{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как изменения в блоке “Избранное” позволило зарабатывать больше на 30 млн рублей в месяц

Привет всем! Меня зовут Сергей Колосков (работал в Ozon и ЛитРес, консультировал Яндекс, Ингосстрах, 12 Storeez и еще 30 продуктов, автор телеграм-канала Fresh product manager). И мы вместе с Владом Савиным из интегратора KOTELOV делаем серию текстов с описанием моих продуктовых кейсов. Сегодня расскажу, как за счет правильных решений удалось нарастить выручку раздела Избранное на 30 млн рублей в месяц.

Кто пользуется Избранным и почему оказалось, что только лояльные пользователи?

Как таковой лояльности к интернет-магазинам в России нет: люди заказывают там, где дешевле и выгоднее. Обычно обожают сервис и пользуются программами лояльности или кэшбеками те, кто систематически заказывает только онлайн и ситуативно собирает корзины в разных магазинах, или есть пункт выдачи заказа в близости к дому или офису.

Но в какой-то момент времени, изучая пользовательское поведение, мы увидели, что при развитии покупателя, когда он покупает в разных категориях (например, косметика, детские товары, продукты питания и электроника), его конверсия в следующую покупку также начинает расти на 10-20%. Это значит, что в этот момент он пользуется историей покупок, рекомендациями и закладками. В этот момент времени мы обратили внимание на раздел Избранное.

Точка А

- Раздел Избранное использовался как альтернатива/конкурент корзины, не было позиционирования и стратегии- Им пользовались только супер лояльные люди, среди которых была большая доля сотрудников компании Х

- Не было выделенной команды: если что-то делалось в разделе, делалось по остаточному принципу

- Обычно избранное — это самый высококонверсионный раздел в продукте. Отсюда и фокус на продукте обычно — растить конверсию дальше и выше.

Как начали исследование

По классике поиск точек роста начинаем так:

- Что может быть метрикой роста и фокусом для продукта (кроме конверсии в покупку из раздела). Какая метрика коррелирует больше всего с ростом / падением выручки или прибылью

- Кто А-сегмент продукта, почему он и как использует продукт

То, что мы делали — это обычная продуктовая диагностика:

1. Погружение в кастдев, продажи, команду саппорта-заботы, расчет юнит-экономики и когорты, изучение CJM 1-й сессии.

2. Считали экономику и финансовую модель, знать узкие места в продажах и поддержке пользователей, сегментацию пользователей даже при хорошей насмотренности.

3. Артефактом диагностики будет сформулированная проблема в бизнесе, проблема в головах, проблема, что делает не так бизнес. Задача — разобраться, где бизнес буксует, что они не понимают, показать модель, как не совершать детские ошибки.

Как исследовали: как домохозяйка изменила наше мнение об Избранном

Мы выгрузили из базы 20 наиболее лояльных пользователей Избранного, у которых более 100 товаров там, пообщались с ними. 17 из 20 были домохозяйками, которые недавно стали мамами.

Вот так она примерно выглядела:

Что она нам сказала:

- Повторяет покупки практически из одних и тех же товаров

- Заказывает домой, потому что в моменте не может выйти из дома- Делает скриншоты корзины для мужа, чтобы тот купил товары вместо нее- Пользоваться избранными товарами сложно: невозможно найти прошлые покупки и добавленные товары — Очень сложно повторять покупки из текущего избранного

- Они вспоминают про свои товары в избранном в момент необходимости повтора заказа, начисления зарплаты или каком-то сильном снижении цены на товар в избранном.

В итоге изучения аналитики
- Коррелирует в разделе с ростом выручки всей компании — не конверсия добавления в корзину/покупку, а количество товаров на юзера. Увеличивается количество товаров, увеличивается возвращаемость и выручка с юзера на 10% с каждыми новыми 20 товарами там. Это был ключевой инсайт аналитики!
- Юзеры активно чистят товары из избранного товары в момент, когда товаров больше 120: мы сделали вывод, что им становится неудобно пользоваться избранным из-за большого количества товаров.

3 обязательных шага, которые надо было сделать в Избранном

Также определили, что нужно из базового продукта для увеличения количества товаров в избранном посредством интервью и “коридорок”: – каталог по товарам в разделе избранное: чтобы можно было быстро найти электроники или детский товар, – автоматические списки (купленные, просмотренные, снова в наличии) для повтора заказа – списки для 2 и более пользователей (для создания корзин семьи или компании), которые вовлекают в раздел избранное новых клиентов. Понятно, что сами списки и шаринг их тоже нужны.

3 вещи, которые точно не надо делать, но пользователи просили

  • Поиск по товарам: сложная в разработке штука, но клиенты не помнят точное название товара и в итоге пользуются каталогом или ищут товар заново в общем поиске магазина
  • Рекомендации к добавленным в избранное товарам: все-таки товары попадают конкретные, часто без конкретики в дате покупки. Рекомендации просто не так нужны, как в корзине, например, где дата покупки понятна и, как правила, в рамках ближайших часов
  • Делать автоматические списки под все подряд (купить в рассрочку, снова в наличии, персональные скидки и др.): было сложно и бесполезно

Как повлияли наши улучшения

- Спустя полгода с внедрения изменений по выручке раздел стал № 3 после карточки товара и каталога — Раздел по выручке вырос год к году быстрее, чем магазин в среднем, на 25%

- Команда получила повышение и новые зоны ответственности

Почему это окупилось

- Стоимость разработки продукта за полгода составила около 8 000 000 рублей, количество экспериментов, которые были запущены — 20

- Магазин за счет избранного без каннибализации других разделов начал зарабатывать на 30М рублей / месяц больше при марже в 20%: все окупилось за 1.5 месяца! И по-прежнему работает и приносит деньги.

Концовка

Применяя продуктовый подход, можно прокачать любой кусочек и контекст продукта. Хотите, чтобы это сделали вас наши специалисты — лучше пишите нам! Еще больше кейсов и заметок с ростом на наших телеграм-каналах — https://t. me/sergeyproduct, https://t. me/vladsavin_govoril, https://t. me/kotelov_love

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Александр Степанов

Интересно, кто первым догадается сделать подразделы в избранном? Чтобы можно было отдельно посмотреть на избранные шорты, избранные сумки, избранные телефоны, избранные варианты подарков другу. А сейчас у меня это просто одна большая помойка в любом магазине

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Lukyanov

Сделано

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey Koloskov
Автор

а чем каталог по товарам не подходит? мы так закрыли такую задачу

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Петров

На авито уже давно есть

Ответить
Развернуть ветку
BoS

В ОТ есть

Ответить
Развернуть ветку
Хэппи милф

На Али вроде бы есть

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артем Конаков

Мемов не пожалели для статьи))

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Мемы то так себе…

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Колобков

статью мемами не испортишь

Ответить
Развернуть ветку
Перечитатель

Из чего сразу видно, что школота, а не про... поэтому и нельзя было пользоваться ни Ozon, ни ЛитРес, все было засрана картинками. Правильно сделали, что выгнали

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Влад Савин

А ну я из примеров Комаровского и Молянова Сергею показывал, вот Комаровский тут конечно отразился))))))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

Мемы отлично для первого релиза подходят )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

главное - это проверять на своей аудитории чужие "Бест практисы". Не повторять чужие ошибки, в общем ))

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Статья крутая, спасибо!
Но не хватило примеров.
Как в итоге должно избранное выглядеть, чтобы приносило прибыль?
Мне вот «Избранное» нравится в Мвидео, туда сразу и сравнение отсыпали.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

Посмотрите на описание опыта автора в первом абзаце))
Ozon one love, там по сути получилось то избранное, которое нужно людям

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Артем Конаков

Гуд статья, а Влад злодей

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

Влад помог с проработкой и замотивировал написать такой пост. Думаю, будет серия таких статей

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Да-Это-Же-Арнольд-Шварценеггер Актёр-И-Просто-Хороший-Мужик

а чем поиск не угодил разрабам? сложно сделать, серьезно? индуса попроси, за банан что угодно сделает.
на ВБ раньше постоянно им пользовался, на озоне очень не хватает. почему копаться в каталоге или крутить всё избранное проще? не понимаю

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

проще - не все названия товаров помнят. Когда в избранном 200-300 товаров, например.
Поиск, со слов разработчиков, сложно сделать по юзеру и по товару одновременно

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
О Де Колоныч

Меньше мемов, больше скетчей! :)

Ответить
Развернуть ветку
Перечитатель

Самое смешное, что афтор после этого срача считает себя профессионалом

Ответить
Развернуть ветку
Влад Савин

Да для первой статьи так запустились, потом будем повышать уровень продакшна)

Ответить
Развернуть ветку
Corbyan

Почему озон все никак не добавит поиск в историю купленных товаров. Только бесполезные категории сделали

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

Пока не успели сделать категории в разделе Купленные товары ) Но в моем беклоге такой пункт точно был

Ответить
Развернуть ветку
Рома Скворцов

Статья крутая, спасибо за подробное описание, наверно можно еще более подробно.

Из недочетов — используйте правильные кавычки «ёлочки»в тексте, чтобы глаза не резало

Ответить
Развернуть ветку
Елена Романова

А про какую платформу идёт речь? Я никогда не пользовалась избранным. Сразу кидаю в корзину, а потом уже думаю брать или удалять

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

На всех платформах

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Харин

Спасибо, Сергей! Сколько у вас консультация стоит?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

давайте в личной переписке обсудим? в ТГ @SKoloskov

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

Странно, а в чем сложности реализовать поиск? Для поиска по избранному даже правок на бекенде не потребуется. 300-400 товаров это очень маленький объем, можно сразу их все загружать, а потом на фронтенде запускать поиск по подстроке по загруженным товарам, как в браузере, так и на мобильных приложениях.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев

А что за проект то? Хотя бы отрасль

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

в статье обобщенный опыт в е-коммерс описывается

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко
- Спустя полгода с внедрения изменений по выручке раздел стал № 3 после карточки товара и каталога — Раздел по выручке вырос год к году быстрее, чем магазин в среднем, на 25%

А других изменений не было? Усиленный ретаргет товаров, которые в избранное добавлены например. Пуши и т.п.

Магазин за счет избранного без каннибализации других разделов начал зарабатывать на 30М рублей / месяц больше при марже в 20%: все окупилось за 1.5 месяца! И по-прежнему работает и приносит деньги

При такой формулировке магазин в минус уходит)
Под маржой в РФ обычно предполагают разницу между выручкой и переменными расходами.
Здесь будет вернее сказать рентабельность (отношение чистой прибыли к выручке)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

Другие изменения были, но мы запускали все по очереди и эффект высчитывали по каждому конкретному улучшению.

По формулировке не очень понял, что не так. Улучшения в Избранном не привели к потерям в Корзине, Поиске, Каталоге и других "конкурентах" раздела.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Апартаменты.рф

- Стоимость разработки продукта за полгода составила около 8 000 000 рублей, количество экспериментов, которые были запущены — 20

- Магазин за счет избранного без каннибализации других разделов начал зарабатывать на 30М рублей / месяц больше при марже в 20%: все окупилось за 1.5 месяца! И по-прежнему работает и приносит деньги.
Работа была проведена на этом пациенте ? https://best-shop.su

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Koloskov
Автор

Нет. Посмотрите в начале статьи, с какими проектами я работал

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда