Как изменился рынок работы с блогерами и как работать с ними в 2020 году

Рассказывает Кирилл Пыжов, COO агентства по работе в инфлюенсерами Perfluence

За последние годы в мире произошло много вау-событий: феномен криптовалюты, открытие девятой планеты Солнечной системы, пропаганда веганства. Пристегните ремни, у нас тоже есть, чем вас удивить.

Рынок блоггинга сейчас и пять назад — это как творчество Толстого в начале и в конце карьеры: занимательно, эффективно, но по-разному. Это самое «по-разному» меняется неправдоподобно быстро. В 2019 году реклама принесла блогерам в два раза больше монет, чем в 2018.

Медиаконтента много не бывает. Нет, серьезно. Вроде бы уже некуда расти: потолок, максимум, баста. И все же, ведь умудряются не то что стабильно увеличивать число подписчиков и расширять охват аудитории, а творить, создавать инфоповоды и нехило зарабатывать на этом. Тот же самый Криштиану Роналду, играя за «Ювентус», получает 30 миллионов евро в год, а рекламу в Instagram* продаёт на все 42. При этом количество его подписчиков, по численности превышает население многих стран.

Сформировался тренд на работу онлайн, а в частности на блоггинг. Теперь уже нет надобности просиживать восемь часов в офисе / на заводе / в приемной (нужное подчеркнуть), потому что появилось солидное оправдание никуда не идти. Можно просто выложить ролик на YouTube или выставить фотографию с лонгридом в Инстаграм, денежка себя ждать не заставит. Шутим, конечно, но все, кто думал, что блоггинг — не профессия, должны подумать об этом еще раз.

Успех отдельных инфлюенсеров способствует появлению новых аккаунтов и даже новых площадок. В 2016 ByteDance запустили TikTok. Сейчас 2019, и что мы видим? Наверное, только ленивый хотя бы раз не снял там видео. Небывалый темп развития, непочатый запас креатива, а главное — самая лояльная аудитория, молодежь. Тут тебе и свои блогеры-миллионники, и свои зрители, и свои рекламные проекты.

При этом тренды в рекламе смещаются с количества на качество: если раньше было важно, сколько у блогера подписчиков, лайков, то сейчас важнее посыл, мораль и польза для бренда (разумеется, в количественных единицах измерения). По исследованию Mediascope, конверсия рекламы в соцсетях достигает 23%. К — Комбо.

Тут, конечно, есть свои траблы. Найти лидеров мнений становится всё сложнее, их слишком уж много. Только в США ежегодно прибавляется 1 миллион блогеров (при населении в 330 млн человек). Немыслимое дело, ведь раньше контакты всех надёжных блогеров можно было поместить в одну табличку Excel. Сейчас же контент-менеджеры и специалисты по связью с общественностью, в общем, серьезные люди под каждый проект формируют отдельную базу аккаунтов практически с нуля.

Мы говорили и будем говорить, что тренд смещается в сторону микроблогеров (50—150 тысяч подписчиков) и наноблогеров (от 500 подписчиков). Да что там смещается, он уже пришел, уже обустроился и уже оправдывает все самые смелые ожидания. А все почему? Да потому, что такие аккаунты вызывают гораздо больше доверия и помогают реально продавать.

Допустим, вы увидели рекламу зубной пасты в аккаунте знакомой матери двоих детей, насчитывающем тысячу подписчиков, и ту же пасту в аккаунте Бузовой с подписью «потому что на съемках без белоснежной улыбки никак». Кому вы поверите? То-то же! The Wall Street Journal пишет, что количество подписчиков и уровень доверия к блогеру, а значит и к бренду, который он рекламирует, обратно пропорциональны. Мы тут обеими руками, как говорится.

Сколько теперь зарабатывают блогеры

Бренды устали сливать львиную долю бюджета ни на что, на «селебов», чья реклама далека от искренних, естественных рекомендаций микроинфлюенсеров. Нет, бренды все еще сливают свой бюджет, но уже более рационально, приобретая рекламу у начинающих блогеров. Минутка статистики: рынок рекламы у лидеров мнений в России достиг 5 млрд рублей в 2018 году, а за неполный 2019 год — 10 млрд рублей.

Тогда что же делать крупным рыбам на рынке? Следовать простому курсу экономики за десятый класс: если нет спроса, снижать цены. Так все и работает: владельцы топовых аккаунтов снизили свои запросы на 20—25%. А вот мама нескольких детей, проживающая на Юге Москвы, заработала у нас 1,2 млн руб в сентябре.

Есть еще одна крышесносная деталь. Бренды все чаще выбирают именно схему оплаты по CPA. CPA или Cost per Action, – это модель оплаты услуг продвижения, при которой рекламодатель платит не за клики или показы, а за конкретный результат, целевые действия на сайте. Суперфакт: по данным Adindex, 2018 году 65% рекламодателей планировали попробовать работу с оплатой за действия, в 2019 году — уже 76,3%.

Блоггинг — не игрушка. Вот вам пруф: государства уже не первый год пытаются взять под контроль доходы блогеров, предлагают ввести налоги, регистрировать инфлюенсеров как ИП. Закон о самозанятых у нас уже выкатывают на всю Россию. За рубежом все посерьезнее: Instagram и другие соцсети делают отметку о рекламном контенте, чтобы государству было проще разобраться, кто, за что и сколько получает. Всеми любимый TikTok закручивает гайки еще сильнее — чтобы рекламироваться там у блогеров агентству или бренду, нужно купить лицензию.

Кто-то останется без работы

Ведение блога — полноценная работа, причём неважно, сколько у блога подписчиков. Блогер тратит время на то, чтобы придумать пост, сделать фотографию и договориться с рекламодателем, а время — это, как известно, деньги.

Вы удивитесь, но даже у некоторых блогеров-мам, которых публика vc.ru точно не знает, есть свои команды, создающие контент.

Раньше подростку, чтобы начать нормально зарабатывать, нужно было для начала окончить школу, потом получить вышку и, если повезет, найти работу. Сейчас при желании любой семиклассник может похвастаться внушительных размеров кошельком перед своим учителем математики. И нет, он уже не мечтает стать космонавтом или президентом, он — блогер, микроинфлюенсер. Уже сейчас блоггинг — одна из самых популярных профессий у детей в США. Инициативности у этих деток хоть отбавляй: самые настойчивые отбирают хлеб у известнейших медийных персон ещё до того, как получают паспорт. К примеру, восьмилетний Мистер Макс с семилетней сестрой Мисс Кэти приносят родителям примерно 40 000 долларов ежемесячно.

Множество крупных блогеров теряют рекламодателей, потому что бренды понимают: к медийным уже нет доверия, а реклама не окупается. Аудитория небольших инфлюенсеров доверяет своим блогерам больше, поэтому вместо одного поста у Бузовой выгоднее купить тысячу постов у нано- и микроблогеров. Будет больше охват, больше обсуждений, больше продаж.

Что делать крупным лидерам мнений? Поумерить пыл, снизить цены, придумывать новые рекламные концепции и работать с рекламодателями, так, чтобы однотипные посты ещё не до конца приелись подписчикам. А самый лучший вариант — переходить на работу за CPA.

Что делать брендам? Осваивать новые горизонты и менять консервативные PR-стратегии на рекламу у новых, молодых и набирающих популярность блогеров. Берите много целевых, чтобы получить продажи и охваты, не сливайте бюджеты.

Какую рекламу заказывают бренды

Тут, конечно, все специфично. Однако есть свои тенденции: сторителлинг (рассказывание историй), стримы (онлайн-трансляции), аудио- и видеоконтент. Классическую текстовую рекламу заказывают всё реже — она дешевле, но уже не так эффективна. Попробуй пробиться через сплошной поток инфошума каким-нибудь текстовым обзором. Ладно, ладно, эмодзи еще никто не отменял, но камон: по данным Adindex, в 2014 году доля интернет-трафика, которая пришлась на видео, составила 64%, а в 2019 году — уже 80%.

Самые прошаренные бренды переходят на кроссканальность — заказывают рекламу у знаменитостей, популярных блогеров и микролидеров мнений одновременно. Так, даже если увидев рекламу Skyeng у Дудя, ты не сразу ему поверишь, встретив ту же рекомендацию на канале реакций на американские музыкальные клипы, сомнений порядком поубавится. Больше внимания к контексту, к локализации и к персонализации рекламы. В общем, конструктивизм, пожалуйста!

Рынок пользователей социальных сетей стареет — в нем все больше взрослых людей. Рекламодателям приходится учитывать и этот факт при выборе тональности для подачи рекламы и подбора блогеров. Понятное дело, что взрослый человек вряд ли будет смотреть, как школьник играет в «Майнкрафт», поэтому рекламодатели начинают обращаться к аккаунтам, принадлежащим старшему поколению. Тут предприимчивые мамочки встают уже на один фронт с летсплейщиками и обзорщиками. Чудеса, да и только.

К чему готовиться, если планируете работать с блогерами в 2020 году

1. Закупать рекламу напрямую не получится

Прозрачной отчётности об эффективности рекламы у блогеров нет, а бизнес ищет способы получить её. Тут уже есть все основания громко заявить о том, что будущее за биржами и агентствами, потому что они — гарант результативности. Кому как не им знать статистику по сотням и тысячам инфлюенсеров, представлять всю инфу в наглядном виде и продавать клиентам.

Суперсила таких агентств в том, что они раскладывают все по полочкам, решают все блогерские непотребства и берут всю ответственность на себя. Да, брендам придется платить чуть больше, но зато они начнут получать реальные продажи и статистику по ним. В наши-то времена, когда Инстаграм отменяет систему лайков. Так и живем.

2. Блогеров станет слишком много

Наноблогеры станут настолько востребованы, что порог становления блогером снизится — блогерскими станут называться аккаунты не то что с тысячами, а с несколькими сотнями подписчиков. Естественно, стоимость рекламной записи у таких блогеров будет крайне низкой, так что придется брать количеством, закупая рекламу у тысячи блогеров одновременно. Тут уж опять-таки либо обращайся к посредникам для координации и отчётности, либо открывай в компании свой собственный отдел по работе с микроинфлюенсерами.

3. Работа с блогерами — полноценный бизнес

Популярность блогеров с небольшим количеством подписчиков приведёт к тому, что появятся микроблогеры-миллионеры (у нас таких десяток точно наберется). Растущее количество мелких блогеров и их популярность будут мотивировать людей на создание собственных аккаунтов. Это приведёт к тому, что на рынке появятся крупные компании, которые будут предлагать полный цикл работы с блогерами, включая развивающиеся продажи в офлайне. Хорошее время, чтобы открыть бизнес в этой нише, не так ли?

*Компания Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Борис Королев

когда уже рынок блогеров рухнет - надоела бесконечная реклама в соцсетях 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Fisenko

Я только "за" нативную и нормальную рекламу. С рекламы от блогеров узнал кучу полезных сервисов, honey, SkillShare, Treehouse, Dashline, Casper и еще куча других. То есть если реклама не просто реклама, а еще какая-то польза для потребителя. 
Проблема есть только с уловными Бузовыми, которые рекламируют все подряд без разбора. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боровиков

Согласен. Раньше было приятно следить за селебами в соцсетях, да и реклама была адекватная. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

"когда уже яндекс рухнет - надоела бесконечная реклама в поиске и на сайтах-партнерах"
Все только начинается на самом-то деле. Не рухнет, а эволюционирует и преобразится из гадкого утенка в нечто иное.

Ответить
Развернуть ветку
Федя Родион

Когда снимут ограничения. Реклама это по сути навязывание товара, который вам не нужен. Вы хотите траву, а вам предлагают леденцы или сигареты. Вы не хотите сигареты, но блогеры заставят вас их жрать. Когда ограничений не будет, реклама будет не нужна, как не нужна реклама хлеба - вывески "булочная" предостаточно, покупатель сам найдет.

Ответить
Развернуть ветку
Федя Родион

А вот снятие ограничений ведёт к усилению контроля и полицейским государствам. Именно эта модель сейчас выбрана для удержания власти правительствами - снятие ограничений благодаря усилению полицейских функций. Скоро можно будет мет покупать в магазине, но полицейские будут контролировать каждый шаг в заботе как бы чего не вышло, а на самом деле обеспечивая вертикаль власти.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Runovich

Интересно, как блогеры среагируют, когда им перестанут платить за посты, которые не продают

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

Рынок очистится (Аминь). Естественный процесс, при котором слабый и "накручивающий" должен уйти или измениться

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Заяц

посты, которые не продают, являются прямой виной рекламодателя, а не блогера, поскольку именно рекламодатель зачастую загоняет в какие-то определенные рамки + именно рекламодатель наивно полагает, что реклама косметики на канале, посвященном тюнингу автомобилей - это вот прям то что нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Шакиров

Вопрос к автору: а что будет после наноблогеров? Наверняка ведь наступит момент перенасыщения, когда уже и им перестанут доверять, если их скупят большие бренды)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

Отличный вопрос!

Чем больше будет становится рынок, чем больше денег там будет, тем реальнее появление больших агентств, которые будут выполнять функции "санитаров леса"

Например, перенасыщение рекламой приведет к ухудшении конверсии. Крупные агентства не будут давать наноблогерам и группам своих блогеров размещать рекламу, если, допустим, процент рекламы среди Х его последних постов более Y%.

Опять же аналогия с более взрослым рынком - контекст. Как бы не хотелось Гуглу или Яше, но 100% поисковой выдачи они рекламными ссылками не забивают.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bazarkin

"в мире произошло много вау-событий: феномен криптовалюты, открытие девятой планеты Солнечной системы, пропаганда веганства."

Каким местом пропаганда чего-либо, а особенно веганства, может быть вау-событием? Что за бред я прочитал?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

И что такое вообще "вау-событие"? И как оно отличается от "фу-события"?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

Ну для кого-то вау, а кому-то наоборот.
"В одно окно глядели двое..."

p.s. согласен, с оборотами промахнулся

Ответить
Развернуть ветку
Марат Баранов

Кирилл, добрый день, спасибо за материал.

Хотелось у Вас поинтересоваться по поводу микро/нано-блогеров с которыми, я так понимаю, вы работаете.  

1. Вы привели пример, что листая инстаграм моя "знакомая матерь двоих детей", у которой 500 нативно расскажет мне о новой зубной пасте XYZ в сториз и я пойду эту пасту покупать. 

Вопрос: как этот нано-блогер нативно расскажет о пасте, если зачастую харизматичный блогер с 500к-1м не может нативно рассказать то же самое?

2. "Кому вы поверите?" Оле Бузовой или знакомой? "То-то же!" сказали Вы, 
я прекрасно понимаю Вашу философию, но разве изначально понятие "лидера мнения" не возникло от того, что есть условно говоря, "говорящая голова" (в нашем случае Оля Бузова), которая успешная/сильная/независимая (нужное подчеркнуть) и именно поэтому ее зомбированные фанаты и будут покупать все, что она говорит?

А для меня моя соседка/однокурсница, не является "лидером мнения/авторитетом".

3. Последний вопрос, почему у вас сайт о русскоязычных кейсах, от русскоязычных заказчиков, с русскоязычной командой полностью на английском языке? Вы ведь так приятно пишете (без сарказма).

Задаю так много вопросов, не потому, что хочу докопаться, и я прекрасно понимаю вашу идею, я спрашиваю, потому что мы в этом году набрасывали для наших товарищей из крупного блогерского агентства ТЗ платформы и мобильного приложения, в котором бы были как раз эти самые нано- микро- блогеры и рекламодатели, система создания рекламного предложения, выполнения заказа, выбор блогера по тематикам и гео-позиции, мгновенный расчет с блогерами, и тд. но поняв сколько ресурса надо вложить при довольно непонятном профите, они банально не стали продолжать и остались у классических блогеров.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Серов

Хорошая статья. Только всё это неважно, потому что аккаунт блогера принадлежит не ему, а не соцсети, и соцсеть может сделать с ним что угодно. Пока блогер может, он зарабатывает деньги как бы из воздуха, но как только он не понравится соцсети своей позицией/высказыванием или чем-то ещё он лишится главного источника дохода в своей жизни и пойдет в Макдональдс кричать "свободная касса"

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

Было недавно - https://vc.ru/social/74243-pochemu-instagram-massovo-blokiruet-akkaunty-i-kak-blogeram-ne-popast-pod-razdachu

Был свидетелем того, как блогеры, попавшие под раздачу, или те, кто о блокировках узнал, сразу наделали себе каналов в телеге и перетащили добрую часть аудитории на резервные площадки.

Ответить
Развернуть ветку
Irada Abdulova

Девятую планету не открыли. Раздражает когда факты не перепроверяют, читать статью не особо хочется, когда с первого предложения уже фальшивые данные.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дамаскин

Ну Дудь же взял интервью, все об этом стали говорить, значит тема популярная. Можно ляпнуть, что планету открыли — хайп. 

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

Не поверил еще ни одному блогеру :)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

Уверены?:) А вдруг была подруга с какой-нибудь тысячью подписчиков, которая скромно выложила классное фото из ресторана (без полотна текста под ним), а вы потом пошли смотреть гео-метку?

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof

Люди, которых может восхитить фото из ресторана, обычно никогда не бывали в ресторане и не имеют средств туда ходить. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Вот. Давно ищу агентство для работы с блогерами в регионах. И нету! Нашел двух - оба не отвечают ни на какие контакты, видимо их больше нет..
Вручную искать долго и каждый раз отдельно договариваться тоже..

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

В инстаграме? Велком Facebook.com/Rabchenok

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Silvi

Я то думал будет обзор инструментов для анализа и подбора.
Биржи и тд... 

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof
Допустим, вы увидели рекламу зубной пасты в аккаунте знакомой матери двоих детей, насчитывающем тысячу подписчиков, и ту же пасту в аккаунте Бузовой с подписью «потому что на съемках без белоснежной улыбки никак». Кому вы поверите? То-то же!

То есть, предполагается, что мать двоих детей, которая ведёт блог для заработка, не продаёт рекламу, а честно делится впечатлением? 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

Не всегда, но пара пунктов, которые сыграют в пользу того, что траст у "блогера-микроша" больше:

1) Чисто статистически в аккаунте у небольшого блогера больше доля знакомых, чем у селеба, а знакомым мы пока верим
2) Крупный бренд вряд ли обратит внимание на мамку с 1000 подписоты, а вот на Бузову - да. Мы пока с вами в это тоже верим

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof

Мне кажется, уже прошли те времена, когда пользователи сети верили в розовых единорогов.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Кирилл, есть один нюанс с блогерами. Они полностью дискредитировали себя, рекламируя всё подряд и преподнося это так, будто сами это использовали. В результате они ОБМАНЫВАЮТ своих подписчиков.

А тем, кто лжёт, доверия нет. И случай с Fem Fatal это очень явно продемонстрировал. Когда всякие блогеры рекламировали продукт, который был опасен для здоровья.

Расследование от Екатерины Конасовой: 

https://youtu.be/Dlw3sV1IKJ8

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pyzhov

Тут пару моментов буквально:
1) Юридическая служба нормального агентства, работающего с блогерами, никогда не пропустит клиента с косметикой без сертификации и не даст блогерам оффер в работу
2) Да, блогеры ошиблись, но всех под одну гребенку нельзя. Тут я без отвлеченных примеров из других сфер :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский
1) Юридическая служба нормального агентства, работающего с блогерами, никогда не пропустит клиента с косметикой без сертификации и не даст блогерам оффер в работу

Неверно. Бузова недавно сама вляпалась в Фем Фаталь. После расследования! Ее тупо купили. И она прямым текстом говорила, что это использовала. Т.е. лгала.

2) Да, блогеры ошиблись, но всех под одну гребенку нельзя. Тут я без отвлеченных примеров из других сфер :)

Пользователи не будут разбираться в сортах г***. Р - репутация.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда