Как настроить взаимодействие отделов маркетинга и продаж

Чтобы без конфликтов и потери клиентов.

Как настроить взаимодействие отделов маркетинга и продаж

Отношения маркетологов и продажников в профессиональной среде давно стали поводом для анекдотов. Конечно, все понимают, что по большей части такие насмешки — это преувеличение, но недопонимание все же существует. Как настроить взаимодействие отделов, чтобы недопонимание превратилось в партнерство на благо компании, рассуждают тимлид маркетинга UIS Яна Альбрехт и руководитель отдела продаж UIS Екатерина Владек.

Отношения маркетологов и продажников в профессиональной среде давно стали поводом для анекдотов, почти как про зятя и тещу. Конечно, все понимают, что по большей части такие насмешки — это сильное преувеличение. Однако, как говорится, дыма без огня не бывает, и раз подобные истории становятся частью профессионального фольклора, то для этого есть основание. Не всегда это ярко выраженные конфликты, возможно, существует просто некое недопонимание. Но и оно сильно отражается на главной цели компании — привлечь как можно больше клиентов.

Точки соприкосновения

Задача отдела продаж — выполнение плана. В разных компаниях план может как спускаться сверху, со стороны исполнительного или операционного директора, так и формироваться руководителем отдела продаж, который составляет планы на месяц, квартал, год, исходя из показателей прошлых лет, воронки продаж, анализа пиковых месяцев, сезонности и прочего. И в этом смысле продажники очень зависят от маркетинга, у которого есть своя стратегия и свое планирование. И если маркетинг не планирует привлечь в этом году, условно, миллион лидов, то выполнить свои планы продажникам будет намного сложнее.

Второй вопрос, по которому могут расходиться подходы у двух отделов — это, собственно, клиенты. Отделу продаж важно правильно и точно квалифицировать их на входе, чтобы понимать, каким образом взаимодействовать и максимально коротким путем привести к сделке. А на тех, кто не соответствует «портрету», не стоит тратить время и ресурсы.

У маркетинга могут быть далеко идущие планы: бывает, что потенциальный клиент на данный момент к покупке не готов. И если отпустить его сейчас, то он больше не вернется – когда возникнет потребность в подобных услугах, он уже забудет, что общался именно с этой компанией. А значит, нужно «прогревать» его, держать связь и в нужный момент снова напомнить о себе. И в этом случае будет гораздо продуктивнее, если отделы «на берегу» договорятся о квалификации клиентов, выгодной всем сторонам.

Как настроить взаимодействие отделов маркетинга и продаж

Кризис доверия и как с ним бороться

Настроить коммуникацию помогают единые критерии оценки. Часто в отделе маркетинга результатом работы может быть обращение или трафик. В отделе продаж лидом считают клиента, который потенциально готов купить. Важно, чтобы у обоих понимание лида, обращения, целевого клиента совпадало. И в этом поможет CRM – сервис, в котором оба отдела плотно работают. Именно правильно заполненные карточки с полной информацией дают возможность и продажникам, и маркетологам оперативно анализировать клиентов и ситуацию на рынке. Регулировать «подогрев» тех, кто потенциально может стать клиентами компании и активизировать продажи тем, кто уже ими стал.

Как настроить взаимодействие отделов маркетинга и продаж
Екатерина Владек
руководитель отдела продаж UIS

В нашей компании внедрена независимая (это важно!) система контроля качества. Есть отдел, который прослушивает все входящие обращения от клиентов и следит за качеством заполнения CRM-системы. Проверяет, действительно ли менеджер по продажам задал все необходимые вопросы, чтобы провести квалификацию клиента, правильно ли он понял ответы и правильно ли зафиксировал квалификацию в системе. Это позволяет видеть всю картину как в отделе маркетинга, так и в отделе продаж.

Яна Альбрехт
тимлид отдела маркетинга UIS

Для маркетолога очень важна чистота заполнения данных и умение с ними работать, склеивать с теми показателями, которые влияют на бюджеты. Чем больше нужных данных мы получаем в CRM, чем они чище, и мы можем им доверять, тем качественнее мы работаем с аудиторией.

О пользе неформального общения

Регламентированные и организованные процессы в компании невозможно переоценить, они ставят работу на поток, делают ее предсказуемой и эффективной. У нас запуск и контроль эффективности маркетинговой активности обязательно делается в связке между всеми структурами компании. Потому что маркетинговая активность должна соответствовать бизнес-процессам, быть прозрачной и понятной. Перед тем, как запустить новую кампанию, маркетологи презентуют ее отделам продаж, консалтинга, поддержки и получают от них обратную связь.

Если маркетинг действует самостоятельно, в отрыве от других подразделений, он может придумать историю, которая на практике нереализуема. Например, если нет взаимодействия со складом, отделом поставок, может случиться так, что активно продвигаемого товара просто нет в наличии.

Частая история, когда продажников не предупреждают заранее о старте маркетинговой активности. И вместо того, чтобы начинать продавать, обрабатывать входящие заявки, сотрудники вынуждены терять время на выяснение нюансов и подробностей. А со временем терять и клиентов.

Возможность высказывать свое мнение относительно новых маркетинговых решений должно быть у всех сотрудников. При этом важен уровень корпоративной культуры, в основе которого лежит принцип «критикуешь — предлагай». Не взаимные обвинения, а диалог, когда каждый знает, что он будет услышан. И тогда начинается самое интересное. Все процессы активизируются, диалоги перерастают в искреннее желание помочь друг другу, а не конкурировать.

Продажники — это, пожалуй, единственные люди в компании, которые имеют огромное количество информации непосредственно от клиентов. Они знают, что сейчас актуально, какие потребности клиенты хотят закрыть. И это прекрасная возможность помочь маркетингу, а значит, и компании в целом.

В 2022 году большое количество российских предпринимателей переехало за границу, появился запрос на организацию связи из-за рубежа. Мы подсветили это маркетингу. И он оперативно отреагировал на изменение ситуации, запустил маркетинговую активность, которая принесла нам большое количество лидов.

Екатерина Владек, руководитель отдела продаж UIS

Мы очень быстро подстроились, никто из наших конкурентов еще не рекламировался в таком формате для потенциальных клиентов, которые уехали за границу. Стоимость привлечения у нас была в два раза ниже, чем на прогретом, стандартном классическом рынке. То есть мы получили клиентов больше и дешевле.

Яна Альбрехт, тимлид отдела маркетинга UIS

В случае, если бы коммуникация шла по стандартному пути, и каждый отдел занимался только своим участком работы, процесс занял бы значительно больше времени. На анализ сделок, выяснение того факта, что основной поток запросов идет из-за рубежа, подготовку и запуск новых лендингов и рекламы ушла бы не одна неделя. За это время, возможно, подтянулись бы и конкуренты. Неформальная коммуникация помогла сократить время и сэкономить ресурсы.

Как настроить взаимодействие отделов маркетинга и продаж

Рынок как на ладони

Еще одна вещь, которую маркетинг может получить от отдела продаж, — это понимание, насколько продукты компании соответствуют потребностям клиентов. Придумывая маркетинговую активность, например, новые баннеры на сайте, маркетологи, как правило, ориентируются на то, что им самим известно о своей компании и ее продуктах. А клиенту иногда нужно совсем другое. Например, решать задачи, которые для компании не являются основными, но ее продукт их также может закрыть. Эту информацию можно получить только при ежедневном общении с клиентами, что и делает отдел продаж.

Мы часто слышали от клиентов, что им важно отслеживать обращения через электронную почту, чтобы понимать, с какого рекламного канала к ним пришли люди. Сначала мы предлагали им услуги нашего партнера, но, проанализировав данные, поняли, что таких запросов действительно много, и предложили разработать свой емейл-трекинг. А маркетинг под этот продукт готовит активности.

Екатерина Владек, руководитель отдела продаж UIS

Основная причина, по которой возникает кризис доверия между двумя отделами, это нехватка информации о том, что происходит в каждом из них. Самый простой способ с этим справиться, если совсем не получается договориться, — на несколько дней поменяться местами. Посадить продажника на место маркетолога и наоборот. Тогда сотрудники отдела продаж почувствуют, каково это — отвечать за бюджет, одновременно анализируя данные и придумывая креативы, а маркетологи увидят, насколько непросто работать в плотном потоке продаж. Отделы поймут, что гораздо продуктивнее подставлять коллегам плечо, а не разглядывать недостатки друг друга через увеличительное стекло.

1111
11
5 комментариев

Очень полезная статья! Спасибо!
От себя добавлю, что для дружбы маркетинга и продаж, процесс планирования продаж и лидов должен проходить вместе. Прямо РОП с директором по маркетингу и их общим руководителем. Каждый должен быть уверен, как он будет выполнять поставленную задачу.

3
Ответить
Автор

Спасибо за дополнение)

Ответить

Это вечное противостояние, ни разу не видел, чтобы они могли как-то нормально взаимодействовать "без драк"

Ответить

тоже часто сталкивалась с проблемой противостояния отдела, который привел клиента, и отдела который его обслужил (потерял).

Ответить

Ага, поменяешь их местами, а они такого навертят, не разгребешь потом)))

Ответить