{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

22 способа найти информацию о целевой аудитории

Привет, меня зовут Юрий Борзило, я маркетолог-аналитик. Автор ТГ канала "Борзило" Помогаю компаниям строить системный маркетинг. Провожу исследования продуктов, целевых аудиторий, конкурентов, различных данных.

Пытаюсь понять чего хотят потребители и как адаптировать продукт и маркетинг заказчика таким образом, чтобы они лучше решали задачу потребителя и при этом генерировал больше денег для заказчика. Веду блог о маркетинге toolmark.ru

В этой статье я собрал способы при помощи которых можно добыть информацию о целевой аудитории.

Для тех кому лень или некогда читать я подготовил интеллект карту в формате jpg, где собраны все способы. После карты будет описание каждого способа.

Интеллект карта с 22 способами поиска информации о ЦА Юрий Борзило

Без знания потребностей ЦА сложно построить успешную маркетинговую стратегию. Понимание аудитории позволяет выделить сегменты, правильно позиционировать продукт, проработать ценностные предложения, подобрать подходящие рекламные каналы.

Все это напрямую влияет на важнейшие маркетинговые показатели, такие как стоимость привлечения клиента (CAC) и на сумму денег, которую приносит клиент за весь период сотрудничества с компанией(LTV).

Из статьи вы узнаете о способах изучения ЦА

В своей работе я выделяю 4 направления для поиска информации о ЦА

  • Изучение представителей ЦА
  • Открытые источники
  • Бизнес(заказчик)
  • Конкуренты

Давайте рассмотрим способы в каждом направлении

Изучение представителей ЦА

Это самое мощное направление по сбору информации о ЦА, т.к. здесь мы будем получать информацию непосредственно от людей, которые являются представителями ЦА

Интервью с ЦА

Интервью — метод качественных исследований, он нужен для поиска гипотез-инсайтов. С помощью него вы можете узнать о мотивах и проблемах целевой аудитории. Можно пообщаться с теми кто уже купил продукт и расспросить о том для чего они его купили , по каким критериям выбирали.

Интервью можно провести разными способами, при личной встрече, по телефону, через сообщения в социальных сетях. Вот подробная статья о том, как проводить интервью по телефону.

Онлайн-опрос

Если для интервью вам нужно лично общаться с каждым респондентом, то онлайн опросы позволяют создать анкету и разослать её представителям ЦА, т.е. вы можете быстро опросить большое количество людей, но у этого способа есть некоторые минусы. Вы не можете задавать уточняющие вопросы и не сможете дать разъяснения если человек не поймет вопрос.

Способы организовать онлайн-опрос

  • с помощью сервиса опросов на сайте
  • google опрос и рассылка по e-mail
  • через таргетинг в соц. сетях
  • сервис яндекс взгляд
Пример онлайн опроса Юрий Борзило

Прослушка

Если у вас есть виртуальная телефония или система коллтрекинга, то скорее всего там есть возможность записать разговор клиента и менеджера. Из этих разговоров можно узнать о том, что важно для потенциального клиента и чего он боится.

Способы организовать прослушку

  • Записи разговоров менеджеров с клиентами
  • Изучить переписку менеджеров в онлайн чате и по e-mail
  • Наблюдение за общением клиента и менеджера в точке продаж
Пример интерфейса виртуальной АТС где можно прослушать записи звонков Юрий Борзило

Пользовательское тестирование сайта

Есть определенный подход, с помощью которого можно улучшить сайт и получить информацию о потребностях клиентов. Нужно попросить потенциального клиента протестировать сайт. Например найти на сайте какую-то информацию или оформить заказ. А после поинтересоваться у клиента, какой важной информации он не увидел на сайте, что для него было важно при оформлении заказа.

Открытые источники данных

Исследования в открытом доступе

Различные компании проводят исследования рынков и целевых аудиторий, часть из этих исследований закрыты, но часть можно найти через поисковики в открытом доступе.

Wordstat.yandex.ru

Сервис статистики поисковых запросов от Яндекс, с его помощью можно оценить спрос на ваш продукт, а также провести экспресс анализ интересов целевой аудитории. Ссылка на сервис

Карта интересов пользователей на основе статистики из Яндекс Вордстат Юрий Борзило

Google trends

Из этого сервиса можно узнать о трендах по определенным запросам, то есть понять растет ли интерес аудитории к определенному продукту или наоборот падает. Ссылка на сервис

Пример графика из Google trends Юрий Борзило

Росстат

На сайте росстата можно найти исследования по различным аудиториям и отраслям народного хозяйства. Ссылка на сайт

Сайт Росстат Юрий Борзило

Половозрастная статистика по поисковым запросам от mail.ru

С помощью этого инструмента можно узнать пол и возраст людей, которые вводили интересующие вас запросы. Ссылка на сервис

Половозрастная структура по запросам от mail.ru Юрий Борзило

Отзывы и мнения в тематических сообществах

Например, есть огромный форум по строительству forumehouse.ru на нем общаются люди, которые строят себе частные дома. Это отличный полигон для изучения целевой аудитории для компаний, которые производят и продают строительные материалы. Почитав пару часов соответствующие темы, можно составить примерный портрет клиента.

Места где можно найти обсуждения и отзывы

  • социальные сети
  • форумы
  • яндекс маркет и другие сайты отзывов
Пример сообщения с forumhouse.ru Юрий Борзило

Кейсы и мнения экспертов по вашей теме

Еще один крутой способ, это использовать опыт других. Маркетологи часто пишут кейсы о своих проектах и там рассказывают об аудиториях с которыми работали. Можно использовать эту информации при изучении целевой аудитории по вашему проекту. Вот к примеру большая база кейсов по использованию таргетированной рекламы. Ссылка базу кейсов от Церебро

Кейсы церебро Юрий Б

Зарубежный опыт

Это тоже отдельный способ про который многие забывают, можно пойти в англоязычный google, ввести запрос на английском и вы получите информацию по вашей тематике из англоязычного сегмента интернета.

Бизнес(заказчик)

Изучить сайт заказчика

Почти у каждого бизнеса есть сайт. Если сайт делали грамотные ребята, то они проектировали его на основании потребностей ЦА. Изучив такой сайт и применив метод дедукции, можно найти много инсайтов о целевой аудитории.

Например на сайте могут быть разные страницы для разных сегментов целевой аудитории, соответственно это сигнал о том какие сегменты аудитории могут быть на рынке. Из офферов на сайте, можно понять какие потребности и боли есть у ЦА.

Пример сегментации продуктовых решений на сайте по продаже услуг виртуальной телефонии на основании сегментов ЦА

Интервью с представителями бизнеса

Как правило много информации о ЦА могут рассказать люди, которые часто контактируют с клиентами. Чаще всего это менеджеры, продавцы, операторы колл центров и саппорта. Подготовьте вопросы о целевой аудитории и пообщайтесь с этими людьми.

Промо материалы, документация, скрипты продаж

Этот способ аналогичен предыдущему. Важно попытаться понять, на основании каких потребностей и ожиданий клиентов создавались промо материалы, скрипты продаж, и прочая маркетинговая документация.

Данные о клиентах из CRM или БД

Если бизнес серьезно относится к сбору информации о клиентах, то скорее всего у них есть CRM, база данных сайта, где копится информация о клиентах и их заказах. С помощью этой информации можно добыть много инсайтов, например узнать как часто клиенты покупают, из каких городов приходят заказы, половозрастной состав аудитории.

Когда я работал в автосервисе, мы собирали много полезной информации о клиентах, например модель автомобиля, год выпуска, цвет. С помощью этой информации мы выяснили, что большую часть клиентов автосервиса составляют владельцы марки ford. На автомойку часто приезжают владельцы белых автомобилей в возрасте до 3 лет. Соответственно зная такую информацию, мы понимали на какую аудиторию стоит таргетировать рекламу и как её персонализировать.

Системы веб-аналитики

Самые распространенные Google analytics и Яндекс Метрика. Думаю, что здесь нет особой нужды расписывать. С помощью систем аналитики, можно узнать откуда люди приходят на сайт, понять что их цепляет, а что нет. Понять какая часть аудитории конвертируется, а какая нет и еще много разных вещей.

Google analytics Юрий Борзило

Данные по поиску на сайте

По сути этот способ относится к предыдущему пункту, но я хотел выделить его как отдельный. Если у вас на сайте есть поисковая строка, то можно в google analytics собирать информацию о том, какие запросы вводят пользователи. Изучив поисковые запросы вы сможете понять какая информация важна для пользователей, но они не могут её найти на сайте, или если у вас интернет магазин, вы сможете увидеть какие товары нужны пользователи, соответственно вы сможете расширить ассортимент, удовлетворить клиентов и заработать.

Отчет по поисковым запросам на сайте из Google analytics Юрий Борзило

Сматчить данные о клиентах из CRM с данными соц. сети вконтакте

Если у вас есть база телефонных номеров или емейлов клиентов, то можно загрузить её в target hunter и если на странице пользователя указан телефон или почта, то сервис найдет его страницу. Собрав таким образом id пользователей вконтакте, можно провести анализ их интересов при помощи targe thunter и выяснить в каких группах они обитают и что им интересно. Ссылка на сервис targethunter

Интерфейс Target hunter Юрий Борзило

Анализ подписчиков группы вконтакте

С помощью сервиса target hunter вы можете провести анализ подписчиков группы заказчика и понять в каких группах помимо этой они состоят, какие у них интересы.

Конкуренты

Для того, чтобы понять целевую аудиторию через анализ конкурентов, важно задавать себе вопрос, почему конкуренты сделали это? Тогда с помощью логических размышлений можно найти инсайты о ЦА. Но важно понимать, что конкуренты могли допустить ошибки в своих решениях и это может вывести вас на ложные инсайты, важно мыслить критично и подвергать сомнению собранную информацию.

Сайт и реклама конкурентов

Как и в случаем анализа сайта заказчика, при анализе сайта конкурента и его рекламы, можно попытаться ответить на ряд вопросов, которые дадут нам понимание ЦА. Например, мы можем поразмышлять почему конкурент указывает определенные характеристики товара на сайте, чем эти характеристики важны для потенциального клиента или например почему конкурент использует определенные формулировки для целевых действий на сайте, как это связано с ожиданиями ЦА?

Прикинуться клиентом и позвонить конкурентам или приехать к ним в точку продаж

Тут важно изучить, какие вопросы конкуренты будут вам задавать. Скорее всего, через эти вопросы можно понять, какие у потенциальных клиентов есть требования к продукту и как они выбирают.

Подписывайтесь на мой ТГ канал

0
25 комментариев
Написать комментарий...
alexey mamlin

а автор точно маркетолог-аналитики? что то в это с трудом верится. все в кучу свалил и никакой реальной аналитики нет

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Борзило
Автор

Сжечь такого автора и пожизненно запретить публиковать статьи на VC

Ответить
Развернуть ветку
Посторонний

Ежели сжечь, то и запрещать некому.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Потемкина

Не ожидала негативные отзывы, откуда они? Напишите свои статьи о том как надо, как правильно, и пусть ваша статья будет сильнее.

Юрий, спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Sharonov

обычно негатив от зависти. )

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Ivanyo

Спасибо за статью Юрий! 

Искал что-то подобное, и нашел наконец-то. Но я хотел бы узнать как вообще узнать кто может быть твоя целевая аудитория если ты вот только что сел и придумал какой-то сервис или продукт? Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Борзило
Автор

Прочитайте книгу - "Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Autolabs

Полезная статья! Если Юрий попытается развить успех и выдаст серию статей хотя бы по самым полезным с его точки зрения инструментам изучения ЦА, приведет кейсы, где эта польза будет очевидна, то это лишит критиков покоя надолго!)))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bykov

Хорошая статья с основным набором инструментов для анализа аудитории. Буду использовать ее, как часть вводного материала для новичков в агентстве.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Борзило
Автор

Спасибо! Какое агентство вы представляете и чем занимается агентство?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bykov

диджитал агентство lgndr.kz в основном занимаемся рекламой

Ответить
Развернуть ветку
Никита Флоринский

Заголовок статьи некорректный - это не целевая аудитория, а потребители. Не факт, что они ЦА

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Борзило
Автор

На мой взгляд термин целевая аудитория включает в себя как потребителей продукта, так и покупателей, это может быть один человек, а могут быть разные. Исследовать нужно обе аудитории, т.к. важно чтобы продукт отвечал потребностям потребителя и в тоже время отвечал критериям выбора покупателя. Но вы можете иметь своё мнение по этому вопросу))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey G. Mironov

Согласен. Даже скорее можно выделить фактическую аудиторию продукта, потенциальную и аудиторию рекламы. Это все разные множества.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Nikolaev

Юра, спасибо за обзорную статью. Конечно, в каждый инструмент нужно погружаться глубже для поиска реальных инсайтов и о каждом можно написать статью сопоставимого размера. Но для расширения кругозора и систематизации весьма полезно :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Борзило
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Sharonov

Спасибо, полезная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Калашник

Юрий, спасибо! Очень полезная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Штурмак

Слабовато. Можно было больше раскрыть тему в Гугл трендах и Гугл аналитике. В фейсбуке можно посмотреть. Только одно решение что можно сделать с телефонами, хотя ца может и не сидеть во вконтакте.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Борзило
Автор

Буду рад, если поделитесь подобной схемой с вашими дополнениями

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Борзило
Автор

Спасибо! Какое агентство вы представляете и чем занимается агентство?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Сарафанников

Про определение целевой аудитории и анализе аватара клиента хорошо написано здесь: https://mmanual.biz/obuchayushchie-kursy/kursy-po-smm/opredelenie-tselevoy-auditorii-i-analiz-portreta-klienta-s-primerami/

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Левинский

Да, статья хорошая. 
Подскажите мне пожалуйста:
Есть ли сервис, благодаря которому можно узнать когда твоя ЦА заходит на Ютуб?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Ivanova

Узнать что вообще такое инициативный аудит, а также как его проводят, саму процедуру советую вам тут http://audit.camer-ton.ru/ekonomim-nalog-na-pribili-invetariziruya-dolgi . Мы сотрудничали с данной компанией и обращались насчет аудита сюда. Процедура была выполнена качественно и за достаточно короткий срок.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Ivanova

Узнать что вообще такое недостоверный учет нематериальных активов , а также как его проводят, саму процедуру советую вам тут https://audit.camer-ton.ru/audit-it-startup-nedostoverniy-uchet-nematerialnuh-aktivov . Мы сотрудничали с данной компанией и обращались насчет учета сюда. Процедура была выполнена качественно и за достаточно короткий срок.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда