Бывший стратег BBDO Group ушла из рекламы и открыла кулинарную онлайн-школу Статьи редакции

Алёна Гречина — о причинах смены профессии, первых ошибках в бизнесе и сложностях с финансами.

Как всё начиналось

На третьем курсе университета я посмотрела фильм «99 франков», заинтересовалась рекламной сферой и начала искать работу в ней. Для этого написала в небольшое российское агентство — меня взяли.

Сначала работала в отделе медиапланирования, помогала с радиобаингом, ассистировала при производстве программ для радио. Затем я узнала, что в агентстве открывается отдел по стратегическому планированию, и попросилась туда.

Это был 2007 год, и информации о стратегическом планировании было крайне мало — приходилось собирать всё по крупицам и разбираться. Школ или курсов для стратегов тогда тоже ещё не было, но существовал проект Wordshop BBDO с фокусом на креативщиков.

Я изучала программы, на обучение так и не собралась, но загорелась идеей поработать в BBDO Group. Резюме туда отправляла исправно, но они были без ответа.

Пока работала, закончила бакалавриат и поступила в магистратуру. В рамках магистерской программы у меня появилась возможность на семестр отправиться учиться по обмену. Я выбирала программу с уклоном в стратегический маркетинг и нашла это в норвежской бизнес-школе.

Тогда я уволилась из агентства и уехала на полгода учиться. Там меня научили работать с большим количеством исследований, портфельными стратегиями брендов и разбирать кейсы. По возвращении я недолго поработала маркетологом в медиахолдинге «Живи», но очень хотелось обратно в агентство — всё-таки это особый дух.

Скоро бывшая коллега порекомендовала меня в консалтинговое агентство Brandscience, входящее в состав BBDO Group. Меня взяли — счастью не было предела.

Работа в рекламе

В Brandscience я занималась медиастратегией — работала с ключевыми рекламодателями рынка, крупнейшими FMCG, ритейлом, фарм-брендами и другими категориями.

Я не знаю, это отличие моего агентства или сетевого подхода в принципе, но у нас было много интересных проектов. Мы проводили собственные исследования по влиянию кризиса на различные товарные группы, изучали специфику поведения потребителей в регионах, агрегировали данные по всем исследованиям за последние 50 лет в мире по специфике подходов в ТВ-планировании.

В этом смысле работа в сетевом агентстве даёт большой простор не только по работе с крупнейшими брендами, но и по работе с международными базами исследований, а также возможность проводить собственные исследования, что здорово помогает развиваться.

За шесть лет в агентстве я выросла до руководителя группы по стратегическому планированию. А потом меня пригласили в компанию Zenith на должность директора по стратегии брендов Nestle. Это была ещё одна мечта.

Всё-таки до недавнего времени именно FMCG-бренды задавали тон в рекламных тенденциях рынка. У них были самые качественные исследования (проведённые на собственных данных), которые позволяли делать лучшие портфельные и бренд-стратегии.

Это было трудное решение. BBDO Group и наша команда были мне дороги, но пришло время изменений.

Переход в Zenith совпал с активным ростом моих собственных проектов — пришлось выбирать между двух мечт. Я бы долго сомневалась, но мне повезло, что бывшие коллеги из Brandscience как раз открывали новое направление digital-стратегов и предложили вернуться на удалённый график с неполной загрузкой. Это было идеально с точки зрения дальнейшего развития.

Так я проработала в найме ещё чуть больше года. В октябре 2018 окончательно ушла из агентства и стала заниматься только своим проектом.

Почему решила менять сферу

Мне было интересно попробовать применить свои знания не только в стратегиях, но и на практике в работе с брендами. Я искала идею для проекта, мы регулярно пили кофе с бывшей коллегой Региной Колтун и обсуждали проекты с TechCrunch, думая, как и что можно локализовать для нашего рынка.

Параллельно с этим я увлеклась правильным питанием, но мои чечевичные котлеты, приготовленные на воде, разваливались, куриная грудка выходила сухой, и я часто выкидывала еду. Посетив несколько кулинарных мастер-классов, я поняла, что это весело, но ответа, почему у меня не получается, я там не найду.

Поэтому я отучилась в кулинарном техникуме на повара. Там было больше прикладных знаний, но методы обучения удручали. На теоретических уроках читали текст из Word, открытом на проекторе, зато практика была то, что надо.

Я поделилась своим опытом с Региной, и она предложила сделать свою школу. И я загорелась. Мы около пяти месяцев прорабатывали идею, искали контакты с поварами, пока не нашли среди знакомых Владимира Инжуватова, который к тому моменту около десяти лет работал на кухне ресторана «Пушкинъ».

Мы встретились с Владимиром и решили попробовать. Так началась моя история с «ЩиБорщи».

О новой профессии

«ЩиБорщи» как офлайн-проект существовал два года. Мы выросли с одного урока до 20 в месяц, затем закрылись.

Основная причина была в том, что все игроки зарабатывают на мероприятиях: корпоративных вечеринках, днях рождениях. Уроки были низкомаржинальны. Чтобы заниматься офлайн-курсами, нужно было вложить около 2–3 млн рублей в обустройство помещения и заниматься активно мероприятиями, а становиться ивент-менеджером в узкой нише кулинарных мастер-классов не хотелось.

Мы могли бы избежать этой ошибки, если бы заранее детальнее изучили рынок и посчитали бизнес-план, но тогда бы было не так весело.

Параллельно с офлайном я тестировала онлайн-обучение. Осенью 2017 года после закрытия офлайн-направления я запустила базовый видеокурс по кулинарии и стала разбираться с онлайн-продажами.

С этим проектом я прошла в заочный акселератор ФРИИ, где получила знания по построению бизнеса в онлайне.

Самое главное, на мой взгляд, чему учат во ФРИИ, — это разбивать большие процессы на маленькие шаги и быстро тестировать гипотезы. Мы не супербыстрые, но уже несколько раз за полтора года поменяли модель продаж.

Переход от агентства к своему проекту у меня был максимально медленный. Основная причина — финансы. Сложно перейти от агентских зарплат к стартаперским доходам. Первое время я думала, что в случае чего могу взяться за фриланс, но удивительно, как быстро растёт количество дел в проекте, когда появляется время.

Перед принятием решения мне помог совет подруги — сесть и посчитать реальные обязательные затраты на жизнь за вычетом кафе и всего, от чего можно отказаться. Оказалось, что расходы на жизнь гораздо меньше, чем я думала. С другой стороны, падение доходов здорово мотивирует скорее искать точки роста.

Остро встала проблема социализации. Работаю в основном из дома, команда у нас удалённая, мы общаемся в Telegram и созваниваемся для планёрок в Skype. Это кажется эффективным, мы не тратим время на дорогу, но через пару месяцев я поняла, что так долго не протяну.

Жизнь превратилась в одну сплошную работу. Поэтому пришлось в срочном порядке искать бизнес-тусовки, придумывать свои деловые ужины, чтобы выбираться «из норки». Я вижу прямую зависимость между количеством этих встреч и ростом доходов, особенно когда удаётся встретиться с конкурентами или коллегами из соседних ниш.

Сейчас школа «ЩиБорщи» представляет собой большое количество бесплатных материалов и пять платных курсов. За последний год мы провели 25 образовательных вебинаров, выпустили 15 подкастов, статьи и провели благотворительные марафоны.

Мне удалось собрать небольшую команду единомышленников, с кем развиваем и контент, и продажи. Сейчас мы в очередной точке переосмысления модели продаж. До этого много времени занимались email-маркетингом, сейчас нам кажется, что мы там неплохо преуспели, и работаем над запуском продаж в мессенджерах и социальных сетях.

В онлайн-школе обучилось более 500 учеников, средний NPS — 9,8 из 10. Мы пока списываем это на эффект низкой базы, но всё равно гордимся такой высокой оценкой. Мы видим большой потенциал продаж в нашей нише и работаем над запуском новых платных продуктов, которые помогут нам быстрее расти.

0
42 комментария
Написать комментарий...
Андрей Викторович

Алена, конечно, молодец! Но вот боюсь, через 1-2 года поймет, что на таком бизнесе нельзя нормально зарабатывать в России. Рынок слишком мал.

И Алене придется либо идти работать по найму, либо продвигать школу на западе.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Butov

Надо будет просто вести уроки на английском/испанском и «плов готов»

А вообще наверное обидно делать качественный продукт, зная что потолок неизбежен в рамках русского языка, а делая все ровно тоже самое под США (например) х10 профита

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Да, это печально. В принципе такая ситуация с любым бизнесом, что в России не открывай, в США х10 зарабатывать будет такой же сервис. Просто перспективы минимальны 😖

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

На англоязычном рынке и конкуренция выше и готовить не так любят, как у нас.
Так что бабушка надвое сказала.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Butov

Бабушка тут явно ошиблась. Рекомендую ей вместо сериалов посмотреть шоу и выступления Джейми Оливера и Гордона Рамзи например

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Интересно узнать Ваше мнение по моему вопросу

Ответить
Развернуть ветку
amoty amoty

Отнюдь. Посмотрите на обороты онлайн-школ на одном только Getcourse https://getcourse.ru/blog/year2018 (где и находится школа Алены, кстати)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

Чёрт. А моя идея жарить сырники в инсте перед камерой не была такой уж безумной...

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Мне было бы интересно глянуть на полуголую модель, которая жарит сырники. Подписался бы на пятиминутные ролики. В других случаях, идея как раз таки безумная и нежизнеспособная для амбиции с миллионами подписчиков

Ответить
Развернуть ветку
ivan

А после сытного ужина глянуть, как жарят саму модель, вот это было бы шоу)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

Тоже 5 минут? Предлагаю добавить 5 минут на мытье посуды. И назвать канал "Пятнашки".

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Или по шесть минут готовка, 9 минут мытье посуды. Назовем "69"

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

А как-же то самое? Совместим с готовкой?

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

В спонсоры берем "Pornhub" и "LG". В соответствующем мониторе запустим соответствующий контент с соответствующего сайта, на фоне будет проигрываться.. пока мы жарим сырники.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

А ты хорош)

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Спасибо) Пошли в лс, шалунья моя

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

Ох, ёёёё... Прочитала "пошли в лес".

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Хм..

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

Ну, мишка не это кричал)

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Это уже порно, я не про порно )

Ответить
Развернуть ветку
ivan

Всё равно интересный формат вышел бы.

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Идея для добротного стартапа

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

Так, делаю скрин поста. А потом бегай, доказывай, чьи тапки...

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Если всерьез, почему не реализуете свою идею?

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

По жарке сырников? Мне кажется, не выдержу конкуренции с ...аминами, зулимами и иже с ними. Которые 24 часа в сутки готовят оленьи глаза в кишке из барана под соусом из молодых побегов чеснока на семью из 12 человек. А мне еще на работку ходить нужно)

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

А и не надо конкурировать, просто для себя вести аккаунт в инсте в качестве внерабочего хобби. 400 лояльных наблюдателей, включая меня, наберете за пол года, я думаю.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

А это интересно. Там наверху переводчик на испанский нарисовался...Через пол-года можно будет выходить на Европу, через год на США. Сколотить международную команду. Двигать органический творог, манку и изюм...Мелкий опт, крупный опт. Корпорация имени меня!..Нормально я на VC зашла про новый лого Альфы почитать)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Nagibin

Здесь цель инвестиции привлечь? )

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодец. У тебя все получится.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Вроде Алёны тут нет. Писала Эмилия.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сазанова

Для собственного удовольствия, я так понимаю? Хозяйка щейборщей не в курсе, полагаете?

Ответить
Развернуть ветку
Alena Grechina

почему? с удовольствием читаю ваш флуд)

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Трудно сказать, можно попробовать задать этот вопрос автору, Эмилии.

Давайте позовём её!
С̶н̶е̶-̶г̶у̶-̶р̶о̶-̶ч̶к̶а̶! С̶н̶е̶-̶г̶у̶-̶р̶о̶-̶ч̶к̶а̶!

Ой, попутал.

Э-ми-ли-я! Э-ми-ли-я!

Ответить
Развернуть ветку
Emilia Gulieva
Автор

Герой статьи — Алёна Гречина, она ответила другому пользователю в комментарии выше. Можно смело задавать ей вопросы. А если ответа здесь нет, напишите Алёне в личные сообщения.

Ответить
Развернуть ветку
Doktor BArbaris

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодчина. Творческих успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Roberto Martinez

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодчина. Творческих успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ткачук

Статья закончилась на самом интересном месте(

Ответить
Развернуть ветку
Alena Grechina

все самое интересное можно обсудить в лс)

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Как говорится: Какая фамилия, такая и сфера! Молодец! Не останавливайся!

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Smolyaninova

Алена, добрый день.
Мне кажется название проекта не очень удачное. Щи и борщ - это "уходящая натура" современных домашних обедов-ужинов.
Как-то название не вызывает желание узнать чему Вы учите готовить.
Или этот проект рассчитан на иностранную аудиторию?

Ответить
Развернуть ветку
Alena Grechina

мы проводили исследование на тему названия и мнения разделились 50/50, у одних, как и у вас, ассоциации с уходящем прошлым, у других - что-то милое, домашнее, родное) Так что, мы решили, что название нам нравится)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Перелыгин

Моллдец! Тема хорошая. А можно подробнее в цифрах?

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда