Взлетит ли в России платформа для подбора креативных команд? Отвечают представители индустрии
Повышение качества при одновременном снижении издержек? Еще вчера это звучало утопично, но сегодня, благодаря феномену уберизации, мы смогли по-новому взглянуть и на все другие аспекты жизни. Капитализм платформ - понятие, которое ввел Ник Срничек, один из соавторов "Акселерационного манифеста" и техноэнтузиаст - это реальность сегодняшнего дня. В том числе и благодаря одноименной книге, совсем недавно переведенной на русский язык в издательстве ВШЭ.
Facebook, Airbnb, Uber давно стали частью нашей жизни, а уберизация проникает в различные сферы и ниши. Вот лишь несколько последних примеров: платформа для найма фотографов и обработки изображений Meero привлекла $230 млн, недавно начала работать российский юридический маркетплейс "Правовед". И примеров множество.
При этом написаны и изданы сразу несколько книг (один, два, три, четыре - о них подробнее в следующих публикациях), где феномен платформенности осмысляется на различных проектах и стартапах.
Но что такое платформы?
Ник Срничек пишет: "На самом общем уровне платформы — это цифровые инфраструктуры, которые позволяют двум и более группам взаимодействовать. Поэтому они позиционируются как посредники, соединяющие между собой различных пользователей: покупателей, рекламодателей, поставщиков услуг и товаров, производителей и даже физические объекты. Довольно часто эти платформы предлагают также некий набор инструментов, которые позволяют пользователям конструировать свои собственные продукты, услуги или рынки".
На сегодня параллельно развиваются как минимум несколько разновидностей таких платформ: агрегаторы, маркетплейсы, самоорганизованные коллаборации-комьюнити, целые экосистемы.
Существует целый пласт решений для управления экспертной платформой. Есть и сервисы, которые заявляют об использовании нейронных сетей для подбора нужных экспертов или помощи в общении. Крупнейшая российская компания, которая является влиятельным игроком на рынке медиабаинга, готовится к запуску такого сервиса. Как говорят специалисты, после старта работы этого проекта целая отрасль, связанная с медиапланированием, перестанет существовать: тендеры на закупку будут полностью алгоритмизированы, система будет автоматически предлагать лучшее решение.
Однако в сфере креативных услуг, где важны личные компетенции и креативный потенциал специалистов является основным товаром, платформенная модель управления проектами пока находится в зачаточном состоянии. При этом именно для креативной индустрии принцип expertise on demand максимально органичен. Те, кто внимательно читали Клейтона Кристенсена и понимают специфику создания инноваций, ценят возможность собирать команду именно для себя, с учетом специфики задачи, ниши и рыночной ситуации. Опыт и профессионализм по-прежнему в цене. Но им нужна принципиально другая форма организации, чем мы привыкли в коммуникационных агентствах.
Ситуацию может исправить появившийся недавно стартап "Молния" - сервис по подбору проектных команд. "Молния" — амбициозный проект, который призван составить конкуренцию традиционным и подчас изжившим себя подходам. В его основе лежат два базовых принципа:
- экспертный менеджмент: кураторы проекта отлично понимают специфику индустрии, имея серьезный профессиональный бекгрануд в виде арт-дирекшна серьезных проектов. они выступают не просто модераторами процесса, но и кураторами и менторами привлекаемых команд.
- комьюнити-менеджмент: основатели "Молнии" отлично понимают индустрию и знакомы с самыми успешными специалистами, понимая их сильный и слабые стороны. А значит, всегда смогут собрать команду под проект максимально адресно и точно.
Пока сервис работает лишь по приглашениям, но в сентябре готовится полноценный запуск проекта. Уже сейчас в "Молнию" подано около двух сотен заявок от различных студий и команд.
Мы решили выяснить, что думают сами представители рынка креативных услуг о подобном формате работы.
Павел Родькин
кандидат искусствоведения, доцент Департамента интегрированных коммуникаций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Лол...
https://mymemes.lol
На этом рынке уже второй год, вот много могли бы вам рассказать, ребятушки.