Нет УТП? Да и не надо!

Сегодня я хочу поставить жирную точку в вопросе Уникального Торгового Предложения. Того магического УТП, о котором написаны сотни книг, тысячи статей, сделаны десятки тысяч докладов. УТП, которое вам предлагают разработать сотни тысяч маркетинговых агентств и на которое абсолютно наплевать миллионам ваших потенциальных клиентов, да и в целом, миллиардам потребителей на планете Земля.

Мои тезисы:

1. В 99% случаев УТП не существует (даже если вы думаете иначе). Вы просто не уникальны – смиритесь.

2. Для того, чтобы продавать Товары или Услуги УТП и не нужно.

Вам нужны доказательства? Вспомните свой опыт. То, что вы потребляете уникально? Таких фруктов, которые вы купили вчера на рынке, больше нет нигде? В мире? В городе? В вашем районе? Да даже на этом же самом рынке на соседнем лотке лежали такие же.

Конечно, в мире нет двух одинаковых снежинок, но, я настаиваю, что и уникальных (в смысле УТП) нет!

- Одежда?
- Сетевые бренды.

- Парикмахерская? Кафе?

- Я Вас умоляю…

У вас есть таблица, в которой вы выписываете все УТП строительной бригады, когда делаете себе ремонт? Вы говорите себе: «О, у этой бригады целых 3 УТП, а у этой всего одно, возьму как я первых». Так бывает?

Друзья, просто признайтесь себе. Никто не уникален. Ничто не уникально. Ваш бизнес не уникален.

Как-то я консультировал сеть школ иностранных языков. Компания с почти 25-летней историей. 10 школ по Москве. Тысячи студентов возрастом от 3 до 90 лет. Пережили все кризисы, начиная с 90х, но потихоньку-потихоньку стали загибаться. Обращений меньше, студентов меньше, выручка меньше. Труднее пережить несезон, сотрудники недовольны и уходят, сервис становится хуже. На рекламу денег меньше, а это приводит к тому что обращений еще меньше, а еще из-за того, что сервис хуже – допродаж меньше и все по кругу.

Владельцы наняли антикризисного менеджера, который собрал команду молодых, активных-креативных… сторонников УТП. Как сейчас помню, на установочном совещании директор по продажам и директор по маркетингу, как прописную истину говорили мне, что проблема в том, что нет у них УТП. И вот я, как консультант, должен помочь им это УТП придумать. Я признаюсь, тогда прямо опешил. Давно подобной ереси не слышал, а тут на тебе.

Естественно, с обоими «директорами» в рамках антикризисных мер расстались.

Всех призываю: «Если компания или эксперт по продажам или маркетингу вам начинает втирать про УТП, без которого, по их словам, ничего не выйдет и на котором, будет строиться все продвижение – гоните их. От них толку не будет.

Признаюсь, я вольно отношусь к источникам – не упоминаю откуда беру те или иные идеи, не ставлю ссылок под постами и видео, уж простите. Так вот, когда-то я читал книгу, которая называется то ли «Мир без УТП», то ли «Жизнь без УТП», то ли «Маркетинг без УТП», и, на мой взгляд, вопрос УТП в маркетинге был закрыт (и я поэтому даже книгу эту не сохранил и теперь не могу нагуглить – если кто подскажет и даст ссылочку в комментариях – буду признателен).

Однако, оказывается УТП до сих пор всплывает то тут то там:

Нет УТП? Да и не надо!

На днях, уважаемый мной Максим Ильяхов написал пост про УТП. В нем - совершенно правильные вещи. Он говорит: «Забудьте про УТП, сосредоточьтесь на том, что ценного вы даете своему клиенту, какую его боль вы решаете, опишите истории, кейсы». Это понятно - его бизнес как раз в том, чтобы научить вас очень хорошо писать, и сам он пишет роскошно.

Итк, забудьте про УТП и сосредоточьтесь на ПК и ЖЦК (если уж мы тут будем приводить русскоязычные аббревиатуры). Путь Клиента и Жизненный Цикл Клиента – вот на чем нужно сосредоточить все свои усилия, чтобы больше продавать и делать больше денег в своем бизнесе.

Но об этом предлагаю поговорить в другой раз, а сейчас я закончу тем с чего начал:

1. УТП не существует. Вы не уникальны. Ваше предложение не уникально.

2. Для того, чтобы делать деньги в бизнесе, - быть уникальным и не нужно!

6060 показов
1.7K1.7K открытий
21 комментарий

Боюсь что вы неправильно понимаете УТП.
Вы утверждаете "Таких фруктов, которые вы купили вчера на рынке, больше нет нигде? В мире? В городе? В вашем районе?"
Но эти фрукты именно на рынке возле моего дома и есть для меня тем самым УТП, зачем мне ехать в другой город или район.
И для каждого человека один и тот же товар будет с разным УТП.

Ответить

Правда, вы не дописали цитату "Да даже на этом же самом рынке на соседнем лотке лежали такие же."

Ответить

Очередной гений пришел и пояснил. Молодец, так и надо. Но только чет как-то робко, надо было пойти дальше. Маркетинг не нужен! Что вы без рекламы хлеб не купите? Дизайн переоценён! Вы и без картинок знаете что в бутылке молока. Можно пойти ещё дальше. Книги не нужны там написана какая-то ересь! Ведь есть условный Роман Игнатенко который за все пояснит. Молодец. Уважаю

Ответить

Все будет :-)
Все поясню :-)
Подписывайтесь, не переключайтесь :-)

PS Дизайн, к счастью, нужен (он же на Пути Клиента)

Ответить

Может, я чего-то не понимаю, но даже приведённый автором пример с "неуникальными" фруктами на рынке, как мне кажется, легко опровергает его же тезис про ненужность УТП. Если я прихожу на рынок и вижу 10 торговцев с совершенно одинаковыми яблоками, но при этом у 9 цена на них 10 рублей, а у 10-го — 5 рублей, то вот эта низкая цена и будет тем УТП, благодаря которому я куплю именно у 10-го торговца. Или, допустим, у всех 10 цена одинаковая, но 10-й бесплатно даёт мне пакетик, в который складывает эти яблоки, а остальные 9 не дают такого пакетика. И это тоже будет УТП. Или, скажем, цена у всех одинаковая и пакеты никто не даёт, но 9 продавцов — мужики, а 10-й (точнее, 10-я) — симпатичная девушка, которая говорит: "Если купите у меня — я вам сиськи покажу!" И так — во всём. УТП есть всегда, иначе мы нескончаемо страдали бы от мук выбора, как буридановы ослы.

Ответить

Это вы не про УТП говорите - это вы про "уникальность снежинок"
УТП это то, на чем предлагается строить маркетинг.

Пакетик, говорите, дают? А если завтра все будут давать? Вы готовы на это поставить бюджет своего маркетинга? :-)

Пакетик, и улыбка девушки - это ваш Путь Клиента

УТП в этом случае должно было быть то, что кто-то продает такой сорт яблок, что его больше нигде нет, вы готовы за ним ехать хоть в японию и этот сорт еще долго никто не сможет украсть и вырастить.

Ответить

Уникальный, в данном случае, не значит единственный в целом мире, стране, городе. На счёт фруктов: да я смотрю на утп, поэтому стараюсь брать у одного и того же продавца.

Ответить