубика, там 3 эмоции. Нужно рассказывать о себе, используя эти 3 эмоции. Тренируйся рассказывать (для начала) о себе с их помощью. Это поможет вам в интервью, потому что люди больше запоминают эмоции и истории.
  • Выстраивание границ. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос, который вам неприятен нужно ставить рамки, оказывая неприязнь к подобного рода темам. Это очень важно сделать, чтобы самого начала общения начертить перед собеседником границу, за которую ему не стоит заходить.
  • Отказ от выбора. Если вы не хотите делать выбор в провокационном вопросе, вы можете предложить свой вариант ответа, отказываясь от двух предыдущих. Например, вас спрашивают: “Вы гений или подонок?”, вы же можете ответить: “Я не гений и не подонок”. Формально вы отвечаете на вопрос, но по сути вопрос к вашему ответу уже не имеет никакого отношения.
  • Укажите на субъективность оценки. Если журналист вас в чем-либо обвиняет, это может быть его субъективное мнение. Поэтому очень важно это вовремя осознать и выйти из игры, вернув так называемое обвинение на того кто его пытается повесить. Не спорьте с мнением журналиста относительно вас. Позвольте ему думать так, как он захочет. Например, журналист говорит вам: “Это был провал в вашей карьере”, вы же можете ответить: “Я не согласен с такой оценкой”.

Поход на интервью к независимому и сильному интервьюеру — это всегда стресс. Не ждите легкой прогулки и вопросов о том, как вы добились успеха. Задача журналиста — нападать, выудить из вас эмоции, поймать на несостыковках. Задача интервьюируемого — обороняться и не давать журналисту возможность поймать вас и застать врасплох. Поэтому к каждому интервью, даже если это ваше рядовое выступление, стоит готовится. У вас должны быть в загашнике истории, цифры и факты, которые могут даже не пригодиться. Еще лучше, если во время интервью с вами присутствует PR-специалист, который может вовремя вас остановить, если вы вдруг начали нести чушь, вмешаться в интервью или просто морально поддержать.

0
32 комментария
Написать комментарий...
wlad

"Дисклеймер: в этой статье я буду приводить примеры из интервью Юрия Дудя (признан иноагентом) с Оскаром Кучерой (признан невменяемым) "

Ответить
Развернуть ветку
Поребрик у Парадной

чтоб не стать Кучерой достаточно не быть идиотом ))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Ошибаетесь. Иногда журналист может так задавить, что даже умный с виду человек будет оправдываться как идиот

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Так и Кучера идиот не потому что оправдывался, а потому что не способен в логику и сам себе противоречит.

Ответить
Развернуть ветку
DmitriyS

100% людей противоречат себе и не могут в логику. 100% людей - это идиоты? Возможно, вы правы.

Достаточно вспомнить знаменитые "вы не понимаете, это другое", "с Россией все однозначно, а в других местах нет" и т.д. Вы каждый день себе можете противоречить, какой вывод о себе вы должны сделать, по вашему мнению?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Там не 100%, меня из своей тусы вычеркни, я себе не противоречу. И еще надо десятка два вычеркнуть, в моем окружении много кто и в логику умеет и себе не противоречит.

Ответить
Развернуть ветку
DmitriyS

Да-да-да, сверхлюди подъехали, неизвестный австрийский художник курит в сторонке)))

Либо вы и ваше окружение - уникальный случай, либо просто не образован в этой теме. Что-то мне подсказывает, что нисколько никто неуникален.

А теперь расскажите мне про законы мышления)))

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

ну если вы себя записали в людей не способных мыслить логически и себе противоречащих, то хотелось бы сказать, что мне вас жаль, но не скажу, вероятно, вам это дискомфорта не доставляет, а наоборот - жить так легче

Ответить
Развернуть ветку
DmitriyS

В следующий раз употребляйте слово ваших коллег-нацистов - унтерменш, чтобы все понимали изначально кто вы.

Есть факт, что вы не можете в логику и будете себе противоречить, т.к. это особенность любого мозга, а есть ваше мнение о себе. Для этого достаточно узнать что такое логика и почему невозможно на данном этапе эволюции человечеству подобраться к истине, а также узнать как работает мозг и почему создание противоречий - это нормальное явление для любого человека.

Но еще раз повторюсь, что появился новый последователь неизвестного австрийского художника, который считает себя и свое окружение сверхлюдьми.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вячеслав Каталов

Спасибо за полезный материал, Антон! Действительно, подготовка к интервью - это важный этап в успешной коммуникации с медиа.

Ответить
Развернуть ветку
Вальдемар

Обидно, наверное, когда больше 20 лет работаешь в телике, а знаменитым просыпаешься только после того, как намелешь кучу дичи в интернете.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Так часто бывает кстати:)

Ответить
Развернуть ветку
DmitriyS

Известным в круге кого? 15-20 миллионов людей? А до этого сколько о нем знали? Еще раз повторюсь, если это все - "элита", то я лучше с ватниками посижу, они хотя бы других людей за унтерменш не считают)

Ответить
Развернуть ветку
vimira flow

Хорошая, познавательная тема раскрыта в статье. Про поплыть прям бонусом, особо отмечу.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Холод

Здесь все относительно и людей, который не особо разбираются в политике да и вообще во многом, что твориться очень много. Здесь просто персона попалась, которую вроде как все знают и видят по тв. Ничего криминального я не увидела, но мне кажется, что задача журналиста все-таки сделать интервью, как можно интереснее и полезнее. Дудь всегда любит задавать провокационные вопросы, которые могут даже задеть не раз замечаю, мне кажется так журналисту делать нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Каземир Капанеев

Смотрел интервью , получил огромное удовольствие . Кучера далёк от реальности , а пытается выглядеть знающим обстановку . Пусть поедет в окопе посидит на шкуре своет так сказать прочувствует.
По жизни Кучера -ПОЦ

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

В личку вам ответил. Продублирую и здесь.
Можно построить имидж человека - ПОЦа. Главное чтобы осознанно было. И готовится надо к интервью. А тут кучера ничего не получил - ни контрактов, ни новых ролей, ни подписчиков. И общий хейт - Как тех кто за, так и тех кто против.
Как пример тех, кто готовится - Тимати на «что было дальше»

Ответить
Развернуть ветку
Gera

Картинки блять ужас

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Т.

а чем вам картинки не понравились?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

А мне нравятся. Какой то треш в этом есть - интервью ведь на самом деле примерно так и проходит . А некоторые герои именно так представляют. Типа будет весело. Но если присмотреться на картинки - там не так все идеально

Ответить
Развернуть ветку
ЖЕНЯ КЕМИНСКИЙ

Журналист в первую очередь это тонкий психолог. Есть журналисты где по сравнению с ними Зигмунд Фрейд нервно курит на стороне. И в конце концов это их хлеб же что бы собирать информацию и выводить в массы эту информацию. А каким путем? Это уже не важно. Здесь главное знание своей специфической професси. И да...звёзды как я знаю боятся прессу но и жить без них могут. Поэтому звёздам как никогда нужно уметь либо научиться общаться с журналистами, и быть готовыми отвечать на каверзные вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Романов

Если говорить про настоящего журналиста,то да!Должен быть психологом.Должен знать то,чего хочет получить в результате.
Интервью,которое берёт профи,интересно!Когда это делает неуч-задаёт вопрос и сам на него отвечает-пиарится на фоне другой личности!И таких сейчас много в интернете.Уже друг у друга интервью берут...)))

Ответить
Развернуть ветку
сергей а

После выхода передачи волна хейта обрушилась на собеседников. Досталось и одному, и другому. Оскар Кучера рассказал, почему не жалеет, что согласился на беседу, и какие выводы сделал для себя.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Плотников

Понятно журналисты опытней в интервью и могут направлять беседу в нужную для них сторону и использовать это в своих личных целях. А цели бывают разные и корыстные в том числе, итог в том, что совесть и репутация журналиста выходит на первый план, как ни крути.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Да, журналист всегда субъективен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот

Не собираюсь на интервью, но статья интересная

Ответить
Развернуть ветку
Yezda Sofuyeva

Там не 100%, меня из своей тусы вычеркни, я себе не противоречу. И еще надо десятка два вычеркнуть, в моем окружении много кто и в логику умеет и себе не противоречит.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Тискина

Журналистика-это серьезное ремесло!!! Именно ремесло!!! Потому что журналистом выполняется колоссальная работа в процессе достижения конечного результата!!!

Ответить
Развернуть ветку
Егор Климов

Мне кажется главное в том как правильно брать интервью это не тянуть одеяло на себя, некоторые журналисты так и делают, выпячивая свое я

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Журналист всегда субъективен и тоже хочет пиара

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anatol Barnabi

И почему всё так зациклено на этом Кучере, будто на нём свет клином сошёлся?! По-моему, не самый удачный пример для обсуждения.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Он показателен с точки зрения оценки неудачных ответов.
А обсуждают, потому что очень многих задело за живое. Каждый увидел в этом что то, что касается лично его

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда