Рынок контекстной рекламы умирает... Или нет?

Всем доброго времени суток.
Думаю многие, кто занимается контекстной рекламой (Яндекс Директ, Google Ads) минимум несколько последних лет, заметили, что рынок меняется.

В первую очередь растёт экспертиза клиентов. Никто не хочет рекламу ради рекламы. Практически все перешли на оценку эффективности по конверсиям, их стоимости и количеству, доходам (для ecommerce). Более продвинутые используют сквозную аналитику для оценки по ROI и т.д.

Во вторых, сами сервисы постоянно упрощают инструменты для создания рекламы, оптимизируют интерфейсы. Как по мне, сейчас практически любой человек при наличии пары свободных недель может освоить ремесло, хоть и на базовом уровне.

В третьих, все больше идет прогресс в инструментах на автоматизацию. Предполагаю, что в ближайшие несколько лет это будет еще сильнее заметно.

В четвертых, Яндекс и Google стали делать больший акцент на своих специалистов. Теперь у Яндекса можно бесплатно заказать рекламную кампанию от их специалистов

Что будет дальше?

На основе вышесказанного, лично мое мнение, что процесс запуска рекламных кампаний продолжит упрощаться, а экспертиза клиентов расти.

Это значит, что рынок низкого и среднего бюджетов, которым занимаются маленькие агентства и фрилансеры, будет постепенно умирать. Собственникам будет выгоднее и удобнее обратиться сразу напрямую в Яндекс или Google за настройкой, либо воспользоваться автоматическими кампаниями.

Что касается больших бюджетов, думаю здесь сохраниться стабильность, хоть с изменениями по подходу к настройке. Тут нужен более комплексный подход, наличие положительного опыта в прошлом и более узкой экспертизы. Например клиенты в сфере недвижимости вряд ли откажутся от услуг подобных агентств.

Было бы интересно услышать ваше мнение, как вы считаете в ближайшие годы будет меняться рынок рекламы

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Александр Львов

Вы настройку от специалистов Яндекса видели хоть раз?)

Фрилансер-школьник настроит лучше, чем спецы, которые в Яндексе этим занимаются

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Я больше про перспективу говорю. Как знаю, это услуга появилась совсем недавно у них. Сейчас согласен, что качество позволяет желать лучшего, но кому-то с крайне маленьким бюджетом (10-15 тыс на саму рекламу) возможно и подойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шевченко

Настройка от Яндекса много лет существует. Всегда была так себе, если честно. Раньше вроде требовалось какую-то сумму денег на аккаунт закинуть, тысяч 20 что ли, могу ошибаться - сама не пользовалась, но вот результаты настройки видела.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Да, возможно, просто сейчас, как по мне, они стали делать больше акцент на нее. Например при создании нового аккаунта по умолчанию предлагается обратиться к ним

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

На мой взгляд специалистов Яндекса изначально учат так, чтобы бюджеты сливались. То есть в их намерениях нет какого вреда, просто у них есть методичка согласно которой они работают. Не ведают, что творят.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Да, скрипт по настройке по любому у них есть. Другой вопрос, думаю, нет у них откровенной цели сливать деньги клиентов. Тогда клиент больше не будет размещаться и оставит негативные отзывы. Скорее есть цель настроить плюс-минус так, чтобы результат был, но не минимальными средствами. Я бы сказал, они заинтересованы, чтобы клиенты тратили больше и зарабатывали больше. А клиенты хотят тратить меньше и зарабатывать больше. Поэтому диссонанс. Кстати с агентствами получающими % от бюджета ситуация аналогичная.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Так у школьника-фрилансера мотивация выполнить KPI по кампаниям и получить свою премию. А у менеджеров Яндекса - слить максимум бюджета, пока вы не очухались :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Идеев

Статья конечно хорошая, но.. Нормальные специалисты всегда смотрели на окупаемость. Автоматизация выгодна поисковикам, не клиентам. У меня есть негативный опыт с несколькими аккаунтами. Робот не способен собрать достойную семантику, выставить стратегию. Насчёт настройки за две недели, это конечно возможно для новичков, но опыт у них нулевой, а в контексте опыт важен, уже потрачены милионны рублей на других аккаунтах. М если нет денег на настройку, значит и на бюджет их тоже не будет, в итоге человек не получит результат и будет гневно писать что контекст не работает. Он работает, это лучшая площадка для большинства ниш, и если что то не продаётся то проблема у клиента, сайт, цены, закупки, менеджеры, все это может быть хуже чем у конкурентов. Если есть рекламодатели в контексте я значит это выгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Да, сейчас автоматические стратегии ещё в зачатке своих технологий. Но уже шаг за шагом они развиваются. Как пример, Директ недавно перешёл к автоматической оптимизации ставок в случае ручного управления.

По Google это более заметно. Например рекламные кампании для мобильных приложений. Там нет ручного управления, только автоматика. Я запускал, эффективность клиента устраивала. Более того, для запуска нужно было дать только ссылку на приложение и составить объявление. Думаю в перспективе лет 10 что то похожее будет и для сайтов. Указываешь только ссылку на сайт, задаёшь цели, разделы, товары - а остальное делает за тебя робот.

Ответить
Развернуть ветку
Jevgenijs Metelovs

Смарт кампейны в Google на US рынок работают очень даже хорошо, правда мало лидов пока от туда.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Janov

С вами согласен, но вы говорите про сейчас а суть статьи про будущее. думаю будущем много чего будет автоматически и а люди просто будет кликать но это пока гипотеза, я верю что так и будет

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Курсалин

Согласен, что контекстная реклама идет к упрощению. И малому бизнесу проще самому ее запустить (нужно потратить больше времени на объяснение ниши и продукта фрилансеру, чем на освоение рекламного кабинета).

Но, клики дорожают не только из-за большого количества рекламодателей. Все больше компаний переходят на оценку LTV. А это расширяет вилку допустимой стоимости привлечения одного пользователя. Соответственно рекламодатели, которые не работают с повторными продажами и LTV, просто не могут себе позволить такие ставки, но их конкуренты чувствуют себя хорошо. Да и в целом успешная реклама (где угодно), требует не только хорошего маркетолога, но и бизнес модель, которая способна окупать инвестиции в рекламу.

Просто фокус ведения контекстной рекламы будет смещаться от настройки к проработке всей цепочки взаимодействия с клиентом. Более актуальны будут маркетологи работающие полностью с маркетингом и бизнесом, а не только с каким-то конкретным рекламным инструментом. (таргетированная реклама, контекстная seo  и т.д.)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Да, например для ниш по доставке еды первая продажа как правило в 0, а затем с LTV в течение года хорошая прибыль.

На счёт консалтинга тоже хорошая мысль, комплексные стратегии для малого бизнеса актуальны, сами для себя клиенты вряд ли их смогут адекватно составлять в ближайшие годы.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Курсалин

Консалтинг позволяет сильно экономить на начальном этапе создание рекламы (Например выбор правильного рекламного канала, опытный маркетолог подскажет с какого начать.)

Но, на этапе работы с подогревом аудитории, лид магнитами, трипваерами и т.д. Тут уже нужен маркетолог. Качественно  продумать и реализовать цепочки взаимодействий клиента  с рекламой и отслеживать результативность.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

прибыли у доставок еды почти нет...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Макеев

Даже без подсчета ROI многим рекламодателям становится понятно, стоит овчинка выделки, или нет. Существует масса ниш, где стоимость клика выше потенциального заработка с одного усреднённого клиента и с ростом популярности и доступности интерфейсов контекстной рекламы, конкуренция, а значит и ставки, неизбежно растут. Для дорогих продуктов, где рекламодатель может позволить себе оплатить такую рекламу, упрощение настроек тоже несет в себе сокращение рентабельности. Ведь чем проще, тем меньше возможностей регулировать и управлять этой рекламой. Мне кажется, что скоро весь интерфейс рекламного кабинета будет состоять из окошка, куда нужно ввести ссылку на свой сайт и кнопка " оплатить и запустить рекламу". А механизм ИИ самостоятельно будет определять ЦА, и стратегию показа рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Вот что касается дизайна самих окошек - на мой взгляд, это видимая простота настройки, так как многие функции скрыты или свернуы. Потом люди удивляются куда уходят бюджеты и почему такая высокая стоимость клика. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Ну вообще некоторые функции, для которых были отдельные настройки и они положительно влияли на эффективность стали "по умолчанию" и их убрали для выбора. Например автофокус в Директе и еще ряд функций. А некоторые убирают потому что система сама в автоматическом режиме уже лучше выбор делает

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Полностью согласен. Рост конкуренции я не упомянул, но он также очень сильно ощущается

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

или нет

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Ться-тся

Ответить
Развернуть ветку
Павел Гордеев

Искусственный интеллект похоронит очень многие специальности и интернет-маркетологи не исключение! Но до этого ещё далеко! То что малому бизнесу будет лучше вести свои рекламные кампании самостоятельно согласен! Количество сервисов автоматизации будет расти и специалисты которые умеют ими пользоваться и внедрять будут расти в цене. Конкуренция будет расти, трафик дорожать. Специалистам по контекстной рекламе помимо настройки сквозной аналитики и crm системы придется все больше погружаться в классический маркетинг и досконально изучать бизнес и продукт своего клиента и учиться договариваться с коммерческим, финансовым отделом и call-центром. И крупным и мелким клиентам будет все больше нравится идея бесплатного трафика (вирусной рекламы, продвижение групп в социальных сетях, сторринга и т.д.) Количество торговцев воздухом на этом фоне будет расти. Специалисты по платному и бесплатному трафику все больше будут отделяться друг от друга и воевать за клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Майоров
Автор

Да, даже сейчас, уже заметно что интернет-маркетолог должен знать хотя бы основы классики. Во многих нишах просто содрать акции с сайта, собрать первые пришедшие в голову ключи и запуститься - не приведет к хорошему результату

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев

Смотря какие бюджеты вы считаете "большими" и "средними". Сильно сомневаюсь, что даже с бюджетами 300-400 тысяч рублей предпринимателю выделять свое время на изучение инструментов и настройку будет адекватным решением. 

По второй части статьи - сейчас даже в регионах появилась устойчивая тенденция на комплексный digital. Если в 2014 году мало кто вообще осознавал за что он платит, то сейчас бизнес требует полного погружения в рекламу и готов платить. Так что да, я согласен что за комплексным подходом будущее и фриланс будет постепенно отходить на второй план.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

А почему у вас из "за комплексным подходом будущее" следует "фриланс будет постепенно отходить на второй план"? Или я неверно понял вашу мысль?

Потому что когда специалист погружается в комплекс, у него уже 100% не будет времени вести контекст руками и это будет делать кто-то еще в рамках разработанных стратегий. А будет ли этот кто-то подчиненный, фрилансер или подрядчик - вопрос второстепенный.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев

Я исхожу из своего опыта: когда компания отдает на аутсорсинг какие-то услуги по маркетингу, то хочет отдать это в одни руки. Для упрощения контроля и коммуникации.
Если речь идет о комплексном подходе, то один человек, обычно, с такой задачей не справляется. Я не сталкивался с клиентами, которые хотели бы отдать, например, таргет одному специалисту, контекст другому, seo третьему. 
А группа фрилансеров рано или поздно становится тем же агентством, либо распадается.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Я имел в виду другое. Когда у вас полноценный интернет-маркетолог в штате, то делегировать отдельные направления он может кому угодно и это действительно удобно. А у нас чаще всего вместо этого этого хотят видеть на рабочем месте "комбайн".

Ответить
Развернуть ветку
Роман Шар

Да и 3 года назад любой человек мог за пару недель освоить Яндекс Директ и довольно неплохо сделать себе РК для своего небольшого бизнеса. 

Растет экспертиза клиентов? Да. Ну и что? Стало тяжело впаривать явное г-но за дорого? Она от этого и растет, что нет доверия к специалистам. 

Специалисты Яндекса и Гугла - те еще специалисты. Не вижу конкуренции пока. 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Feinstein

РЕБЯТА, ВОСПРИМИТЕ СО ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, Я СТАР И В СРАВНЕНИЮ С ВАМИ У МЕНЯ ОТ ГОССУРСТВА ЕСТЬ ПЕНСИЯ..  дальше бред :) ЧИТАЙТЕ пока еще доступнуе книжки: вопрос сродни "а есть ли рынок Нарзидов и жизнь за Гургараном.." я среди (*примерно 5 тыс. ) а не тех цыфр .. ну короче ...  нонче естественно (слать всех за гургаран) надеюсь , что мысль о запрещеннызх книжках (СТРУГАЦКИЕ ИМЕЛИ В ВИДУ САЙТЫ) . канал информации сужаестся с той же скоростью, что и число вменяемых людей... 
Вера Петрук - моя одна из любимых писательниц, ставшая на некий путь, котоорый я бы ником у не пожелал... Далее только мерзость...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Трушин

Видел я эту автоматизацию.. И от Яндекса и от других сервисов. Если сравнить с ручной настройкой - просто небо и земля. Может, лет через 5, при правильном развитии искуственного интелекта что то и поменяется, но не сейчас. Запуск комании на автомате в современных реалиях - это просто слив бюджета. Ну попробуют многие, ну разочаруются, еще меньше веры будет. Хотя инструмент хороший, коли руки прямые. Неактуально пока.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Трушин

ну сервисы разные - тот же серпстат на платном тарифе дает хороший расклад. НО - это плюс еще 9 тыс в месяц, плюс простому коммерсанту на поможет эта цена. Надо вникать. Так что пока работы много. Если и есть что то приличное - то только за дополнительную плату.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда