{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как Booking.com «взламывает» пользователей, используя когнитивные искажения

Когда вы последний раз искали жильё на сайте Booking.com? Вспомните ваши ощущения. Испытывали ли вы стресс? Если да, вы попались на когнитивные уловки.

С момента появления поведенческой экономики в 70-х годах 20 века её наработки активно интересовали бизнес. Неудивительно: Даниель Канеман вместе с коллегами впервые исследовали не лабораторного человека со стерильно рациональным экономическим поведением, а живого, со всеми присущими ему ошибками восприятия и субъективностью.

Когнитивные искажения — систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные эволюционными особенностями мозга, призванные упрощать и автоматизировать принятие решений, сберегать энергию и повышать эффективность.

Сейчас когнитивные искажения активно эксплуатируются в маркетинге, дизайне, проектировании сервисов и продуктов.

Рассмотрим, как это работает на примере Booking.com.

Booking.com, при всей своей кажущейся интерфейсной избыточности, прекрасно эксплуатирует базовые поведенческие триггеры. Дизайнеры Booking.com, в отличие от Airbnb, не проектируют красивые интерфейсы, кнопки и анимации. Они проектируют эмоции: страх, жадность и чувство социальной принадлежности.

Машина убеждения интернет-гиганта базируется на четырёх базисных поведенческих стимулах:

  1. Чувство страха.
  2. Чувство жадности.
  3. Эффект социального одобрения.
  4. Боязнь потери.

Чувство страха и эффект дефицита

Негативные эмоции, в частности страх, обладают наибольшей силой и побуждают почти к мгновенным и часто бессмысленным действиям, призванным подавить негативные и дискомфортные ощущения.

Вы не успели!

Когда вы искали отель на сайте, вы могли заметить, что в верхней части выдачи сервис отображает варианты, в которых уже закончились свободные номера.

Зачем? Чтобы создать эффект дефицита и ввести вас в дискомфортное состояние. Тем самым подтолкнув вас к бронированию.

Пользуется спросом — на нашем сайте остался всего один номер!
Забронировано 6 раз на ваши даты за последние 12 часов

Booking.com не просто эксплуатирует чувство страха, что делают многие. Booking.com сознательно проектирует среду страха, бомбардируя вас десятками стимулов за сеанс.

Цель — выключить рациональные механизмы принятия решений и включить эволюционные реакции «бей — беги».

Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)

Ещё несколько формулировок для усиления чувства страха:

  • «Три пользователя сейчас просматривают страницу».
  • «Последнее бронирование: пять часов назад».
  • «Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)».
  • «Вам улыбнулась удача — здесь обычно нет мест!»

Но страх — не единственный элемент в формуле убеждения Booking.com.

Чувство жадности

Когда вы окончательно погружены в тревожное состояние — самое время для позитивного подкрепления.

Бесплатное повышение категории номера

Ещё варианты:

  • «Забронируйте проживание в городе N и получите скидку 15% на аренду любого автомобиля».
  • «Ваши Genius-преимущества: скидка 15%».

Эффект социального одобрения

Когда люди не могут определиться с поведением или сделать выбор, они предпочитают ориентироваться на других людей, предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией.

  • «Хороший вариант для пар — они оценили удобства для поездки вдвоем на 9,1».
  • «Этот вариант оправдал или превысил ожидания 97% гостей, оставивших отзыв».
  • «Хит продаж в городе Неаполь!».

Боязнь потери

Микс чувства страха и чувства жадности. Люди гораздо чаще пытаются избежать утраты, нежели сосредотачиваются на потенциальных выгодах.

  • «Бесплатная отмена бронирования. Без предоплаты».
  • «Вы можете оформить бронирование без кредитной карты».

Выводы

В следующий раз, когда соберётесь в отпуск и будете в тревоге искать жилье на сайтах бронирования, помните, что ваши эмоции спроектированы дизайнерами сервиса, которые страстно хотят проскочить через строгую таможню вашей рациональности в зону автоматических полусознательных реакций.

0
303 комментария
Написать комментарий...
Max Kurvin

У меня статус genius, но по факту он ничего не дает. Обычно ищу гостиницу на booking, выбираю и ищу сайт этой гостиницы что бы ее забронировать, ведь букинг делает наценку

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Букинг не делает наценку. Букинг имеет свои 20% от цены которую указал отель. И по договору с букингом отель не имеет права продавать номера дешевле чем указано в его ценах а букинге.
Но продают конечно )))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lesov

Да, кстати, не пойму, откуда информация про то, что напрямую бронировать дешевле. Всегда сравниваю цены на Букинге и на официальных сайтах: обычно цены либо равны, либо Букинг немного дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Ну в условном хилтоне ты не забронишь дешевле.
А вот с ИП Абрамян Артур Эдуардович вполне можно и договориться

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Поляков

В условном хилтоне есть программа лояльности, так что выгоднее всё равно напрямую бронировать

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lesov

У меня как раз есть их карта лояльности. На Букинге, с учетом Genius все равно выходило дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Я не раз сталкивался с тем, что отели на букинге резервируют убитый сток, т.е. отель может быть 5 звезд, красивые фоточки, но номер будет с косяками.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

ИП Абрамян? В нормальных гостиницах если номер «с косяками», то он выбывает на ремонт и поселить в него нельзя. А распределением номеров занимается программа управления номерами на месте, там не делают опции «для нищебродов с букинга отдельные кривые номера» (чтобы они потом насрали везде на букинге в отзывах как же хреновая гостиница была). Ну если только ИП Абрамян или стойка поселила мимо программы в номер, поставленный на ремонт.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Это у вас чересчур идеалистичное представление, по-моему. Причем, с таким я сталкивался в основном в Европе. Такое навряд ли будет в крупном сетевом отеле, типа Хилтона или NH, но в остальных четверках и пятерках - запросто 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Четвёрки четверкам рознь, согласен. А в Европе, видимо, свои абрамяны. А какого плана косяки в номере были? Вид на мусорку? Или унитаз не работал?

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Да не, ну раковина плохо сливает, ванна грязная, ушатанная сантехника, ремонт уставший, типа стены потертые.
Был один отель 5 звезд, в Андорре, куда я постоянно ездил. Так для букинга у них было постоянно 2 номера, а при броне по мэйлу или телефону давали нормальные.

Я со многими отельерами общался, у них слегка брезгливое отношение к гостям с букинга, потому что их сложнее конвертить в возвращающихся напрямую постояльцев. А если и получится, то они опять на букинге забронируют т.е. -12%

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Понятно. Подход как у ИП. То есть вроде как брезгливое отношение, но ладно, так уж и быть, отельеры сжаливаются и делают одолжение, давая днищам с букинга пожить в своём отеле.

Тут, по-честному, надо от букинга отключаться и не марать руки об нищебродов. А то в России это называют поговоркой про «и рыбку съесть» и что-то ещё.

Меня только ещё интересует вопрос: если номера с косяками, то отзывы на букинге должны быть ниже? И поток гостей туда должен сократиться? Или как это работает?

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Это работает очень интересно: пока отель был свежий, первые лет 5-6 он работал на рейтинг, а потом постепенно начал скатываться, но рейтинг не падает сокрушительно, поэтому они могут какое-то время паразитировать на былой славе.

На букинге нельзя выставить временное окно рейтингов, типа за последние пол-года например, жрите что дают.

По сути, отельеры стали заложниками букинга, нет альтернатив и не предвидится.

Ответить
Развернуть ветку
vinta

некоторые сети отелей в европе действительно дешевле при брони на своем сайте (easyhotel, citizenM), пусть на 10 евро, но 10 евро тоже деньги) 

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Легкий финт ушами со мной провернули пару раз в Грузии. Просят отменить бронь с заявкой на отмену штрафа, а они подтверждают отмену бесплатно.
Страна бедная, мне не жалко

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Я так в волгограде отменял.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Так "Страна бедная, мне не жалко" можно и о Волгограде сказать

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Но там не из за этого.
Я накосячил и забронил на одного, а приехал с женой и двумя детьми и ценник сильно отличался естественно. (Бронил в пути с телефона).
Там предложили снять бронь на букинге и заселиться за первоначальную цену.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

О у меня в этом году вся Италия под этим лозунгом прошла. 2 из 3-х отелей так сделали под разными предлогами

Ответить
Развернуть ветку
300 комментариев
Раскрывать всегда