{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как Booking.com «взламывает» пользователей, используя когнитивные искажения

Когда вы последний раз искали жильё на сайте Booking.com? Вспомните ваши ощущения. Испытывали ли вы стресс? Если да, вы попались на когнитивные уловки.

С момента появления поведенческой экономики в 70-х годах 20 века её наработки активно интересовали бизнес. Неудивительно: Даниель Канеман вместе с коллегами впервые исследовали не лабораторного человека со стерильно рациональным экономическим поведением, а живого, со всеми присущими ему ошибками восприятия и субъективностью.

Когнитивные искажения — систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные эволюционными особенностями мозга, призванные упрощать и автоматизировать принятие решений, сберегать энергию и повышать эффективность.

Сейчас когнитивные искажения активно эксплуатируются в маркетинге, дизайне, проектировании сервисов и продуктов.

Рассмотрим, как это работает на примере Booking.com.

Booking.com, при всей своей кажущейся интерфейсной избыточности, прекрасно эксплуатирует базовые поведенческие триггеры. Дизайнеры Booking.com, в отличие от Airbnb, не проектируют красивые интерфейсы, кнопки и анимации. Они проектируют эмоции: страх, жадность и чувство социальной принадлежности.

Машина убеждения интернет-гиганта базируется на четырёх базисных поведенческих стимулах:

  1. Чувство страха.
  2. Чувство жадности.
  3. Эффект социального одобрения.
  4. Боязнь потери.

Чувство страха и эффект дефицита

Негативные эмоции, в частности страх, обладают наибольшей силой и побуждают почти к мгновенным и часто бессмысленным действиям, призванным подавить негативные и дискомфортные ощущения.

Вы не успели!

Когда вы искали отель на сайте, вы могли заметить, что в верхней части выдачи сервис отображает варианты, в которых уже закончились свободные номера.

Зачем? Чтобы создать эффект дефицита и ввести вас в дискомфортное состояние. Тем самым подтолкнув вас к бронированию.

Пользуется спросом — на нашем сайте остался всего один номер!
Забронировано 6 раз на ваши даты за последние 12 часов

Booking.com не просто эксплуатирует чувство страха, что делают многие. Booking.com сознательно проектирует среду страха, бомбардируя вас десятками стимулов за сеанс.

Цель — выключить рациональные механизмы принятия решений и включить эволюционные реакции «бей — беги».

Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)

Ещё несколько формулировок для усиления чувства страха:

  • «Три пользователя сейчас просматривают страницу».
  • «Последнее бронирование: пять часов назад».
  • «Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)».
  • «Вам улыбнулась удача — здесь обычно нет мест!»

Но страх — не единственный элемент в формуле убеждения Booking.com.

Чувство жадности

Когда вы окончательно погружены в тревожное состояние — самое время для позитивного подкрепления.

Бесплатное повышение категории номера

Ещё варианты:

  • «Забронируйте проживание в городе N и получите скидку 15% на аренду любого автомобиля».
  • «Ваши Genius-преимущества: скидка 15%».

Эффект социального одобрения

Когда люди не могут определиться с поведением или сделать выбор, они предпочитают ориентироваться на других людей, предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией.

  • «Хороший вариант для пар — они оценили удобства для поездки вдвоем на 9,1».
  • «Этот вариант оправдал или превысил ожидания 97% гостей, оставивших отзыв».
  • «Хит продаж в городе Неаполь!».

Боязнь потери

Микс чувства страха и чувства жадности. Люди гораздо чаще пытаются избежать утраты, нежели сосредотачиваются на потенциальных выгодах.

  • «Бесплатная отмена бронирования. Без предоплаты».
  • «Вы можете оформить бронирование без кредитной карты».

Выводы

В следующий раз, когда соберётесь в отпуск и будете в тревоге искать жилье на сайтах бронирования, помните, что ваши эмоции спроектированы дизайнерами сервиса, которые страстно хотят проскочить через строгую таможню вашей рациональности в зону автоматических полусознательных реакций.

0
303 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dee

Genius дают всего после пяти броней. Но как вижу нейромаркетинг превосходно работает даже в вашем случае, ведь вы верите в свою исключительность и с гордостью заявляете о своем статусе "я - genius путешественник". 

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Я могу с гордостью заявить, что на опытного пользователя интернета, вся эта «нейро-хунейро» не работает от слова «вообще». Проверено на маме и свекрови.
Баннерная слепота, сэр 😎

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Давлятов

Профдеформация и объективная аналитика на двух пользователях (еще и под надзором)))

Ответить
Развернуть ветку
Петр Лу

Как говорит один известный спец по эриксоновскому гипнозу: гипноз работает вне зависимости от того, верите вы в него или нет. С нейромаркетингом также, он направлен на бессознательное, которое "кушает" много чего, и контролировать сознательным или даже просто осознать, что это сработало очень сложно без специальных подготовок и заранее (что важно) проделанных практик, которые создадут новые шаблоны поведения. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мостовой

А почему для вас это гордость?) Это просто статус для понимания контекста

Ответить
Развернуть ветку
John Lock
 ведь вы верите в свою исключительность и с гордостью заявляете о своем статусе "я - genius путешественник"

Это вы как вообще распарсили? В сообщении увидели и гордость и исключительность😦Когда там просто констатация факта.

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gold

При чём тут вера в исключительность, если они реально дают скидку genius. Недавно посмотрел Отель на одном устройстве и позже решил забронировать с другого, где не был авторизован и реально цена была на 15% больше, я даже в начале не понял в чём дело, подумал цена повысилась. А ещё у них периодически бывают скидки при бронировании в моб. приложении.

И я это пишу не на основании маркетинговых материалов внутри самого сервиса Букинга, а на основании мониторинга цен.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Ibragimov

ой, поверьте, все эти статусы, если они не отражаются на кошельке, вообще никак не ощущаются и никакой гордости не вызывают. Хотел бы я испытывать эйфорию, когда на кассе мне туалетную бумагу со скидкой продают, но как-то не выходит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

Ну как небольшие, на Сейшелы товарищу бронировал, вышло на 10+ к дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Вы в федеральном розыске

Что такое "на 10+ к дешевле"?
Как это понимать?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Стоило не 800 000 рублей а всего 789 000

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

Да, примерно так - не 89, а 77.

Ответить
Развернуть ветку
Xieergai

откуда взялась цифра 800000 и 789000? И ещё рублей.
Разве на Сейшелах оборот в рублях?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kapustin

ага, поэтому теперь есть джениус 2 уровня! ахахаха

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

я тоже гений. Просто смотрю конечную цену и условия и все. Если на другом сайте дешевле, беру там.

Ответить
Развернуть ветку
300 комментариев
Раскрывать всегда