Маркетинг
Alina Tolmacheva

Использование «второго экрана» российскими телеканалами: технология и монетизация

Second screen или «вторым экраном» часто называют мобильное устройство, которое дополняет просмотр телевизионной программы интерактивом, благодаря чему у пользователя появляются расширенные возможности для взаимодействия с контентом передачи.

Специалист по маркетингу студии Touch Instinct Алиса Машкова написала для ЦП колонку, в которой рассмотрела примеры использования «второго экрана» в России, рассказала о нюансах реализации технологии, ее монетизации и контенте, наиболее подходящем для second screen.

История

Первую заявку на патент подобной технологии подала Google в 2003 году, но тогда вторым экраном должен был стать десктоп. Одним из первых известных проектов в этой сфере стал сериал Gray's Anatomy. 3 февраля 2011 года зрители канала ABC смотрели телевизор, получая дополнительную информацию о серии на своих iPad.

Сегодня материалов и кейсов по многоэкранному взаимодействию сотни, а взаимодействие осуществляется на всех типах устройств — от умных часов до умных телевизоров.

Российские примеры «второго экрана»

Рассмотрим технологию «второго экрана», когда телевизионная трансляция сопровождается дополнительной информацией на мобильном устройстве — для повышения интереса к телевизионному продукту и вовлечённости в просмотр.

«Второй экран» бывает двух типов: сквозной — работающий со всей сеткой передач телеканала, и специфичный — предоставляющий контент под конкретный сериал или передачу.

Технология развивается в России недавно, поэтому количественной статистики по большинству проектов нет (мы запросили цифры у владельцев описанных приложений). Поэтому в материале мы расскажем в первую очередь о самих приложениях и их функциях.

«Первый канал» — Олимпийские игры 2014 и «Голос»

Российские телевизионщики начали внедрять технологию «второго экрана» в 2013 году. «Первый канал» использовал её в декабре на Кубке «Первого канала» по хоккею, а потом и на Олимпийских играх 2014 года в Сочи.

Зрители получали дополнительную информацию о спортсменах и ходе состязаний с помощью мобильного приложения. Контент на устройствах следовал событиям в трансляции: оперативные фотографии ярких моментов, информация об игроках, расписание состязаний и интересные факты.

После завершения олимпиады «Первый» убрал эту функцию из приложения. Ниже — раритетный скриншот о том, как это было.

У «Первого» есть еще одно приложение с использованием second screen — для шоу «Голос». Задача зрителей — с помощью онлайн-голосования во время передачи угадать, кто пройдет в следующий тур. Телезрители, набравшие максимальное количество баллов, получают приглашения на прямые эфиры шоу — четвертьфиналы, полуфинал и финальную программу.

Особенность в том, что приложение — сезонный продукт. В App Store «Голос» появится вновь вместе с новым сезоном шоу в начале сентября.

Сериалы

Другой российский проект, заслуживающий внимания — «Молодежка» на телеканале «СТС». Второй сезон сериала получил дополнение в качестве приложения с функцией «второго экрана».

Если «Первый канал» давал информационный контент, то «СТС» усилил развлекательную составляющую. С помощью приложения можно скачать музыку из сериала или увидеть, кто звонит главному герою во время эфира. Также там проводятся викторины между пользователями, публикуются ролики со съемок и интервью с актерами.

В приложении «Молодежки» нет сложной навигации — достаточно зайти в раздел «Второй экран». Оно синхронизируется по звуку с той серией, которую смотрит пользователь.

Конкурсные механики

Мобильные приложения активно используются для организации телевизионных конкурсов. В простейших случаях это ещё один способ голосования в дополнение к привычной горячей линии телефона, SMS и сайту. Таким было приложение для конкурса «Евровидение 2015».

С приложением музыкального шоу «Главная сцена» (телеканал «Россия 1») зрители получили чуть больше взаимодействия в реальном времени. В течение трансляции пользователи пытались угадать, пройдет ли участник шоу в следующий тур. Итоги каждого раунда отображались на экране мобильного сразу после окончания выступления в эфире. Организаторы поощряли призами самых активных пользователей.

Механика приложения шоу «Артист» построена на онлайн-голосовании. Даже члены жюри в зале голосовали с помощью смартфонов. Зрители влияют на результаты шоу, то есть на то, какие участники останутся в проекте. Если более 70% зрителей проголосуют в приложении «за», то исполнитель проходит в следующий тур.

Прямо в зале поднимается четырехметровая стена, на которой выводятся реальные фотографии пользователей, отдавших свой голос в мобильном приложении.

Сквозной «второй экран»

Мобильные версии сайтов тоже могут относиться к категории «второго экрана». Пример тому — версия сайта телеканала « Еда», созданная для браузеров смартфонов и планшетов.

Трансляция сопровождается дополнительным контентом — фотографиями блюд, рецептами, снимками со съёмок передачи.

Продуман важный момент: когда программа заканчивается, пользователя спрашивают, хочет ли он остаться на странице завершившейся передачи, или собирается обновить её. Это важно, если пользователь, к примеру, готовит блюдо прямо во время просмотра выпуска.

После авторизации в приложении доступен чат, имеющий отдельное пространство под каждую программу. Примечательно, что у телеканала есть мобильное приложение, но функции «второго экрана» там нет.

Нюансы реализации «второго экрана»

Самый простой вариант — по времени синхронизировать работу приложения с телеканалом, или периодичностью в несколько секунд забирать информацию с backend-сервера о том, какая передача сейчас идёт. Этот метод хорош для сквозных «вторых экранов», прямых трансляций конкурсов и соревнований.

Второй способ — синхронизироваться по звуку. Он полезен, когда зрители могут смотреть контент в записи или в онлайн-кинотеатрах. Самим разрабатывать такую технологию может быть дорого.

Существуют готовые API, которые можно использовать в сторонних приложениях. Планшет или телефон записывает звук, формирует его компактный отпечаток и отсылает через API. Поставщик API ищет похожий отпечаток в своей базе и возвращает соответствующую ему передачу. Так, например, работает приложение «Молодежки».

Кому нужен «второй экран»

В России «второй экран» используют для повышения лояльности телезрителей, привлечения внимания к бренду телеканала и увеличения аудитории трансляций.

После трех серий второго сезона «Молодежки» 27 тысяч человек поделились во «ВКонтакте» информацией о том, что смотрят сериал с помощью «второго экрана». К середине сезона этот показатель достиг отметки в 250 тысяч.

«Второй экран» и монетизация

Монетизация «второго экрана» не отличается от монетизации обычного приложения. Телеканалы показывают там баннерную рекламу, транслируют рекламные видеоролики и продают дополнительный контент.

Еще один канал для получения дохода — product placement с возможностью сопутствующей покупки. Если приложение предложит зрителю приобрести вещь, которую носит любимая героиня, то интерес к покупке уже будет подогрет. Желание усилится, если есть возможность оплатить покупку в одно касание мобильного экрана.

На рынке есть приложения, где «второго экрана» как такового нет, но компании повышают лояльность зрителей с помощью других механик. Телеканал «ТНТ» разделил свою аудиторию на два приложения — « Телеканал ТНТ» и «ТНТ-club». В первом пользователю доступно только платное скачивание сериалов и шоу канала. Во втором содержится уникальный внеэфирный контент: эксклюзивные видео, интерактивные публикации, цитаты и интервью звезд. Пользователи получают баллы и подарки за активность.

Отличие от конкурентов — развитая партнерская сеть, представители которой дарят пользователям приложения скидки на свои услуги. Туда входят Panasonic, InterSport, «Санрайз Тур», «Техносила» и другие компании.

Контент для «Второго экрана»

С согласия юзабилити-специалиста Максима Королёва, приводим некоторые цифры и факты, полученные при исследовании приложения «Молодёжки» компанией Usability lab для СТС. Авторы интервьюировали зрителей до и после просмотра, а также наблюдали за респондентами во время трансляции.

В результате исследователи рекомендуют следующие правила:

  • Тексты сообщений не должны превышать 15 слов. Если они длиннее, это отвлекает от просмотра.
  • Обновляйте контент виджетов за несколько секунд до кульминационных моментов на экране.
  • Пользователю нужна индикация обновления новостей (вибрация).
  • Также зрителю важно ощущать, что другие пользователи тоже участвуют в интерактиве. Показывайте результаты голосования и опросов, чтобы человек осознавал причастность к продукту.
  • Во время эфира пользователь, как правило, уточняет имена актеров, участвует в викторинах и голосовании. На потом он оставляет подробные описания, рекламные предложения и навигацию по сериям.
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
appl3w0rm

Лучшая идея которую я слышал!
Соеденить дерьмовое ТВ с их недоприложениями-компаньонами.

Ответить
4
Развернуть ветку
Dmitriy Bersenev

У синхронизации по времени есть большой нюанс - это задержки у пользователей, которые смотрят через iptv и подобные решения. И когда у пользователя начинается на втором экране голосование в прямом эфире оно может уже закончиться. Отставание от эфира может составлять пару минут.
Так что синхронизация по звуку надежнее. Это исходят из опыта создания половины, указанных в статье, приложений.

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Кочигин

Помню был какой-то фильм в кино и приложение в айтюнсе синхронизировалось тоже по звуку, когда происходит момент на экране, в приложении появляется доп материал (кадры, другой ракурс).

Ответить
1
Развернуть ветку
Sasha Beep

Почему не написали про 2x2 с их синхрой по коду на видеоряде?

Ответить
1
Развернуть ветку
Алиса Машкова

Саша, прошляпила кейс, не нашла информации.

Спасибо, что подсказали. Интересный кейс. Читатели, обратите внимание http://2x2tv.ru/2x2app/#ios .

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Асенов

Алиса, спасибо за статью, отличный материал. Но пока в "классическом" second screen есть один очень важный недостаток - ограниченное и на данный момент очень маленькое кол-во аудитории с установленным и запущенным нужным приложением, плюс достаточно специфические и зачастую нестандартные форматы в самих приложениях, что делает невозможным масштабирования данной истории. В США, как справедливо подмечено в статье, первые попытки second screen были сделаны 4 года назад, но так и не стали массовыми. У себя в mediasync.ru мы также развиваем, как я его называю, "классический" second screen через синхронизацию через запущенное приложение, но гораздо успешнее на данный момент проявляют себя рекламные кампании, которые мы запускаем через нашу платформу с синхронизацией не до уникального юзера, а на пересечении аудиторий с использованием стандартных digital каналов и инвентаря. На сегодняшний день уже есть кейсы не попадающие под NDA, их можно посмотреть у нас в группе или блоге на сайте - результаты на лицо. На подходе еще несколько знаковых кейсов, которые показывают фантастические результаты на синхронизированном классическом digital инвентаре по сравнению с несинхронизированными РК.

Ответить
1
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
«Сбер» договорился о покупке сети магазинов «Стокманн» Статьи редакции

Сеть станет частью «Сбермегамаркета».

Как изменить визуализацию, не изменяя при этом себе. PyDeck

PyDeck - библиотека Python с открытым кодом. Она позволяет с лёгкостью создавать гибко настраиваемые графики, гистограммы и другие средства визуализации данных. Всего за несколько минут и пару строк кода можно создать стильный график.

Ваше идеальное резюме: 9 рекомендаций от HRD

Привет! Меня зовут Антонина, я – HRD группы компаний Digital Hub. За 20 лет работы в HR я видела тысячи резюме и составила свод рекомендаций, которые помогут соискателям не быть «забракованными» при первом же взгляде на их CV.

Ёлки, столы и другие опыты: как ищет точки роста цех, который строил стенды для выставок, а потом — столы для удалёнки Статьи редакции

Монолог предпринимателя о выходах из ситуации, когда спрос на твои основные продукты резко падает уже во второй раз за два года, а материалы не дешевеют.

Производство Stayhomedesk
Как мы увеличили выручку в пять раз при помощи ИТ-решений

«Ойл Ресурс Групп» была маленькой компанией с ручным трудом и низкой эффективностью.

Мобильное приложение «Топливо» и маркетплейс ОРГ-Маркет

Прими участие 1 февраля в бесплатном вебинаре «10 принципов успешной презентации»

1 февраля в 17:00 Бизнес-инкубатор ВШЭ проведет бесплатный онлайн-вебинар «10 принципов успешной презентации».

Брокер нарастил число подписчиков в ТикТок в 8 раза за два месяца. Секрет успеха оказался прост

TikTok – не самый очевидный канал для инвестиционных компаний, но и среди них есть авантюристы, которые решили проверить эффективность этой платформы для продвижения своих услуг.

Как выделиться на рынке онлайн-трансляций: дизайн для Stream Park

Команда Логомашины разработала айдентику для крупнейшего в России организатора прямых эфиров.

Мониторинг сайтов и сервисов: как узнать о проблеме до её появления, чтобы защитить бизнес клиента?

Меня зовут Сергей Никитченко, я — технический директор SVK.Digital (Студии Валерия Комягина). Мы создаем цифровые решения для бизнеса и оказываем услуги digital-консалтинга. В этой статье я расскажу о важном этапе работы с клиентом — поддержке работоспособности его сайта и сервиса.

Прими участие в серии бесплатных вебинаров для стартапов по выходу на азиатский рынок

С 3 февраля по 12 марта команда экспертов британо-китайской компании Global Tech IP проведет серию бесплатных вебинаров по выходу на китайский рынок для британских и российских стартапов, в том числе для стартапов из Бизнес-инкубатора ВШЭ.

null