Заказчик, пожалуйста, не надо так или 13 цитат из неудачных текстов вакансий

Я - копирайтер, и в моей ленте Facebook очень много постов от самых разнообразных фриланс сообществ. Где-то 30% из них имеют развлекательный характер, а вот остальные 70% – это объявления о вакансиях или поиске работы. И что я наблюдаю в этом контенте?

Конечно, среди размещенных от копирайтеров резюме встречаются весьма запоминающиеся шедевры из области «я тут капец как сильно занят заказами, но возьму еще четыре проекта в работу» или «я очень сильно креативный, поэтому написал такой пост, что сам ничего не понял». Но, на мой взгляд, все это звучит достаточно безобидно, и даже иногда смешно.

А вот с вакансиями от заказчиков картина выглядит немного грустнее. К счастью, достаточно большое количество предпринимателей хорошо понимают, что копирайтер – это ценный, узкопрофильный специалист, который, с помощью букв и слов, помогает достигать важных бизнес целей. Они надолго удерживают возле себя надежных авторов, постоянно их мотивируя финансово и идейно.

Но иногда встречаются такие заказчики, которые до сих пор гоняются за эфемерными текстами с очень высоким качеством и очень низкой ценой (да, это про легендарные «вкусные» тексты). Отсюда появляются весьма странные тексты вакансий: иногда с оттенком грубости, иногда с налетом легкой неадекватности, иногда – вообще мимо кассы, с полным непониманием дела.

Как я вижу, вполне очевидными причинами этого хаоса можно назвать несколько факторов:

  • Неконтролируемый и достаточно интенсивный рост количества копирайтеров – как результат, заказчики понимают, что спрос на вакансии превышает предложение, и начинают этим пользоваться;
  • Наличие целой армии начинающих (то есть, неопытных) специалистов – как результат, у заказчиков появляется большая неудовлетворенность плохо выполненной работой;
  • Большое количество необязательных копирайтеров – как результат, заказчики начинают перестраховываться любыми удобными способами, с целью избежать ситуаций с нарушением дедлайнов или неожиданным уходом исполнителя «в астрал».

Да, все это сильно усложняет и без того непростые отношения между заказчиками и исполнителями в сфере копирайтинга. И да, первым не менее сложно, чем вторым. Но двухсторонняя коммуникация должна все так же оставаться на достойном уровне, с расчетом на то, что вакансию читают, в том числе, и адекватные кандидаты тоже.

Тексты вакансий глазами копирайтера

Еще раз хочу сказать, что далеко не все вакансии создают впечатление написанного с бодуна стихотворения. Есть много очень достойных примеров текстов, в которых вполне внятно описаны условия сотрудничества, перечень обязанностей и вилка заработной платы. А тем, у кого пока не получается создать зрелые тексты вакансий, предлагаю воспользоваться уникальной возможностью увидеть свои тексты глазами копирайтеров.

Итак, поехали.

Пункт 1. «Ищем копирайтера, в обязанности которого будет входить написание статей, постинг в социальных сетях, составление контент плана, монтирование роликов, дизайн картинок и ремонт компьютеров сотрудников с выездом к ним на дом».

Камон, но это же четыре (а по-хорошему, пять) разных должностных блока, каждый из которых предполагает отдельную сумму гонорара. А если на это все выделена одна-единственная зарплата среднестатистического копирайтера – это странненько.

Пункт 2. «Нам не интересно, какое у Вас образование и где Вы работали до этого, выполните нам наше тестовое задание, и лучше – бесплатно!».

Друзья, бесплатный контент – только у начинающих копирайтеров, которым нужно набить портфолио кейсами (качество – соответствующее). Вот подумайте сами, когда бухгалтер приходит устраиваться на работу, его же не просят свести пару дебитов с кредитами за бесплатно, а изучают его предыдущий опыт и обращаются за рекомендациями. Так что, если Ваш HR не имеет достаточной компетенции отличить хорошего копирайтера от плохого по итогам изучения портфолио и проведения собеседования, то пора менять HR-а.

Пункт 3. «Выполните вот это тестовое задание на 3000 знаков, а потом мы расскажем, что у нас за компания, о чем придется писать и какие деньги мы готовы Вам за это платить».

Серьезно? Я должен потратить 5-6 часов своего времени (а новый проект и хороший материал потребуют именно столько времени), чтобы потом узнать, что придется писать про карбюраторы за 2$/1000?

Пункт 4. «Мы рассмотрим Вашу кандидатуру, если Вы имеете не менее 2 лет опыта в копирайтинге, портфолио с примерами работ, глубокие знания в маркетинге, высшее филологическое образование и знание английского языка на уровне выше среднего. Занятость – 5 дней неделю, с 10 до 19, зарплата – 150$».

Нужны комментарии? Ок! Здесь к заплате нужно добавить еще один нолик и еще дополнительно мотивировать соискателя оплачиваемым отпуском на Новый Год – тогда есть шанс, что он согласится.

Пункт 5. «Дневной план – 20 000 символов».

Ну вот Вы серьезно думаете, что за один день можно написать такое количество знаков и получить, при этом, классный текст? У меня для Вас неутешительные новости: если Вы хотите по-настоящему стОящий материал с логической структурой и живой подачей, то опытный копирайтер сможет это выполнить минимум за 2 дня, а то и за 3 (и это при условии отсутствия у него других проектов!).

Пункт 6. «У нас интересные проекты, дружная команда, стабильная заработная плата и комфортные условия сотрудничества».

Так и хочется ответить: «Я обладаю многолетним профессиональным опытом, а также отличаюсь пунктуальностью и ответственностью, мечтаю сделать головокружительную карьеру на этом поприще», а потом еще «Напишу для Вас вкусный текст!». Можно больше деталей и фактов? Пожалуйста.

Пункт 7. «Напишите нам в сопроводительном письме, почему именно Вы должны получить эту должность».

Да нет же, это Вы должны детально проанализировать особенности Вашей компании и понять, подхожу ли я Вам как кандидат на выполнение работы. Что касается лично меня - я вот только две минуты назад прочитал несколько строчек из описания Вашего проекта и понятия не имею, чем Вы там занимаетесь.

Пункт 8. «Начните свое письмо со слов «Баба Яга в шоке».

Ну, блин…У нас же здесь не клуб дрессированных собачек: перепрыгни через палочку и я дам тебе кусочек сосиски. Я понимаю, что Вы бы хотели, чтобы все соискатели читали текст Вашей вакансии до конца, но этого можно добиться гораздо более гуманным способом: напишите его нормально, интересно, по-человечески, и будет всем счастье!

Пункт 9. «У нас классный проект, но мы ничего не скажем, пока Вы не заполните анкету в Google Docs».

Знаете, как это выглядит в глазах думающего человека? Типа, дайте нам Ваш номер телефона и электронку, мы соберем большую базу и продадим ее в какую-нибудь контору для рассылок. А может, и сами используем для отправки спама. Не факт, что именно так происходит в Вашей компании, но отправлять всю контактную информацию еще до момента ознакомления с проектом и гонораром – немного странно, согласитесь.

Пункт 10. «У нас нет времени всем отвечать в личку/читать Ваши портфолио/анализировать Ваш опыт».

Простите, но у меня тогда нет времени на одностороннее общение с Вами.

Пункт 11. «Тут работы совсем не много, всего на 1-2 часа».

Это кто так решил? Если Вы хотите примитивный рерайт без учета особенностей Вашей целевой аудитории, то, конечно, можно и за часок запилить страницу строчек. А вот хороший текст на 2000 – 3000 знаков затянет на пару рабочих дней (по крайней мере, так происходит у осознанных копирайтеров). И это, кстати, уже совсем другие деньги, нежели те 5$, которые Вы предложили за 1 трудочас.

Пункт 12. «Нужен копирайт».

Пожалуйста, не «копирайт» (это значок авторства), а «копирайтинг»! Или, в данном контексте, «нужны/нужен тексты/статьи/копирайтер». *Извините, не сдержалась.

Пункт 13. «Нужны вкусные тексты».

Вот здесь совсем все плохо. Как только заказчик озвучивает свое желание получить вкусные тексты, сразу же хочется «положить трубку» и «заблокировать номер». Простите, но вкусные тексты - это безвкусица, правда.

Я перечислила лишь то, что встречается чаще всего. Подумайте сами: совсем немного времени, потраченного на составление корректного и уважительного текста с вакансией на должность копирайтера, поможет Вам быстрее найти постоянного исполнителя. Он будет с удовольствием выполнять миссию Вашей компании вместе с Вами, а Вы значительно сэкономите время на поисках.

В ином случае, будьте готовы к «ой, у меня отключили электричество и я не успел закончить текст в срок», «я не знаю, как правильно ввести ключевые слова», «а что такое ЦА?», ну и наконец «……..(тишина в эфире, номер не доступен)».

Да пребудут с нами Боги Копирайтинга!

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Наталия Потёмина

Как в анекдоте: «я печатаю 600 знаков в минуту, но такая херня получается!»

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Смешно) Наталия, как раз об этом пункт 5))

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kurshakova

Согласна😁 Автор не отличается тем качеством копирайтинга, о котором пишет очень посредственно в статье. При этом требований к заказчикам - НЕ копирайтерам - хоть отбавляй. Да обходят стороной заказчиков такие "специалисты", которым корона жмет!😂

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

А я все никак не могла дождаться комментария про корону - спасибо Вам, Анна) Теперь все персонажи сказки в сборе))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Спасибо за комментарий, обязательно прислушаюсь к Вашему совету и рада, что Вам понравилось)

Ответить
Развернуть ветку
Alexsander Yarov

Статья по делу, но смутил такой момент, не понятно кто написал, то ли женщина то ли мужчина. Такое впечатление, что статья сборная какая то.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Александр, спасибо, что прочитали и написали свое мнение. Не волнуйтесь, авторство принадлежит одному человеку, то есть мне. Я - женщина. Но, так как тест писался про условного персонажа-копирайтера, то для обозначения его пола было выбрано "ОН", а вот свой посыл давала от автора - "ОНА")

Ответить
Развернуть ветку
Alexsander Yarov

спасибо за пояснения, я то примерно понимал в чем дело, потому что с написанием текстов и статей сталкивался. Но от ощущения никуда не деться. Что касаемо текста, отличная памятка получилась.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Спасибо за высокую оценку, Александр)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

копирайтеры, сэр!

Ответить
Развернуть ветку
Alexsander Yarov

ощущения именно о рерайтерах )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Радилов

Я владелец сайтов и копирайтер в одном лице. Не согласен с пунктами 1, 5 и 11. Ну и в целом, впечатление, что автора много обижают.

У меня в команде работают люди, которые не только хорошо пишут, но знают html, css конкретно мою cms и умеют в базовые инструменты ФШ. Мы все вполне можем написать до 25к символов в день (но символами не меряем, конечно же) текстов, которые «выстрелят»

И, резюмируя, какая разница, чего хочет заказчик, если он найдёт людей по своим требованиям.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов
до 25к символов

Символы любой дурак может.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Александр, спасибо за комментарий) Первое: меня вряд ли можно в такой способ обидеть, потому что на подобные вакансии я не отправляю отклик (это скорее анализ рынка вакансий глазами копирайтера), а второе: в том то и дело, что заказчики очень часто сетуют на то, что не могут найти хорошего копирайтера, вот я и объяснила почему.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

"Пункт 1"
Вакансия в примере же четко дает понять, на какую позицию ищут человека.
Это исполнитель, который будет писать статьи, искать и корректировать под них картинки, информацию в CMSке форматировать и публиковать. Таких исполнителей - море. Просто ищут человека на конвейер.

"Пункт 2"
А вам это предложение лично прислали? Судя по тексту, это открытая публикация. Вероятно, ЦА вакансии - те самые исполнители, которых вы описали. К слову, в этой ценовой категории есть много хороших авторов, но не все умеют в маркетинг.

"Пункт 3"
Помню такие вакансии году эдак в 12-13. За последние ~3 года вообще не припоминаю ни одной подобной вакансии.

"Пункт 4"
У вас же топик про неудачный текст. Глобально, с текстом все ок. Не ок с условиями. А это уже другая история.

"Пункт 5"
Самая рядовая вакансия для сайтов-статейников.
Если речь про информационные статьи, 16к - это не ужас, можно подготовить. Писать так каждый день - другой вопрос. Вероятно, за "продающими" текстами скрываются описания для категорий ресурсов, карточек товаров и т.д.

"Пункт 6"
Снова о том же. Самый рядовой текст самой рядовой вакансии. В самом тексте проблем нет, но видно отсутствие креатива. За текстом может скрываться не плохой эйчар, а директор/руководитель компании или кто-то из сотрудников. Я понимаю, что в глазах копирайтера смотрится сухо, но заказчики - не копирайтеры. И очень часто не креативны. Именно поэтому у вас (автора поста) есть работа.

"Пункт 7"
Если это была реклама в фейсбуке, на которую вы (допустим) отвечаете, то каким образом заказчик должен был вас проанализировать, если он увидит вас (ваше сообщение) впервые?
Если же с вами связался эйчар, скинул информацию и вы не поняли, чем занимается компания, изначально надо бы уточнить. В очередной раз - рядовая фраза рядового заказчика/рекрутера, на которую обычно отвечают CVшкой и Cover Letter.

"Пункт 8"
Дичь, согласен. Но я такого ни разу не видел.

"Пункт 9"
То же, что и пункт 3.

"Пункт 10"
Тоже дичь. Тоже никогда с подобным не сталкивался.

"Пункт 11"
Очень похоже с пунктом 6. Заказчик предполагает, базируясь на своем предыдущем опыте. Если вы считаете иначе, следует ответить, что вам потребуется n времени и стоить это будет n долларов. Устраивает - работает. Не устраивает - всего хорошего.
(бывают и одаренные личности, но это скорее исключение из правила).

"Пункт 12"
Почему не рассматриваете "копирайт" как профессионализм, который уже ну оочень прочно устаканился в рунете (хотя и на основе ошибки либо аналогии с рерайтом). Если очень захотеть, то можно еще это все логически привязать к back-formation, но это уже тема отдельной беседы.

"Пункт 13"
См. пункт 6.

К сожалению, я не понял суть поста, ибо половина пунктов - это "снег белый, трава зеленая", а вторая половина - о заказчиках, которые не умеют в креатив.

P.S. Не мешало бы разместить и немного информации о себе, чтобы было представление, кто автор поста.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Стас, спасибо большое за столь развернутый комментарий и Ваше время, потраченное на анализ моей статьи. Мне было действительно интересно прочитать Ваше мнение.
Если позволите, несколько уточнений от меня: суть поста была бы "снег белый, трава зеленая", если бы это не так часто встречалось в вакансиях, правда? А чтобы заказчики начинали наконец креативить (или, как по мне, писать адекватные требования), я и создала этот материал, чтобы они могли понять, почему же так долго не могут найти хорошего копирайтера (ну уж очень частая жалоба со стороны заказчиков). Не делайте этих ошибок - быстрее найдете отличного специалиста, а пока они обходят Вашу вакансию стороной)) Все просто))
Немного обо мне: я в копирайтинге уже 7 лет, пишу под заказ книги и блоги, тексты для лендингов и презентаций, некоторые мои статьи в переводе были опубликованы в англоязычном Forbes. В свободное от работы время занимаюсь обучением новичков на своем авторском курсе по копирайтингу. Приятно познакомиться))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Александрович

Когда мы искали постоянного копирайтера:
1. Требовали выполнение тестового задания. Все прЫнцессы, чье драгоценнейшее время стоит 300кк/наносекунду и поэтому они ничего забесплатно писать не будут, отсеивались на этом этапе. Я не хочу подписываться на постоянную нервотрепку, становясь начальником человека, который с самого начала демонстрирует мелочность и отсутствие лояльности.
2. Тему тестового задания предлагалось выбрать самостоятельно из сформулированного в общих чертах перечня. Тем самым мы давали понять адекватным соискательницам, что цель размещения вакансии - не в том, чтобы бесплатно получить пачку текстов на нужные нам темы и затем всем отказать.
3. Были озвучены определенные гайдлайны, которые нужно соблюдать при написании текста.

Итог:
Куча откликов за короткий период времени. Менее 10 выполненных тестовых. Из них только 2 тестовых были написано стилистически приятно и при этом в соответствии с гайдлайнами. 1 человека взяли. Выбором я доволен. Она тоже не жалуется.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Дмитрий, спасибо за то, что делитесь своим опытом) Удивительно, что во всем алгоритме Ваших действий нет ни единого слова об изучении портфолио соискателей. Скажите пожалуйста, почему? И, если такой этап все-таки был, почему Вам не хватило этой информации для определения квалификации специалиста (с учетом, что портфолио - это не 1000 збп тестового, а целый набор уже выполненной работы на различные тематики)? Просто интересно, правда))

Ответить
Развернуть ветку
Яна Дворецкая

Ситуация на рынке описана точно. Спасибо за статью, интересно было прочесть)

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Спасибо, Яна, за высокую оценку)

Ответить
Развернуть ветку
Понь Бледный

...среди размещенных от копирайтеров резюме встречаются весьма запоминающиеся шедевры...

...достаточно большое количество...

...немного грустнее...

...вполне очевидными причинами ...

...и получить, при этом, классный текст?...

Сделайте мне, пожалуйста, развидеть подобный копирайтинг.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Понь, спасибо, что Вы дочитали мою статью до конца) Очень рекомендую Вам добавить в этот список "Камон" и "Блин" - так гораздо быстрее найдутся те, кто сделает Вам развидеть, и будет всем счастье))

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ко.

Спасибо ) А то я думала раз не могу писать осмысленные тексты в 20000 знаков (тем более на аглийском, то я какая-та не такая. Теперь вопрос к всяким руководителям и манагерам проектов (заказчикам). Почему такие неадекватные требования?

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Настя, с Вами все очень даже ОК) Вы хотите написать осмысленный текст, и это абсолютно нормально, что он не может быть реализован в 20 000 знаков ежедневно. Пусть на Вашем пути встречаются только адекватные заказчики))

Ответить
Развернуть ветку
Настя Ко.

Спасибо большое! И вам тоже желаю тодбко адекватных заказчиков и интересных проектов )

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Макар Рудомылов

Устраивался в крупную компанию дизайнером. Попросили тестовое задание. Сделал аналогичное резюме, без портфолио отослал , ответили , попросили портфолио . Я спросил, зачем если у вас тестовое задание? Ответ: без портфолио не рассматриваем кандидатов. Задание было сложное, часов на 8 работы. Принципиально не делаю тестовые задания бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Я тоже не выполняю бесплатные тестовые, спасибо за мнение, Макар)

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Ну вот вы пишете, что одна из компетенций копирайтера - "учет особенностей Вашей целевой аудитории" при написании текстов. Но это все так пишут в резюме. А когда доходит до дела - на выходе шлаковый шлак. ВСЕ копирайтеры с кем я пытался работать, в том числе и через агентства, обеспечивали НУЛЕВОЕ погружение в тему, не говоря уже об учете особенностей ЦА... (

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Татьяна, скажите пожалуйста, на ваш взгляд какая ЗП должна быть у нормального копирайтера? Или какая оплата труда(за знаки, за трудочасы, за статью)?

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Леонид, по сегодняшним тенденциям, хороший копирайтер получает от 1000 долларов в месяц. Чаще всего, это несколько проектов и разные задачи. В среднем, опытного специалиста можно найти по стоимости от 8 долларов за 1000 знаков, если речь идет о стандартных текстах в блог или под seo. По трудочасам - от 12 долларов за час. По статьям - сложно сказать, потому что очень зависит от вводных (от 30 долларов).
Цифры взяты из моих собственных результатов анализа рынка, личного опыта и опыта моих коллег из близкого окружения)

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Уважаемый Уоррен, благодарю Вас за комментарий!) Мне действительно очень жаль, что Вам пришлось столкнуться с такими "нерадивыми" исполнителями. Я, конечно, не знаю Вашей ситуации изнутри, но чаще всего причиной этому является тотальная экономия бюджета на копирайтере (мол, зачем платить больше, если есть копирайтеры за три копейки) или вакансии, составленные с использованием пунктов из моей статьи, когда адекватные исполнители просто проходят мимо.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Я даже пытался привлекать профессиональных технических журналистов за очень нескромный бюджет. Они все поголовно били себя пяткой в грудь, что погружаются в тему, изучают нюансы и т.п. А на выходе тот же шлак, что и у "дешевых" копирайтеров... Так что бюджет совсем не показатель. Нужно искать человека, с которым у тебя одно видение на вопрос текстов. Но искать его за рекламный бюджет компании - так себе решение...

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Кстати, да, с журналистами еще сложнее, Вы правы. И да, единое видение - это на 100% правильный критерий успешности будущего сотрудничества, но это видение необходимо еще конвертировать в слова и предложения - а вот здесь и понадобится соответствующий Вашим запросам бюджет. В общем, все запутано и непросто)))

Ответить
Развернуть ветку
Захар Коломбет Медицинский Копирайтер

Вам нужен продавец, а не журналист. В этом вся соль. Если речь идет о продаже товаров или услуг.У журналистов мозги работают по другому.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Девятка

Первые 3 пункта сильно сомнительные, с остальным согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Олег, благодарю Вас за мнение)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

нужно нанять копирайтера для написания текста предложения о вакансии копирайтера.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

Обращайтесь)

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Tatyana
Автор

А я все никак не могла дождаться комментария про корону - спасибо Вам, Анна) Теперь все персонажи сказки в сборе))

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда