Как Booking.com «взламывает» пользователей, используя когнитивные искажения

Когда вы последний раз искали жильё на сайте Booking.com? Вспомните ваши ощущения. Испытывали ли вы стресс? Если да, вы попались на когнитивные уловки.

С момента появления поведенческой экономики в 70-х годах 20 века её наработки активно интересовали бизнес. Неудивительно: Даниель Канеман вместе с коллегами впервые исследовали не лабораторного человека со стерильно рациональным экономическим поведением, а живого, со всеми присущими ему ошибками восприятия и субъективностью.

Когнитивные искажения — систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные эволюционными особенностями мозга, призванные упрощать и автоматизировать принятие решений, сберегать энергию и повышать эффективность.

Сейчас когнитивные искажения активно эксплуатируются в маркетинге, дизайне, проектировании сервисов и продуктов.

Рассмотрим, как это работает на примере Booking.com.

Booking.com, при всей своей кажущейся интерфейсной избыточности, прекрасно эксплуатирует базовые поведенческие триггеры. Дизайнеры Booking.com, в отличие от Airbnb, не проектируют красивые интерфейсы, кнопки и анимации. Они проектируют эмоции: страх, жадность и чувство социальной принадлежности.

Машина убеждения интернет-гиганта базируется на четырёх базисных поведенческих стимулах:

  1. Чувство страха.
  2. Чувство жадности.
  3. Эффект социального одобрения.
  4. Боязнь потери.

Чувство страха и эффект дефицита

Негативные эмоции, в частности страх, обладают наибольшей силой и побуждают почти к мгновенным и часто бессмысленным действиям, призванным подавить негативные и дискомфортные ощущения.

Вы не успели!

Когда вы искали отель на сайте, вы могли заметить, что в верхней части выдачи сервис отображает варианты, в которых уже закончились свободные номера.

Зачем? Чтобы создать эффект дефицита и ввести вас в дискомфортное состояние. Тем самым подтолкнув вас к бронированию.

Пользуется спросом — на нашем сайте остался всего один номер!
Забронировано 6 раз на ваши даты за последние 12 часов

Booking.com не просто эксплуатирует чувство страха, что делают многие. Booking.com сознательно проектирует среду страха, бомбардируя вас десятками стимулов за сеанс.

Цель — выключить рациональные механизмы принятия решений и включить эволюционные реакции «бей — беги».

Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)

Ещё несколько формулировок для усиления чувства страха:

  • «Три пользователя сейчас просматривают страницу».
  • «Последнее бронирование: пять часов назад».
  • «Город N — очень популярное направление на выбранные даты (забронировано 88% объектов размещения)».
  • «Вам улыбнулась удача — здесь обычно нет мест!»

Но страх — не единственный элемент в формуле убеждения Booking.com.

Чувство жадности

Когда вы окончательно погружены в тревожное состояние — самое время для позитивного подкрепления.

Бесплатное повышение категории номера

Ещё варианты:

  • «Забронируйте проживание в городе N и получите скидку 15% на аренду любого автомобиля».
  • «Ваши Genius-преимущества: скидка 15%».

Эффект социального одобрения

Когда люди не могут определиться с поведением или сделать выбор, они предпочитают ориентироваться на других людей, предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией.

  • «Хороший вариант для пар — они оценили удобства для поездки вдвоем на 9,1».
  • «Этот вариант оправдал или превысил ожидания 97% гостей, оставивших отзыв».
  • «Хит продаж в городе Неаполь!».

Боязнь потери

Микс чувства страха и чувства жадности. Люди гораздо чаще пытаются избежать утраты, нежели сосредотачиваются на потенциальных выгодах.

  • «Бесплатная отмена бронирования. Без предоплаты».
  • «Вы можете оформить бронирование без кредитной карты».

Выводы

В следующий раз, когда соберётесь в отпуск и будете в тревоге искать жилье на сайтах бронирования, помните, что ваши эмоции спроектированы дизайнерами сервиса, которые страстно хотят проскочить через строгую таможню вашей рациональности в зону автоматических полусознательных реакций.

0
303 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Ilyin

отличная заметка!
Booking.com, конечно, самый заметный "стимулятор принятия решения на месте". Многие инет-магазины так или иначе используют его идеи. Например, "на складе осталось всего 2 штуки товара <...>" и т.д.

При этом, как довольно частый и давний пользователь Букинга, могу сказать, что на 8 году использования все фокусы уже более-менее известны и "стимуляторы" практически не действуют.
Более того, зная о таких "когнитивных триггерах" небольшие гостиницы используют их в своих интересах - выставляют не весь номерной фонд под крупные праздники, а постепенно по 1-2 номера доступных, пока их не купят с триггерами "ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО 1 номер!!!)".

Ответить
Развернуть ветку
Того трек перематывал
На 8ом году использования... не действуют. 

Напомнило анекдот, 8 лет курю, никакого привыкания.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

не, ну гостиницы то всё равно нужны - куда деваться, у Букинга самая большая база.
Речь о том, что эти "триггеры" меня не стимулируют принять решение быстрее - я от 10 до 30 раз варианты самые разные смотрю, прежде чем бронь сделать )

Ответить
Развернуть ветку
Того трек перематывал

Да это понятно, просто смешно вышло. Я тоже букинг использую как каталог отелей. Бронировать, чаще всего, выгоднее через сайт или почту отеля. В последний раз вышло дешевле на 100 евро + номер с балконом, а на букинге без.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Вот, вот. Наш народ напаривает букинг. Многие звонят напрямую.

Ответить
Развернуть ветку
Bublikov Anton

Можно пример, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов

записывайте: марриотт, хилтон, интерконтиненталь отель групп, аккор отельс, видхам...

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gold

Бронировал в Хилтоне и Марриотт в разных странах. Сравнивал стоимость на сайте и на Букинге - без регистрации в программе лояльности цены одинаковые, с программой лояльности по-моему тариф мог быть на 5% меньше на сайте отеля. Но с учетом того, что я получаю через партнера Букинга неограниченный кэшбек деньгами 10% от суммы всех бронирований, то всё равно через Букинг дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Какой партнер Букинга дает кэшбэк 10%?

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gold

Тинькофф =)

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Кэшем или плюшками?

Ответить
Развернуть ветку
Mr Gold

Как я указал в комментарии выше - кэшем

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Дайте, пожалуйста, ссылку на программу

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кохонов

Да и мастеркард со своим кешбеком так же вам в помощь...

Ответить
Развернуть ветку
Bublikov Anton

Спасибо! Видимо у больших сетей особые отношения с Букингом. Я до таких отелей не дорос )))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов

большим сетям букинг вообще не интересен - они сами продают много, и скорее экспедия + корпоративные контракты дают поток

Ответить
Развернуть ветку
Bublikov Anton

Громкое заявление, я думаю, это не так. Я думаю, они вынужденны терпеть друг друга и договариваться.

Ответить
Развернуть ветку
Таня Исайчева-Терновская

В мае так делали. Забронировали на букинге, но отель сам предложил нам перебронировать у них напрямую на более выгодных условиях.

Ответить
Развернуть ветку
Bublikov Anton

Татьяна Вы уже 3я или 5я кто рассказывает удивительные истории без конкретики. Дайте сайт или название отеля, чтобы в этом убедиться, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Насколько эти условия были выгодны? Вот, смотрите. Букинг берет с отелей 12% комиссии. Если Вы бронируете отель на Букинге с заходом через кэшбэк-сайт (типа topcashback или аналогов), то от общей суммы бронирования получите назад 5-7%. Еще 2% назад я получаю с кредитки (а райффайзен платит и до 5%).
То есть, по сути, практически всю свою комиссию Букинг и так отдает мне. Скажите, что должен предложить мне отель, чтобы я от этого отказался?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов

апгрейд в люкс например? который может быть до 4 и более раз в деньгах выше стоимости самого номера. когда сможете кешбеками столько накешбечить? лет через 20 хотя бы на 1 люкс? 

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

У меня набирается около сорока отельных ночей в году. Где-то по 100 баков за ночь в среднем. Если я бронирую через hotels.com, то кэшбэк достигает 18%. Если через Букинг, то 10% + скидка гениус (по факту, те же деньги). То есть, экономия за счет использования этих сервисов получается около 700 долларов в год. Это - неделя отдыха в хорошем отеле (все за те же сто долларов за ночь).

Я так понимаю, Вы предлагаете поменять все это на гипотетическую возможность быть апгрейднутым в люкс? Лично я не вижу в этом смысла. Давайте, посчитаем. Сколько ночей в прошлом году Вы провели в отелях? Сколько, в среднем, стоила ночь? И сколько раз Вас апгрейдили в люкс?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов

вы не сэкономили 700 долларов,  не хочу вас расстраивать, а оплатили этот кешбек своими же деньгами  сначала. 

на сайтах сетей/отелей даже формальная скидка 5%, но бывает и 30% (по факту 25-28 с учетом налогов) ниже букинга. 

Бонусными баллами получите 12%-18% назад без всяких акций и статусов, а если с акциями и статусами то до двух раз больше, но да потратить сможете только в этой сети, или в некоторых случаях перевести в авиамили разных авиакомпаний иногда даже выгодно. 

Плюс получите апгрейды, затраки , лаунджы - а это уже может многократно за деньги превышать ваши траты. 

я провожу вне дома около 300 ночей в году, но не все в отелях, длительные проживания в апартаментах и квартирах. выгоду сетевых отелей понял только в этом году и только накопил статусы. но даже без статусов 
на 27 ночей Марриотта получил:
три ночи по цене двух (по сути - 33%) по акции.
два люкса по доброй воле отелей, хотя один может быть зачтен за полулюкс формально так как спальня была не за дверью а за шторами, но если учесть что это историческое здание и роскошный отель а перепланировка может быть вовсе запрещена, то формальное условие отдельной спальни можно простить
завтрак на двоих бесплатно (отдельно 1800 вроде на человека) в курортном отеле. справедливости ради было заявлено что завтрак только для клиентов visa и спонсор видимо платежная система(пришлось поискать карту нужную для бронирования) 
Два апгрейда до огромного номера с панорамным видом на море (но не люкс) в шикарном курортном отеле, включая во втором случае и апгрейд второго номера в брони для родственников
еще один апгрейд в пространный номер сильно больше и дороже стандартного, по доброй воле отеля 
один апгрейд уже положенный по статусу. 
Примерно 15 поздних выездов (100% когда запрашивал), что позволило например посещать СПА/бассейны без спешки по сути весь активный световой день или просто выспаться. 
И это я еще действовал не системно. так как следующий шаг получение статуса где всегда будут люкс (при из доступности конечно), бесплатные завтраки и круглосуточный доступ в лаундж (по сути еда и напитки бесплатно) 
за деньги блага многократно будут больше трат, но надо понимать что для отеля они или бесплатны или почти бесплатны; 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Паньков

Бывает букинг с отелей берет и 25%

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Вот у кого научился Яндекс с его сервисом Яндекс.такси. 25% вроде среди бандитов 90-х было приличным поведением? Или не очень?

Ответить
Развернуть ветку
300 комментариев
Раскрывать всегда