{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Рестарт iOS-приложения: «пинок от Apple» на живых цифрах

Дорогие собратья-разработчики, как вы наверняка успели почувствовать, алгоритмы работы App Store — это потёмки и тайна. Прольем же немного света на его работу через призму «рестарта» приложения.

Прошу прощения у людей, не публикующих iOS-приложений. В статье много техники. Если слова MAU, «конверсия» и «фичеринг» не вызывают у вас душевного трепета, то есть опасность заскучать за чтением.

Рестарт — это когда вы удаляете приложение из App Store и перезапускаете его как совершенно новое.

Что хорошего в рестарте? Ничего

Теряется набранная аудитория, положительные отзывы и с трудом занятые места в поисковой выдаче. Все внешние ссылки, ранее приводившие пользователей на страницу приложения, перестают это делать. Остаётся только само приложение и подобранные для него ранее ключевые слова, которые не обязательно хорошо работают после рестарта.

Рестарт — это вынужденная мера. Она помогает если:

  1. Без острой необходимости вы внесли приложение в категорию «Для детей». Никогда так не делайте: последствия — крайне неприятные, а обратного пути нет.
  2. При создании приложения по незнанию оставили включённым iCloud Entitlement. То же самое — не делайте так.

Перевыпустив приложение, вы как бы возвращаетесь на «нулевой» уровень и теряете 100% дорогостоящих усилий по продвижению приложения. Или всё-таки нет?

Давайте посмотрим на цифры.

Такой была жизнь до рестарта:

Число скачиваний в день «до рестарта»

Около 170 инсталлов в день конвертировались в примерно 10 тысяч MAU и 550 DAU. Цифры, на мой вкус, не звёздные, но бывает и похуже.

MAU, WAU, DAU — активные пользователи

Источники трафика были примерно 50 на 50 — поиск и браузинг в App Store.

Источники трафика

В общем, я бы назвал это приложение белым карликом. В науке о звёздах это такая звезда, которая лишилась источника термоядерной энергии, но всё же слабенько светится.

По отношению к приложению это означает, что виральности в нём не получилось, юнит-экономика тоже не сошлась, но слабенький денежный поток постепенно выведет его в небольшой плюс со временем.

Итак, рестарт

В старом приложении часть пользователей регистрировалась и оставляла свою электронную почту. Сразу скажу, что через email-рассылку вернулось только 2,5% зарегистрированной аудитории. То есть не вернулся почти никто.

Сайты, которые ранее публиковали обзоры приложения, на просьбы обновить ссылку не откликнулись. На лендинг пользователи приложений при отсутствии проблем не ходят. И даже Google-поиск до сих пор выдаёт нерабочую ссылку на старое приложение.

Таким образом, мысль первая: таки да, рестарт — невосполнимая потеря всех внешних ссылок и аудитории.

Немного о радостном — «пинок от Apple»

При выпуске нового приложения Apple дарует каждому из нас так называемый стартовый пинок. Объясняется он, скорее всего, не щедростью и добротой. Просто Apple нагоняет в новое приложение немного трафика по разным ключевым словам и смотрит, как себя поведут эти люди.

На основе полученных данных, предположительно, определяется «место» приложения в поисковой выдаче.

Вот так выглядят установки в первый месяц после рестарта.

«Стартовые пинки» от Apple

Как видим, «пинков» на самом деле два. Оба от Apple, но имеют совершенно разную природу. Во-первых, у них разные источники и качество трафика.

Источники трафика при «пинках» от Apple

Первый «пинок» — добротный трафик из поисковой выдачи. Это люди, которые знают, что им нужно именно такое приложение. Их конверсия в установки — высокая. Внутри самого приложения эти люди проявляют много активности и хорошо конвертируются в премиум-пользователей.

Вот так выглядит конверсия в установки:

Конверсия просмотров в инсталлы

На первом «пинке» она доходит до очень здоровых 40%. С началом же второго падает до жалких 0,1%. Доля высокоактивных пользователей и премиум-пользователей среди пришедших с первого «пинка» также сильно выше.

Поразмышляем. В момент первого «пинка» Apple поставила приложение на хорошие места в поисковой выдаче по большому числу запросов. Окончание «пинка» состояло в снижении приложения в этой выдаче по большей части из них.

Думаю, что Apple измеряет всевозможные конверсии по каждому запросу. На это как раз ушли две недели между «пинками». По итогам определяется подходящее место в поисковой выдаче по каждому ключевому слову.

Эта гипотеза вполне подтверждается историей ранжирования приложения по релевантным запросам.

Ранжирование по ключевым словам в поиске App Store

Второй же «пинок» имеет совершенно другую природу. Пользователи приходят не из поиска, а из браузинга. Другими словами, приложение предлагают тем, кто ищет другие приложения. На каждой странице приложения App Store есть раздел You May Also Like.

По всей видимости, такие места служат источником трафика для второго «пинка».

Как видим, пользователей из этого источника приходит существенно больше, но они очень слабо конвертируются. Судя по тому, что Apple настойчиво продолжает приводить их, — её это устраивает. Меня, разумеется, тоже устраивает. Бесплатно же.

Спустя месяц после рестарта у приложения, понятное дело, мало отзывов, мало пользователей и мало постоянных. Предполагаю, что это в итоге влияет на слабое ранжирование в поисковой выдаче. Ранжирование по релевантным ключевым словам до рестарта выглядело так.

Ранжирование в поиске до рестарта

Итак, мысль вторая: некогда завоеванные первые позиции по релевантным ключевым словам при рестарте теряются. Тем не менее приложение выходит на близкие к ним позиции.

Это означает потерю качественного трафика на порядок.

Однако Apple по каким-то причинам продолжает лить менее качественный трафик в сопоставимых объёмах.

Если сравнить цифры, то установок после рестарта стало даже больше — 250 в день после против 170 в день до.

Число пользователей же получается меньше, чем до рестарта: 550 до и 200 после. То есть очень многие скачавшие пользователи даже не открывают приложение. Вот MAU и DAU после рестарта. MAU, думаю, выйдет на 5000–7000, когда стабилизируется.

MAU, WAU, DAU после рестарта

Таким образом, мысль третья: App Store несомненно обладает «памятью». То есть настолько же хорошее новое приложение будет сильно проигрывать в поисковой выдаче такому же давно устоявшемуся. Простите уж за банальность этой мысли.

И на десерт — немного о деньгах. Пребывание старого приложения в категории «Для детей» давало как преимущества, так и недостатки. Из преимуществ — присутствие на хороших позициях в топах детских категорий многих стран. Сколько-то трафика из них наверняка приходило, но точно этого сказать нельзя.

Минусы были очень болезненные. Ревьюверы Apple требуют закрытия почти всех внешних контроллеров защитой от детей (Parental Gates). Их наличие очень портит пользовательский опыт и удушает конверсию.

Некоторые пользователи злятся на необходимость проходить Parental Gates, ставят плохие оценки и пишут плохие отзывы. Поэтому я никому не рекомендую активировать категорию «Для детей» в App Store. Снять Parental Gates с приложения нельзя никак. Ревьюверы резонно отмечают, что дети могли ранее уже установить ваше приложение.

Причём тут деньги? При том, что новое приложение избавлено от Parental Gates. Поэтому у него существенно выше конверсия и лучше оценки. Уже сейчас, при достаточно слабом трафике, оно приносит в деньгах примерно столько же, сколько приносило старое приложение.

А значит будущее у него — светлое. Глядишь и юнит-экономика когда-нибудь сойдётся :)

Позитивный же вывод для вас, дорогие коллеги-разработчики: не так страшен рестарт, как может показаться!

P. S. Также не забывайте делиться своими историями. Они на вес золота.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Кравченко

`при создании приложения по незнанию оставили включенным iCloud entitlement. То же самое — не делайте так.`
это какие настройки и почему так? и в чем проблема?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Это здесь: developer.apple.com -> Account -> Certificates, IDs & profiles -> Identifiers -> iCloud
При создании App Identifier-а рекомендую обязательно снять все галочки с iCloud и не использовать это чудо техники в приложении. Есть много приемлемых альтернатив.
Следствие включенного iCloud очень простое: приложение нельзя будет передать на другой акканут, что вызывает огромный геморррой при попытке его продать.
Многие узнают об этом только в момент переговоров с покупателем, что выливается в скидки к цене, либо и вовсе к отмене сделки.
Способы продать приложение с включенным iCloud — есть, но очень неочевидные и поэтому стоят дорого.
Таким образом, включенный iCloud - это, скажем, минус $3-5 тыс от цены вашего приложения при продаже. Если его цена в принципе меньше — просто не продадите. Если больше, то, скорее всего, придется делать рестарт. Если намного больше, то скрипнете зубами и дадите покупателю скидку.
Лучше всего, конечно, изначально не попадать в такую ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Tsalkin

Я конечно понимаю стремление избежать обвинений в пиаре приложения за счёт VC, но оставьте всё же ссылку - интересно ведь)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Конечно ))
https://apps.apple.com/app/id1464761583
VC как место для пиара приложений — не очень. Я пробовал. Трафика приходит мало и нецелевой. Так что дело даже не в стремлении чего-то избежать, а просто это место совсем для другого ))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

а что хорошо подходит? где писать?)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Ресурсы про приложения и ресурсы про тематику приложения. Например самый большой разовый обьем трафика у меня был с appadvice когда зафичерили. Тысяч 60 инсталлов пришло разом.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

мечта:D у меня сейчас 470 инсталов)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Есть лайфхак как это сделать, но он не совсем честный. Я так больше не делаю.
Какое у тебя приложение, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко
Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Идея с потенциалом, на мой взгляд. Хотя и очень рискованная. Интересно попробовать ее разогнать вместе?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Kozlov

Спасибо за интересную статью! Даёт ли Apple «пинки» при выходе приложения в новой стране? Предположим, что приложение было выложено только в канадском Appstore 1 июня. 1 сентября оно стало доступным по всему миру - последуют ли в этом случае ещё пинки?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Не знаю. Я запускал рестарт на весь мир, но пинок был в основном в Нидерландах. Предполагаю, что пинок будет только один - в одной стране. И его обьем будет не больше, чем минимально необходимо для ранжирования приложения в выдаче

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда