Цифровая адаптация вместо цифровой трансформации

“Купание в Аньере”, 1884 Жорж-Пьер Сера

Всё просто: навязываемая и практически обязательная трансформация бизнеса под натиском цифровых технологий — это удел крупных компаний и большими бюджетами на трансформацию, умением управлять рисками и… понятным планом развития на десятилетие вперёд. Хорошо, хотя бы на ближайшие пять лет. А что делать остальным?

“Стратегическая трансформация” (а какая еще бывает?), “диджитал-или цифровая трансформация”, “сервисная трансформация” — не важно, какая из них. Все они пугают. За любой трансформацией, решейпингом, рефреймингом и т.п. стоят изменения, которые добавляют неопределенности к той ситуации, что сложилась на рынке. Куда уж больше? Подливает масла в огонь и консалтинг, активно рассказывающий об атаке на рынок со стороны искусственного разума, Большой Даты и машинного обучения.

Но проблема в том, что с перспективами внедрения Большого Брата история та же, что и с будущим, которое не за диджитал (самый популярный пост в Medium). Слишком много воды и страшилок вокруг, слишком долго, слишком дорого и слишком часто не за тем. Ловко подменивая экономией высвобождение ресурсов, мы начинаем трансформироваться не туда. Пока весь мир ищет таланты для собственного бизнеса, мы вдруг начинаем рассуждать о бизнесе вообще без людей. Эта история еще одной “системной ошибки”, но применительно к небольшим компаниям превращает идею трансформации вообще в дикость: ведь единственное, чем малый и средний бизнес может поспорить с крупным — это близким отношениями с клиентом. Какая “диджитал-трансформация”?

Но оставить бизнес как есть мы не можем. Ведь именно благодаря трансформациям в крупном бизнесе меняется восприятие ценности и продукта на всём рынке, не в отрасли!. И всегда догоняющий (в аспекте развития организации) средний и малый бизнес вынужден реагировать на изменения, чтобы быть релевантным рыночной среде по базовым требованиям. Для этого нужна не трансформация, а куда более мягкая адаптация бизнеса.

В чём отличие цифровой трансформации от цифровой адаптации?

  • Трансформация базируется на поиске подрывных инноваций и их реализации, адаптация — на последовательном улучшении существующих процессов при помощи цифровых технологий
  • Трансформация подразумевает полную смену инфраструктуры компании, адаптация — внедрение “переходников”
  • Трансформация фокусируется на внедрении новых технологий, адаптация — на возникающих новых потребностях клиентов. (Действительно ли они есть и действительно ли выгодой будет удовлетворять их “цифровым способом”)?

Самое большое отличие – идеологическое. При адаптационном подходе мы в своих изменениях базируемся не на видении будущего, а на прошлом опыте. Т.е. начинаем думать не о том, как дотянуться до идеала, а о том, как максимально улучшить то, что уже есть. Что куда привычнее и не так пугает.

Но это не выбор между плохим и хорошим.

Однозначно, “цифровая трансформация” или “стратегическая трансформация”, которые становятся уже синонимами — лучший выбор и от неё никуда не уйти. Но чтобы её даже не осуществить, а хотя бы собрать в виде плана действий — требуется компетенция, которая у большинства бизнесов просто отсутствует: требуется быть визионерами. Я уже не говорю о важности ресурсов, необходимых для трансформации, и прежде всего — человеческих. Команды, которая видит, которая готова к сложностям, которая объединена общей культурой и имеет тягу к изменениям. Отсюда много громких слов о трансформации и так мало проектов с изменённым цифровым бизнес-мышлением.

Но давайте будем реалистами: даже при внешней помощи подготовить компанию к трансформации и провести её — очень сложно. “Лучше быть молодым, чем старым” — это факт. Но невозможно повернуть время вспять. Так и здесь: трансформация лучше адаптации. Если вы готовы к трансформации. Но если нет — нельзя просто игнорировать этот процесс. Останетесь не у дел, и быстро.

Вот тогда и всплывает на поверхность альтернатива — адаптация, “недотрансформация”, где из того, что есть у компании сейчас и в чём она разбирается сегодня мы пытаемся слепить подобие конкурентных перспектив. Поможет ли? Неизвестно.

Но по крайней мере не оттолкнёт, как пугающая перспектива трансформации. А значит, что первый шаг будет сделан, появится привычка к небольшим, но изменениям. А от способности быстро реагировать до проактивного подхода — один шаг, хоть и размашистый.

Нет, “цифровая адаптация” — не панацея. Просто взгляд на “цифровую трансформацию” без мифов и взглядом, не замутнённым виртуальными перспективами. Просто более пологий вход в цифровой мир. Не такой пугающий. С временем на привыкание. Конечно, если оно у вас еще есть.

0
4 комментария
Анатолий Внук-Карпов

Малый и средний бизнес и так выживает, ну немного подстраивается, где может...
Вместо трансформации будут, тем кому это действительно нужно, открывать с нуля предприятия - так проще чем переделывать отсталые бизнес-процессы и старых сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Slavinsky
Автор

Да, безусловно. Но проблема в том, что "советская производственная культура" чаще сидит не в старых сотрудниках и отсталых процессах, а в голове того, кто будет открывать новое предприятие "с нуля". Выкинуть старое проще, чем отреставрировать. Но главное сделать это сначала у себя в голове, а потом уже и на бизнес проецировать :-)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Ну тут что скажешь - "время лечит". Поколения меняются...))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Хубутия

Отличная статья. Можно даже усилить основную мысль: текущая подача ЦТ ущербна, ибо не прошла испытания малым бизнесом. Да даже и средним. Слишком дорого. Слишком тяжело дотянуться хоть до какого-то эффекта. И автор предлагает выход.

Есть, правда, другое видение по этому выходу. Можно не откатываться к компромиссам, а попытаться понять, что же такое тяжелое в "классической" ЦТ, почему так дорого. И исправить, а по сути демократизировать. Это про "сквозная цифровизация". Презентация: tdlab.org/td

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда