Как писать хреновые тексты: топ-7 вредных советов копирайтеру

Привет, друзья :) Меня зовут Алексей, я – автор коммерческих и информационных текстов, копирайтер и чуть-чуть редактор. Последние два года работаю удаленно: тексты для бизнеса стали моим основным источником дохода. За это время скопилось некоторое количество опыта, и я хочу им поделиться.

Это моя первая статья на VC.RU и она будет полезна:

  • копирайтерам-новичкам – поможет избежать ошибок, делающих текст нечитабельным, унылым и дешевым;
  • владельцам бизнеса, решившим заказать контент для сайта или соцсетей – даст наглядное представление о том, какой контент им точно не нужен.

Почему «вредные советы»? Во-первых, так прикольней и запоминательней. Во-вторых, передо мной нет цели кого-то чему-то учить – я покажу, как НЕ НАДО делать. Покажу на основе собственного опыта.

Короче, погнали. Учимся писать так, чтоб прям бррр :)

Совет №1. Делаем большое отвлеченное вступление и обязательно посвящаем читателя в историю

Каждый, кто вбил в поисковик запрос «Рецепт салата Цезарь», мечтает узнать, почему этот салат так назвали, когда его впервые приготовили, в каких ресторанах подавали и у кого из знаменитостей от этого салата изжога. Если не дать читателю ответов на столь банальные вопросы – он умрет от информационного голода.

Но тут важно не переусердствовать с историей и забавными фактами: пары страниц достаточно, иначе читатель рискует умереть от голода физического.

Хреново:

Салат Цезарь – одно из популярнейших блюд североамериканской кухни. Вопреки устоявшемуся мнению, салат назван не в честь великого римского полководца: именем угощенье обязано своему создателю – мексиканскому повару Цезарю Кардини.


А вот так уже лучше:

Сегодня готовим классический «Цезарь» с курицей и анчоусами. Помимо курицы (филе, 500г) и анчоусов (70г) нам понадобится: ...

Совет №2. Не пишем просто, дабы не выглядеть профаном

Показываем свою экспертность. Мы же разбираемся в том, о чем пишем? Значит нужно побольше терминов. Умные слова и сложные обороты – это круто, это признак профессионализма и осведомленности. Иначе заказчик подумает, что мы недостаточно вникли в его бизнес. И не заплатит. И читатели все разбегутся. И война начнется.

Помните, как писали диплом? Здесь действуют те же правила: замысловатые конструкции сделают наш материал весомым, полезным и значимым.

Хреново:

Резка стекла – важнейший этап стекольной промышленности. Это сложный ответственный процесс, сопровождаемый рядом нюансов, понимание которых позволит провести процедуру качественно и без изъянов. Опытный резчик знает, как правильно подготовить поверхность и провести ее обработку, чтобы избежать возникновения дефектов, приводящих к порче материала.


А вот так уже лучше:

Мы с напарником занимаемся резкой стекла 10 лет. У нас все отточено до автоматизма: даже и не вспомним, когда последний раз браковали заготовку. Как добиться такого результата? Сейчас расскажем.

Совет №3. Не обращаемся к экспертам и не листаем справочники – по первым трем ссылкам Гугла достаточно сведений для нашей статьи

Нет, ну правда: все уже написано до нас. Так зачем изобретать велосипед? Гуглим, бегло читаем, пишем (местами можно даже копипастить). Максимальный профит с минимальными вложениями. Фактчекинг и, упаси божечки, общение с экспертами – это неоправданная трата времени.

Да и нужно ли выделяться среди сотен тысяч похожих статей? Едва ли. Однообразие контента определенно свидетельствует о его полезности, а исследования британских ученых – самый надежный и компетентный источник.

Хреново:

Программист – самая востребованная и высокооплачиваемая профессия на сегодняшний день. Именно программисты чаще всего трудятся удаленно и зарабатывают при этом не меньше 120 тысяч рублей в месяц.


А вот так уже лучше:

По результатам опроса службы исследований HeadHunter, больше всего удаленных сотрудников в сфере маркетинга, рекламы и PR. Подсчитать средний заработок маркетологов-фрилансеров сложно: слишком много факторов влияют на итоговые цифры. Поэтому будем руководствоваться уровнем заработной платы в вакансиях на том же HH + соберем статистику по проектам на нескольких популярных биржах.

Совет №4. Не упускаем возможности приврать и приукрасить

Мы пишем тексты для бизнеса. Главная цель любого бизнеса – деньги. И если ради достижения цели все средства хороши, то почему бы немного не приврать? Да и вообще, вдруг у продвигаемого нами товара нет каких-то супер преимуществ? Что тогда делать?

Анализировать и искать – долго и скучно. Но мы же копирайтеры, мы гении креатива, генераторы идей – сами придумаем эти преимущества. Соврем потенциальным клиентам. Убедим заказчика, что это нужно, можно, и «все так делают». Главное – результат. Подумаешь, ввели ЦА в заблуждение самую-самую малость. Ерунда. Зато денег поднимем много, а репутация от этого сильно не пострадает. Наверное.

Хреново:

Устал от офисной рутины? Надоело просиживать штаны за 30 тысяч в месяц? Интенсив «Сайты для бизнеса: от новичка до гуру» поможет тебе освоить самую востребованную профессию и заработать свои первые 100 000 рублей уже через месяц после обучения ;)


А вот так уже лучше:

Говорим честно: этот курс не превратит новичка в гуру. Никакого инфоцыганства и обещаний золотых гор через месяц. Мы учим РАБОТАТЬ. Делимся фишками, объясняем, как продавать свои услуги, помогаем с оформлением крутых кейсов для портфолио. А самым успешным предлагаем занятость в наших или партнерских проектах.

Совет №5. Не утруждаемся придумывать примеры

Никому не интересны реальные случаи из жизни. Никто не захочет узнать о практической пользе того, о чем мы пишем. Вывалили презентацию – достаточно. Зачем проецировать преимущества новой программы для похудения на условного жирного Петю, если можно тезисно о них рассказать и не заморачиваться? Образное мышление – пережиток прошлого. Кому нужно, тот и сам догадается, что мы тут мегакрутую тему продвигаем.

Хреново:

Гидроизоляция жидкой резиной – это передовая методика борьбы с влагой в жилых и производственных помещениях. Такой вариант гидроизоляции удобен в первую очередь клиенту: материал экологически безопасен, на работы по нанесению уходит не больше 8-10 часов.


А вот так уже лучше:

Гидроизоляция жидкой резиной – реально действенный способ борьбы с сыростью. Удобная и безопасная методика:

* материал быстро наносится – чтобы установить рулонную гидроизоляцию на крышу коттеджа потребуется не меньше двух-трех дней, а жидкую резину специалисты нанесут за 8-10 часов;

* не выделяет вредных летучих соединений – не нужно эвакуировать домочадцев, пусть спокойно занимаются своими делами, не опасаясь, что станет плохо и разболится голова.

Совет №6. Назидаем, поучаем, доминируем

Мы серьезные чуваки, настоящие профи – в тему вникали, Гугл листали. Имеем полное право учить нашу целевую аудиторию. Наставлять на путь истинный, а при необходимости и носом в лужу потыкать, словно провинившихся котят. На уважении далеко не уедешь – надо брать ситуацию в свои руки и доминировать. Больше понтов, больше снобизма, больше пренебрежения.

Хреново:

Каждый уважающий себя автор уже давно освоил платформу Яндекс.Дзен и вывел пару-тройку каналов на монетизацию.


А вот так уже лучше:

Я уже год веду канал в Яндекс.Дзен – пришло время поделиться своими наблюдениями о платформе и возможности заработка на ней.

Совет №7. Не используем пикчи, мемы, да и вообще любые иллюстрации – это несерьезно и отвлекает

Очень трудно донести смыслы до аудитории, если аудитория будет постоянно отвлекаться на мемы про котиков. Даже если эти мемы в тему. Даже если не про котиков. А то еще в закладки добавят или расшарят в соцсетях, скажут «жиза, бро». И все из-за картинки, а текст – проигнорят. Нет, так не пойдет.

Кстати, это еще и не наша работа: мы ведь ПИШЕМ. А картиночки – это к дизайнерам, пикчерам и прочим рисовальщикам. Копирайтеру за знаки платят: изображение знаками не измерить.

Хреново:

14 подзаголовков, 6 списков, 47 абзацев текста и 0 иллюстраций. Много текста. Много-много текста. Картинка не нужна даже в анонсе.


А вот так уже лучше:

Прикольные пикчи. Веселые мемасики. Картиночки в тему.

P.S.: А вы часто сталкиваетесь с хреновыми текстами? Что в них больше всего бесит? Делитесь мнением в комментах :)

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Staff Counter

Трудно было понять при чтении что реально хорошо, а что плохо. Особенно в примерах, так как привыкаешь их воспринимать в лоб. 
Прочитал второй раз и все понял. 
Статья для тех кому это реально надо, кому не надо, тот и не поймет.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vysotsky

тоже перечитывал по два раза - интересный прием.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жежора
Автор

Да, мне уже человек пять подсказали, что на примерах начинаются непонятки... Так что я в итоге поправил и там теперь все однозначно. Спасибо за фидбек! :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жежора
Автор

Кому не надо - тот не ЦА. Так что пофиг - пусть не понимают :)

Спасибо за фидбек, на будущее учту, что возможно стоит еще проще материалы делать!

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Айсаутов

Реально крутые фишки. Не сразу вьехал в логику текста. Даже чуть не закрыл статью. Но потом как лампочка зажглась. Интригу не сразу понял, принял за чистую монету. Рискованный метод. Но оценят действительно те кому это важно и актуально. Вопрос автору, как можно с вами связаться для сотрудничества?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жежора
Автор

Спасибо :) Там сверху ссылочка на страницу ВК - пишите, все обсудим. 

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

Почему то добрая такая часть интернета в целом следует этим советом как специально. 
Еще в вузах рф явно где-то подобной методичкой обладают))

сохраню и буду показывать это знакомым которые предлагают почитать их труды, а я смотря на всё это даже не могу ясно сказать что конкретно не так... слово всё их не устраивает

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жежора
Автор

Именно для этого в ТЗ прописываются дикие требования по уникальности, тошноте, водности, спамности и прочим Главредам/Тургеневым. Так проще обосновать отказ :)

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Это называется "защита". Чтобы тендер, с большой вероятностью, выиграл "правильный".

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жежора
Автор

Тут палка о двух концах, на самом деле. Норм автор может и не захочет связываться: зачем добровольно усложнять себе жизнь?

Но на биржах - да. Лучше сделать парочку заковыристых требований, чем потом доказывать, что ты не индюк. Но это имхо, без претензий на истину)

Ответить
Развернуть ветку
Mark Ets

Как по мне то половину советов как раз нужно делать наоборот. Потому как тексты выглядят скучно и сухо, включается рекламная слепота.

Ответить
Развернуть ветку
Dim Entelis

Это ВРЕДНЫЕ советы так-то )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жежора
Автор

Дмитрий правильно заметил: я тут играю от обратного) Так что наоборот нужно не половину, а ровно все семь :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

1 - хе-хе, да как же от такого отказаться? В такое начало аж 2, если не 3 ключа можно запихнуть :)))))) 

 4 - ну, это известная болезнь российского копирайтинга. Пока из корпоративных библиотек не будет пущена на растопку макулатура от г-на Джо Витале и прочих "гениев нейро-нлп-атак на мозги", то все так и будут напускать пафосных паров в стиле магазина на диване 

 5 - примеры от заказчика надо получать, а не придумывать. 

 7 - смотря где это применимо. В текстах для блога компании - ок. В сео-текстах (а полностью от сео (сео здорового человека!) в текстах не уйти) вряд-ли. Такое клиенту сперва объяснить надо. 

 Текст хороший, хоть и ничего нового. Может быть фактор повторения всего этого поможет до кого-то достучаться. Но пока не вымрет говносео в стиле "10, нет...12...нет, 16 запросов и все в точных вхождениях" на текст в 3 500 знаков", то все эти советы (особенно, совет 3) будут активно использоваться на практике. Знаю, о чем говорю. С последнего места работы ушел сам, потому что не смог чисто морально все это уже выносить.  

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жежора
Автор

5 - чаще всего, да. Но если ты сам эксперт или пишешь авторскую статью, то примеры надо именно придумывать. Нет, ладно, согласен. Словечко так себе в данном контексте. Примеры надо искать. Во :))

7 - у меня был проект от сеошника. Информационный портал по бухучету и финансам. Подчеркну: от адекватного сеошника. Так вот в статьях мы там всегда фигачили изображения - примеры заполненных форм, скрины особенностей работы со специализированным софтом и т.д. Но вообще, основной посыл в этом пункте как раз на блоги, да. Потому что когда ты пишешь текст - тебе проще подобрать к нему норм пикчу, чтоб она в тему была и материал лучше зашел аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гаврилов

Ну, по поводу первого совета замечу, что в новостях, например, практически всегда дают общее понимание ситуации в конце текста и это хорошо. Поэтому добавить в конец рецепта салата такую информацию вредным не будет, имхо, кому не надо, просто не дочитает)

Ответить
Развернуть ветку
Svitlana Denga

Общение на непонятном индюшином языке. Кто может понять такое?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда