Х на карте: как украинский «ПриватБанк» дал возможность менять дизайн карты в Apple Pay

С 17 мая клиенты «ПриватБанка» могут кастомизировать дизайн своих карт в Apple и Google Pay. И, по слухам, «Приват» стал первым банком в мире, который дал такую возможность.

Как это работает

  • В мобильном банке выбираем новую обложку.
  • Через пять секунд обложка обновится в Apple и Google Pay.
  • Наслаждаемся.

Зачем это «ПриватБанку»

Знали бы вы, сколько времени и денег банки тратят на создание и утверждение дизайна пластиковых карт. Это сложный процесс длиною в несколько месяцев с фокус-группами, тендерами, горячими спорами, приказами и цветопробами. И чаще всего дизайн выходит, мягко говоря, «некрасивым».

«ПриватБанк» в этом вопросе стал исключением. Наш дизайн не просто некрасивый: он сильно раздражал клиентов — как миллениалов, так и ребят поколения Z.

@privatbankua запустил Apple Pay самый первый среди украинских банков. Но до сих пор нельзя изменить дизайн карты в Apple Wallet. У меня 2 карты. Одна для выплат и вторая - универсальная. И как их отличить, мать его?! 😤😠😡

Не самый жёсткий отзыв о нашем дизайне. Такие мы получаем сотнями ежедневно. Доставать нашу карту из кошелька стало просто немодно. Беда.

Мы часто решаем вопросы, как задачки по физике.

Дано

  1. Наши карты раздражают молодых клиентов.
  2. Люди, которые используют Apple и Google Pay, практически перестали доставать пластик из кошелька.

Всё крутое придумано до нас, но в других индустриях. Те, кто играл в детстве в Quake по сетке, наверняка помнят, как отстойно выглядели игроки на аренах. И настоящей отдушиной стала возможность создавать свои уникальные скины.

Так почему бы не дать возможность клиенту менять дизайн своей карты?

Это было очевидно настолько, что обалдели, когда не нашли ничего подобного на рынке. Оставалось за малым — брать и делать.

Вопрос первый — техническое решение

Его нашла моя коллега Мария Гурина.

Именно Маша работала над запуском Apple Pay в Украине в прошлом году. Для добавления карт в кошельки Google и Apple банки используют сервис Mastercard MDES и Visa Token Service, который хранит в себе типы карт и соответствующие этим типам дизайны.

Главное — научиться на лету менять в этих сервисах идентификаторы картинок и карт. То есть банковское приложение отправляет ID картинки и ID карты в Mastercard. Mastercard совмещает эти два ID и говорит Wallet`у, какую картинку теперь нужно показывать. Вуаля — у пользователя новая картинка.

Вопрос второй — с каким набором картинок стартовать

Конечно же, со знаменитыми супергеройскими кинофраншизами! Как раз тут наш проект и забуксовал, поскольку договориться о предоставлении прав на использование условного человека-майского жука оказалось в 100 раз сложнее, чем реализовать саму технологию. Напрямую договориться не удалось.

Решение нашла моя коллега Алина Онищенко.

Алина заметила, что права есть у локальных кинодистрибьюторов. Они сильно заинтересованы в клиентах банка. Так мы получили разрешение от 20th Сentury Fox использовать образы «Иксменов» на картах. Это был долгий процесс. Студии очень внимательно и с трепетом относятся к своим героям и тому, как их будут отображать.

Цепочка выглядит так: дистрибьютор → контакт дистрибьютора в Европе → менеджер в Лос-Анджелесе. И по такой цепочке согласования ходят туда-обратно. Выглядит сложно, но если вы на одной волне с дистрибьютором, все получится.

Результаты

В первый день запуска 50 тысяч клиентов поменяли дизайны своих карт, а мы получили сотни отзывов о том, как это круто. Что еще хотят клиенты? Добавлять свои картинки. А это значит:

  1. Ко-бренды. Цифровые дизайны дают нам возможность перезапустить такие проекты. Банку теперь не нужно связываться с тяжелой логистикой пластиковых карт с разными дизайнами.
  2. Коллаборации с большими студиями. После запуска к нам стали относиться дружелюбнее.
  3. Коллаборации с фестивалями и молодежными движениями.
  4. Клиент сможет создавать свой уникальный дизайн.

Интересные факты

МС Today запустили конкурс для дизайнеров на лучшую обложку для карты. Ребята уже собрали 3000 заявок.

Что написали медиа

Помимо русскоязычных СМИ про нас написали в Android Police. Что сильно тешит самолюбие.

Еще vc.ru попросили написать колонку. Это особенно приятно :)

Как отреагировал банковский рынок

Официально никто из наших конкурентов ничего не заявлял. Но говорят, несколько банков из СНГ заинтересовались таким решением. Небольшая подсказка для коллег-банкиров, у которых нет ИТ-ресурсов на разработку. Перед запуском мы наткнулись на стартап, который пытается развивать похожую тематику — ImageNPay. У них ещё нет работающих кейсов, но почему бы вам не стать первыми?

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Walter Kovacs

Не, это конечно всё здорово, но один хрен телефон прикладывать. Кто там увидит за две секунды какой у вас дизайн карты в приложении. Или в макдоналдсе показал кассиру дизайн и он такой-Вау это же Циклоп из Иксменов, держи картошку фри в подарок. А так конечно да, всё лучше вашей корзины с овощами.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Кассир и не видит обычно, а самому прикольно. У меня в Apple Pay карта, посвящённая футбольному чемпионату в России, и теперь наблюдаю футбольную картинку, а так как не фанат футбола ни разу, то постепенно начинает надоедать) И вот я бы поменял картинку.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

у меня в apple pay 4 карты с одинаковым дизайном. Две из них рублевые. Номер не видно, так что ориентироваться приходится «на ощупь». Разный дизайн помог бы решить эту проблему

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Заузин

Увижу я, и это самое главное.

Я испытывал невероятные душевные страдания когда прекраснейшую visa gold от Сбербанка пришлось заменить на mc standard от «Альфы». Это просто ужасно когда твоя карта так чудовищно некрасива, как стандартная карта альфы, в конечном счете я даже заказал карту другого банка, и стал просто переводить зарплату туда.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Марфицин

Вот что Коломойский животворящий Делает

Ответить
Развернуть ветку
Рома Злобин

Если что, ПриватБанк у Коломойского отобрали..

Ответить
Развернуть ветку
Саша Марфицин

Так вроде уже признали это неправомерным

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сыромолотов

между "суд первой инстанции признал незаконным" и "решение вступило в силу и все вернули" - может быть небольшой временной зазор)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Все верно, но в нашем банке исторически был бардак с бинами.
Так что пришлось решать это таким способом.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Микрюков

Статья написана так, будто кому-то кроме владельца, имею в виду вокруг него, интересен дизигн карты, но очевидно что это не так

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Для нас было очевидно, что для некоторых владельцев, дизайн карты очень важен. Для них и делался сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Лобановский

Скоро на виси будут отчеты о походе в туалет выкладывать. Что в этом проекте необычного? Какую сакральную потребность решил дизайн?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Ни одна сакральная потребность не пострадала. ))

Ответить
Развернуть ветку
Александр 1

не совсем понятно - у клиента при смене картинки оригинальный PAN меняется или вы на одном БИНе/ БИН рэнже несколько картинок навесили (и VTS это "съел")?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Пока только MDES.

Ответить
Развернуть ветку
Александр 1

Хорошо, mdes. Но вопрос же не в этом. Меняется ли оиигиналтный номер pan - вот в чем был вопрос. И кстати, чтобы 2 раза не вставать, карты prepaid или это на любых работает?
За статью спасибо в любом случае, интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Нет, пан мы конечно не меняем.
А карты обычные, дебетные и кредитные.

Ответить
Развернуть ветку
Оля Копыл

Лично для меня это отличная новость. Дизайн Приват банковской карточки меня мягко говоря раздражал. Продуктовая корзина на голубом фоне, ужасно смотрится. Сейчас же можно выбрать дизайн самому, это классно.

Ответить
Развернуть ветку
Feduard Klimkin

Нот бэд, правда банк стал не оч после приватизации...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

Что изменилось? Не заметил разницы.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Янчевская

Виртуальных карт касается.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Янчевская

Изменилось одно - после национализации банка люди начали выигрывать суды в спорах с Приватом, где насчитываются цифры в геометрической прогрессии. Судебная система повернулась к заемщикам. Что будет сейчас непонятно. Будем ждать)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

1. Разные дизайны предлагают многие банки уже много лет. Тут новшество в том, что это для Apple Pay? Или в чем?
2. Почему опять ограниченное количество дизайнов? Почему нельзя натянуть свой дизайн? Неужели с новыми технологиями до сих пор не могут это сделать?! Вот это была бы инновация, а не "выбери из 5 шаблонов".

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

1. Да, новизна в кастомизации дизайна виртуальной карты, а не пластика.

2. Потому что банки выпускают виртуальные карты (на самом деле - токены) не сами, а полностью зависят от платформ токенизации Визы/Мастера. А в них сейчас можно только накидать профилей с предзагруженными дизайнами и переключаться между ними.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

Что касается заливки своих дизайнов, а не галерейных, то тут все упирается в API MDES/VTS в котором такой возможности не предусмотрено, т.к. все заточено под профили а не PAN-ы.
И тут никакая Мария Гурина не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Пока да. Но если платежные системы доработают API то все будет возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

Не "если", а "когда".
И тогда все ломанутся, особенно на пост-советском пространстве, где Apple Pay популярнее, чем в США.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Я тоже на это надеюсь. Но у этих ребят обычно план разработки на 100 лет вперёд расписан 😏

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

ImageNPay - это стартап с кастомизацией карт (включая гифки) в *собственном* воллете.
Которого у него кстати нет, ссылки на аппсторы на их сайте ведут в никуда.
Кастомизировать в Apple Pay они не умеют.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Да, пока не умеют но если найдётся банк партнёр то все получится. Они дают банкам SDK

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

А смысл в них для банков?
Запилить собственный воллет с преферансом и куртизанками?
Крупные банки это и без них могут, но сознательно не хотят, т.к. конкуренции с Apple/Google Pay не выдержат.
Не говоря уже о том, что на Apple есть и будет только Apple Pay по понятным причинам.
А в OEM-воллетах они ничего мимо API сделать не могут, как и все остальные.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аветисов
Автор

Не, эти ребята, как раз и настроены на замену дизайна в Apple и google.
Они просто дают библиотеку для хранения иммеджей для банковского Приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

Вот именно, что для банковского приложения а не для OEM-воллетов.
Ну и зарелизить свой воллет в аппсторы было бы неплохо.
А то пока кроме сайта и сторителлинга я за этими ребятами ничего не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Archie O'Hare

Хер можно захерачить?

Ответить
Развернуть ветку
Мари Белова

Как-то совсем ничего особенного нет! Ну могу я картинку в телефоне поменять по своему вкусу… Не пластик же по вкусу клиента?

Ответить
Развернуть ветку
Мари Белова

Как-то совсем ничего особенного я в этом событии не вижу! Событием и не назовешь. Ну могу я картинку в телефоне поменять по своему вкусу… Не пластик же по моему заказу будут выпускать? И вообще что-то не тем они в Украине озадачены на данный момент...

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда