{"id":9253,"title":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0430\u0440\u0438\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u043d\u0430\u0432\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u044c \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=9253&url=https:\/\/vc.ru\/mos.ecology\/322605-chto-darit-klientam-sotrudnikam-i-partneram-chtoby-ne-navredit-okruzhayushchey-srede&placeBit=1&hash=f7f2e59c93d6bf99b4de7eb426299419c5e5dc01833ead4a2d9b746713d07b81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Emilia Gulieva

Бывший стратег BBDO Group ушла из рекламы и открыла кулинарную онлайн-школу Статьи редакции

Алёна Гречина — о причинах смены профессии, первых ошибках в бизнесе и сложностях с финансами.

Как всё начиналось

На третьем курсе университета я посмотрела фильм «99 франков», заинтересовалась рекламной сферой и начала искать работу в ней. Для этого написала в небольшое российское агентство — меня взяли.

Сначала работала в отделе медиапланирования, помогала с радиобаингом, ассистировала при производстве программ для радио. Затем я узнала, что в агентстве открывается отдел по стратегическому планированию, и попросилась туда.

Это был 2007 год, и информации о стратегическом планировании было крайне мало — приходилось собирать всё по крупицам и разбираться. Школ или курсов для стратегов тогда тоже ещё не было, но существовал проект Wordshop BBDO с фокусом на креативщиков.

Я изучала программы, на обучение так и не собралась, но загорелась идеей поработать в BBDO Group. Резюме туда отправляла исправно, но они были без ответа.

Пока работала, закончила бакалавриат и поступила в магистратуру. В рамках магистерской программы у меня появилась возможность на семестр отправиться учиться по обмену. Я выбирала программу с уклоном в стратегический маркетинг и нашла это в норвежской бизнес-школе.

Тогда я уволилась из агентства и уехала на полгода учиться. Там меня научили работать с большим количеством исследований, портфельными стратегиями брендов и разбирать кейсы. По возвращении я недолго поработала маркетологом в медиахолдинге «Живи», но очень хотелось обратно в агентство — всё-таки это особый дух.

Скоро бывшая коллега порекомендовала меня в консалтинговое агентство Brandscience, входящее в состав BBDO Group. Меня взяли — счастью не было предела.

Работа в рекламе

В Brandscience я занималась медиастратегией — работала с ключевыми рекламодателями рынка, крупнейшими FMCG, ритейлом, фарм-брендами и другими категориями.

Я не знаю, это отличие моего агентства или сетевого подхода в принципе, но у нас было много интересных проектов. Мы проводили собственные исследования по влиянию кризиса на различные товарные группы, изучали специфику поведения потребителей в регионах, агрегировали данные по всем исследованиям за последние 50 лет в мире по специфике подходов в ТВ-планировании.

В этом смысле работа в сетевом агентстве даёт большой простор не только по работе с крупнейшими брендами, но и по работе с международными базами исследований, а также возможность проводить собственные исследования, что здорово помогает развиваться.

За шесть лет в агентстве я выросла до руководителя группы по стратегическому планированию. А потом меня пригласили в компанию Zenith на должность директора по стратегии брендов Nestle. Это была ещё одна мечта.

Всё-таки до недавнего времени именно FMCG-бренды задавали тон в рекламных тенденциях рынка. У них были самые качественные исследования (проведённые на собственных данных), которые позволяли делать лучшие портфельные и бренд-стратегии.

Это было трудное решение. BBDO Group и наша команда были мне дороги, но пришло время изменений.

Переход в Zenith совпал с активным ростом моих собственных проектов — пришлось выбирать между двух мечт. Я бы долго сомневалась, но мне повезло, что бывшие коллеги из Brandscience как раз открывали новое направление digital-стратегов и предложили вернуться на удалённый график с неполной загрузкой. Это было идеально с точки зрения дальнейшего развития.

Так я проработала в найме ещё чуть больше года. В октябре 2018 окончательно ушла из агентства и стала заниматься только своим проектом.

Почему решила менять сферу

Мне было интересно попробовать применить свои знания не только в стратегиях, но и на практике в работе с брендами. Я искала идею для проекта, мы регулярно пили кофе с бывшей коллегой Региной Колтун и обсуждали проекты с TechCrunch, думая, как и что можно локализовать для нашего рынка.

Параллельно с этим я увлеклась правильным питанием, но мои чечевичные котлеты, приготовленные на воде, разваливались, куриная грудка выходила сухой, и я часто выкидывала еду. Посетив несколько кулинарных мастер-классов, я поняла, что это весело, но ответа, почему у меня не получается, я там не найду.

Поэтому я отучилась в кулинарном техникуме на повара. Там было больше прикладных знаний, но методы обучения удручали. На теоретических уроках читали текст из Word, открытом на проекторе, зато практика была то, что надо.

Я поделилась своим опытом с Региной, и она предложила сделать свою школу. И я загорелась. Мы около пяти месяцев прорабатывали идею, искали контакты с поварами, пока не нашли среди знакомых Владимира Инжуватова, который к тому моменту около десяти лет работал на кухне ресторана «Пушкинъ».

Мы встретились с Владимиром и решили попробовать. Так началась моя история с «ЩиБорщи».

О новой профессии

«ЩиБорщи» как офлайн-проект существовал два года. Мы выросли с одного урока до 20 в месяц, затем закрылись.

Основная причина была в том, что все игроки зарабатывают на мероприятиях: корпоративных вечеринках, днях рождениях. Уроки были низкомаржинальны. Чтобы заниматься офлайн-курсами, нужно было вложить около 2–3 млн рублей в обустройство помещения и заниматься активно мероприятиями, а становиться ивент-менеджером в узкой нише кулинарных мастер-классов не хотелось.

Мы могли бы избежать этой ошибки, если бы заранее детальнее изучили рынок и посчитали бизнес-план, но тогда бы было не так весело.

Параллельно с офлайном я тестировала онлайн-обучение. Осенью 2017 года после закрытия офлайн-направления я запустила базовый видеокурс по кулинарии и стала разбираться с онлайн-продажами.

С этим проектом я прошла в заочный акселератор ФРИИ, где получила знания по построению бизнеса в онлайне.

Самое главное, на мой взгляд, чему учат во ФРИИ, — это разбивать большие процессы на маленькие шаги и быстро тестировать гипотезы. Мы не супербыстрые, но уже несколько раз за полтора года поменяли модель продаж.

Переход от агентства к своему проекту у меня был максимально медленный. Основная причина — финансы. Сложно перейти от агентских зарплат к стартаперским доходам. Первое время я думала, что в случае чего могу взяться за фриланс, но удивительно, как быстро растёт количество дел в проекте, когда появляется время.

Перед принятием решения мне помог совет подруги — сесть и посчитать реальные обязательные затраты на жизнь за вычетом кафе и всего, от чего можно отказаться. Оказалось, что расходы на жизнь гораздо меньше, чем я думала. С другой стороны, падение доходов здорово мотивирует скорее искать точки роста.

Остро встала проблема социализации. Работаю в основном из дома, команда у нас удалённая, мы общаемся в Telegram и созваниваемся для планёрок в Skype. Это кажется эффективным, мы не тратим время на дорогу, но через пару месяцев я поняла, что так долго не протяну.

Жизнь превратилась в одну сплошную работу. Поэтому пришлось в срочном порядке искать бизнес-тусовки, придумывать свои деловые ужины, чтобы выбираться «из норки». Я вижу прямую зависимость между количеством этих встреч и ростом доходов, особенно когда удаётся встретиться с конкурентами или коллегами из соседних ниш.

Сейчас школа «ЩиБорщи» представляет собой большое количество бесплатных материалов и пять платных курсов. За последний год мы провели 25 образовательных вебинаров, выпустили 15 подкастов, статьи и провели благотворительные марафоны.

Мне удалось собрать небольшую команду единомышленников, с кем развиваем и контент, и продажи. Сейчас мы в очередной точке переосмысления модели продаж. До этого много времени занимались email-маркетингом, сейчас нам кажется, что мы там неплохо преуспели, и работаем над запуском продаж в мессенджерах и социальных сетях.

В онлайн-школе обучилось более 500 учеников, средний NPS — 9,8 из 10. Мы пока списываем это на эффект низкой базы, но всё равно гордимся такой высокой оценкой. Мы видим большой потенциал продаж в нашей нише и работаем над запуском новых платных продуктов, которые помогут нам быстрее расти.

0
42 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Алена, конечно, молодец! Но вот боюсь, через 1-2 года поймет, что на таком бизнесе нельзя нормально зарабатывать в России. Рынок слишком мал.

И Алене придется либо идти работать по найму, либо продвигать школу на западе.

12

Надо будет просто вести уроки на английском/испанском и «плов готов»

А вообще наверное обидно делать качественный продукт, зная что потолок неизбежен в рамках русского языка, а делая все ровно тоже самое под США (например) х10 профита

6

Да, это печально. В принципе такая ситуация с любым бизнесом, что в России не открывай, в США х10 зарабатывать будет такой же сервис. Просто перспективы минимальны 😖

2

На англоязычном рынке и конкуренция выше и готовить не так любят, как у нас.
Так что бабушка надвое сказала.

0

Бабушка тут явно ошиблась. Рекомендую ей вместо сериалов посмотреть шоу и выступления Джейми Оливера и Гордона Рамзи например

1

Отнюдь. Посмотрите на обороты онлайн-школ на одном только Getcourse https://getcourse.ru/blog/year2018 (где и находится школа Алены, кстати)

0

Чёрт. А моя идея жарить сырники в инсте перед камерой не была такой уж безумной...

6

Мне было бы интересно глянуть на полуголую модель, которая жарит сырники. Подписался бы на пятиминутные ролики. В других случаях, идея как раз таки безумная и нежизнеспособная для амбиции с миллионами подписчиков

9

А после сытного ужина глянуть, как жарят саму модель, вот это было бы шоу)

4

Тоже 5 минут? Предлагаю добавить 5 минут на мытье посуды. И назвать канал "Пятнашки".

3

Или по шесть минут готовка, 9 минут мытье посуды. Назовем "69"

8

А как-же то самое? Совместим с готовкой?

1

В спонсоры берем "Pornhub" и "LG". В соответствующем мониторе запустим соответствующий контент с соответствующего сайта, на фоне будет проигрываться.. пока мы жарим сырники.

2

А ты хорош)

0

Спасибо) Пошли в лс, шалунья моя

0

Ох, ёёёё... Прочитала "пошли в лес".

4

Хм..

5

Ну, мишка не это кричал)

1

Это уже порно, я не про порно )

0

Всё равно интересный формат вышел бы.

0

Идея для добротного стартапа

1

Так, делаю скрин поста. А потом бегай, доказывай, чьи тапки...

1

Если всерьез, почему не реализуете свою идею?

1

По жарке сырников? Мне кажется, не выдержу конкуренции с ...аминами, зулимами и иже с ними. Которые 24 часа в сутки готовят оленьи глаза в кишке из барана под соусом из молодых побегов чеснока на семью из 12 человек. А мне еще на работку ходить нужно)

4

А и не надо конкурировать, просто для себя вести аккаунт в инсте в качестве внерабочего хобби. 400 лояльных наблюдателей, включая меня, наберете за пол года, я думаю.

1

А это интересно. Там наверху переводчик на испанский нарисовался...Через пол-года можно будет выходить на Европу, через год на США. Сколотить международную команду. Двигать органический творог, манку и изюм...Мелкий опт, крупный опт. Корпорация имени меня!..Нормально я на VC зашла про новый лого Альфы почитать)

2

Здесь цель инвестиции привлечь? )

2

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодец. У тебя все получится.

1

Вроде Алёны тут нет. Писала Эмилия.

0

Для собственного удовольствия, я так понимаю? Хозяйка щейборщей не в курсе, полагаете?

0

почему? с удовольствием читаю ваш флуд)

3

Трудно сказать, можно попробовать задать этот вопрос автору, Эмилии.

Давайте позовём её!
С̶н̶е̶-̶г̶у̶-̶р̶о̶-̶ч̶к̶а̶! С̶н̶е̶-̶г̶у̶-̶р̶о̶-̶ч̶к̶а̶!

Ой, попутал.

Э-ми-ли-я! Э-ми-ли-я!

0

Герой статьи — Алёна Гречина, она ответила другому пользователю в комментарии выше. Можно смело задавать ей вопросы. А если ответа здесь нет, напишите Алёне в личные сообщения.

0

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодчина. Творческих успехов!

1

Алёна, прости за флуд. Не это ты хотела прочитать под своей статьей. Ты молодчина. Творческих успехов!

1

Статья закончилась на самом интересном месте(

0

все самое интересное можно обсудить в лс)

0

Как говорится: Какая фамилия, такая и сфера! Молодец! Не останавливайся!

0

Алена, добрый день.
Мне кажется название проекта не очень удачное. Щи и борщ - это "уходящая натура" современных домашних обедов-ужинов.
Как-то название не вызывает желание узнать чему Вы учите готовить.
Или этот проект рассчитан на иностранную аудиторию?

0

мы проводили исследование на тему названия и мнения разделились 50/50, у одних, как и у вас, ассоциации с уходящем прошлым, у других - что-то милое, домашнее, родное) Так что, мы решили, что название нам нравится)

0

Моллдец! Тема хорошая. А можно подробнее в цифрах?

0
Читать все 42 комментария
Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Доказал, что миллиардеры не видят разницы между вином за $500 и $10 тысяч: история Руди Курниавана Статьи редакции

Курниаван продавал подделки под видом редких вин предпринимателям, генеральным директорам и голливудским продюсерам и обманул их более чем на $35 млн.

Руди Курниаван LA Times
Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
Глава американской компании Better.com уволил 900 сотрудников одним видеозвонком Статьи редакции

«Если вы сейчас смотрите это, значит вы в той невезучей группе, которую увольняют», — сказал работникам директор.

Я пришёл к вам с плохой новостью. Рынок изменился, как вы знаете, и мы должны двигаться за ним вперёд, чтобы выжить, процветать и исполнять нашу миссию. [...] Я делаю это второй раз в своей карьере и не хочу повторять. В последний раз, я плакал, но на этот раз надеюсь быть сильнее. [...] Если вы сейчас смотрите это, значит вы в той невезучей группе, которую увольняют.

Вишал Гарг
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Как обманывает Учи.ру, пытаясь заработать больше денег

Сказ о том, как Учи.ру пытается в информационной рассылке под соусом щедрого предложения продать то, что можно на самом сайте купить в два раза дешевле.

OZON не доставил холодильник и не решает проблему 3 недели

16 ноября 2021 был заказан холодильник Атлант ХМ 6025-031. Заказ 09322259-0218 был оформлен не на тот адрес по ошибке. Технической возможности изменить адрес доставки в пределах одного города у OZON отсутствует. Пришлось отменять. В результате в этот же день был оформлен заказ 09322259-0219 с датой доставки 20 ноября.

re:Store продал Macbook Pro с раскладкой azerty и серийный номер ноутбка не совпадает с серийным номером на коробке
«Неслучайная случайность», или как рождаются крипто стартапы на примере Freya

Статья носит сугубо ознакомительный характер и не призывает к инвестированию в какие либо активы.

Доколе? Уже 3 года ссылки с VC.RU на Facebook никуда не ведут

Если привязать аккаунт Facebook к VC.RU, то в профиле появляется ссылка на эту соцсеть, но она никуда не ведёт. Разработчики VC.RU уже 3 года не могут поправить этот баг, зато выпустили корпоративную звонилку.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
null