Что мы узнали в ходе исследования более 100 презентаций стартапов

Масштабное исследование успешных питчей компаний от Airbnb и Tinder до Uber и YouTube на разных раундах финансирования.

Привет! Я Максим, основатель студии визуальных коммуникаций Presium. Наша команда проанализировала более 100 презентаций успешных стартапов за 1999–2018 годы, чтобы узнать, как сделать «идеальный питч» (полный список компаний и архив презентаций для скачивания).

Среди них мы обнаружили несколько интересных фактов и закономерностей, поэтому решили написать статью. Надеюсь, что это поможет кому-то из вас создать свою презентацию, впечатлить инвесторов или партнёров, а также получить инвестиции для дальнейшего развития.

Факт первый: большинство стартапов — сервисы

Наиболее популярный формат стартапа — сервис. Его отличает относительная простота реализации, не требуется серьёзной проработки технологической составляющей, а потенциальным потребителем фактически является каждый, у кого есть доступ к интернету.

Факт второй: до IPO доходят единицы

Больше двух третьих всех стартапов продолжают работать. На IPO смогли выйти лишь четыре компании из нашей выборки, тогда как почти каждый десятый стартап закрылся. Ещё 18 компаний в разное время были куплены стратегическими инвесторами или слиты с другими организациями. В их числе LinkedIn, YouTube, Soundwave

Факт третий: наиболее успешные сферы — технологии и аналитика

Все стартапы в сферах аналитики и технологий из нашей выборки продолжают работать — самостоятельно либо в составе других компаний. И гораздо чаще добиваются успеха, если судить по доле их выхода на IPO.

Инновации в сфере товаров и услуг оказались не столь востребованы, из нашей выборки до IPO дошла лишь одна компания, а почти каждый пятый стартап был закрыт.

Факт четвёртый: посевной раунд критически важен для будущего стартапа

Проанализировав распределение питчей по раундам финансирования, мы заметили следующее:

  • 67 — относятся к посевному раунду.
  • 14 — к раунду А.
  • 9 — к раунду В.
  • 5 — ангельские инвестиции от частных инвесторов.
  • 4 — к раунду С.
  • 2 — к раунду D (предфинансирование IPO).
  • Всего один питч относится к наиболее ранней, предпосевной стадии.

Но именно посевной раунд критически важен для будущего стартапа: если на этом этапе не удастся произвести впечатление на инвесторов, «заразить» их своей идеей, следующих раундов попросту не будет.

Как правило, на этой стадии стартап не может представить даже прототип своего решения: его ещё не существует. Часто есть лишь идея, которую нужно грамотно и эффектно преподнести.

Именно для этого раунда важно сделать «идеальную» презентацию, чтобы впечатлить и заинтересовать инвесторов не только правильными словами, но и красивой визуальной историей.

Факт пятый: каждый слайд питча в среднем приносит $477 тысяч

Общий объём привлечённых инвестиций выборки составил $882 млн. Из этой суммы 42% стартапы привлекли в 2015 году (во многом благодаря гиганту WeWork, собравшему $335 млн в раунде D).

В 2012 году девять компаний привлекли $3 млн, в 2017-м ещё семь стартапов получили $6 млн. Отчасти это связано с тем, что подавляющее большинство из них находилось на посевном раунде.

$1 млн
на слайд привлёк почти каждый десятый стартап из выборки

Факт шестой: число слайдов в питче растёт на начальных раундах

С каждым новым раундом растёт объём средств, стоящих на кону, и стартапам приходится прикладывать всё больше усилий, чтобы убедить инвесторов в перспективности своей идеи и в готовности развивать продукт.

Им нужно не только более подробно раскрывать детали проекта, но и показывать промежуточные итоги. Рост числа слайдов наблюдается на начальных раундах финансирования. На раундах A, B, C, D среднее число слайдов в питче остаётся стабильным — от 22 слайдов до 25-ти.

Факт седьмой: существуют «обязательные» элементы презентации для получения финансирования

Есть множество подходов к построению структуры презентации, и в каждом из них предлагаются свои варианты элементов питча, которые «обязательно нужны». Часто рекомендации по использованию определённых смысловых блоков повторяются и пересекаются.

С учётом различных подходов, которые стали практически «общепринятыми», мы сформировали перечень наиболее популярных разделов, чтобы оценить, как часто они использовались в презентациях из нашей выборки.

Наиболее часто внимание уделяется:

  • Команде проекта (87%).
  • Описанию решения (84%).
  • Целевой аудитории (81%).

Интересно, что в ряде презентаций не описана проблема, но описано решение. Наименее популярны блоки с конкурентами и дорожной картой.

Несмотря на то что одна из основных целей питча — привлечение инвестиций, их необходимый объём был указан всего лишь в 41% презентаций.

Факт восьмой: по ряду блоков со временем наблюдается интересная динамика: с годами некоторые из них используются всё реже, другие — всё чаще

Заметно, что со временем стартапы стали уделять больше внимания описанию бизнес-модели и финансовым показателям, отходя, хоть и несущественно, от подробностей уникальности продукта и представления команды.

Вплоть до 2017 года с каждым годом всё чаще анализировали рынок и целевую аудиторию. То есть фокус постепенно смещается с описания того, «кто» делает продукт, на то, «как» и «для кого» его делают. По остальным блокам стабильных трендов не наблюдается.

Успешность стартапа можно условно описать его текущим статусом. В питчах стартапов, которые на сегодняшний день провели IPO, в 100% случаев были описаны рынок и целевая аудитория, а также уникальность продукта.

Интересно, но требуемые инвестиции не были показаны ни в одном из четырёх случаев. Реже, чем в других категориях, у этих стартапов уделялось внимание команде, конкурентам, метрикам и решениям.

Чтобы повысить шансы на получение инвестиций, стоит учесть следующее:

  • Если стартап можно отнести к технологиям или аналитике, вероятность того, что он не закроется и даже выйдет на IPO, существенно выше.
  • Посевному раунду инвестирования стоит уделить особое внимание, именно от него зависит будущее стартапа.
  • В презентации обязательно стоит описать рынок, целевую аудиторию и уникальность продукта. Именно так поступали все те, кто смог выйти на IPO.
  • Не стоит пренебрегать другими популярными смысловым блоками, все они несут важную для инвесторов информацию. Каждый слайд вашего питча теоретически может привлечь около $500 тысяч и более.
0
31 комментарий
Написать комментарий...
Вадим Курило

Аналитика про длину презентаций уровне ...

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Shkel

Ваша команда проанализировала более 100 презентаций успешных стартапов за 1999–2018 годы, чтобы узнать, как сделать «идеальный питч».

Но, не проанализировав такое же количество неуспешных стартапов, и не выявив системные различия между двумя группами, нельзя утверждать, что выявленные вами закономерности присущи только первой группе.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Alexandr, «неуспешные» стартапы в выборке тоже были. Они отмечены статусом «closed» (в начале поста есть ссылка на весь список компаний со статусами). Но, в целом, информации и презентаций о закрывшихся стартапах в свободном доступе меньше

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Не обязательно. С моей точки зрения интерес в том, чтобы сделать презентацию, которая привлечёт деньги для стартапа, имеющего подобный потенциал в принципе.

Если этого потенциала у стартапа нет - то и презентация не поможет. Так что анализировать презентации провальных стартапов не критично.

Презентация в данном случае гигиенический фактор, и интересна с точки зрения достаточности...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Благодарю за прекрасную статью и интересную аналитику... Единственный забавный момент это $477K на слайд - это, конечно, притянуто за уши (количеством слайдов вопрос, увы не решается). Но в остальном очень интересно и полезно...

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Да там 90% притянуто за уши))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мохов

Как говорит Алексей Каптерев: "Слайдами нельзя улучшить плохое содержание, слайдами легко убить хорошее".

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Согласен. И видел много проектов, которые имея хорошее содержание умудрялись сильно себе осложнить жизнь плохими слайдами.

Естественно суть должна быть на первом месте, однако и форма её подачи так же имеет значение... Интересно, что многие ребята у которых с сутью хорошо об этом забывают...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Arzaмасцев

Максим, красава! Полезная информация. Было бы круто увидеть такую же аналитику по Российским проектам.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Полезная? И что вы у себя измените, как используете? Чего-то не знали, но вот теперь..?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Месси

Ну то-есть вы Sergey и так все знали, правильно я понимаю?! Тогда риторический вопрос. Если вы такой умный, то почему такой бедный?? Предвидя ваш вопрос, почему я считаю, что вы бедный. Сразу спешу ответить. Мышление у вас нищего человека. Все обгадить, все опошлить.
P.S В свою очередь также считаю, что статья интересная и полезная и выражаю Благодарность автору!!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Сергей, рад, что вам понравилась статья. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Посторонний

Где вы нашли эти презентации стартапов, еще и на разных этапах?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Все презентации и информацию искали в открытых источниках компаний и интернете

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Pavlyut

А фактурка есть? (upd: есть)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Белов

На пханте иногда публикуют подборки.
Вот последняя (за 21 августа): https://www.producthunt.com/posts/startup-decks

Ответить
Развернуть ветку
Посторонний

Не понял, как скачать.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Белов

Скачать что?
ПХ — это сайт с обзором разных стартапов. Ежедневно на нем люди о себе заявляют.
Конкретно упомянутые ребята создали стартап — сайт, на котором разместили подборку презентаций. https://startupdecks.co/
Выбираете нужную и смотрите в онлайн, либо скачиваете по клику на download.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Галушин

То чувство, когда 1 слайд из презентации стартапа в США поднимает больше инвестиций, чем весь набор во ФРИИ (((

Ответить
Развернуть ветку
UTG S

Спасибо за статейку, я очень скептически настроен на стартапы, имею опыт работы, знаю что это такое, не часто пробивается куда то идея, если нет финансовых вложений. А как правило мало кто хочет рисковать и инвестировать.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Скиннер

Потому что инвестируют не в идею, а продукт, пусть и на ранней стадии ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Месси

Скорее в команду...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Скиннер

И в нее тоже, несомненно

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Спасибо за обратную связь! Да, продвижение идей и проектов для привлечения инвестиций — это больная тема

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Автор Data Сайентолог

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

И что вам даст эта аналитика? Максимум, что нужно знать о презентация это 10 слайдов из книги «Стартап» Гая Кавасаки. Этого достаточно, чтобы сделать качественную лаконичную презентацию.

Остальное время стоит посвятить продукту / продажам и прочему полезному.

Презентация - песчинка в море. Слишком переоценена. Особенно в России.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Олег, спасибо за мнение.
Моя позиция насчет значения презентаций отличается от вашей.

Согласен, модель Кая Кавасаки можно брать за логическую основу подготовки питча.
Но дальше начинаются детали: чем больше времени команда уделяет продукту, продажам и развитию проекта - тем больше дополнительных задач по коммуникациям у неё появляется.
Большинство людей проще воспринимают информацию визуально, поэтому начальная презентация "обрастает фактурой" в виде новых слайдов. Плюс делаются новые презентации, конкретно под текущие задачи развития проекта.

Как пример, в США, где объективно самый большой объём венчурного капитала - презентациям уделяют фантастическое внимание, как для коммуникаций с инвесторами, так и в синхронизации задач внутри команд.

Ответить
Развернуть ветку
Троицкий Филипп

Спасибо за интересную статью в понятной структуре! Мы строим ЭкоСистему в АвтоБизнесе.

Одним из ядер создали Платформу DataMotor.ru.

Приглашаю Вас рассмотреть возможность создать концепт презентации.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Филипп, спасибо за комментарий!
Конечно, давайте поговорим о создании презентации.
Пожалуйста, напишите мне в FB (ваш профиль, привязанный к VC по ссылке, оказался неактивен) или на почту [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Strunkin

100 презентаций это примерно половина одного батча YC ;)

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

Почему то вспомнил книгу "От хорошего к великому", советую)

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда