Авторское право для SMM-специалистов

…звучит как название для неплохого такого курса.

Всем привет! Я — Юлия, SMM-специалист компании Lite-Ads, повелительница икеевских и главная по кофе. Сегодня хотелось бы поговорить о насущном — об авторском праве, а так как половина моих кейсов — продукты и блоггеры из Штатов, то о том, как оно действует в РФ и США.

Для начала, немного теории.

На все вопросы, касающиеся права РФ, ответы можно найти в 4 части ГК.

ст. 1259 ГК РФ, объекты авторских прав:

  • Литература
  • Драматургия
  • Хореография
  • Музыка
  • Аудиовизуальные — кино
  • Живопись, скульптура, графика
  • Архитектура
  • Сценография
  • Геграфические карты, планы и эскизы
  • Производные произведения
  • Составные произведения
  • Фото

Однако, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, способы, решения любых задач, а также открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. А еще фольклор, государственные знаки и официальные документы.

Для Штатов все аналогично, поэтому можете не мечтать, что вашу супер инновационный метод обработки фотографий можно запатентовать в другой стране. Объектами авторских прав признаются «оригинальные авторские произведения, зафиксированные на материальном носителе».

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя цитировать его в оригинале и в переводе в научных и учебных целях. Это обзоры, отрывки из пресс-релизов или журнальных статей, также можно включать в свой спич на YouTube и пост в Instagram. Главное — указывайте авторство.

Однако, кроме авторских прав есть исключительные.

Что есть исключительные права?

Это права на публикацию, использование, перепечатку, издание, трансляцию, изменение, перевод и другие манипуляции с произведением.

Исключительное право — как ваш iphone: его можно продать, подарить с бантиком и дать попользоваться на время.

Актуальный пример — вы написали пак поство/нарисовали дизайн лендинга/собрали шаблончик в фш и по договору передали исключительное право опубликовать, например, те же посты в блоге или инстаграме заказчика. То есть вы по-прежнему владеете своим личным неимущественным правом быть автором, но правом публикации владеет клиент. Вы уже не можете выложить эти посты где-то еще, в другой инсте или в другой социальной сети, а также продать их другому клиенту.

Моменты, которые всегда кажутся проблемой (непонятно почему):

Фото — ваши фото принадлежат вам, без разницы селфи это или очередной закат в сторис. Все это охраняется и никто не может использовать их без вашего согласия. Исключение — фото в общественном месте, например, с фестиваля. Поэтому если заметите себя с мороженным в инсте организаторов — не удивляйтесь и не горите.

С музыкой все также строго — можно использовать песни и мелодии со свободной лицензией или с прямого разрешения правообладателя. В противном случае, видео очень оперативно заблокируют.

Защищать свои права можно через СПИП (и только него).

И бонусом в конце — в коммерческой работе всегда прописывайте в договоре передачу прав.

Когда выполняете работу по договору, то прописывайте в нём, какие конкретно имущественные права вы передаете заказчику. И если какие-то не хотите передавать, то можете себе это позволить. Например, вы пишете лонгрид и в договоре передаёте права:

  • публиковать текст,
  • изменять текст,
  • использовать текст в рекламе,
  • делать на основе текста любые другие произведения.

С такими правами клиент может на основании вашего гениального лонгрида создать свой собственный продукт, не спрашивая у вас разрешения. Поэтому если такая перспектива не вдохновляет, то ограничьте исключительное право пользованием и публикацией.

Спасибо, что прочитали! На все вопросы будем рады ответить в комментариях.

Юлия Момот , SMM-специалист
0
13 комментариев
Написать комментарий...
Anna Novoselova

👍🏻👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Песоцкий

"Фото — ваши фото принадлежат вам, без разницы селфи это или очередной закат в сторис. Все это охраняется и никто не может использовать их без вашего согласия. Исключение — фото в общественном месте, например, с фестиваля".
Тысяча сообществ с тысячами мемов в виде фото 1 человека и смешной подписью. Что теперь им делать после прочтения данной инструкции? Запросить письменное согласие у каждого человека на мемасе на использование фотографии в юмористических целях?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Момот

Мем — произведение народного творчества, а фольклор не является объектом авторских прав :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Песоцкий

Ок, тогда, к примеру, я возьму вашу фотографию из открытого источника (инста, вк или другая соцсеть) без вашего согласия, в фотошопе искажу ваше тело, добавлю смешную надпись и сделанный мем выложу в свой юмористический паблик, через день ещё 3 других мемников выложат этот мем у себя. Мем завирусился и пополнил коллекцию народного творчества. Для вас же этот мем показался оскорбительным. Как будете бороться с таким фольклором?)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Момот

Вряд ли он завирусится и действительно пополнит коллекцию фольклора. А насчет того, что вы изначально взяли фото из социальной сети разговор будет идти в суде; если вы помните, все мемы — изображения из фильмов/сериалов/медиа-пространства, которое находится в открытом доступе

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Песоцкий

Тогда есть ряд вопросов исходя из ваших слов:
1) "все мемы — изображения из фильмов/сериалов/медиа-пространства, которое находится в открытом доступе".
Во-первых, далеко не все мемы из сериалов и фильмов. Во-вторых, ваши фото в соцсетях как раз и есть то самое медиа-пространство в открытом доступе. Даже если вы сделаете закрытыми свои аккаунты, любой из списка друзей/подписчиков, которым вы разрешили видеть ваши фотки, запросто сможет скачать фото, сделать мем и отправить на Reddit, Pikabu, в Твиттер и ещё в 5 мемных пабликов (российских в ВК, украинских в Facebook и прочих). Как узнаете кто именно это сделал?
2) "взяли фото из социальной сети разговор будет идти в суде"
В какой суд какой страны обратиться, например, этим людям (см. ссылки), чтобы судья постановил удалить со всего Интернета все мемы, выставляющие этих людей на посмешище?) Фотки ведь взяли из соц.сетей без спроса человека! Как найти тех, кто создают и публикуют мемы без согласия человека на фотке, и наказать их?) По какой статье какого закона пресекать такой оскорбительный фольклор?)
https://memepedia.ru/anton-babkin-omezhka/
https://memepedia.ru/ernar-kydyrbekov/
https://memepedia.ru/aleksej-babin/
https://memepedia.ru/finddancingman/
https://memepedia.ru/ty-komu-signalish-dyadya/
https://memepedia.ru/albert-big-daddy/
https://memepedia.ru/dima-mixno/

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ершова

Кому принадлежат права на видеозапись доклада на конференции (например, итоговый ролик на 15 минут, размещённый на канале ютьюб) ?
- автору/спикеру
- организации, которая устраивала конференцию
- тому, кто снял на видео и обработал?
??

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Момот

Давайте по порядку:

1. материал, озвучиваемый на лекции, принадлежит спикеру;
2. организатор мероприятия является посредником между спикером и аудиторией;

Если лекция снята на видео вами, то, когда вы регистрируетесь на лекцию, то выражаете своё согласие с её правилами проведения. Записывая лекцию на видео, вы получаете копию лекции, так как вы зарегистрировались на мероприятие, то обычно имеете право использовать эту лекцию только для себя (не распространяя), например, посмотреть в кругу семьи или еще раз вечером.

Если вы спрашиваете про официальную запись лекции, которая потом появится, к примеру, на YouTube, то все исключительные права переходят от видеографа к организации (а что именно она может делать с этой записью, кроме публикации на YouTube уже зависит от условий договора)

Надеюсь, смогла прояснить момент, который вызвал у вас вопрос :)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Горячева

тому, кто снял, если речь об авторстве. Если речь о распоряжении — автору либо тому, кто купил. Если я сняла видос на телефон — это мое. И гипотетически, это произведение можно купить. Если меня наняли снимать, то я автор видео, но публикацией и плюшками благодаря ей владеет уже мой наниматель.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Горячева

Я тоже пишу статью об авторском праве касательно статей и нативных статей. В законах для СМИ говорится, что статьи тоже являются объектами авторского права и считаются литературными произведениями. Блоги сюда же.

Но современность создала такой прецедент как написание коммерческих статей за деньги под фамилией заказчика (а в 19 веке — прецедент с литературными призраками). Этим занимаются контент-агентства. С точки зрения авторского права, писать чужую фамилию под произведением — нельзя, потому что право подписи непередаваемо и неотчуждаемо. Распоряжаться — пожалуйста, но это другой вопрос.

Если коммерческая и нативная статья — это реклама, то, по идее, там вообще не должно быть подписи. И в СМИ так и делают — «партнерский материал». Но контент-агентства — это не СМИ. Но они пишут бесплатные колонки за своих клиентов (почти всегда используя их источники информации и материалы — но так поступают вообще все журналисты) в различные онлайн СМИ и ставят там подпись и фотографию своего заказчика.

И эта практика воспринимается как нечто абсолютно нормальное, потому что клиент заплатил. Что вы думаете об этом? Это вообще законно?)

Не говоря уж о большом количестве вопросов на тему, справедливо ли это. Реальным авторам, которые все это пишут, вообще-то нужно добавлять свои работы в портфолио и иногда повышать цены.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Момот

Вопросы справедливости очень субъективны и в разговоре о правовых реалиях редко имеют место быть :)

Касательно вашего вопроса — все интеллектуальные права на материалы, которые создаются контент-агенствами, после завершения работ по разработке и созданию передаются заказчику. Это условия договора между человеком N и контент-агенством Z. А один из основных принципов российского гражданского права — принцип свободы договора, который в частности включает в себя такой «чек-поинт» как возможность лиц, заключающих договор, определять условия данного договора самостоятельно. В том числе и вышеупомянутые условия.

Если автора не устраивает, что под его лонгридом стоит чужая фамилия, он может отказаться от сотрудничества с контент-агентством и работать дальше на своих условиях с другими клиентами или же попытаться лоббировать свои интересы ради изменения условий договора.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Горячева

Нашла договор авторского заказа Статья 1288 ГК РФ — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/8729a73d82e444f858aa833f74191fd5de2f508d/

Там тоже речь только о правах на использование, но не подписи.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Горячева

Интеллектуальные имущественные права можно передавать сколько угодно — использовать результат произведения можно. На подпись это не распространяется — это личные права.

Можно не ставить подпись вообще (то есть автор имеет право публиковаться анонимно), хотя в сети это может повлечь проблемы (кража контента, например — кто сможет предъявить претензии вору?). Но анонимность не означает, что можно указать автором кого-то другого — я не нашла в законах таких разрешений, зато находила запреты.

Но я не юрист, мне тяжело читать законы и я не очень долго искала. Если вы нашли закон, в котором написано, что можно вместо своей подписи поставить чужую при каких-то условиях, буду признательна за ссылки.

Свобода определять условия — это прекрасно, но не кажется ли вам, что практика замены настоящих фамилий фальшивыми порочна, хоть и общепринята? То, что мы считаем исторически сложившимся и нормальным, это еще не значит, что это хорошо и правильно (и в истории тому масса подтверждений в любых сферах — человечество непрерывно ошибается).

Почему-то нам кажется естественным купить айфон и пользоваться им, но не просить убрать с телефона логотип Apple, чтобы нацарапать там свой. Почему тогда ок купить у автора текст, пользоваться им, но при этом стереть его подпись и написать чужую?

Минусы этой практики в том, что:

1. Авторы не продвигают свой бренд, и поэтому недополучают заказов, не растут в цене (либо растут, но неадекватно ситуации — они не знают, сколько реально стоит их труд. Одно дело, если мой текст нравится только моим клиентам. Другое — если он нравится миллионам. Но там — не моя фамилия и я вообще об этом не узнаю);

2. Эксперты, подписавшиеся под текстом, который не писали, вводят в заблуждение читателей. Да, там их мысли, но не языковой стиль и мастерство. Пригласят такого эксперта стать колумнистом журнала — и что тогда?

И, возвращаясь к свободе определять условия, которая и нужна нам, чтобы делать по справедливости, разве нет? Не лучше ли, чтобы все (контент-агентства, клиенты и авторы/копирайтеры) определяли условия, которые бы отражали реальность? Контент-агентство организует процессы, клиенты дают информацию, авторы — пишут и подписываются под своими произведениями? Может быть, это поможет выше ценить писательскую работу, а не 30₽/1КзнБП? Такие цены тоже все еще встречаются — и многие считают, что это нормально.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда