Как принцип «одного окна» меняет маркетинг интернет-магазина

Любой онлайн-магазин — переплетение пары десятков разных программных продуктов. Управление сайтом, онлайн-касса, бухгалтерия, складской учет, клиентская поддержка — все это завязано на свой модуль. Маркетинг в этом плане в авангарде: магазины подключают отдельные приложения для email-рассылок, работы с сегментами, товарных рекомендаций, sms- и push-уведомлений, товарного поиска, работы с комментариями и отзывами, попап-формами.

Думаем, нет смысла рассказывать, какой это квест — пытаться работать с десятком разных сервисов одновременно. Ну ладно, расскажем, конечно, ради этого мы и собрались. Неизбежные будни интернет-маркетолога в ecommerce:

  • Хочешь посмотреть статистику по трем разным инструментам — заходишь в три разных личных кабинета или скачиваешь три отчета.
  • Хочешь вывести общие закономерности и увидеть связи по работе всех инструментов за время кампании — скачиваешь двадцать отчетов и ручками в Excel, как доктор Франкенштейн, пытаешься собрать из них один.
  • Хочешь, чтобы такой отчет собирался каждый месяц сам — шестьдесят дней пинаешь программистов и еще через столько же получаешь, что хотел.
  • Хочешь, чтобы они починили баги — пинаешь их еще шестьдесят дней.
  • У маркетолога на быстром доступе или постоянно открыты 20 вкладок. Не то чтобы это сильно напрягает, хотя — да, это сильно напрягает.
  • Сломалась персонализация — пиши в один чат, поехала верстка в email-рассылках — в другой. Общению с саппортом можно свободно посвятить пару часов, рабочий день или всю жизнь.
  • Нужно сделать кастомный шаблон для рассылки, поменять дизайн или логику работы блока с рекомендациями — снова идешь в саппорт, или к программистам.
  • Нужно запустить A/B-тест — опять та же история.

В общем-то маркетолог тратит время на то, чего он делать не должен, а именно: пытается заставить все это работать как единый механизм.

Идея «одного окна» состоит как раз в обратном — маркетолог занимается только своими прямыми обязанностями, управляя множеством инструментов и просматривая аналитику в едином личном кабинете.

Панель управления REES46

Мы вывели несколько принципов, по которым строится такая работа.

Максимальное покрытие потребностей

Сейчас в комплекс решений REES46 входят:

  • товарные рекомендации;
  • персонализированный товарный поиск;
  • триггерные email-рассылки;
  • «ручные» email-рассылки;
  • триггерные веб-push (браузерные и мобильные);
  • «ручные» веб-push (браузерные и мобильные);
  • пользовательская сегментация;
  • попапы (форма подписки, спецпредложение и т.д.);
  • товарная аналитика;
  • сбор отзывов о заказах и товарах;

Располагая таким инструментарием, специалист как минимум избавляет себя от необходимости подключать для каждой задачи отдельный сервис. Соответственно, это сокращает затраты на интеграции и обеспечивает более предсказуемый процесс технической поддержки — возникающие потребности можно так же решить в режиме «одного окна».

Взаимные интеграции

Продукты тесно связаны друг с другом — дополнительная интеграция не нужна. Например, триггерные рассылки автоматически дополняются подходящим по контексту блоком с товарными рекомендациями — каждый получатель увидит внутри свою персональную подборку товаров.

Письмо с товарными рекомендациями, собранное в конструкторе рассылок REES46

Такой подход дает больше выручки от каждого инструмента — так как он использует возможности остальных.

Статистика по email-рассылкам

Гибкая настройка без программистов

Когда для очередной рассылки приходится в обязательном порядке привлекать дизайнера и верстальщика — это медленный, затратный и негибкий путь. Два главных принципа REES46:

Первый — контент и внешний вид должен настраиваться интуитивно и просто. В REES46 есть визуальные редакторы для настройки блоков товарных рекомендаций, создания собственных шаблонов email и push-уведомлений.

Рассылки можно создавать в блочном редакторе, цвета, размеры шрифтов и другие стили — на соседней вкладке

Второй — программная логика должна настраиваться интуитивно и просто. Это касается, например, логики работы блоков товарных рекомендаций.

Вместо программистов — понятный блочный редактор: условия и действия

А для готовых алгоритмов рекомендаций можно задать какие угодно ограничения: выводить только товары одного бренда, не показывать товары дороже 10 000 рублей — вы сами задаете программную логику.

Для попапов можно настроить условия появления — например, показывать попап с формой подписки, если посетитель просмотрел минимум 3 страницы на сайте или собрался закрыть сайт.

Быстрые гипотезы и непрерывное тестирование

Быстрая проверка множества гипотез — единственно правильная стратегия в условиях неопределенности. Поэтому сплит-тестирование становится единственным измерителем эффективности того или иного решения.

Чтобы маркетолог мог проверять гипотезы в нужном ему количестве, необходим соответствующий инструмент — запускающий такие тесты одним кликом.

Слева: исходный сценарий. Справа: тест из двух сценариев (второй  с измененной логикой работы)

Статистика всего и ее визуализация

Данные должны собираться по каждому инструменту в отдельности, и по всем вместе. Это сэкономит маркетологу массу времени — ему не придется выгружать отчеты из разных инструментов и потом вручную объединять их в сводный отчет.

Виджет на главном экране личного кабинета, где можно быстро узнать общее положение дел по конкретному инструменту

Более детальный отчет по инструменту — показатели каждой кампании:

Третий уровень статистики по рассылке — процент кликов по каждому элементу внутри письма:

Кроме табличных данных в отчетах должна быть визуализация — это упростит считывание информации.

По каждому блоку товарных рекомендаций доступны пять графиков по главным показателям: CTR, конверсии, заказы, средний чек, выручка

Наконец, маркетолог должен иметь возможность моментально получить данные по эффективности всех используемых инструментов. Для этого он может воспользоваться отчетом «Статистика заказов».

Отчет показывает в динамике, сколько заказов и выручки принес каждый инструмент — email-рассылки, поиск, товарные рекомендации и так далее

Когда под рукой в любой момент времени есть актуальный отчет, специалист может получить данные за период или все время, сравнить показатели и принять правильно операционное решение.

Ну вот, как-то так. Если хочется больше про какой-то конкретный инструмент — спрашивайте в комментариях, напишем. В прошлый раз писали, как у нас делают тюнинг товарной персонализации, вроде тема интересна местному комьюнити.

P. S. Картинки сами рисовали, можем еще.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Andrei Nikolaev

Да, неплохо, но для кого это?
Крупные "мега" интернет-магазины вероятнее всего сделают свою платформу, а для подавляющего большинства мелких и средних, это космические затраты, так как кроме базового подключения этой платформы, ей ещё и управлять нужно, наполнять её, анализировать что там происходит, а это ещё минимум 3-5 таких же бюджетов в месяц.

Подаётся, что всё в одном месте, но по факту ты платишь за каждый блок отдельно (да ещё по завышенной рыночной цене, так как отдельно есть хорошие и существенно более бюджетные решения), так что УТП разбито в прах. Такой принцип одного окна приведёт к немедленному банкротству любого интернет-магазина.

Ответить
Развернуть ветку
REES46
Автор

Тарифные планы построены таким образом, чтобы приносить магазину 3-10х прибыли (не выручки) от их использования. А для сомневающихся есть тариф «комиссия за заказ».

Крупные мега-магазины иногда предпринимают попытку сделать самим, но выходит это очень редко. Знаю только одну компанию в рунете, которая сделала успешный продукт для себя.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Да, и взяв все инструменты, посчитав комиссию, получается более 1/5 выручки, но часто у магазинов этот % составляют всю возможную прибыль, после оплат всех издержек.

Ответить
Развернуть ветку
REES46

Давайте математически. Товарные рекомендации в магазине электроники увеличивают выручку в среднем на 15%. Возьмем среднюю маржу магазина электроники в 4%. Средний чек: 15000 рублей. Средняя конверсия 2%. Посещаемость 45000 человек в месяц. Цена сервиса 9999 рублей.

Дальше считаем эффективность.
Выручка = 45000 * 2% * 15000 = 13.5М рублей
Прирост выручки от товарных рекомендаций = 13.5М * 15% = 2М рублей.
Прибыль от прироста = 2М * 4% = 80К рублей.
Цена сервиса = 10К рублей.
Чистая выгода от использования товарных рекомендаций = 70К рублей.
Инструмент окупил себя?

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Прямая математика не ложится на маркетинг, тут много подводных камней.

"Товарные рекомендации в магазине электроники увеличивают выручку в среднем на 15%" - Кто это сказал, где есть неопровержимые доказательства или только ссылка на некие "аналитические данные"?

И опять таки, кто у нас занимается и продаёт электронику, да пусть основываясь на те самые товарные рекомендации? Только интернет-магазины с оборотами как минимум в несколько сотен миллионов.

Я же не говорю, что ваш сервис плох. Он интересен, проработан, но он не для малого бизнеса, с оборотом в несколько миллионов или даже с оборотом в пару-тройку десятков миллионов рублей. С ходу, по описаниям и возможностям, это гоночный болид, но к чему он для движения по городским улицам, где везде ограничения по скорости и если нет возможности завести для него отдельный гараж и отдельный бюджет под обслуживание? В таких условиях можно получить тот-же кайф и удовольствие, тоже время перемещения из точки А в точку В, потратив на порядки меньше, купив базового японца/корейца или вообще воспользоваться каршерингом.

Целевая группа вашего сервиса не для большинства, так как многие могут поддаться красоте и крутизне подачи, но по факту потратят средства и время, но так и не смогут получить желаемого (даже более правильно, ожидаемого) эффекта.

Ответить
Развернуть ветку
REES46

15% - это статистика сервиса, усредненная. Где-то больше, где-то меньше. В косметике, например, это 22%, в одежде 27%. Понятно, что у каждого магазина свои нюансы: у кого-то чекаут теряет 99% заказов, у кого-то дизайн плывет в мобиле. Поэтому значение среднее.

Про электронику - я ее взял как самый низкомаржинальный екоммерс. В остальных категориях все намного лучше. Ну и онлайн магазинов электроники в сегменте 10-100М рублей довольно много. Рынок не представлен только М.Видео, Ситилинк и DNS.

И у нас очень много малого бизнеса с оборотом от 2М до 50М рублей, все довольны, потому что оно работает и экономика хорошо складывается. Штука как раз в том, что мы начинали именно с малого бизнеса и решали их проблему - как автоматизировать маркетинг, чтобы осталось время на другие задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Ну, во первых, "автоматизировать маркетинг" в принципе не возможно, особенно последнее время, он слишком индивидуален и одновременно разнообразен. Можно лишь автоматизировать стандартные базовые функции интернет-магазина. И опять таки, вы же даже их не автоматизируете, а просто сводите существующие стандартные базовые функции (Часть из которых есть на рынке в бесплатных версиях или за весьма условный бюджет, у вас же это 4,6% комиссии) к единому окну управления.

Т.е. мы определили, что по отдельности все эти "существующие стандартные базовые функции" можно автоматизировать за существенно меньшие бюджеты, а зная правила рынка, я понимаю, что взяв оптом, ты должен заплатить меньше. Т.е. если у вас получилось круто всё совместить в одном окне, то вы бы могли убить рынок всех единичных сервисов, предложив выгодную стоимость за всё в одном, но этого не произошло и никогда не произойдёт. К примеру у меня, вместо восторга и WOW эффекта, только скепсис, учитывая не конкурентное ценовое предложение. А в этом случае (не конкурентное ценовое предложение), предыдущие математические выводы уже не имеют смысла.

Да, я по сути и не ваш клиент, у меня развивается несколько небольших проектов, с посещаемостью (непосредственно сайтов), существенно ниже вашего размера L, да и они только отчасти с функционалом интернет-магазина, а для таких проектов как раз и важен индивидуальный подход, а не под одну гребёнку. Так что не мне судить и тем более не мне рекомендовать или не рекомендовать, я просто высказал своё мнение, но мнение небольших проектов у нас пока мало кого волнует.

Опять таки, подчеркну, сервис круто сделан, он мне попадался на глаза ещё года 4 назад, но он рассчитан на интернет-магазины среднего и большого уровня. Малый бизнес предпочтёт использовать лишь отдельные сервисы автоматизации. Рентабельность подобных интернет-магазинов падает, и они не готовы будут отдать столь существенный % своего оборота, так как по некоторым позициям (с учётом обязательной расходной части, налогов, экваринга, онлайн касс и прочего) для них это будет работа в убыток.

Более 73тыс в месяц за весь пакет, это много. Если вы рассчитываете на малый бизнес, и хотите подсадить клиентов на иглу вашего сервиса, то почему бы не сделать пакеты M, S и даже XS ? При этом XS - к примеру, с посещаемостью до 10 000 - 15 000 в месяц и тарифом реально приближённым к "нулю". Если вы уверены в крутизне сервиса, то попробовав его, пользователь будет расти с вами, и автоматом перескочит в S, M, дорастёт до L и пойдёт и дальше, он уже никуда не денется, но отдавать за полный пакет (посчитал по L) 18,5 тысяч +24,4%, это нереально. Даже 1/3 от этого, это чудовищно много.

Ответить
Развернуть ветку
REES46

Пардон, мне почему-то уведомления не приходят.

Что есть автоматизация - тема длительного обсуждения, я ее пропущу. Сразу к экономике.

У нас были тарифы S и M, мы их убрали, потому что они не работают. Магазин с небольшим трафиком имеет непостоянные заказы: 1,5,7 в неделю. Прирост от сервисов будет нестабильным. На этой неделе оно даст +1 заказ, на следующей – нет. Платить стабильные 500 рублей при нестабильном потоке заказов для магазина расточительно, лучше уж купить 10-15 кликов рекламы.

С другой стороны CPS: если у магазина 7 заказов в неделю и, вдруг брошенная корзина вернула +1 заказ ценой 5000 рублей с маржой 20%, почему не заплатить 230 рублей, чтобы получить 1000? Ведь если не заплатишь 230 рублей, не получишь 1000.

На странице прайса внизу еще написано "При оплате по CPS максимальная комиссия за заказ составляет 300 ₽.". То есть, если вы продали станок за 500К рублей, то платите нам не 23000, а 300.

Если у вас маленький магазин, вам не нужно брать весь пакет. Большинство инструментов работает либо по CPS либо бесплатно. Без CPS в тарифной сетке доступны: сбор отзывов (вообще не важен на этапе 5 заказов в неделю), товарная аналитика (не важна на начальном этапе), форма подписки (внутри есть бесплатная версия с ограниченным набором правил, все небольшие магазины ее и используют). Так что для магазина с MAU 10000 наши инструменты либо беслпатны либо по комиссии и обязательный платеж в месяц = 0, что очень экономично.

Поэтому у нас сотни маленьких магазинов, которые закидывают на счет 1000-2000 рублей в месяц и довольны результатами и растут вместе с нами. Некоторые за 3 года доросли с MAU 20K до 1M: мы смотрим на них и радуемся, что оказались полезны.

Зря вы думаете, что наши сервисы не помогут вашим магазинам. Если у вас что-то специализированное, возможно товарные рекомендации не помогут (как они бесполезны "магазинам", у которых в каталоге только 5 металлообрабатывающих станков), то брошенные корзины, сегментированные рассылки и поиск по сайту нужны любому торговому сайту.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Gk Gk

щас бы любой пластик называть "кредитной картой"

Ответить
Развернуть ветку
srgTs

Выглядит не плохо, но ценник...

Ответить
Развернуть ветку
REES46
Автор

Есть тариф CPS, комиссия за заказ

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда