{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Jobs to Be Done, или всё, что следует знать о желаниях пользователей

Мы в Carrot Quest изучили много сложных и полезных материалов по теме, решили систематизировать полученные знания и написали подробное руководство о том, что такое Jobs to Be Done.

Представьте, что вы продаёте фотоаппарат, который тут же проявляет и печатает снимки. Вы знаете, что ваш клиент — Настя, ей 27 лет, она учится в институте культуры и активно ведёт Instagram. У вас на руках вполне себе подробное описание персоны, но какой из этих фактов повлиял на покупку фотоаппарата? Никакой.

Но вы продавали этот фотик примерно всем, кто похож на Настю. А что, если продажи начали падать или вы решили создать новый продукт? Как в этом случае понять, кто ваша целевая аудитория и зачем им покупать у вас? Решение кроется в теории Jobs to be Done.

Jobs to be Done — что это вообще такое

Jobs to be Done (работа для выполнения) — это теория о поведении пользователей, которая помогает понять, как и почему люди принимают решение о первой покупке. С помощью JTBD мы можем делать прогнозы о том, какой продукт будет востребован на рынке, а какой — нет.

Смысл теории в том, что люди не покупают продукты, а «нанимают» их для выполнения определённых задач.

Я покупаю газонокосилку не потому, что мне нужна газонокосилка. Мне нужен красивый газон, а в более широком смысле — красивый двор, чтобы все соседки охали и ахали, проходя мимо моего сада.

Теория «работ» предполагает, что глобальная цель каждого человека — стать лучше, и продукт должен помочь в этом.

Подход отличается от Cusdev или создания персон. Вместо того чтобы придумывать собирательный образ целевой аудитории и выяснять, как пользователь использует продукт, теория «работ» помогает исследовать пользовательские инсайты и трудности.

Неважно, как люди используют продукты, важно, зачем они их приобрели. Каждый человек перед покупкой любого продукта испытывает момент внутренней борьбы (Struggle Moment). JTBD помогает выяснить, что за момент это был. При этом теория не исключает использования других методов исследования.

Данные по аудитории могут накладываться на JTBD и становиться ещё полезнее. Ведь вы будете знать не только, кто ваши потенциальные клиенты, но и почему они покупают у вас.

С помощью теории «работ» мы можем узнать, что движет людьми в момент принятия решения о покупке, а значит, у нас есть возможность создавать такие продукты, которые будут лучше отвечать на внутренние запросы клиентов.

Цель JTBD — понять, почему пользователи покупали продукты в прошлом, и спрогнозировать, будут ли они покупать в будущем.

Зачем нам Jobs to be Done

Грубо говоря, теория «работ» помогает подобраться как можно ближе к истинным желаниям пользователя и, исходя из этих желаний, создавать такие продукты, которые с большей вероятностью будут востребованы на рынке.

Нужно изучить JTBD, если вы хотите:

  • Понять, почему пользователи покупали ваши продукты в прошлом.
  • Спрогнозировать, какие продукты пользователи будут покупать в будущем.
  • Определить неочевидных конкурентов.
  • Понять, как устроена система принятия решений.
  • Научиться правильно анализировать данные.
  • Собирать данные и делать из них правильные выводы.
  • Создавать инновационные и востребованные продукты.
  • Быть конкурентоспособным.

JTBD помогает при создании продукта и его дальнейшем продвижении. С помощью теории вы можете узнать, как увеличить доход, сократить траты, добиться конкурентоспособности и разрабатывать более предсказуемые инновационные продукты.

Кому Jobs to be Done может помочь

Всем.

Если у вас есть продукт, сервис или услуга, смело можете начинать жить по законам теории «работ». JTBD даёт представление о том, почему пользователи покупают и используют продукты, а это значит, что теория применима в любых сферах.

Теория «работ» может помочь в разработке подрывных инноваций. Если продуктологи знают, какие «работы» есть у пользователей, значит, они понимают, какой продукт им необходим.

Теория JTBD символизирует изменение образа мышления в разработке продуктов и маркетинговых исследованиях, на которых она основывается. Теория появилась, когда стало понятно, что разработчикам и маркетологам необходима новая парадигма о значении ценности для пользователя.

Ценность должна быть в том, что продукт делает для пользователя, а не в том, чем этот продукт является. Другими словами, попробуйте не связывать ценность с новыми фичами и начните разрабатывать более комплексные продукты, которые будут ценны тем, что выполняют определённую работу, на которую их нанял пользователь.

Две интерпретации Jobs to be Done — ставим точки над «i»

Существуют две интерпретации JTBD, и у них принципиально разные взгляды к определению «работ». Если вы действительно хотите связать свою жизнь с JTBD, вам следует знать, кому из последователей поклоняться.

Две версии Jobs to be Done:

  • Jobs-As-Progress (работа как прогресс): теорию разработали Клэйтон Кристенсен, Боб Моэста, Алан Клемент и другие.
  • Jobs-As-Activities (работа как процесс): теорию разработал Энтони Ульвик.

Но перед тем как перейти к разбору интерпретаций, давайте посмотрим на схему ниже.

На этой схеме изображена мотивационная иерархия Уильяма Пауэрса, автора теории перцептивного контроля: отношение между тем, к чему мы стремимся, и тем, что нам необходимо для этого сделать.

То есть если я хочу быть вегетарианцем, потому что я зоозащитник и экоактивист, мне нужно приготовить себе вегетарианский ужин, а для этого мне нужно замочить хумус на целых 10 часов! В этой иерархии моей главной целью будет «Быть вегетарианцем» — это Be goal, задачей — «Приготовить вегетарианский ужин» (это Do goal), а действием — «Замочить хумус», и это Motor control goal.

Теперь мы знаем, какие виды задач у нас есть и какой приоритет у каждой из них, но как они влияют друг на друга и какая зависимость между ними?

Если я не стану замачивать хумус (ну камон, это же очень долго!), а просто почищу авокадо и отрежу себе кусок хлеба, это всё равно будет считаться за ужин, то есть действие не выполнено, а задача всё равно достигнута. А если я не стану готовить ужин и пойду есть в вегетарианский ресторан, я не перестану быть вегетарианцем. То есть Be goals имеют наивысшую степень приоритетности и не всегда зависят от Do goals и Motor control goals.

А теперь посмотрим на это с другой стороны: ваша главная цель — всё ещё быть вегетарианцем, задача — сходить в вегетарианский ресторан, а подзадача — сесть в такси, дойти до ресторана и так далее. Вы садитесь в такси, приезжаете в ресторан, заказываете еду, съедаете её, а потом узнаете, что там была приправа из свинины, ведь вы в Китае, а тут без этого никак. Вы выполнили все необходимые задачи, но большая цель не была достигнута.

Какой из всего этого вывод? Задачи и подзадачи не так важны, как главная цель, и не всегда влияют на достижение этой цели. Запомните это, и давайте перейдём к двум версиям JTBD.

Jobs-As-Activities Ульвика

Теорию разработал Энтони Ульвик.

Ульвик интерпретирует теорию так: человек нанимает продукт на работу, и ему важен сам процесс выполнения задачи. Я покупаю дрель, чтобы просверлить дыру в стене. Я покупаю газонокосилку, чтобы подстричь газон.

В своей книге он определяет JTBD так: действие, задача или цель, которую человек пытается выполнить. Работа может быть функциональной, эмоциональной или ассоциироваться с использованием продукта.

Концепция Ульвика предполагает, что пользователи хотят совершать действия и задачи. Он использует такие примеры «работ», как «слушать музыку», «просверлить дыру в стене», «загрузить музыку», «срубить дерево». Задачи стоят во главе всего анализа. Любые эмоциональные соображения вторичны по отношению к функциональной работе.

Эмоциональные работы определяют, как пользователь хочет себя чувствовать в результате выполнения основных функциональных работ. Социальные работы определяют, как пользователь хочет быть воспринят другими.

В интерпретации Ульвика мы нанимаем продукт на работу, чтобы с его помощью выполнять задачи. А теперь вспоминаем схему с мотивационной иерархией. В ней задачи (Do goals) и действия (Motor control goals) имеют самый низкий приоритет и не всегда влияют на достижение глобальной цели «Стать лучше».

Jobs-As-Progress Кристенсена

Теорию разработали Клэйтон Кристенсен, Боб Моэста, Алан Клемент и другие.

Все остальные (Кристенсен, Моэста, Клемент) считают, что человек нанимает продукт на работу, чтобы стать лучше. Я покупаю дрель не потому, что хочу просверлить дырку и не потому, что мне нужна дыра в стене. Я хочу красивый дом.

Кролик хочет не просто морковку, он хочет суперсилу, чтобы обогнать черепашку

Клейтон Кристенсен — один из первых, кто начал разрабатывать JTBD, он также является автором теории подрывных инноваций. По этой причине JTBD очень часто используется в разработке решений для подрывных инноваций, так как основная задача теории — предугадывать переменчивые желания пользователей.

Когда Apple продавала iPod, он бил рекорды продаж, но компания решила выпустить на рынок новый продукт, который впоследствии убил бы плеер. Этим продуктом был iPhone, и он действительно обвалил продажи iPod, но так Apple предугадала истинную потребность пользователей в одном устройстве и продлила себе рост.

Работа по Кристенсену — это прогресс, который человек хочет совершить, чтобы стать улучшенной версией себя в будущем.

Модель Jobs-As-Progress предполагает, что пользователь ищет, покупает и использует продукт впервые, когда существуют расхождения между тем, как дела обстоят сегодня, и тем, какими мы хотим их видеть в будущем. Работа как прогресс — это про желание пользователя использовать рынок с целью разрешения Be-goal-расхождений.

Jobs-As-Progress помогает нам понять, почему пользователи меняют свои исторически сложившиеся паттерны потребления — почему они перестают использовать один продукт и начинают использовать другой. Очень важно попытаться определить, что предшествовало этому поведенческому изменению.

Итак, теперь вы знаете про две интерпретации теории и можете сами выбирать, на чью сторону встать. Оба подхода пытаются определить, что движет пользователями, когда они приобретают товары или услуги. Но Jobs-As-Activities видит работы как задачи, а Jobs-As-Progress — как прогресс.

Нам больше нравится интерпретация Кристенсена, и мы хотим подробнее рассказать про Jobs-As-Progress.

Чуть глубже в Jobs-As-Progress

Сейчас мы познакомимся с моделью Алана Клемента. Он собрал её на основе моделей своих коллег и утверждает, что она включает в себя только самое лучшее из работ предшественников.

Эта модель призвана описать, как создаются работы и как эти работы становятся причиной найма и увольнения продукта.

Эта модель похожа на химическую реакцию: в результате соединения нескольких элементов совершается «магия» и создаётся что-то абсолютно новое. В нашем случае это работа, которую нужно выполнить.

Начнём с первой части — синтеза JTBD. Синтез происходит, когда желания, ограничения и катализаторы (событие, которое вызывает желание) соединяются с энергией. Что значит энергия? Это настрой пользователя, когда он решается выйти из зоны комфорта и понять, что ему необходимо для осуществления прогресса. Так появляется Jobs to be Done.

После того как у пользователя сформулирована работа, он переходит к шагу «оценка выбора». На этом этапе ему предстоит определить, какой из вариантов нанять на работу:

  • Шопинг: пользователь начинает собирать информацию, искать что-то и выбирать в поисках лучшего решения работы. Шопингом может быть регистрация в триале или просто поиск в Google по запросу «лучшая СRM».
  • Переосмысление: чтобы стать лучше, пользователь нанимает на работу решения, которые когда-то уже пробовал раньше. Это как снова выпить валерьянки, чтобы успокоиться и уснуть. Если в процессе переосмысления пользователю не удалось достичь своей цели, он идёт шопиться.
  • Оценка компромисса: пользователь оценивает, от чего он готов отказаться ради нового решения и сколько готов потратить сил, денег, времени, усилий и так далее.

После длительного круговорота переосмысления, оценки компромисса и шопинга мы переходим к заключительному этапу модели — формированию нового рыночного поведения. На этом этапе мы увольняем старый продукт и нанимаем на работу новый. Этот этап помогает нам понять, как создаются новые рынки и закрываются старые.

Теперь вы знаете, как устроен круговорот принятия решения, и у вас есть возможность измерять, оценивать и предсказывать работы.

Звучит круто. А как это применять на практике?

Дмитрий Капаев, сооснователь агентства Useful, которое проводит исследования пользователей по теории «работ», в своём интервью рассказывает:

JTBD — это не фреймворк и не инструмент, это в первую очередь теория, которая помогает под правильным углом посмотреть на то, как люди принимают решения. В этом случае идет речь о том, как люди выбирают и в дальнейшем используют продукт, услугу или сервис.

Теория «работ» не заменяет никаких существующих подходов и рабочих процессов. Если у вас в компании выстроены свои процессы, вы используете Customer Development, Lean, HADI-циклы, CJM-карты — это всё отлично дополняет саму теорию.

Так как это теория, многие адепты JTBD создают по ней фреймворки и модели для применения. Мы в своём агентстве тоже периодически разрабатываем какие-то фреймворки, и вы сами можете придумать свою модель и встроить в работу компании.

Итак, мы знаем, зачем нам JTBD, слышали про две интерпретации, поняли, какая нам больше всего нравится, увидели модель работ и уже срочно хотим начать узнавать пользовательские инсайты и делать крутые продукты. Но как?

Это была первая часть большого материала, посвящённого JTBD. Во второй главе расскажем, как применять теорию на практике. А пока скачивайте наш гайд, в котором мы собрали полезные материалы по теории «работ». Гайд поможет ещё больше углубиться в тему Jobs to be Done: здесь вы найдёте ссылки на вебинары, кейсы, статьи и пару книг.

Оставайтесь на связи!

Материал был подготовлен на основе вольной адаптации и перевода книги Алана Клемента “When coffee & kale compete?”.

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Морозов

Краткий пересказ статьи:
- Есть такая супер штука, которая позволит понять, как пользователи принимают решение о первой покупке
- Блаблабла
- Так как применять на практике?
- Хрен знает, это теория всего лишь

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Евгений, так как тема довольно большая, мы решили разделить статью на две части и во второй как раз расскажем о том, как всё это можно использовать! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Shami Omar

где статья Александра, почему нет книги на русском ?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бердников

Какой же ты душный

Ответить
Развернуть ветку
tatonimus

Может, всё-таки, замочить нут (для хумуса), а не «замочить хумус».

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kapustin

Слишком много букв для опечатки. Наверное, там был не нут, а хамас

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Нет, видимо, когда я описывала пример с нутом, мечтала о вкусном хумусе, так и получилось)

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Всё верно! Ошиблись)))

Ответить
Развернуть ветку
Daria Judies

Меня это беспокоило до самого окончания статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Bakhtiyor М. Khuja

как оказалось, иногда хумусом называют именно нут 💁🏻

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Тем более, что подход Кристинсена, Клемента и др. дает широкое понимание о том, как именно пользователи принимают решения, а также какие у вас могут быть конкуренты, а job stories (в книге Intercom) это только фреймворк, который помогает применять теорию)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Mironov

Уже в который раз натыкаюсь на противопоставление персоны и Job to be Done.
Каждый раз встречаю два противоречия:

1. За персону выдают то, что ей не является.
"Настя, ей 27 лет, она учится в институте культуры и активно ведёт Instagram."
Такое описание не является персоной (окей, оно может быть подробнее). А считать, что персоны "выдумываются", значит противоречить основным принципам их создания.

2. Противопоставляют сущности абсолютно разных категорий.
Персона - это артефакт. JTBD - это теория.
Персоны - это способ (или формат) описания людей. Они используются командами разработчиков (чего-либо).
JTBD - это инструмент для понимания людей. Он используется для изучения.
(Сам Клемент неоднократно подчеркивал в своей статье "The JTBD Data Model", что это в первую очередь теория.

Так вот возникает вопрос. Почему бы не комбинировать способ изучения потребителей с формой их описания? В Персону отлично встроятся все пункты из модели Клемента: желания, ограничения, катализаторы, доступный список выбора. JTBD и персоны это одинакого полезные методы (об этом есть несколько материалов у Nielsen Norman Group).
А с содержанием персоны, которые ничего не говорят нам о потребностях человека и причинах его поведения (мотивы, барьеры, драйверы) и вообще о том, что нам делать с этим человеком, следует поступить следующим образом - выкинуть нахрен.

Ибо зачем создавать бесполезные персоны, а потом доказывать, что они не работают?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Rudenko

Ну в исследовательском процессе здорового человека всё так и обстоит) Сначала мы разбираемся с "работами", после чего сопоставляем работу с неким профилем. Иначе как же мы проведём JTBD-интервью? Кого рекрутировать? Другое дело, что профиль в данном подходе осмысливается как инструмент изучения самой работы. Поэтому мы не требуем от него, например, репрезентативности.

А вот чем ближе уже к коммуникации, тем более важен профиль. Потому что говорить приходится на разных языках, разными аргументами и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Mironov

Ну вот я и говорю:
1. Изучаем работу и все, что с ней связано
2. Изучаем профиль по каким-нибудь дополнительным релевантным параметрам
3. Упаковываем все в персону для удобства дальнейшей работы
4. ???
5. Profit!

Одно другому не мешает :)

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

JTBD всё-таки предполагает объединение аудитории по контекстам или работам. Но тут всё же зависит от ваших целей и типа бизнеса.
Если вы стартап и у вас новый продукт, то персоны вряд ли смогут помочь в усовершенствовании продукта и его дальнейшем продвижении.

Ответить
Развернуть ветку
Марьяна Дверская

Странно, что вы не упоминаете интеркомовскую книгу по РКДБВ - она проще и меньше, чем Когда капуста конкурирует с кофе и, главное, есть в русском переводе 😉

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Мы хотели пойти с самого начала, а про эту книгу уже есть хорошие статьи на русском)

Ответить
Развернуть ветку
Марьяна Дверская

Кристенсен и Моэст и есть начало (90-е годы), вы же сами пишите , что Клемент переосмыслил их модели (современность).
И Моэст пишет, что интеркомовская книга - "великолепное практическое руководство на тему успешного использования теории и методов JTBD." И там кроме job stories также есть информация о том, как думают клиенты, и о прямых, вторичных и непрямых конкурентов. Просто не в тех объемах - хотя для того, чтобы научиться практически применять методологию, этого вполне достаточно.
Хотя в любом случае, спасибо за вашу работу. JTBD надо продвигать 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Shami Omar

вы не могли бы скинуть ссылку на книгу или название полное. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

В конце статьи есть ссылка на Гайд по материалам к JTBD, там есть книга Intercom.

Ответить
Развернуть ветку
Shami Omar

Я плохо на английском читаю ...

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Есть линк на перевод книги ?

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

https://vc.ru/marketing/54541-gayd-po-jtbd-knigi-stati-video - вот тут есть ссылка на перевод книги

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Сайт по ссылке лежит

Ответить
Развернуть ветку
Бомбер Бомберович

Это должно работать только для определенной категории пользователей, условно, новичков или «обычных» людей. Если брать профессионалов или фанатов то у них открываются дополнительные подзадачи, т.е. им действительно может оказаться важно сколько подшипников у скейтборда, какой механизм внутри газонокосилки ( гигагерц в цп компьютера, и всякого ), т.е. таких деталей которые могут не влиять на результат но приукрасить процесс или дать ощущение лучшего продукта

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Ну так и историй больше одной будет. В том числе JTBD для тех кто разбирается и для тех кто нет.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

Вся суть современных подходов к созданию продуктов:

1. Давайте разберёмся, чем занимаются люди
2. Почему и зачем они этим занимаются, какие у них мотивы и цели
3. С какими проблемами и сложностями они сталкиваются, как их решают
4. Что мы можем сделать, чтобы им помочь в их деятельности
5. Как нам заработать на той помощи

Всё

Что полезного добавляет якобы-фреймворк JTBD, чего не было, например, в User and Task Analysis 1997-го года?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Metelya

Было уже подобное

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Это довольно странно, потому что мы изучили все материалы на русском языке, и среди них не было какого-то цельного гайда, поэтому мы решили сделать большую всеобъемлющую статью, которая расставит всё по полочкам.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Во-первых много было, во-вторых у Булдаковой в медиуме все подробно описано

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

И на тильде тоже

Ответить
Развернуть ветку
Раися Вперде

Примеры про скейт и ремонт как-то учитывают существоание конкурентов и время принятия решения? Не получится ли что вы создали спрос на товар, а какой именно товар покупать клиент решит уже основываясь на деталях и характеристиках?

https://www.ecommercewiki.org/reports/541/united-states-b2c-ecommerce-country-report-2017-free

вот отчёт который показывает что ~88% процентов людей перед покупкой делают ресёрч.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Игорь, не совсем поняла ваш вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Pyankova

На мой взгляд довольно содержательная статья, автор смог прояснить некоторые моменты, которые лично мне были не понятны, например, различные интерпретации теории. Жду вторую часть!

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Жеренков

Итерком, который по праву считается одним из главных евангелистов этой методологии, не так давно отказались от нее. Кроме прочего, говорят что причины в сырости как самой по себе, так и в ограниченности применения с точки зрения сфер бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Lapidus

Карго-культ.
Делай так и воздастся.

Ответить
Развернуть ветку
Yana Nikulina

Тема неоднозначная, но материал хорош. Заметно, что Ульвик у вас не в почете, чем он так не угодил?

Ответить
Развернуть ветку
Марьяна Дверская

наверное, тем, что и по Outcome-Driven Innovation, и по Canvas вообще нет русскоязычных материалов )))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пронькин

Чем-то похоже на дизайн-мышление. Основной подход в том, чтобы выявить желания и потребности, затем разработать продукт.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Возможно да!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Mironov

И еще (простите, но у вас грубая ошибка в переводе статьи Клемента).

Вы пишите, что синтез JTBD состоит из желаний, катализаторов, ограничений и энергии(настроя):

"Синтез происходит, когда желания, ограничения и катализаторы (событие, которое вызывает желание) соединяются с энергией. Что значит энергия? Это настрой пользователя, когда он решается выйти из зоны комфорта и понять, что ему необходимо для осуществления прогресса. Так появляется Jobs to be Done."

На самом же деле у Клемента этот синтез состоит из желаний, катализаторов, ограничений и список/набор выбора (список того, что пользователи могут использовать для преодоления барьеров и удовлетворения желаний). Именно поэтому на следующий стадиях в его модели появлятеся переосмысление и оценка компромисов.

Вот как он описывает набор выбора:
"Choice Set — What Consumers Consider Hiring to Overcome Their Constraints, and Make Progress Towards Their Desired State."

Что касается энергии, то она не является элементом, который смешивается с другими элементами (как описываете вы). Клемент пишет, что энергия возникает тогда, когда все четыре элемента на столько сильны, что человек решает "пора изменить это" и начинает действовать.
То есть настрой, о котором пишете вы, возникает лишь после того, как все элементы сошлись, а не является предпосылкой для возникновения JTBD.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Николай, да мы увидели ошибку! Спасибо, что заметили, исправим.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

«Подход отличается от Cusdev или создания персон.»

Ребята, а вы понимаете, что критикуете Рабиновича, который по ссылке что-то там напел из Битлз про кастдев?

он там пишет «Давайте проведем CusDev
1. Работа с действующими экспертами»

вы хоть читали Стива Бланка?

Ответить
Развернуть ветку
Aygul Zalegdinova

Где можно почитать 2-ю часть?

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сергеевна
Автор

Держите пожалуйста)

https://www.carrotquest.io/blog/jtbd-on-practice/ 

Ответить
Развернуть ветку
Bakhtiyor М. Khuja

Я могу ошибаться в истории рождения теории, но насколько я понял из текстов Тони Ульвика, был Тони, было JTBD, которую гарвардский профессор Кристенсен успешно экспроприировал после встречи с Тони, а Ульвику не оставалось, как докрутить ОДИ. Благо, Кристенсен был чуваком известным, это помогло теории встать на ноги, но и добавило пару-тройку new-age джетибидишников, которых рьяно ругает Тони. Мол, они не так все делают и вообще епархия другая. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Сакович

Спасибо за материал, отличная статья. Классно идет в паре с текстом от Анны Булдаковой:

https://medium.com/no-flame-no-game/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-jobs-to-be-done-%D0%B8-job-stories-4c57c1dc84cf

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Шарапов

Очень интересно

но практическая работа пока не понятна

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда