{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Воронка событий в Google Analytics

Как понять реальный путь пользователя по сайту? На какие кнопки он нажал? Какие функции использовал чаще, а какие реже? Какой путь идеальный для успешной «активации» посетителя? Попробую ответить сразу на все эти вопросы.

Как сказал Микеланджело - «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». В случае если заранее знаешь - что хочешь получить, это хоть как-то выполнимая задача, но вот парадокс - при запуске стартапа вот совсем далеко не всегда можем понять, что лишнее, что важное, а что вроде важное и нужное, но никто об этом не знает :)

Это особенно актуально для новых сервисов с каким-то уникальным набором возможностей, где нет исследований конкурентов, отзывов на форумах типа «а добавьте еще вот такую штуку». Поэтому на помощь нам приходит Google Analytics.

Что такое воронка событий

До того как настраивать воронку событий - для начала неплохо было бы разобраться что это такое. Вот простой пример воронки:

​Находится эта воронка в GA на вкладке: Поведение-События-Карта событий.

Что мы здесь видим? Воронку поведения! Она многоуровневая и сложная, поэтому проще всего ее рассматривать по частям.

Столбец 1 - характеристики посетителей Здесь можно выбрать различные варианты характеристик. На скрине выше выбрана страна, но по сути, здесь можно выбрать, к примеру, только посетителей с мобильных, с определенным разрешением браузера или, к примеру, только тех кто пришел с конкретного рекламного источника.

Столбец 2 - это первый шаг (событие), который сделал пользователь после захода на сайт. Чем чаще используют функцию - тем выше она будет в списке.

Столбцы 3 и далее - это все те же шаги что и в столбце 2, но уже вариативные. Т.е. сюда попадают все шаги, которые пользователь совершил после любого из первого столбца.

Чтобы было проще сориентироваться, в Google Analytics есть удобная функция «подсвечивания» воронок. Достаточно кликнуть по любому событию и выбрать там «Показать проходящий здесь трафик»:

Сразу станет понятно, как пользователи чаще всего себя ведут, перед тем как пройти через нужное нам событие и после него.

Помимо непосредственно воронки - в отчетах Google Analytics есть по сути такая же штука, только в виде таблицы:

​Находится этот отчет на вкладке «Лучшие события».

Настройка событий

Вроде с тем, что это такое и зачем это надо - разобрались, осталось понять как это все настраивать.

По сути, все события настраиваются ровно точно также, как и цели в Google Analytics, но без целей :)

Скриним все!

Первый этап может показаться странным, но поверьте, он крайне важен. Надо сделать скрины всех функций и пронумеровать их. Например, вот так:

Скрин с альфа-версии Чеклистера https://checklister.io/share/ZkejQYE0KyQ9TD5m5KCv

Так скриним каждую УНИКАЛЬНУЮ функцию своего сервиса. Т.е. если на двух разных страницах функции дублируются - не надо их дважды пронумеровывать. Важно следить чтобы нумерация не повторялась. Если мы на скрине 1 закончили цифрой 9, как на скрине выше - то нумерация на следующем скрине начинается с 10. После того как все скрины сделаны - лучше их залить на какое-нибудь облако.

Рабочий документ

После того, как все функции пронумерованы - создаем экселевский документ. Я использую Google Drive и для хранения скринов с пронумерованными функциями и для экселя, чтобы ничего не потерялось. Эксель у нас будет делиться на 2 части - скрины и рабочая область и выглядеть будет следующим образом:

Первая часть (строчки 1-17) - это ссылки на скрины с пронумерованными функциями. Обратите внимание, что каждой ссылке на скрин присвоен номер, чтобы легко было ориентироваться.

Вторая часть (со строчки 20) - это уже рабочая область со списком будущих событий.

Итак, приступаем к заполнению рабочей области:

1 столбец - номер скрина (тот, что в строчках 1-17) чтобы его легко можно было найти в скринах.

2 столбец - номер функции, отмеченной на скрине

3 столбец - class (или event, или id). Этот столбец нужен в том случае, если настройка будет вестись через Google Tag Manager и по каким-то причинам не удается отследить использование конкретной функции. Можно просто добавить, к примеру, уникальный class или, например, js event чтобы данное событие отлавливать.

4, 5 и 6 столбцы - это название события разбитое на 3 части. Писать можно на любом языке, главное чтобы вам самим было понятно, что за действие совершил пользователь.

Я обычно разбиваю так:

  • Категория - это раздел на сайте, в котором находится пользователь;

  • Действие - название функции на странице;
  • Ярлык - использую не всегда, но чаще всего это просто уточнение.

Приведу пример для 4-6 столбцов, чтобы стало попонятнее.

Возьмем обычный интернет-магазин с классическим фильтром товаров по бренду/размеру и т.д.

Данный фильтр находится не на всех страницах, а только на страницах с каталогом товаров, поэтому «Категорию» так и назовем - «Каталог товаров».

Поскольку на странице каталога у нас десяток разных фукнций, а отслеживаем мы использование фильтра - то «Действие» называем «Фильтр».

А вот конкретные события внутри фильтра типа «нажал на кнопку поиск», «выбрал бренд», «отметил галочкой Только в наличии» и т.д. - это уже записываем в поле «Ярлык».

Настройка ресурса

После того как таблица создана - пора приступать к настройке сайта. Сделать это можно двумя способами.

Напрямую вставить к каждому событию JS-код Google Analytics.

Например, код может выглядеть вот так:

gtag('event', <action>, { 'event_category': Каталог товаров, 'event_label': Фильтр, 'value': Выбрал бренд });

Подробнее про настройку событий можете почитать тут: https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/gtagjs/events

Через Google Tag Manager

Лично я предпочитаю этот способ, т.к. код не перегружается лишними JS-скриптами да и вообще программист из меня не удался :)

Про настройку Google Tag Manager написано куча инструкций, да и в рамках одного поста рассказать прям про все варианты настройки нереально, расскажу 2 основных момента:

  1. Создаете триггер, который срабатывает при использовании нужной функции.
  2. Создаете тег Universal Analytics, выбираете тип отслеживания «Событие» и в открывшиеся поля просто пишите категорию, действие и ярлык.

Обратите внимание, что настраивать цели на эти события - не нужно! Они будут отображаться в Google Analytics без дополнительной настройки. Хотя и никто не помешает Вам настроить цель на одно из событий например для проведения AB-теста :)

Спасибо большое за внимание!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда