Как Booking.com «взламывает» пользователей, используя когнитивные искажения
Когда вы последний раз искали жильё на сайте Booking.com? Вспомните ваши ощущения. Испытывали ли вы стресс? Если да, вы попались на когнитивные уловки.
С момента появления поведенческой экономики в 70-х годах 20 века её наработки активно интересовали бизнес. Неудивительно: Даниель Канеман вместе с коллегами впервые исследовали не лабораторного человека со стерильно рациональным экономическим поведением, а живого, со всеми присущими ему ошибками восприятия и субъективностью.
Сейчас когнитивные искажения активно эксплуатируются в маркетинге, дизайне, проектировании сервисов и продуктов.
Рассмотрим, как это работает на примере Booking.com.
Booking.com, при всей своей кажущейся интерфейсной избыточности, прекрасно эксплуатирует базовые поведенческие триггеры. Дизайнеры Booking.com, в отличие от Airbnb, не проектируют красивые интерфейсы, кнопки и анимации. Они проектируют эмоции: страх, жадность и чувство социальной принадлежности.
Машина убеждения интернет-гиганта базируется на четырёх базисных поведенческих стимулах:
- Чувство страха.
- Чувство жадности.
- Эффект социального одобрения.
- Боязнь потери.
Чувство страха и эффект дефицита
Негативные эмоции, в частности страх, обладают наибольшей силой и побуждают почти к мгновенным и часто бессмысленным действиям, призванным подавить негативные и дискомфортные ощущения.
Когда вы искали отель на сайте, вы могли заметить, что в верхней части выдачи сервис отображает варианты, в которых уже закончились свободные номера.
Зачем? Чтобы создать эффект дефицита и ввести вас в дискомфортное состояние. Тем самым подтолкнув вас к бронированию.
Ещё несколько формулировок для усиления чувства страха:
- «Три пользователя сейчас просматривают страницу».
- «Последнее бронирование: пять часов назад».
- «Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)».
- «Вам улыбнулась удача — здесь обычно нет мест!»
Но страх — не единственный элемент в формуле убеждения Booking.com.
Чувство жадности
Когда вы окончательно погружены в тревожное состояние — самое время для позитивного подкрепления.
Бесплатное повышение категории номера
Ещё варианты:
- «Забронируйте проживание в городе N и получите скидку 15% на аренду любого автомобиля».
- «Ваши Genius-преимущества: скидка 15%».
Эффект социального одобрения
Когда люди не могут определиться с поведением или сделать выбор, они предпочитают ориентироваться на других людей, предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией.
- «Хороший вариант для пар — они оценили удобства для поездки вдвоем на 9,1».
- «Этот вариант оправдал или превысил ожидания 97% гостей, оставивших отзыв».
- «Хит продаж в городе Неаполь!».
Боязнь потери
Микс чувства страха и чувства жадности. Люди гораздо чаще пытаются избежать утраты, нежели сосредотачиваются на потенциальных выгодах.
- «Бесплатная отмена бронирования. Без предоплаты».
- «Вы можете оформить бронирование без кредитной карты».
Выводы
В следующий раз, когда соберётесь в отпуск и будете в тревоге искать жилье на сайтах бронирования, помните, что ваши эмоции спроектированы дизайнерами сервиса, которые страстно хотят проскочить через строгую таможню вашей рациональности в зону автоматических полусознательных реакций.
отличная заметка!
Booking.com, конечно, самый заметный "стимулятор принятия решения на месте". Многие инет-магазины так или иначе используют его идеи. Например, "на складе осталось всего 2 штуки товара <...>" и т.д.
При этом, как довольно частый и давний пользователь Букинга, могу сказать, что на 8 году использования все фокусы уже более-менее известны и "стимуляторы" практически не действуют.
Более того, зная о таких "когнитивных триггерах" небольшие гостиницы используют их в своих интересах - выставляют не весь номерной фонд под крупные праздники, а постепенно по 1-2 номера доступных, пока их не купят с триггерами "ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО 1 номер!!!)".
Напомнило анекдот, 8 лет курю, никакого привыкания.
не, ну гостиницы то всё равно нужны - куда деваться, у Букинга самая большая база.
Речь о том, что эти "триггеры" меня не стимулируют принять решение быстрее - я от 10 до 30 раз варианты самые разные смотрю, прежде чем бронь сделать )
Да это понятно, просто смешно вышло. Я тоже букинг использую как каталог отелей. Бронировать, чаще всего, выгоднее через сайт или почту отеля. В последний раз вышло дешевле на 100 евро + номер с балконом, а на букинге без.
А я сталкивался только с обратным, зачастую уточняя цену напрямую, она оказывается процентов на 20-40 выше (это касается в основном России) и даже сталкивался, что при заселении просили показать, что в подтверждении букинга «такая маленькая стоимость».
Тоже самое. Всегда дверные цены выше были. Доходит до маразма. Дешевле на лавочке с телефона зайти на букинг и забронировать отель там, чем зайти и забронировать не рецепе...
Со стойки всегда было дороже. В любой стране.
Вот и я о чем. Нафиг мне связываться с отелем, если букинг, как и убер с таксистами успешно нагибает отели вместо меня?
Отельеры клянут букинг за то, что он с них гребет деньги и давит цены, но нам, туристам он реально выгоден! Уж не говоря о том, что за путешествие бронирую примерно пять-шесть отелей, а смотрины проходит отелей под сотню. Как без букинга все это устроить?
Не совсем так. На сайте самого отеля обычно заказываю дешевле. Букинг удобен, что можно без оплаты и блокировки суммы на карте застолбить номер. А иногда на Б выскакивает спеццена.
На самом деле на "букинг" можно посмотреть названия отелей,координаты,контакты а бронировать выгоднее через Google map в разделе отели,гостиницы либо напрямую через сайт отеля.
Ну я будучи акционером со стажем, вообще не понимаю, что это за отель без спеццены. Наверное, он не хочет мои денежки...
На самом деле отельеру всегда выгоднее разпределить комиссию для "букинга" между гостем и своим отелем чем тупо отсылать деньги в голландию...
Да, он не рад отсылать деньги в голландию, но букинг дает трафик. А единичный турист трафик не дает, поэтому и скидку не получит.
23 марта
Andre Shevchenko
Трафик даёт "Google maps" бесплатно,просто зайти в разделе отели,гостиницы.Сравнить фото,отзывы ,цены на выбранный в "букинге"отель и забронировать его напрямую,без посредников по выгодной цене.Кстати можно поторговаться.В "Google maps" ссылки на эл.почту и телефоны отелей общедоступны!Вот такой вам лайфхак товарищ Любимов.