Стратегии роста Notion

Стратегии роста Notion

В статье рассмотрим основные каналы роста, который использовал Notion, чтобы вырасти с $0 до оценки в $10B. В первую очередь этот опыт будет полезен тем, кто только начинает искать свой Product/Channels Fit.

Первые ошибки

В 2011 году Иван Жао окончил один из лучших канадских университетов — University of British Columbia. Несмотря на то, что он занимался программированием с самого юного возраста, в университете он выбрал изучение когнитивистики и фотографии. Куда бы он ни шел, камера Contax T2 всегда сопровождала его.

Иван был единственным технически подкованным человеком в своем круге художников и фотографов, и его постоянно просили создать сайт-портфолио. Иван быстро устал делать одно и тоже и задумался над приложением, которое позволило бы людям творческих профессий создавать сайты самостоятельно.

Иван покинул свою работу в компании Inkling и объединиться с Тоби Шахманом, который только что закончил магистратуру в Нью-Йоркском университете, где он изучал визуальное программирование.

Визуальное программирование представляло собой элегантное решение для задачи создания сайтов-портфолио, которую необходимо было решить. Однако Иван и Тоби мечтали о чем-то более амбициозном — инструменте создания одностраничников, который бы вовсе не требовал знания программирования.

В 2013 году они привлекли первые средства и взяли в команду Саймона Ласта, начинающего визуального программиста. Вместе они начали работу над своим первым экспериментом для проверки концепции инструмента для создания no-code лендингов. Один из их первых прототипов назывался «Concept».

Первое демо продукта "Concept"

После выпуска «Concept» Тоби пошел дальше и начал заниматься другими проектами, а Саймон и Иван продолжили работу над Concept, найдя новых партнеров — Криса Прюча и Джессику Лэм, создателей SugarBox и бывших сотрудников Apple, которые работали над аналогичным проектом.

Но и Sugarbox, и Concept решали проблему, которой не существовало. Художникам и фотографам не нужно было no-code решение для создания сайтов-портфолио.

Мы слишком сосредотачивались на том, что мы хотели принести миру. Нам нужно было обратить внимание на то, что мир хотел от нас.

Иван Жао

Пивот

В конце 2013 года Крис, Джессика, Иван и Симон решили использовать свои наработки, чтобы создать приложение, позволяющее редактировать текст асинхронно.

Однако к началу 2015 года их стартап оказался под угрозой. Приложение постоянно крашилось, технические решения, которые они использовали, были неоптимальны, а деньги, полученные в 2013 году почти закончились.

Чтобы продолжить разработку, Иван и Симон попрощались с Крисом и Джессикой, а сами сдали свою квартиру в субаренду и переехали Киото, где жили на разницу между стоимостью своей квартиры в Сан-Франциско и стоимостью квартиры в Японии.

В марте 2016 года они представили Notion миру на Product Hunt. Запуск позволил получить дополнительное финансирование и создать компанию стоимостью 10 миллиардов долларов.

Но какие стратегии и тактики использовал Notion вначале, чтобы запустить рост?

Позиционирование

Главное преимущество Notion — это его гибкость и адаптивность; но именно это преимущество делало Notion чрезвычайно сложным для позиционирования. Достаточно сложно позиционировать продукт, который одновременно является:

  • Приложением для управления проектами (Trello)
  • Wiki (Confluence)
  • Текстовым редактором (Evernote)
  • Табличным редактором (Google Sheets)
  • Личным To-do приложением (Things)

Для решение этой проблемы, они разместили какие приложения замещает Notion и как именно он это делает.

Этого хватало, чтобы довести пользователей до регистрации на первом этапе запуска. Далее необходимо было показать достаточную добавочную ценность по сравнению с конкурентами, которые специализируются на какой-то одной пользовательской задаче.

Создание высокой добавочной ценности

Для того, чтобы решить проблему создания высокой добавочной ценности по сравнению с конкурентами, Notion с самого начала использовал следующую стратегию:

  • На уровне core-функциональности: возможность закрыть юзкейс на том же уровне, что и конкурент
  • На уровне монетизации: цена продукта ниже, чем цена конкурента.
  • На уровне онбординга: постоянный онбординг для расширения количества закрытых юзкейсов

Три этих фактора позволили создать высокую добавочную ценность продукта по сравнению с конкурентами.

При увеличении добавочной ценности продукта цена на него не растет
При увеличении добавочной ценности продукта цена на него не растет

Community-led growth

Одним из главных источников роста Notion являлось и является сейчас его комьюнити, которое развивается в нескольких направлениях.

Notion Pros

Одним из направлений развития комьюнити для Notion являлся запуск программы Notion Pros.

Команда Notion решила взаимодействовать с самыми активными членами своего комьюнити, чтобы развивать продукт совместно. Программа давала следующие преимущества ее членам:

  • Доступ в закрытую группу с амбассадорами
  • Обучение и материалы, которые помогали продвигать свой личный бренд и Notion
  • Доступ к комьюнити
  • Прямой доступ к команде продукта
  • Возможность учавстовать в бета-тестировании

Чтобы программа оставалась действительно закрытым клубом, доступ был предоставлен только 20 пользователям. В дальнейшем их количество постепенно увеличивалось, но все равно оставалась закрытым клубом только для настоящих фанатов продукта.

Запуск программы позволил Notion создать целую сеть инфлюенсеров, при этом практически не тратя на это деньги. Сейчас сами участники программы зарабатывают на своем контенте больше $150,000 в год

Шаблоны

Гибкость продукта позволяла закрывать бесконечное количество юзкейсов для конечного пользователя. Поэтому логичным шагом для увеличения активации, а также количества привлеченных пользователей являлся запуск готовых шаблонов.

Шаблоны обладали одним неочевидным, но важным свойством - они запускали цикл роста продукта:

  • Notion создавал шаблоны, которые привлекали пользователей из органического трафика
  • Шаблоны позволяли активировать пользователей на начальном этапе
  • Шаблоны позволяли увеличить количество закрытых пользователем юзкейсов после активации и следовательно ретеншен.
  • Пользователь сам создавал шаблоны и размещал их в каталоге, что запускало новый цикл роста.

В результате вокруг шаблонов создалось целое комьюнити, которое само работает как маркетинг для Notion.

Organic growth

Notion vs Competitor

Так как Notion позиционировался как замена большого количества других сервисов, им открывалась возможность собирать трафик конкурентов по запросам 'N service alternative'.

Даже несколько запросов по альтернативам конкурентов давало Notion до 100 000 потенциальных кликов в месяц
Даже несколько запросов по альтернативам конкурентов давало Notion до 100 000 потенциальных кликов в месяц

Команда создавала под каждый такой запрос страницу, которая была оптимизирована под органический поиск. Но этого было мало, чтобы завоевывать рынок и расти, так как большое количество сервисов и так создают такие страницы. Поэтому команда создала возможность в один клик импортировать данные из другого сервиса в Notion, чтобы минимизировать switching costs для своих потенциальных пользователей.

Пример быстрого импорта всех данных из Evernote в Notion

При этом за счет гибкости продукта и количества сервисов-конкурентов этот канал является практически безграничным для роста.

Оптимизация шаблонов

У Notion уже были шаблоны, которые запускали циклы роста, но их потенциал не был использован на полную мощность. А именно не были оптимизированы под поисковый трафик. Для того чтобы привлекать еще больше органического поиска, Notion проделал следующую работу:

  1. Определил основные группы шаблонов, которые лучше всего активируют пользователей и при этом имеют достаточное количество поисковых запросов в месяц.
  2. Создал оптимизированную под органический поиск страницу каждой группы шаблонов.
  3. Добавил в каждую группу как собственные, так и пользовательские шаблоны, что позволило закрывать пользовательский интент, а также увеличивать время, которое было проведено на странице.
  4. На каждый темплейт добавили инструкции, как пользоваться темплейтом.
  5. Создали перелинковку между максимальным количеством страниц.
Пример запроса Social Media Calendar Template
Пример запроса Social Media Calendar Template

Эта стратегия позволила охватить максимальное количество ключевых слов и собирать огромное количество трафика из поиска.

Основные итоги

Вы можете использовать такие же стратегии для своего SaaS продукта, а именно:

  1. Напрямую сравнивайте себя с конкурентами, при этом обязательно прямо показывайте ту добавочную ценность, которую вы создаете.
  2. С самого начала старайтесь строить комьюнити вокруг вашего продукта, выделяя Power-пользователей и давая им возможность развиваться вместе с вами.
  3. Используйте трафик конкурентов, чтобы обеспечить свой рост через органику, но при этом давайте пользователю инструменты для быстрого и безболезненного перехода в ваш сервис.
  4. Используйте циклы роста, которые запускает сам пользователь, а не вы.
  5. Максимально расширяйте ваше семантическое ядро.

Это мой первый подход написать что-либо. Буду очень рад вашей обратной связи как по слогу, так и по содержанию (чего не хватило, а где тема не раскрыта).

Если вы хотите, чтобы я разобрал другой сервис, пишите в комментариях, буду очень рад.

Телеграм-канала нет ¯\_(ツ)_/¯

Источники

1010
Начать дискуссию