Маркетинг
Alisa Mashkova

Маркетинг будущего: Как работают маячки iBeacon и кому они нужны

iBeacon-маячки, способные организовать навигацию по помещению или выступать в качестве маркетингового канала, известны среди профессионального сообщества. Но для обычных людей одна из самых перспективных технологий десятилетия пока остаётся загадкой.

Колумнист ЦП Алиса Машкова подготовила небольшой обзор iBeacon — о принципах работы, областях применения и перспективах.

Строчная «i» в названии устройства намекает, откуда растут ноги у чудо-изобретения. Технология была представлена миру корпорацией Apple в 2013 году.

Что это и почему вокруг технологии так много шума

На официальном сайте Apple скромно указано, что iBeacon — «новая технология, которая расширяет возможности служб геолокации». На деле это мощный маркетинговый инструмент, который позволяет эффективно работать с целевой аудиторией, повышая продажи и лояльность потребителей.

«Биконами» или «маячками» называют миниатюрные радиопередатчики, установленные в помещении и рядом с ним. В основном такая технология используется в трех случаях.

Первое и самое популярное — отправка пользователям смартфонов персонифицированных push-уведомлений информационного или рекламного характера. Это происходит автоматически, когда человек оказывается возле заданного объекта (например, около магазина, музея или стеллажа с техникой). Отправка таких уведомлений возможна, если у пользователя установлено специальное приложение.

С помощью маячков можно достаточно точно распознать местоположение человека по отношению к объекту. Если отдел маркетинга адекватен, пользователь не будет завален спамом. Одного-двух уведомлений вполне достаточно. В зависимости от ваших целей.

Удачный кейс на эту тему есть у компании McDonalds, которая с помощью iBeacon уведомляла своих посетителей о предложении дня — продаже «макчикенов» по специальной цене. За время проведения акции прибыль от продаж этого товара выросла примерно на 8%.

Второе — с помощью маячков можно организовать удобную навигацию внутри помещения. На экране смартфона посетители будут видеть своего рода интерактивную карту местности. Для удобства пользователя на ней можно обозначить стратегически важные объекты и указать информацию о них. Владелец устройства также может проложить на карте маршрут от своего местоположения до нужного объекта на площадке.

В России это направление развивается очень медленно, а в европейских странах такая навигационная система есть практически на всех крупных объектах с большой проходимостью людей. Особенно часто технология встречается на международных выставках. С помощью подробной карты выставочной площадки в смартфоне очень удобно автоматически прокладывать маршрут до интересующего вас объекта или зала. Можно вспомнить Петербургский международный экономический форум и девочек-волонтеров, стоящих в жару и в дождь с табличками-указателями в руках.

Третье, но не последнее по важности — с помощью маячков можно собирать реальную статистику и конкретные показатели о поведении людей в помещении. Анализировать можно как индивидуальный маршрут посетителя, так и общие показатели залов. Это своеобразный «Вебвизор» для маркетологов, который позволяет удачно оптимизировать выкладку товара и распознавать «горячие» и «холодные» зоны в помещении.

Пример — когда условный покупатель идет мимо магазина электроники, приложение предлагает ему совершить покупку. И не просто товар по скидке, а телевизор, возле стеллажа с которыми покупатель провел пять минут во время прошлого своего визита.

Такая система еще только внедряется и налаживается в России, помимо работы оборудования очень важна компетенция и хватка маркетологов, которые грамотно должны выстроить процесс продажи товара.

Как оно работает

Система стоит на трех китах: установленные по периметру помещения маячки, включенный Bluetooth и мобильное приложение заведения, которое уже должно быть установлено на смартфоне у пользователя. Когда человек попадает в зону действия маячка, на мобильное устройство приходит заданное для конкретной метки push-уведомление.

iBeacon использует технологию Bluetooth Low Energy, при которой аккумулятором телефона расходуется в 30 раз меньше энергии, чем при использовании Wi-Fi. Один маячок способен проработать без замены батарейки более года. Beacon засекает телефон в среднем от 10 до 30 (чаще все-таки от 10) метров, в зависимости от особенностей территории. Местоположение посетителя определяется с точностью до метра.

Стоимость одной такой метки в среднем варьируется от 18 до 35 долларов. Устройство можно приобрести в России у перекупщиков, а можно заказать за рубежом.

Минус использования в том, что слишком много ходов отделяют пользователя от получения информации. Чтобы было Low Energy, нужно либо ходить с включенным Bluetooth постоянно (что не Low), либо не забыть активировать функцию на объекте (о чем нужно напомнить, так как пользователи в принципе не часто вспоминают о Bluetooth).

Принцип действия технологии

В основном выделяют три вида «биконов»:

  • Универсальный iBeacon, пригодный для использования в температурных условиях от -20°C до 60°С.
  • ToughtBeacon, помещенный в поликарбонатный корпус, специально для использования на улице и в жестких погодных условиях.
  • CloudBeacon, который использует в своей работе облачные технологии и позволяет одновременно управлять большим количеством маячков.

Для кого подходит

Несмотря на то, что многие изготовители программного обеспечения обещают золотые горы после установки оборудования iBeacon, это путь к обогащению далеко не для всех компаний.

Технология больше подходит крупным фирмам или магазинам, которые уже стали узнаваемыми для потребителя. Молодой развивающейся компании просто нецелесообразно вкладывать несколько миллионов в собственное приложение и закупать дорогое beacon-оборудование. Окупить вложения маленьким предприятиям если и удастся, то очень нескоро.

Иллюстрации: Мария Дмитриева

{ "author_name": "Alisa Mashkova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 20, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 8597, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 08 Jun 2015 16:01:11 +0300", "is_special": false }
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

Технология больше подходит крупным фирмам или магазинам, которые уже стали узнаваемыми для потребителя. Молодой развивающейся компании просто нецелесообразно вкладывать несколько миллионов в собственное приложение и закупать дорогое beacon-оборудование. Окупить вложения маленьким предприятиям если и удастся, то очень нескоро.

Не соглашусь, для небольших кейсов достаточно несколько маяков, со стоимостю небольших партий в 20$ долларов за штуку. Привязка push-сообщений к "обнаружению маяка" в плане разработки тоже не заоблачных денег стоит. Так что в вполне себе пригодна для небольших компаний, ну если только мы не говорим о том, что само приложение без маяков и их кода обработки это 90% бюджета "нескольких миллионов".

Ответить
0

Роман, я как раз имела в виду мысль, которую вы написали в последнем предложении. Стоимость высокая именно из-за разработки программного обеспечения) сами маячки без приложения работать не будут.

Ответить
0

Какую только херню не придумают, что б эффективно продать людям то, что им на не на. А как же персональная свобода от лишней информации и мусора в сетях?

Ответить
0

Почему не на?
Вместо того чтобы лазить в молле несколько часов, клиент сможет быстро узнать где лежит нужный товар. И потратит всего не более 10-20 мин. Сэкономленное время и удобство - вот что получают клиенты магазинов.

Персональная свобода осталось в джунглях Африки. И то не надолго

Ответить
0

Привет! У меня последняя версия - не включается автоматически.

Ответить
0

при апдейте включается. особенно заметно было когда с 7 на 8ку переходишь

Ответить
0

Круто придумано, как указки в играх.
Надеюсь, что этому продукту уделят больше времени

Ответить
0

Если капнуть глубже в «биконовскую» технологию, то там куда больше возможностей. Например, потребителям необязательно скачивать нативное приложение.
Навигационные фичи, проксимити маркетинг, реклама - можно давать и через модернизированное веб-приложение, которое будет доступно большому число мобильных устройств (аля кептив портал)
Также биконы работают и по вай-фай с девайсами (а вай-фай все-таки многие юзают у кого телефоны не 2000 года)
Но самая клевая фича для b2c юзеров - это возможности нативного приложения от магазина: через приложение можно найти любую шмотку по цена, бренд, размер, цвет. Заходишь в здоровый молл, вводишь нужный запрос - и сразу получаешь результаты магазинов с нужными шмотками.

Ответить
0

Здесь был Вася

Ответить
0

Interesting intro to the subject of beacons. For all of you who want to try how beacons work, just sign up for Bleesk (http://bleesk.com), a complete beacon marketing platform (cms, mobile app, analytics). Bleesk allows to add beacons, create proximity campaigns and deliver them with ready-to-use Bleesk mobile app that works on iOS and Android.

Ответить
–1

Это не для России. Потому что много кто пользуется дровами...

Ответить
0

 На Android работают те же устройства только по другому протоколу. Для пользователя это даже не заметно. То есть все это успешно работает на "Дровах".

Ответить

Комментарии

null