{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Подготовительная работа: оцениваем свои силы перед покупкой франшизы

Если вы собрались стать франчайзи, окончательное решение принимать будете именно вы. Скорее всего, перед сделкой вам в голову придут вопросы, на которые придется находить ответы. Подойдите ответственно к этому самоанкетированию: от его результатов может зависеть ваша карьера. Итак, поехали.

Готовы ли вы к овладению новыми навыками? Хотите ли вы этого?

Франчайзи-новичок должен ежедневно усваивать новые знания и в то же время быть наставником для своего персонала. Нужно обучать сотрудников методам ведения бизнеса, мотивировать их на покорение новых вершин и проверять, насколько хорошо они обслуживают клиентов.

Конечно, франчайзер должен предоставить вам весь необходимый инструментарий для натаскивания персонала и безопасности вашего бизнеса. Он обеспечит вас руководством по управлению франшизой и поддержкой консультантов на местах. Однако именно вы должны претворять перед клиентами обещания франчайзингового бренда в реальность.

Многие франчайзеры придают большое значение обучающим тренингам. Собственник даже может включить в договор следующее положение: если франчайзи провалится на начальном периоде обучения, он будет дисквалифицирован. Иногда франчайзер требует, чтобы весь руководящий состав франшизного подразделения был направлен на обучающие курсы.

Вы привыкли приказывать или подчиняться?

Если вам не нравится идея отчитываться о своих тратах на ежедневной или ежемесячной основе, получать указания о том, какую рекламу применять и какими методами бизнеса руководствоваться, франчайзинг определенно не для вас. Представьте, каково вам будет следовать установленным правилам изо дня в день, из года в год.

Франчайзер рассчитывает на то, что вы откажетесь от собственных взглядов на ведение бизнеса. В рамках бренда вы должны будете следовать правилам системы. Если у вас есть своя бизнес-концепция, от которой вы не собираетесь отступать, хорошо подумайте, прежде чем приобретать франшизу.

Шатилов Олег, Франшизный консалтинг и автор блога "Понимай Франчайзинг"

Задайте себе следующие вопросы:

  • Как вы будете реагировать на указания уполномоченных консультантов франчайзера?
  • Считаете ли вы себя самостоятельным гением креатива или покорным исполнителем чужой воли?
  • Готовы ли вы признать, что франчайзер старается ради благополучия всей бизнес-системы, даже если некоторые его решения вам не по душе?
  • Готовы ли вы делиться информацией по финансам и управлению с франчайзером или его локальными представителями?
  • Ощущаете ли вы внутреннюю потребность быть эффективным исполнителем?

Каждый франчайзи начинает с инструментов, предоставленных собственником бизнеса. Но для дальнейшего успеха необходимо, чтобы владелец франшизы вкладывал в дело свои личные усилия. Опытные франчайзи знают, что клиенты ожидают одинаково хорошего сервиса от всех франшизных точек системы, поэтому иногда могут провести изменения без предварительного согласования с франчайзером. Разумеется, эти перемены не должны выбиваться из концепции бренда.

Достаточно ли вы крепки здоровьем?

Современный бизнес требует большой выдержки, как моральной, так и физической. Даже если утром вам неудержимо хочется поспать еще минут десять, вы обязаны идти на работу и обслуживать клиентов при любой погоде и в любом расположении духа. Разумеется, для этого понадобится недюжинное здоровье. Располагаете ли вы физическими возможностями, достаточными для соответствия требованиям бренда? Сможете ли вы справляться с регулярным стрессом?

Приготовьтесь к тому, что дела не обязательно будут идти по плану, особенно в первое время. Практически каждый день придется находить выход из критических ситуаций и при этом не терять над собой контроль. Точно справитесь? Если да, смело подписывайте договор на франшизу.

Как вы относитесь к людям?

Действительно ли вы любите людей? Вопрос может показаться глупым, но на самом деле он очень важен для вашего профессионального успеха. Дело в том, что франчайзинг базируется на межличностных отношениях. В качестве франчайзи вам предстоит поддерживать контакты с вашим непосредственным начальником, персоналом, клиентами и поставщиками. Вы должны относиться к людям с уважением, уметь общаться с ними и слушать их.

Каковы ваши финансовые возможности?

Наличия у вас достаточного капитала для вложения во франшизу недостаточно. Даже если вы готовы инвестировать оговоренную франчайзером сумму, вы должны иметь в запасе деньги на другие расходы. А они будут в любом случае, ведь бизнес нельзя уместить в выверенную схему.

Помните: рисковать всеми имеющимися у вас средствами по крайней мере неразумно. Вы должны оставить некоторый резерв, на который вы с семьей сможете жить, если бизнес не принесет ожидаемой прибыли в первое время.

Лучше всего обратиться к финансовому консультанту или бухгалтеру. Эти профессионалы помогут вам определить размер инвестиций, который вы можете себе позволить..

Готовы ли семья и друзья к вашему выбору?

Управление бизнесом - это больше, чем работа с полной занятостью. Нередко франшиза становится делом всей жизни франчайзи. Время, которое вы раньше проводили со своей семьей и друзьями, отныне придется посвящать делу. Если ваше близкое окружение будет негодовать по этому поводу, вы столкнетесь с дополнительным стресс-фактором. В то же время, многие известные и успешные менеджеры не “вкалывают” от звонка до звонка, а выкраивают время для досуга.

Персональный комфорт и личная жизнь имеют значение. На них нельзя “забивать” при планировании бизнеса по франшизе. Из 120 отраслей уж точно можно подобрать вариант, который будет вас устраивать на 100% в плане временной отдачи. Посоветуйтесь с членами вашей семьи и взвесьте совместно все “за” и “против” будущей франшизы. Поддержка близких людей - большое подспорье в непростом и жестком мире бизнеса.

Шатилов Олег

, Франшизный консалтинг и автор блога "Понимай Франчайзинг"
0
16 комментариев
Написать комментарий...
Dimm Overight

Как, будучи в здравом уме, можно вообще купить какую-то «ноунэйм» франжизу?! Понравилась тема, считаешь, что она качает - сделай также!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шатилов
Автор

Как правило покупатели делятся на две категории:
- покупают эмоцию (желание стать независимым и заниматься своим бизнесом);
- покупают бизнес модель (вообще не важно чем заниматься, главное гарантии и финмодель).
Покупателей эмоции в настоящее время намного больше именно поэтому и развелось бесчисленное количество левых франшиз, левых упаковщиков и левых продавцов (инфоциган - успех успешный).

Ответить
Развернуть ветку
Stas Gladkikh

Покупателей эмоций больше, потому что в финансах не шарят и не хотят соображать.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шатилов
Автор

Есть такое), но тут есть свои нюансы, они платят за то, что бы их обучали в том числе финансовой грамотности. Пока этой грамотности не хватает самим правообладателям, вся грамотность заканчивается на демонстрации фин модели...

Ответить
Развернуть ветку
Stas Gladkikh

2й раз за сегодня умничаю этим термином, но это все - "рынок лимонов".

-Курицу в магазине покупают - смотрят на срок
-Одежду покупают - примеряют на себя
-Машину покупают - читают отзывы, но не смотрят сколько будет стоить содержание (налоги, страховки и тд)
-Квартиру покупают - смотрят только на стоимость квм и не смотрят на отсутствие инфраструктуры вокруг и вероятность ее появления
-Покупают франшизу или "готовый бизнес" - видят себя на фото в джете с шампанским, а про нюансы им не говорят, а они и не интересуются

И так, чем дороже приобретение, тем меньше соображаловки и больше эмоций

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шатилов
Автор

Культура прерогатива обеих сторон, одни должны подходить более осмотрительно к покупке и выбору в первую очередь продукта (которым хочется заниматься), во вторую пристальнее и тщательнее рассматривать модель развития (лицензия, франчайзинг, дистрибуция и тд).
P.S.
Тут могут быть и трудности перевода (и кстати они частенько имеют место), одна сторона вкладывает один смысл в формулировку "франчайзинг", другая другой и если на берегу не договориться общаться на одном языке, то это приводит к ненужным сотрясаниям и ложным ожиданиям (почти стихами).

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

По опыту, нет. Люди считают свои деньги. К тому же глупых людей с 10 миллионами на бизнес не осталось совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Законодательство отвратительно регулирует франшизный бизнес. Поэтому и развелось куча продавцов эмоций.
Франшиза это не про эмоции, а про отработанную до мелочей модель бизнеса, про гарантированный доход, полную поддержку, обучение и масштабирование.
У нас же мошенники и псевдо-франчайзеры продают вывеску и обещания.
По моим наблюдениям, процентов 98 предлагаемых на рынке франшиз - полный левандос, ноунейм, разводняк и детский сад.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шатилов
Автор

Более чем со всем согласен. франчайзинг эволюционирует, сейчас не самый интересный этап), Низкий уровень культуры одного из стратегически важных направлений развития любой компании.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Я активно интересовался этой темой, даже статейку написал на VC. Потом остыл, когда разобрался.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шатилов
Автор

Я тут за вас продолжу), а вы подтягивайтесь...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Этап самый лучший, он называется расцвет. Думаю, вы именно поэтому пришли в этот бизнес, а не потому что в нем все плохо и ужасно.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Сорян, но из пальца высосано.
Готова ли семья к выбору, крепки ли вы здоровьем. Вы его франчайзи в ГУЛАГ что-ли отправляете?
Как вы будете реагировать на консультации от франчайзера, который вам будет помогать за ваши деньги, м-да.

Лучше задать себе другие вопросы:
А могу я сделать такой же бизнес без франшизы?
Какое ноу-хау передаёт основатель?
А даст ли мне франшиза преимущество в поставках (цена, отсрочки и тд.)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Ощущение, что вы не поняли ни статью, ни комменты.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Ощущение, что вы не поняли ни статью, ни комменты. А уж ваши вопросы, ну вообще ни о чём...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Достаточно ли вы крепки здоровьем? 
Этот пункт подходит к любому чек-листу. 

Как понять, стоит ли заниматься лыжами? Как понять, стоит ли вам заводить детей и тд.  

Может быть, стоит понять, близка ли сфера, в которой покупается франшиза? 
Есть ли компетенции в это отрасли? 
Может, посоветовать договор почитать, с франчайзи встретиться?
Или, скажем, подумать, кто будет бизнесом франчайзинговым управлять: жена или наемный управляющий?

А нет, лучше здоровье проверить и в путь!

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда