{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Реалити «Строю агентство из региона». Цель: выручка 100 миллионов рублей в год

Исповедь digital-маркетолога, который так и не полежал с ноутбуком и смузи на Бали.

Часть 1. Начал бизнес с нуля, выгорел и попал в больницу. Как я изменил подход в управлении.

Коротко для ленивых. Часть 1:

Работал по найму, появилась идея своего бизнеса. Начал строить агентство, работал по 12 часов в день. Организм сдался и попал в больницу. Отрицание – гнев – торг – депрессия – принятие. Понял, что дальше так продолжаться не может, нужно менять подход.

Теперь для терпеливых и любознательных:

Привет, меня зовут Алексей Лигер, я — директор маркетингового агентства «В точку». Я уже 6 лет занимаюсь развитием агентства и в этом году решил радикально изменить подход к управлению, для того чтобы выйти на новый уровень развития компании. Рассказываю, к чему это привело. История пока без успешного успеха, но с жизненными уроками.

С чего все начиналось. Ниже описаны самые знаменательные точки агентств, в целом как и любого другого бизнеса. Уверен, в этой истории многие увидят себя.

Развитие агентства

Каждый бизнес проходит через стадии развития, описанные ниже, и наше агентство — не исключение.

  • 1. Идея — Вдохновение
  • 2. О2 — Продай воздух
  • 3. MVP — Первые деньги любой ценой
  • 4. Поиск идеальной бизнес модели. Если прибыль нужно считать на калькуляторе — таким бизнесом не стоит заниматься.
  • 5. Активный рост продаж — Кайф от первых денег на счету компании
  • 6. Эталонные метрики — Когда ты понимаешь, что деньги на счету компании — это не твои деньги
  • 7. Команда и хозяева улучшений — это то, что мне предстоит узнать
  • 8. Инвестиции
  • 9. Масштабирование

У каждого этапа есть свой КФУ (ключевой фактор успеха) и те действия, которые реально влияют на результат.

1. Идея бизнеса — Вдохновение.

Когда твое желание и тренды совпадают. КФУ:

  • качать насмотренность,
  • любым возможностям говорить «Да»,
  • чувствовать, что тебе «откликается»,
  • анализировать тренды.

Первое место работы — это веб-студия по разработке сайтов и мобильных приложений. Я работал дизайнером в найме, далее вырос до арт-директора, после возглавил отдел разработки собственных проектов. Мы часто создавали новые стартапы, но я искренне переживал за то, что проект уходил в полку, потому что заказчики не знали как его продвигать, либо рассчитывали, что проект взлетит самостоятельно.

Труды, деньги, время оставались напрасными. Я видел, что рынок смещается от создания к продвижению проектов. Поэтому я решил обучиться этому сам. В этот момент появился тренд на продвижение бизнеса в социальных сетях, что открывало множество перспектив.

2. О2 — продажа воздуха, получение первых денег

КФУ: продажи. Проверка того, что на рынке есть такая проблема и люди готовы платить за её решение.

Учитывая, что в 2015 рынок онлайн продвижения дико рос, первых клиентов было очень легко найти по своим знакомым. Тем более, у меня был уже большой опыт работы с соцсетями на своем проекте «Подсмотрено».

Подробнее о нём можно прочитать в отдельной статье: https://habr.com/ru/post/300434/.

3. MVP — выполнить обязательства. Первые деньги любой ценой.

КФУ: решить проблему клиента любой ценой и средствами, так чтобы он был доволен. Можно собрать продукт из палок или делать практически бесплатно, ради первых кейсов.

После нескольких месяцев самостоятельной работы я начал нанимать первых сотрудников, так и появилось наше агентство, которое изначально специализировалось только на продвижении в сфере красоты. Мы начали нарабатывать клиентскую базу, вводить новые услуги и расширяться.

4. Поиск идеальной бизнес модели

То есть время создать Excel таблицу для расчета потенциальной прибыльности и базово свести unit-экономику. Но как любит говорить мой брат: “Если прибыль нужно считать на калькуляторе — таким бизнесом не стоит заниматься.”

КФУ: понять воронку продаж, стоимость клиента, средний чек, ltv, прибыльность. Знать и контролировать постоянные и переменные расходы.

В чем прелесть агентства:

  • минимальный порог входа
  • быстрый и простой старт

В чем минусы:

  • сложно построить действительно большой бизнес
  • все сильно завязано на людях и его основателе
  • низкая капитализация бизнеса

5. Активный рост продаж

КФУ: подкидываем топлива в воронку продаж и найма.

Найм продавцов - делегируем все продажи и маркетинг.

Часто рекламные агентства занимаются только развитием клиентских проектов, забывая о собственном продвижении, из-за этого страдают продажи. Новые клиенты приходят только по сарафанному радио, что не дает стабильности в развитии. Поэтому мы упаковали сайт и начали запускать таргетированную и контекстную рекламу. Занимались seo оптимизацией сайта, снимали ролики на YouTube.

Помню время когда мы заключали договора на 5-7 новых проектов и нанимали по 1-2 новому специалисту каждый месяц. Цикл принятия решения с клиентами был 1-3 дня, сейчас это 1-3 недели. Рынок рос дикими темпами. В тот моменту нас было уже 2 человека в отделе продаж. Часто продавал еще и сам.

Мы добавили другие сферы, стали работать с ресторанами, фитнес-клубами, клиниками, автосервисами и др. Под каждое направление сделали отдельные посадочные страницы, что давало отличную конверсию из платных источников трафика и неплохо показало себя в seo. Эту фишку внедряем до сих пор и нашим клиентам.

6. Эталонные метрики. Когда ты понимаешь, что деньги на счету компании — это не твои деньги

КФУ: оцифровать всё, что можно оцифровать.

Мы внедрили CRM систему и систему управления проектами.

Финансовый учет:

ДДС — движение денежных средств

ОПиУ(PnL) — отчет о прибылях и убытках

Платежный календарь — документ с планированием финансовых потоков

Финансовый учет в разрезе каждого проекта.

Баланс — активы, пассивы компании.

Активов у агентства практически нет: сайт, оборудование, а вот с дебиторкой проблемы появляются часто. Решения:

  • держать на счете «неприкасаемый запас» в размере месячной заработной платы всей команде
  • вписываясь в проекты с постоплатой четко понимать риски

Если честно, то звучит все это страшно и творческому человеку будет нелегко пройти этот этап. Назвал этот документ ЦУБ — центр управления бизнесом.

Цифры в таблице изменены.

Получить шаблоны таблиц можно по ссылкам ниже.

Но это не единственная проблема, которая меня ждала.

Рынок интернет-маркетинга меняется очень быстро, поэтому в этой сфере нужно уметь подстраиваться под тренды и обстоятельства, чтобы оставаться на плаву. Мы начинали с продвижения ВКонтакте, а дальше подключили ещё и Instagram. Именно он кормил большинство специалистов в сфере маркетинга и “перформил” клиентов.

Первые проблемы начались с пандемии, добавились еще с блокировкой Инстаграм: множество оффлайн бизнесов отказалось от продвижения, поскольку их точки начали закрываться. Мы приняли решение сфокусироваться на продвижении онлайн-проектов, а также добавили новые услуги — контекстную рекламу, разработку сайтов, фирменного стиля, логотипов и приложений. Такая диверсификация и комплексный подход в услугах спасли агентство от закрытия и дали новые перспективы.

7. Команда — хозяева улучшений.

Именно на этом этапе развития сейчас находится «В точку», мы занялись построением самоорганизованной команды, но для этого требуется постоянный контроль за деятельностью сотрудников, что и стало камнем преткновения.

Вообще, чтобы создать бизнес и довести его до выручки 10 млн рублей в год, не нужно каких-то сложных комбинаций. Достаточно найти свою ЦА с проблемой и создать хороший продукт, который её решит. А дальше развивать маркетинг и продажи: наращивать базу клиентов, повышать конверсию в воронке и качать узнаваемость.

Схема помогает дойти до 10 млн р в год, но после этого перестаёт работать. Причина — в модели управления, где все завязано на руководителе. Если в компании все ключевые решения принимает один человек, рано или поздно его времени перестает хватать.

У меня так и получилось.

В этот момент кажется, что если в сутках нет больше 24 часов, то расти больше некуда. Управленческий кризис загоняет в яму, в которой кайф от развития дела становится страданием.

Мой иммунитет после 12 часовой рабочего дня начал давать сбой. Закончилось тем, что я попал в больницу с проблемами ЖКТ. Типичная психосоматика от стресса, нервов и неправильным графиком жизни.

В этот момент многие руководители решаются выйти из ситуации просто — открыть еще один микробизнес, который ждет ровно та же судьба. Я раньше так и делал.

Когда бизнесу уже некуда расти, единственное решение — радикально изменить подход к управлению. На этом шаге все старые схемы перестают работать, компания буквально строится заново. Я начал понимать, что для перерождения, нужно принять всего одно главное управленческое решение — уволить себя со всех руководящих позиций в бизнесе.

Что было дальше?)

А пока можно поддержать меня лайком и комментарием и за это забрать файл “Схема этапов развития компании”, шаблоны финансовых документов, указанный выше, по ссылке Digital pack.

Еще больше внутренней движухе о построении агентства выкладываю в

Подписывайся!

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Алексей К

Привет! Проходили успешно такой период. Поэтому с уверенностью могу сказать, что ни абстрактная «самоорганизуемая команда», ни тем более «увольнение себя со всех позиций» (что вообще заранее крах) не приведут к улучшениям.

У вас очень невнятно сформулирована проблема, поэтому и решение не может бить «в точку». Сорри за пессимизм, был бы рад ошибаться, но…

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Liger

Как в итоге прошли?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей К

Алексей, а давайте попробуем по-другому. Расскажите, в чем именно заключается у вас сейчас проблема, которая мешает масштабироваться. Возможно их несколько. Но вам нужно их максимально четко вычленить и описать, иначе вы не сможете их решить. Например, формулировка может быть такой:

Менеджеры, которые отвечают за изменения в компании предлагают очень слабые, а зачастую плохие решения, которые имеют больше минусов, чем плюсов.

Не уверен, что наш опыт на 100% будет применим в вашей ситуации, но совершенно точно знаю: не выделите четко проблему - не продвинитесь в ее решении.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

Алексей, сейчас мы на этапе оцифровки всех услуг, а именно готовим документы:
1. Шаблон договора
2. Товарная матрица - кирпичики и калькуляторы товаров и услуг
3. Смета - работы, стоимость, сроки, кто задействован, ВЫГОДЫ для клиента в цифрах
4. КП - О компании, вызвать доверие, отработать возражение, вывести на эмоции
5. Пресейл - этап 0 и планируемый результат
6. Roadmap - какие этапы и процессы (этапы, функции, кто задействован, сроки, принятие этапов)
7. ЦКП(ценностный конечный продукт) - выходные данные каждого этапа и пример, шаблон конечного продукта
7.1 ЦКП промежуточных этапов (чек листы и примеры с шаблонами)
8. Регламенты - описание того как делать каждую функцию
ОПиУ по проекту - документ где считается прибыльность проекты, выручка - расходы, подсчет маржинальности
9. Список проблем - что может пойти не так и пути решения, например что делать если реклама с низким ctr
10. Инструкция по нашим стандартам работы

Вопросы:
1. у вас агентство свое?
2. вы делали себе такие документы? можете поделиться опытом, шаблонами? можно в личку, если не хотите публично.

Запрос:
Нам бы на этот этапе очень помогли калькуляторы услуг по разным тарифам и распределение бюджета с каждого проекта по отделам.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей К

Инструкции и регламенты - это хорошо, если проблема возникает с рутинными процессами. Если проблема только с ними, то продолжайте в том же духе. Тут особо нечего добавить.

Более серьезная проблема возникнет, когда рутину отладите, и упретесь в проблему того, что менеджеры не умеют развивать продукт/сервис/компанию. Вот это будет настоящий вызов. Я писал о нем.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Liger

Сорри что разных акаунтов пишу, на телефоне и компе разный профиль.

Думаю и такая проблема у нас тоже есть, вы у себя ее как решили?
Или как в теории хотели решить?

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Что мне показалось странным, у вас есть команда, но вы зачем то делаете их работу сами когда можете и сколько можете и в итоге попадаете в больницу, предполагая что из за этого, а может кстати и без переработок попали бы. По факту ошибка в том что не умеете полностью делегировать и выстраивать правильно процессы скорее всего.

В компании принимаете решения только вы? сотрудников много? вам нужен старший в отделе.

По итогу как мне кажется с оборота в 10 миллионов, а это примерно 800к в месяц, у вас чистыми оставалось наверно не так много и ы старались сделать больше работы, что бы не нанимать лишних сотрудников или не платить больше (предположение кстати).

Знаю людей кто один тащит по 500к оборота в месяц при чистых 400к с парой помощников для рутинных задач. Так что скорее всего эффективность тоже хромает в бизнесе. Цены на услуги низкие?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

По факту ошибка в том что не умеете полностью делегировать и выстраивать правильно процессы скорее всего.

В компании принимаете решения только вы? сотрудников много? вам нужен старший в отделе.

-
Попали в точку, именно это и есть. Как раз эти задачи решаем сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

на самом деле тоже страдаю от этого, пресловутое никто кроме тебя работу лучше не сделает) но идеальное враг хорошего. задачи просто должны закрываться, пусть не всегда идеально. Возможно вам стоит заняться формированием регламентов, пишешь один раз и в остальные раз все делают без вас со временем. На самом деле очень много видео грамотных по делегированию от владельцев веб студи тех же, так что изучайте и успехов вам.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

спасибо, этим занимаемся как раз сейчас. Взяли в правило все нововведения сразу записывать в видео формате, дальше превращать в текст

Ответить
Развернуть ветку
SS

Ставить оборот как цель - это спорно..

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

ваше утверждение тоже спорно

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Для инфоцыган это норм.
Бабло любой ценой путь у всех один:
Сначала зависть, потом враньё самому себе, потом нервные срывы и дальше полная дезориентация в социуме и пространстве.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

=)
надеюсь, что нет)

Ответить
Развернуть ветку
Марина Белова

У вас ссылка на хабр не активна(

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

https://habr.com/ru/articles/300434/

спс, поправил

Ответить
Развернуть ветку
Дарья

Значит подписывайтесь на телеграм )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

и вконтакте)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Алексей, а зачем вы так мудрёно решили пропихнуть свой Digital pack?
Отвал по воронке идёт стопудофф.
Будете догонять клиентов - вас начнут посылать. А дальше опять ваш нервный срыв и больничка.

Эти решения, скачай Digital pack., устарели лет на 10.
Уже есть специализированные программы, которые автоматизируются и не требуют сидения и ковыряния в эксельках.
На кого это рассчитано?

И вот это инфоцыганское:
1. качать насмотренность,
2. любым возможностям говорить «Да»,
3. чувствовать, что тебе «откликается»,
4. анализировать тренды.

Это путь в дурку. СОбственно вы уже об этом сами знаете.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

"Уже есть специализированные программы"
- поделитесь, чем пользуетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

На вскидку:

"Оцифрованная воронка продаж с планом" любая CRM от Битрикса или АМО. Тот же Мегаплан.

"Центр управления бизнесом" - любая прога по управленке, коих уже много. Пример План-факт и Адеск.

"Структура маркетингового агентства с процессами" - любая программка, которая поддерживает канбан. Например, Кайтен или Я.трекер.
Бесплатным бонусом этих прог будет вики (база знаний), где можно спокойненько описывать всё.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Liger

Для Crm - битрикс24 у нас

Финансы в Центр управления бизнесом excel ведем, потому что там у нас автоматически считается выручка в рамках сотрудника, направлении, за сотрудника, прибыльность компании

Структура - в Miro и есть
База знаний пока в Гугл доках и notion

Пока ексель дает нам больше гибкости для фин учета

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Выручку по сотруднику и направлению всё можно настроить в Б24.
Бонусом сразу видно выставление и оплата счетов.

У вас куча ресурсов уходит на поддержание вашего зверинца из софта, при минимальных оборотах.
Тоже баловались всякими эксельками пока не поняли, что наша задача не эксельки и ноушены тыкать, а закрывать сделки на прибыль.

А прибыльность по проектам и в целом, норм считает План-Факт и Адеск. Еще и интеграция с банками. Не надо заморачиваться по разносу выплат.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

из этого "План-Факт и Адеск" что порекомендуете?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер
Автор

из этого "План-Факт и Адеск" что порекомендуете?

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда