Как Booking.com «взламывает» пользователей, используя когнитивные искажения

Когда вы последний раз искали жильё на сайте Booking.com? Вспомните ваши ощущения. Испытывали ли вы стресс? Если да, вы попались на когнитивные уловки.

В закладки
Аудио

С момента появления поведенческой экономики в 70-х годах 20 века её наработки активно интересовали бизнес. Неудивительно: Даниель Канеман вместе с коллегами впервые исследовали не лабораторного человека со стерильно рациональным экономическим поведением, а живого, со всеми присущими ему ошибками восприятия и субъективностью.

Когнитивные искажения — систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные эволюционными особенностями мозга, призванные упрощать и автоматизировать принятие решений, сберегать энергию и повышать эффективность.

Сейчас когнитивные искажения активно эксплуатируются в маркетинге, дизайне, проектировании сервисов и продуктов.

Рассмотрим, как это работает на примере Booking.com.

Booking.com, при всей своей кажущейся интерфейсной избыточности, прекрасно эксплуатирует базовые поведенческие триггеры. Дизайнеры Booking.com, в отличие от Airbnb, не проектируют красивые интерфейсы, кнопки и анимации. Они проектируют эмоции: страх, жадность и чувство социальной принадлежности.

Машина убеждения интернет-гиганта базируется на четырёх базисных поведенческих стимулах:

  1. Чувство страха.
  2. Чувство жадности.
  3. Эффект социального одобрения.
  4. Боязнь потери.

Чувство страха и эффект дефицита

Негативные эмоции, в частности страх, обладают наибольшей силой и побуждают почти к мгновенным и часто бессмысленным действиям, призванным подавить негативные и дискомфортные ощущения.

Вы не успели!

Когда вы искали отель на сайте, вы могли заметить, что в верхней части выдачи сервис отображает варианты, в которых уже закончились свободные номера.

Зачем? Чтобы создать эффект дефицита и ввести вас в дискомфортное состояние. Тем самым подтолкнув вас к бронированию.

Пользуется спросом — на нашем сайте остался всего один номер!
Забронировано 6 раз на ваши даты за последние 12 часов

Booking.com не просто эксплуатирует чувство страха, что делают многие. Booking.com сознательно проектирует среду страха, бомбардируя вас десятками стимулов за сеанс.

Цель — выключить рациональные механизмы принятия решений и включить эволюционные реакции «бей — беги».

Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)

Ещё несколько формулировок для усиления чувства страха:

  • «Три пользователя сейчас просматривают страницу».
  • «Последнее бронирование: пять часов назад».
  • «Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)».
  • «Вам улыбнулась удача — здесь обычно нет мест!»

Но страх — не единственный элемент в формуле убеждения Booking.com.

Чувство жадности

Когда вы окончательно погружены в тревожное состояние — самое время для позитивного подкрепления.

Бесплатное повышение категории номера

Ещё варианты:

  • «Забронируйте проживание в городе N и получите скидку 15% на аренду любого автомобиля».
  • «Ваши Genius-преимущества: скидка 15%».

Эффект социального одобрения

Когда люди не могут определиться с поведением или сделать выбор, они предпочитают ориентироваться на других людей, предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией.

  • «Хороший вариант для пар — они оценили удобства для поездки вдвоем на 9,1».
  • «Этот вариант оправдал или превысил ожидания 97% гостей, оставивших отзыв».
  • «Хит продаж в городе Неаполь!».

Боязнь потери

Микс чувства страха и чувства жадности. Люди гораздо чаще пытаются избежать утраты, нежели сосредотачиваются на потенциальных выгодах.

  • «Бесплатная отмена бронирования. Без предоплаты».
  • «Вы можете оформить бронирование без кредитной карты».

Выводы

В следующий раз, когда соберётесь в отпуск и будете в тревоге искать жилье на сайтах бронирования, помните, что ваши эмоции спроектированы дизайнерами сервиса, которые страстно хотят проскочить через строгую таможню вашей рациональности в зону автоматических полусознательных реакций.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Михаил Ярошук", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u0438","\u0431\u0440\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","bookingcom"], "comments": 275, "likes": 327, "favorites": 531, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 89272, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Nov 2019 11:12:24 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89272, "author_id": 202683, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89272\/get","add":"\/comments\/89272\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89272"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
275 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
92

отличная заметка!
Booking.com, конечно, самый заметный "стимулятор принятия решения на месте". Многие инет-магазины так или иначе используют его идеи. Например, "на складе осталось всего 2 штуки товара <...>" и т.д.

При этом, как довольно частый и давний пользователь Букинга, могу сказать, что на 8 году использования все фокусы уже более-менее известны и "стимуляторы" практически не действуют.
Более того, зная о таких "когнитивных триггерах" небольшие гостиницы используют их в своих интересах - выставляют не весь номерной фонд под крупные праздники, а постепенно по 1-2 номера доступных, пока их не купят с триггерами "ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО 1 номер!!!)".

Ответить
110

На 8ом году использования... не действуют. 

Напомнило анекдот, 8 лет курю, никакого привыкания.

Ответить
9

не, ну гостиницы то всё равно нужны - куда деваться, у Букинга самая большая база.
Речь о том, что эти "триггеры" меня не стимулируют принять решение быстрее - я от 10 до 30 раз варианты самые разные смотрю, прежде чем бронь сделать )

Ответить
6

Да это понятно, просто смешно вышло. Я тоже букинг использую как каталог отелей. Бронировать, чаще всего, выгоднее через сайт или почту отеля. В последний раз вышло дешевле на 100 евро + номер с балконом, а на букинге без.

Ответить
14

А я сталкивался только с обратным, зачастую уточняя цену напрямую, она оказывается процентов на 20-40 выше (это касается в основном России) и даже сталкивался, что при заселении просили показать, что в подтверждении букинга «такая маленькая стоимость».

Ответить
7

Тоже самое. Всегда дверные цены выше были. Доходит до маразма. Дешевле на лавочке с телефона зайти на букинг и забронировать отель там, чем зайти и забронировать не рецепе...

Ответить
3

Со стойки всегда было дороже. В любой стране.

Ответить
1

Вот и я о чем. Нафиг мне связываться с отелем, если букинг, как и убер с таксистами успешно нагибает отели вместо меня?

Отельеры клянут букинг за то, что он с них гребет деньги и давит цены, но нам, туристам он реально выгоден! Уж не говоря о том, что за путешествие бронирую примерно пять-шесть отелей, а смотрины проходит отелей под сотню. Как без букинга все это устроить?

Ответить
1

Не совсем так. На сайте самого отеля обычно заказываю дешевле. Букинг удобен, что можно без оплаты и блокировки суммы на карте застолбить номер. А иногда на Б выскакивает спеццена.

Ответить
0

Ну я будучи акционером со стажем, вообще не понимаю, что это за отель без спеццены. Наверное, он не хочет мои денежки...

Ответить
0

У нас в http://hotel-biblioteka.ru мы делаем цены ниже, чем на букинге, особенно если человек на длительный срок от 5 дней,  всегда идем на встречу если приезжают на лечение, обучение. Я думаю все малые средства размещения сейчас повернуты лицом к клиентам ) 

Ответить
0

И я с таким сталкивался, именно у дверей отеля. Но в моем посте речь о предварительной броне через сайт или почту.

Ответить
0

Во всех случаях когда я проверял цену на сайте отеля - она была выше.
К тому же Букинг обещает сдать жильё по более низкой цене, если вы нашли в другом месте этот Отель дешевле. Хотя я не проверял это предложение так как таких случаев пока не было.

Ответить
0

Желаю вам дорасти до сетевых отелей из ваших ночлежек 😂 картина перевернется

Ответить
1

Уже давно. В основном отдаю предпочтение Radisson.

Но так как всё-таки в разных местах не всегда есть отели одной сети и снимаю номера в разных сетях, то не являюсь участником программы лояльности. А зачесть бронирование в программе лояльности в основном дают если бронируешь напрямую, а не через Букинг.

В итоге при сравнении цен всё равно через букинг дешевле. Возможно выгоднее если часто бронируешь напрямую в одной сети.

Интересно посмотреть примеры крупных отелей, где цена напрямую меньше.

Ответить
0

регистрация - 1 минута, только e-mail ввести. Да сетей много, но даже ради 1 бронирования не сложно зарегистироваться

Ответить
0

Последнее время все-таки дешевле прямо в отеле,а когда я нашла дешевле цену-Букинг отморозился,на письма не отвечал,дозвониться невозможно

Ответить
1

Вот, вот. Наш народ напаривает букинг. Многие звонят напрямую.

Ответить
0

Можно пример, пожалуйста?

Ответить
0

записывайте: марриотт, хилтон, интерконтиненталь отель групп, аккор отельс, видхам...

Ответить
2

Бронировал в Хилтоне и Марриотт в разных странах. Сравнивал стоимость на сайте и на Букинге - без регистрации в программе лояльности цены одинаковые, с программой лояльности по-моему тариф мог быть на 5% меньше на сайте отеля. Но с учетом того, что я получаю через партнера Букинга неограниченный кэшбек деньгами 10% от суммы всех бронирований, то всё равно через Букинг дешевле.

Ответить
0

Какой партнер Букинга дает кэшбэк 10%?

Ответить
0

Тинькофф =)

Ответить
0

Кэшем или плюшками?

Ответить
0

Как я указал в комментарии выше - кэшем

Ответить
0

Дайте, пожалуйста, ссылку на программу

Ответить
0

Да и мастеркард со своим кешбеком так же вам в помощь...

Ответить
0

Спасибо! Видимо у больших сетей особые отношения с Букингом. Я до таких отелей не дорос )))

Ответить
0

большим сетям букинг вообще не интересен - они сами продают много, и скорее экспедия + корпоративные контракты дают поток

Ответить
0

Громкое заявление, я думаю, это не так. Я думаю, они вынужденны терпеть друг друга и договариваться.

Ответить
0

В мае так делали. Забронировали на букинге, но отель сам предложил нам перебронировать у них напрямую на более выгодных условиях.

Ответить
0

Насколько эти условия были выгодны? Вот, смотрите. Букинг берет с отелей 12% комиссии. Если Вы бронируете отель на Букинге с заходом через кэшбэк-сайт (типа topcashback или аналогов), то от общей суммы бронирования получите назад 5-7%. Еще 2% назад я получаю с кредитки (а райффайзен платит и до 5%).
То есть, по сути, практически всю свою комиссию Букинг и так отдает мне. Скажите, что должен предложить мне отель, чтобы я от этого отказался?

Ответить
0

апгрейд в люкс например? который может быть до 4 и более раз в деньгах выше стоимости самого номера. когда сможете кешбеками столько накешбечить? лет через 20 хотя бы на 1 люкс? 

Ответить
1

У меня набирается около сорока отельных ночей в году. Где-то по 100 баков за ночь в среднем. Если я бронирую через hotels.com, то кэшбэк достигает 18%. Если через Букинг, то 10% + скидка гениус (по факту, те же деньги). То есть, экономия за счет использования этих сервисов получается около 700 долларов в год. Это - неделя отдыха в хорошем отеле (все за те же сто долларов за ночь).

Я так понимаю, Вы предлагаете поменять все это на гипотетическую возможность быть апгрейднутым в люкс? Лично я не вижу в этом смысла. Давайте, посчитаем. Сколько ночей в прошлом году Вы провели в отелях? Сколько, в среднем, стоила ночь? И сколько раз Вас апгрейдили в люкс?

Ответить
0

вы не сэкономили 700 долларов,  не хочу вас расстраивать, а оплатили этот кешбек своими же деньгами  сначала. 

на сайтах сетей/отелей даже формальная скидка 5%, но бывает и 30% (по факту 25-28 с учетом налогов) ниже букинга. 

Бонусными баллами получите 12%-18% назад без всяких акций и статусов, а если с акциями и статусами то до двух раз больше, но да потратить сможете только в этой сети, или в некоторых случаях перевести в авиамили разных авиакомпаний иногда даже выгодно. 

Плюс получите апгрейды, затраки , лаунджы - а это уже может многократно за деньги превышать ваши траты. 

я провожу вне дома около 300 ночей в году, но не все в отелях, длительные проживания в апартаментах и квартирах. выгоду сетевых отелей понял только в этом году и только накопил статусы. но даже без статусов 
на 27 ночей Марриотта получил:
три ночи по цене двух (по сути - 33%) по акции.
два люкса по доброй воле отелей, хотя один может быть зачтен за полулюкс формально так как спальня была не за дверью а за шторами, но если учесть что это историческое здание и роскошный отель а перепланировка может быть вовсе запрещена, то формальное условие отдельной спальни можно простить
завтрак на двоих бесплатно (отдельно 1800 вроде на человека) в курортном отеле. справедливости ради было заявлено что завтрак только для клиентов visa и спонсор видимо платежная система(пришлось поискать карту нужную для бронирования) 
Два апгрейда до огромного номера с панорамным видом на море (но не люкс) в шикарном курортном отеле, включая во втором случае и апгрейд второго номера в брони для родственников
еще один апгрейд в пространный номер сильно больше и дороже стандартного, по доброй воле отеля 
один апгрейд уже положенный по статусу. 
Примерно 15 поздних выездов (100% когда запрашивал), что позволило например посещать СПА/бассейны без спешки по сути весь активный световой день или просто выспаться. 
И это я еще действовал не системно. так как следующий шаг получение статуса где всегда будут люкс (при из доступности конечно), бесплатные завтраки и круглосуточный доступ в лаундж (по сути еда и напитки бесплатно) 
за деньги блага многократно будут больше трат, но надо понимать что для отеля они или бесплатны или почти бесплатны; 

Ответить
0

Бывает букинг с отелей берет и 25%

Ответить
–1

Вот у кого научился Яндекс с его сервисом Яндекс.такси. 25% вроде среди бандитов 90-х было приличным поведением? Или не очень?

Ответить
0

Татьяна Вы уже 3я или 5я кто рассказывает удивительные истории без конкретики. Дайте сайт или название отеля, чтобы в этом убедиться, пожалуйста.

Ответить
0

согласен. часто на сайте отеля дешевле чем у на букинге с 10 или 15% скидкой лояльности.

Ответить
1

Можно пример?

Ответить
0

Хм, сейчас стал смотреть, может что-то поменялось, декабрь же, нг скоро, а может просто невнимательно смотрел мало обращал внимания на значок genios на цене. Посмотрел сейчас московские шерстон и турист, цены совпадают  у букинга и сайтов отелей.

Ответить
0

Букинг запрещает отелям напрямую давать скидки и они регулярно проверяют. Странно, как это Вам удалось

Ответить
1

пользователь оставляет мыло. все теперь он уже член клуба постоянных гостей отеля и на него правило не действует. вот глядите пример -40% +-
https://travelbelka.ru/pochemu-ne-nuzhno-polzovatsya-bukingom/

Ответить
0

Не знаю, как в других странах, но в Италии это правило уже не действует и на сайте отеля действительно цена может быть дешевле чем на Букинге

Ответить
0

Можно пример?

Ответить
2

Да,я бронировала отель в Буэнос-Айресе,на Букинге 670$+налоги,на сайте отеля 600 с налогами,и ещё в Аргентине возвращают такс фри не гражданам

Ответить
0

Не думаю, что не действует. Сделайте скриншот с сайта отеля и пришлите в Букинг. В таких случаях они обещают вернуть разницу.

Ответить
0

Но не возвращают!!!

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }