Маркетинг Sergey Slavinsky
165

Цифровая адаптация вместо цифровой трансформации

“Купание в Аньере”, 1884 Жорж-Пьер Сера
В закладки

Всё просто: навязываемая и практически обязательная трансформация бизнеса под натиском цифровых технологий — это удел крупных компаний и большими бюджетами на трансформацию, умением управлять рисками и… понятным планом развития на десятилетие вперёд. Хорошо, хотя бы на ближайшие пять лет. А что делать остальным?

“Стратегическая трансформация” (а какая еще бывает?), “диджитал-или цифровая трансформация”, “сервисная трансформация” — не важно, какая из них. Все они пугают. За любой трансформацией, решейпингом, рефреймингом и т.п. стоят изменения, которые добавляют неопределенности к той ситуации, что сложилась на рынке. Куда уж больше? Подливает масла в огонь и консалтинг, активно рассказывающий об атаке на рынок со стороны искусственного разума, Большой Даты и машинного обучения.

Но проблема в том, что с перспективами внедрения Большого Брата история та же, что и с будущим, которое не за диджитал (самый популярный пост в Medium). Слишком много воды и страшилок вокруг, слишком долго, слишком дорого и слишком часто не за тем. Ловко подменивая экономией высвобождение ресурсов, мы начинаем трансформироваться не туда. Пока весь мир ищет таланты для собственного бизнеса, мы вдруг начинаем рассуждать о бизнесе вообще без людей. Эта история еще одной “системной ошибки”, но применительно к небольшим компаниям превращает идею трансформации вообще в дикость: ведь единственное, чем малый и средний бизнес может поспорить с крупным — это близким отношениями с клиентом. Какая “диджитал-трансформация”?

Но оставить бизнес как есть мы не можем. Ведь именно благодаря трансформациям в крупном бизнесе меняется восприятие ценности и продукта на всём рынке, не в отрасли!. И всегда догоняющий (в аспекте развития организации) средний и малый бизнес вынужден реагировать на изменения, чтобы быть релевантным рыночной среде по базовым требованиям. Для этого нужна не трансформация, а куда более мягкая адаптация бизнеса.

В чём отличие цифровой трансформации от цифровой адаптации?

  • Трансформация базируется на поиске подрывных инноваций и их реализации, адаптация — на последовательном улучшении существующих процессов при помощи цифровых технологий
  • Трансформация подразумевает полную смену инфраструктуры компании, адаптация — внедрение “переходников”
  • Трансформация фокусируется на внедрении новых технологий, адаптация — на возникающих новых потребностях клиентов. (Действительно ли они есть и действительно ли выгодой будет удовлетворять их “цифровым способом”)?

Самое большое отличие – идеологическое. При адаптационном подходе мы в своих изменениях базируемся не на видении будущего, а на прошлом опыте. Т.е. начинаем думать не о том, как дотянуться до идеала, а о том, как максимально улучшить то, что уже есть. Что куда привычнее и не так пугает.

Но это не выбор между плохим и хорошим.

Однозначно, “цифровая трансформация” или “стратегическая трансформация”, которые становятся уже синонимами — лучший выбор и от неё никуда не уйти. Но чтобы её даже не осуществить, а хотя бы собрать в виде плана действий — требуется компетенция, которая у большинства бизнесов просто отсутствует: требуется быть визионерами. Я уже не говорю о важности ресурсов, необходимых для трансформации, и прежде всего — человеческих. Команды, которая видит, которая готова к сложностям, которая объединена общей культурой и имеет тягу к изменениям. Отсюда много громких слов о трансформации и так мало проектов с изменённым цифровым бизнес-мышлением.

Но давайте будем реалистами: даже при внешней помощи подготовить компанию к трансформации и провести её — очень сложно. “Лучше быть молодым, чем старым” — это факт. Но невозможно повернуть время вспять. Так и здесь: трансформация лучше адаптации. Если вы готовы к трансформации. Но если нет — нельзя просто игнорировать этот процесс. Останетесь не у дел, и быстро.

Вот тогда и всплывает на поверхность альтернатива — адаптация, “недотрансформация”, где из того, что есть у компании сейчас и в чём она разбирается сегодня мы пытаемся слепить подобие конкурентных перспектив. Поможет ли? Неизвестно.

Но по крайней мере не оттолкнёт, как пугающая перспектива трансформации. А значит, что первый шаг будет сделан, появится привычка к небольшим, но изменениям. А от способности быстро реагировать до проактивного подхода — один шаг, хоть и размашистый.

Нет, “цифровая адаптация” — не панацея. Просто взгляд на “цифровую трансформацию” без мифов и взглядом, не замутнённым виртуальными перспективами. Просто более пологий вход в цифровой мир. Не такой пугающий. С временем на привыкание. Конечно, если оно у вас еще есть.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Slavinsky", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": -1, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 75464, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 16 Jul 2019 12:12:47 +0300" }
{ "id": 75464, "author_id": 44584, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/75464\/get","add":"\/comments\/75464\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/75464"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
4 комментария

Популярные

По порядку

2

Малый и средний бизнес и так выживает, ну немного подстраивается, где может...
Вместо трансформации будут, тем кому это действительно нужно, открывать с нуля предприятия - так проще чем переделывать отсталые бизнес-процессы и старых сотрудников.

Ответить
1

Да, безусловно. Но проблема в том, что "советская производственная культура" чаще сидит не в старых сотрудниках и отсталых процессах, а в голове того, кто будет открывать новое предприятие "с нуля". Выкинуть старое проще, чем отреставрировать. Но главное сделать это сначала у себя в голове, а потом уже и на бизнес проецировать :-)

Ответить
1

Ну тут что скажешь - "время лечит". Поколения меняются...))

Ответить
–1

Отличная статья. Можно даже усилить основную мысль: текущая подача ЦТ ущербна, ибо не прошла испытания малым бизнесом. Да даже и средним. Слишком дорого. Слишком тяжело дотянуться хоть до какого-то эффекта. И автор предлагает выход.

Есть, правда, другое видение по этому выходу. Можно не откатываться к компромиссам, а попытаться понять, что же такое тяжелое в "классической" ЦТ, почему так дорого. И исправить, а по сути демократизировать. Это про "сквозная цифровизация". Презентация: tdlab.org/td

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }