Почему «Яндекс.Директ» богатеет, а его клиенты беднеют

Аукционная система, или как жадность предпринимателя сгубила.

Всем хорошего дня! Меня зовут Миша, я интернет-маркетолог. И сегодня я хочу рассказать о своём опыте работы с Яндекс директ.

Где-то лет пять назад я запустил первую кампанию на этой площадке. У меня не было какого-либо опыта продвижения услуг в интернете. Я заказал лэндинг по выездному ремонту айфонов, нанял девочку директолога, и понеслась. Мне в крайней степени повезло с ней. Она настроила Директ идеально. Сейчас меня часто просят провести аудит рекламных кампаний, и пока ни разу я не видел идеально настроенной контекстной рекламы. Более того, обычно это что-то ужасное. Я видел, как кампания работает на 1ом ключевом слове, видел, как автосервис в Москве рекламируется по запросу «ремонт стиральных машин в Уфе», а вот хотя бы просто нормального директа я, к сожалению, не видел.

И так запускаем нашу кампанию и получаем первые лиды. Так как я сам занимаюсь обработкой заявок, у меня есть полная картина происходящего, и без какого либо колл-трекинга я понимаю, что у нас хорошо работают только ключевые слова связанные с заменой стекла на айфон 6 (тогда это была топовая модель, и у нас стояла на неё акция). Так я понимаю значения фразы «одна посадочная страница - одно ключевое слово». Затем мы просто копируем один и тот же лэндинг под каждую модель (сейчас есть функция динамической подмены заголовков, тогда либо её не было, либо я о ней просто не знал) и теперь люди, которые ищут ремонт экрана на айфон 5 попадают на страницу с акцией на айфон 5, те у кого айфон 6+ на страницу с акцией на 6+ и т.д. Денег это приносило очень много по моим меркам на тот момент. Но всё длилось примерно года полтора. На рынок пришла куча конкурентов, и тут началось то, чему и посвящена эта статья...

Перед тем как объяснить, что случилось, давайте расскажу как работает Директ (для тех кто не знает). Есть 100% клиентов, которые ищут нашу услугу через Яндекс. Есть, предположим, всего 2 конкурента. Если у первого конкурента будет стоять ставка за клик 1₽, а у второго 2₽, то первый будет забирать 60% трафика, второй 40% (учитываются только те, кто заходит на объявления Директа, SEO в статистике не участвует), если у обоих будет ставка 1₽, то получать они будут одинаковое количиство трафика, при условии, что у них одинаковый CTR (кликабильность объявлений).

А теперь представим что, второй не доволен своими 40% трафика и он начинает поднимать ставки до 3₽, затем первый перебивает его и ставит 4₽, и так может продолжаться до бесконечности. В итоге мы получаем, что оба конкурента теперь платят за клик по 100₽-200₽, а клиентов получают ровно столько же сколько получали, когда платили по 1₽-2₽. И всё это усугубляется, когда конкурентов не два, а целая куча. Получается, что жадность самих участников рынка и делает невозможным платить адекватные деньги за клик.

Вывод: не надо гнаться за максимальным количеством трафика, выставляйте адекватную ставку за один клик. Развивайтесь не в увеличение ставок, а в увеличения количества ключевых слов, путём проработки семантического ядра по существующим услугам и добавления новых услуг. Не зацикливайтесь только на яндекс директе, добавляйте другие рекламные каналы. Помните, если разделить бюджет на несколько рекламных каналов, Вы получите гораздо больше кликов.

Если подобный формат Вам интересен, напишите об этом в комментариях, тогда я подготовлю статью о том, как провести быстрый аудит собственной рекламной кампании в директе и дам практические советы по его настройке. Спасибо за внимание!

#яндекс_директ #контекстная_реклама

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Iakov Kolesnikov

Вы извините но это высер. Во-первых принцип аукциона упрощен ( о чем уже говорили). Во-вторых есть куча других факторов конкуренции. В-третьих если уж писать про директ, то развернутио с возможными вариантами продвижения не только через расширение списка ключей: качество ключей, качество минус-слов, качество объявлений, качество креатива, качество посадочной, да банально типы соотвествия. Нет глубины вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Svischov

Не в обиду вам, но вы пишите об очевидном, таким разговорам сто лет в обед. Хотя, возможно, это мои завышенные ожидания от заголовка

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Вам следует разобраться с тем, как работает аукцион, что влияет на ставку и на списываемую цену клика. Вы не то чтобы упростили своим примером, а совершенно исказили принцип аукциона.

Ответить
Развернуть ветку
IO

Давно забил на Директ, там всё плохо, начиная от неадекватных модераторов и заканчивая высасыванием денег.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семёшин
Автор

Соглашусь, с тем что директ сейчас далеко не во всех нишах хорошо работает, но на минимальных ставках его точно можно практически везде использовать. А жестить можно только на определенных ключевиках и очень аккуратно.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Передельский

о каких минимальных ставках речь, если директ может сам увеличивать цену клика?

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

можно купить пакет кликов 100шт в неделю и установить им цену(например 2 р за клик) я не великий спец аж 4 вещи рекламирую)) но так и сделал

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Каменских

А чем пользуетесь вместо него? AdWords?

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Ленгова

Асфальт)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Как раз адекватная ставка за клик - это и есть баланс спроса и предложения, полученный в результате компромисса между целесообразностью и желанием получить больше трафика

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семёшин
Автор

Вы очень красиво всё написали. Но у меня складывается впечатление, что люди ставят ставки от балды. Хочу вот эту позицию и мне всё равно, что я за клик буду платить больше, чем я в действительности с продажи заработаю. Затем другой участник увидел, что его выкинули с позиции и он еще больше ставит. Поэтому ни о какой целесообразности речи вообще не идет к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Если у нас нашлись деятели, которые готовы покупать лиды в минус - ну ок, бывает: тут остаётся только умыть руки и надеяться, что деньги при таком подходе к бизнесу скоро закончатся!

Ну и идём на низкочастотные запросы с разумными ценами

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Июньская

"Перед тем как объяснить, что случилось, давайте расскажу как работает Директ (для тех кто не знает)"

А вы разобрались? Очень упрощенное описание VCG-аукциона (откуда данные, что первый забирает 60% трафа, когда Яндекс уже давно объяснил принцип распределения трафика между рекламодателями на выдаче).
В аукционе учитывается не только ставка, но и куча факторов качества объявления, связки запроса и посадки и т.д. и т.п. Работайте над качеством контекста и будете экономить много денег.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Strekalovsky
Ответить
Развернуть ветку
Георгий Воронцов

Как у всех работает РСЯ теперь, расскажите? У меня такая шляпа пошла, капец.... Трафика типа много, но лидов ноль или если и есть раз в два дня - то бомжи одни...

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Тепляков

Рся конвертит ровно в два раза хуже поиска. Не зависимо от качества креативов, зато смарт банеры прут.
Цена ставки не решает ничего. Решает качество и релевантность. Если при всем при этом канал не окупается в вашей нише, зачем его использовать... Ищите окупаемый.

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

Битва бомжей

Ответить
Развернуть ветку
Трейдер мамкин

Я к примеру машинально пропускаю платные размещения ибо очевидно что стоимость сервиса в этом случае всегда будет выше, и сразу смотрю нормальную выдачу и ищу самую дешёвую цену на что либо. А иногда из вредности прокликиваю навязчивую рекламу потому что бесит)

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

Лол.
Чтобы попасть в «нормальную выдачу», где ехал seo через сео, частенько нужно потратить х2-х5 от стоимости рекламы в контексте (не важно google.ads или яндекс.директ).
Так что по вашей «очевидной» логике стоимость услуги/товаров там должна быть ещё выше.
И это мы ещё даже не начали рассматривать случай, когда кто-нибудь находится и рекламной «выдаче» и а топ-3 органики.
У них небось ценники должны быть вообще космическими, да?

Ответить
Развернуть ветку
Трейдер мамкин

Я так же пропускаю и первые места, и все равно я не буду идиотом и покупать тупо у тех кто тупо кормит поисковики, не так уж и сложно найти в поиске товар дешевле чем в ваших сраных топах

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

Вы уже определитесь, блядь.
Или вы «сразу смотрю нормальную выдачу», или «пропускаю и первые места».

Ответить
Развернуть ветку
Gk Gk

неимоверно плюсую

Ответить
Развернуть ветку
Artem Boutsko

Дело не только в жадности игроков. Иногда при отсутствии конкуренции вообще яндекс изначально предлагает неадекватную цену за клик. Иногда, вообще не понимаю, как стоимость клика на топ позициях может превышать недельный бюджет моего клиента. Кто такую стоимость может платить? Яндекс самому себе, чтобы деньги отмывать? Тогда это идеальная схема, а по другому непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Gaynetyanov

"выставляйте адекватную ставку за один клик."
Так для одного Рекламодателя, это одна ставка, для другого другая.
И не всегда, кто ставит 3₽, будет ниже, чем тот кто ставит 4₽.

И ставка не единственный параметр, Объявление (Заголовок, текст. расширения). Посадочная страница, на сколько она релевантна, поведенческие фактора (те же отказы после перехода) и тп.

Два идеальных объявления быть не может.

Даже в тех случаях, когда один рекламодатель занимает 2 позиции сразу по запросу, как правило делают разные сайты и посадочные, что Дольше их не склеивали

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семёшин
Автор

Вы, Тимур, углубляетесь в детали. Я пишу о проблеме перегретых рынков, причем виной тому не столько количество конкурентов, сколько их жадность.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Gaynetyanov

Я согласен с вами, что многие ниши сильно перегреты.
Это называется Конкуренция )
Голубой и Алый Океан, все дела. Мы плавнем и рвём друг другу глотки, с минимальной маржой.
Не то что бы я Был Защитником Яндекса. но уверен что в Google Ads такая же ситуация.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сазонов

После 3 лет работы с Я и G, делаю выводы, что за те же деньги получаю больше целевого трафика за те-же деньги от G. Эти изменения я начал наблюдать за последний год (сфера туризма, да да жопа полная в наше время). Не уверен с чем это связано. Может то, что куча трафа идет с телефонов, а на большинстве G по умолчанию. Или может слепая вера в Я заставляет большинство оставлять весь рекламный бюджет им, а только потом G... Но то что и те и те каждый день купаются своих золотых ваннах и обмазываются черной икрой заливаясь Cristal, вызывает у меня адскую попаболь при анализе моего рекламного бюджета за прошлый год.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

В Y более платежеспособная и интересная аудитория.

Я и там и там откручиваюсь, но радости больше от Y.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Не совсем такая же. Adwords сложнее и гибче в настройках.

С одной стороны это немного снижает конкуренцию по ставкам, потому что там меньше характерного для Директа типажа "чего еще платить кому-то, вот у нас есть девочка из отдела рекламы (пофиг что наружной), интерфейс простой, разберется и настроит".

С другой стороны, глубокие настройки кампаний позволяют буквально пылесосить дешевый трафик. А дальше уже путем оптимизации посадочных разгоняешь конверсию и ты в шоколаде.

Ну и ретаргетингом Адвордс нагибает Директ во всех позах.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

А смысл? Об этой проблеме знают все участники. Но всех слишком много и шанс договориться нулевой. Вы как директолог наверняка знаете магию умных биддеров, отслеживание ставок конкурентов и тому подобные приятные вещи. Это единственный путь сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семёшин
Автор

Знают все, а толку от этого нет, всё рано шарашат огромные ставки, хоть ты тресни. Во многих нишах уже можно рекламироваться только с расчётом на ltv. Ни о какой окупаемости с первой продажи и речи не идёт. И договориться может конечно со всеми не получится, но возможно немного повлиять на ситуацию шанс есть, поэтому и пишу об этом :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Ну попробуйте, попробуйте. Не забудьте, что кроме in-house директологов есть куча бизнеса, у которых контекстом занимаются агентства и до них вы свою позицию не донесете никак - им похер на маржинальность у клиента, ДРР и вот это все.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гордеев

Что вы говорите Алексей? Я как сотрудник агентства не понимаю каким образом мне может быть похер на маржинальность у клиента. Не будет маржинальности - не будет клиента

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Значит вы работаете в редком агентстве. Обычно схема выглядит куда проще (до того, как Яндекс добил агентские комиссии так и вовсе в 9 случаях из 10): отдел продаж приводит клиента, рекламный отдел верстает для него перераздутую смету на Директ, клиенту дается симпатичный улыбчивый аккаунт-менеджер. Дальше клиент выдаивается досуха месяц, два, три или больше (смотря насколько он тупой, а аккаунт-менеджер улыбчивый). После этого 5% прибыли с клиента реинвестируется в чистку негативных отзывов везде, где он их оставит.

Повторять по кругу, пока название агентства совсем не примелькается. Тогда сделать ребрендинг и продолжать.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Strekalovsky

Не так давно смотрел доклад от Яндекса про аукционы - там как раз рассматривался более гуманный способ - аукцион второй цены и в нём нет проблемы с переплатами. Неужели Яндекс сам же его не использует?

Ответить
Развернуть ветку
Стартапер-пессимист

Статья отличная! Анализ глубокий и полный. Автор, жду новые материалы.
P.S. нет.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семёшин

Никакого анализа я не делал, просто хотел привлечь внимание к основной, по моему мнению, проблеме

Ответить
Развернуть ветку
Константин Игнатьев

Конверсии не пробовали настроить, чтобы яндекс понимал что вы от него хотите это первое, попробуйте через сегменты отстроить от скликивания фрода если вы этого не делали то деньги точно в трубу, яндексу на это начьхать . Да гугл счас в этом плане лидирует, как никак есть и ютюб помимо поиска и ИИ у них достаточно хорошо работает и поддержка одыкваиная но опять же если хорошо настроены цели ИМХО.

Ответить
Развернуть ветку
агентство Эдмаркет

Если точек касания перед покупкой много, то на поиск лезть вообще не нужно

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда