{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как изменилось общение бизнеса и частных инвесторов — обзор инструментов и кейсов

В этом году мы в E+ Awards при поддержке команды Тинькофф Инвестиций решили разобраться, как изменилась коммуникация бизнеса, чьи акции торгуются на бирже, с частными инвесторами. На фестивале мы собрали лучшие практики, которыми сегодня с вами и поделимся.

Новая сила = новые инструменты

Времена, когда инвестиции были прерогативой только узкого круга лиц прошли. Сегодня любой желающий, имея смартфон и доступ в интернет, может купить акции или облигации компании, в которую верит. Бизнес, лишившись в феврале 2022-го года поддержки институциональных инвесторов, стал еще активнее развивать каналы коммуникации для розницы. Да и доля этих инвесторов к маю 2023 года выросла до рекордных 81,5%. Что вдвое больше, чем в предыдущие периоды.

Мы наблюдаем новый тренд в коммуникациях, который в дальнейшем будет набирать обороты — рождение функции на стыке PR, IR и маркетинга

Дмитрий Панченко, директор Тинькофф Инвестиций

НОВЫЕ ФОРМАТЫ КОММУНИКАЦИИ ЭМИТЕНТОВ

(по данным Тинькофф Инвестиций)

1 — Развитие инвестиционного комьюнити. Среди наиболее распространенных площадок «ВКонтакте» и «Пульс». У абсолютного большинства эмитентов количество подписчиков в «Пульсе» в разы превышает другие соц.сети. Сегодня на этой площадке ведут свои аккаунты 36% крупных эмитентов, представленных в индексе IMOEX

2 — Интеграция в сторонние видеопроекты разного формата. От интервью и прямых эфиров с аналитиками рынка до создания документальных фильмов и развлекательно-познавательных шоу вокруг темы инвестиций

Как с нуля построить коммуникацию с розничными инвесторами — кейс Positive Technologies

Результаты нового подхода

  • Количество акционеров к концу 2022 выросло до 100 000, а доля частных инвесторов (free float) в структуре капитала выросла с 10,4% до 13% в настоящий момент
  • Объем торгов вырос с 0,4 млрд. руб. с января 2022 до 4,1 млрд. руб. в январе 2023 года
  • Котировки акций выросли с момента размещения на 80% к концу 2022г. и в 2,2 раза на данный момент

Успешное размещение акций компании, ориентированное только на розничных инвесторов, возможно. Что важно, мы показали это и рынку, участники которого до сих пор крайне осторожно относятся к новым размещениям ввиду отсутствия иностранных институциональных инвесторов

Юрий Мариничев, директор по связям с инвесторами Positive Technologies

Вводные

В 2022 году Positive Technologies вышли на рынок с нетипичным для российского рынка форматом размещения — прямым листингом. Это решение позволило избежать высокой волатильности акций после размещения и добиться быстрого установления справедливой рыночной цены. Но оставался второй вызов — объяснить широкой аудитории, что такое кибербезопасность. До недавнего времени информационная безопасность для многих была чем-то неосязаемым и непонятным. Поэтому большой блок работы команда посвятила тому, чтобы простым языком рассказать, чем занимается компания и почему кибербезопасность — это важно.

Эффективная система коммуникаций с инвесторами не только делает компанию открытой по отношению к инвесторами, но и «работает» на привлечение новых акционеров

Инструменты

  • Общение с инвесторами идет на удобных именно им площадках
  • Посты адаптируются под каждую площадку и аудиторию. На одних площадках размещается только ключевая информация, на других — более активное взаимодействие с аудиторией, включая конкурсы, опросы и прочее
  • Команда регулярно раскрывает финансовую отчетность, дает все необходимые пояснения и трактует значимые инфоповоды компании в комментариях
  • В дополнение к привычным формам появились дополнительные метрики управленческой отчетности, чтобы инвесторам было проще ориентироваться в бизнесе и прогнозировать объем возможных дивидендов

Нам важно, чтобы инвесторы получали информацию из первоисточника и имели прозрачное представление о нас и нашем бизнесе. Мы стремимся оставаться на связи 24/7 и оперативно снимать вопросы инвесторов, поэтому мониторим соцсети даже в выходные дни и нерабочие часы. Еще одна отличительная черта нашего взаимодействия с инвесторами — доступность топ-менеджмента в соцсетях. Так, в Пульсе от Тинькофф присутствуют и отвечают на вопросы инвесторов не только сотрудники IR, но и представители топ-менеджмента.

Юрий Мариничев, директор по связям с инвесторами Positive Technologies

Как в условиях турбулентности добиться лидерства в капитализации благодаря честному разговору с частными инвесторами — кейс Северстали

Результаты нового подхода

  • Лидерство по капитализации к концу 2022 года — $10,74 млрд VS $10,02 млрд у ближайшего конкурента
  • Лидерство по количеству подписчиков в ключевом канале (блог в «Пульсе») — 20 600 пользователей VS 13 200 и 11 100 у ближайших конкурентов

Вводные

2022 год был непростым и для металлургической отрасли, и для российского фондового рынка. Тогда «Северсталь» столкнулась с санкционным давлением, необходимостью поиска новых рынков сбыта, а ключевым вопросом было сохранение бизнеса и коллектива предприятий. На фоне сложной ситуации с отменой дивидендов, отказа от публикации финансовой отчетности, ухода иностранных инвесторов стоял вопрос — как дальше вести диалог с внешней аудиторией? Тогда команда приняла решение развивать прямой диалог и как можно более открыто говорить, что происходит с бизнесом, как он справляется с трудностями, о его устойчивости.

Аудитория розничных инвесторов – очень требовательная. В общении с ней важен не только сам ответ, но и скорость коммуникации. Поэтому для выстраивания системной работы внутри нашей команды сформировали рабочую группу, в которой есть разные компетенции — это и IR, и работа с социальными медиа, и классический PR. В этой работе важен синтез подходов IR и PR, это и стало новым для нашей команды.

Терентьева Александра, начальник отдела по работе с соц.медиа, «Северсталь»

Инструменты

  • В качестве основных каналов коммуникации использовались специализированные площадки («Пульс» Тинькофф Инвестиций, «Профит» от БКС, Smart Lab)
  • Аудитория частных инвесторов активная и интересующаяся. Им интересна как финансовая информация, так и новые технологии, которые активно применяются сейчас в металлургии, детали бизнес-процессов, обзоры рынков и нефинансовая информация.

Это позволяет компании просигнализировать целевым аудиториям — несмотря на кризис, бизнес устойчив.

Никита Климантов, начальник отдела по связям с инвесторами, «Северсталь»
  • Сильный эффект имели прямые эфиры и подкасты с аналитиками брокеров. Это отличная возможность познакомить широкую аудиторию с деталями бизнеса, ответить на вопросы аудитории напрямую.

Даже в условиях закрытия финансовых данных, возможно развитие коммуникаций с частными инвесторами.

3 совета бизнесу

На что важно обратить внимание бизнесу при выстраивании коммуникации с розничными инвесторами

1) Быть честным с инвестиционным сообществом и выполнять данные инвесторам обещания, говорить о взаимосвязи развитии бизнеса и роста капитализации компании. Это важно для формирования инвестиционного кейса компании, в особенности для новых эмитентов

2) Быть понятными для инвесторов - раскрывать отчетность, делиться планами и стратегией в максимально доступном формате для инвесторов, давать необходимые пояснения простым и понятным для широкой аудитории языком

3) Живое общение с инвесторами, готовность отвечать на вопросы, сбор обратной связи и желание слышать своих инвесторов формирует еще более доверительные и прозрачные отношения между эмитентом и инвесторами.

Юрий Мариничев, директор по связям с инвесторами Positive Technologies

1) Будьте открытыми и честными, особенно когда бизнес проходит сложный этап. Как и любая другая, аудитория частных инвесторов ценит прямую коммуникацию и прямые ответы даже на самые неудобные вопросы.

2) Используйте все доступные возможности общения с вашей аудиторией – запускайте блоги на специализированных площадках, приходите на прямые эфиры к брокерам и аналитикам, будьте в этом проактивны. Постоянное присутствие в медиапространстве позволяет сохранять доверие аудитории и отвлекает от других источников, часто оперирующих недостоверными данными.

3) Сформируйте команду внутри, которая будет работать над проектом, из специалистов разных направлений – IR, PR, социальные сети, маркетинг. Их знания в каждой из областей помогают выстроить для аудитории наиболее точный образ компании.

Владимир Залужский, начальник управления по коммуникациям и связям с инвесторами, «Северсталь»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда