Маркетинг
Valeriy Gut
4802

Десять рекомендаций — как работать с личным брендом через свои соцсети

Личный бренд – это история не про социальные сети. У Дженнифер Энистон не было инстаграмма, у Романа Абрамовича нет фэйсбука: значит ли это, что у них нет своего бренда? Но так повелось, что в России формула «личный бренд = соцсети» считается доказанной. Значит, об этом и поговорим, с конкретными доказательствами на руках.

В закладки
​Фото из Instagram-аккаунта Ричарда Брэнсона

Начну с того, что по этой теме есть уже много прекрасных статей. И если вы всерьез хотите разобраться в нюансах личного брендинга, то на vc.ru есть качественные материалы у таких ребят как Андрей Гусаров, Konstantin Zarutskiy или Чермен Дзотов. Какая-то лучше, какая-то хуже, каждая под своим углом, но очень полезные вещи есть в любой из них.

Второй важный блок для любителей вникать – это статья Дарьи Вахрушевой на РБК, и три статьи на Forbes у таких авторов как Юлия Принц, Анна Рудакова и Харитон Матвеев.

Ниже будет концепция, которая не дублирует подходы предыдущих авторов и содержит в себе как принципы (которые не выйдут из моды ни через 5, ни через 25 лет), так и частности, которые можно будет применить прямо сегодня.

Для удобства текст разбит их на 10 блоков с подзаголовками.

1. Функция рождает форму

Мир, к сожалению, не создан альтруистами. Тысячелетия назад люди объединялись друг с другом не от скуки, а ради выживания как вида или группы. Постепенно в каждом обществе сформировалась иерархия, в основе которой одни управляли другими (используя их для достижения групповых и своих личных целей). И нет никого, кто был бы не задействован во взаимной эксплуатации друг друга.

Вывод: от того, какую человек выполняет функцию, часто и зависит его роль в обществе. «Что вы делаете? Чем вы занимаетесь?» – это вопрос каждый человек задаёт при встрече (в оффлайне или при первом же знакомстве в соцсетях).

Вопрос, который звучит в голове у каждого, даже если он не проговаривается вслух

И поэтому всем своим профилем надо давать на него ответ. Чем понятнее, тем лучше. Это поможет вам быстро встраиваться в различные иерархии.

И не позиционируйте себя как многогранные люди эпохи Возрождения: не те времена. Даже в телефонах мы записываем «Гена шиномонтаж» или «Лена портниха».

Мы можем думать о себе все, что хочется, а окружающие смотрят на нас с одним вопросом: «А что мы можем получить от этого человека?» Не дать, а получить. (Мир не создан альтруистами). Поэтому определите свою функцию для окружающих – и они с большей охотой к вам потянутся.

2. Ещё более важный вопрос

Оказывается, он существует. И этот вопрос – «почему»? Разумеется, он не отменяет предыдущего, но «почему?» имеет огромную власть над «что?». Посмотрите одно из самых знаменитых выступлений на TED, там Саймон Синек прекрасно доказывает этот тезис. И даже написал об этом книгу «Начни с почему».

Если ваши посты идут мимо вопроса – личного брендинга не происходит, потому что у людей существует нечто вроде фильтра безопасности, через который к себе не пропускают чужих, незнакомцев и непонятных людей. Лишь разузнав о ваших мотивах и ценностях, вам открывают двери. До этого вас запишут себе в телефон как ”Юра космонавт” или «Валентина космонавт», но пока не получат ответ на вопрос почему вы этим занимаетесь, и близко к своему внутреннему миру не подпустят.

Так что минимум раз в месяц, а можно даже и чаще, отвечайте в своих постах или статьях в СМИ на вопрос «почему?» как можно интереснее и убедительнее.

Вот один из вариантов

Обязательно посмотрите выступление Синека. Пригодится на всю жизнь, не преувеличиваю. Это одно из самых знаменитых выступлений на TED по количеству просмотров.

3. Слишком яркий цвет – это не айс

По возможности не придерживайтесь одной крайней позиции: не будьте ярко-красным или слишком белым. Однотонные люди быстро наскучивают. Да и радикальность – это очень короткий ресурс.

На первых порах это прибавит вам аудиторию, но если вы будете кормить ее однородным контентом, однажды он просто перестанет у них усваиваться .

Имейте мнение, имейте позицию, но подавайте ее с разных сторон и под разными углами, добавляя к ней разносторонний контент.

Кашу маслом не испортить, поэтому добавляйте в то, что будет у вас контент-планом, что-нибудь действительно интересное и полезное широкому кругу читателей, а не только узкой ЦА. Иногда можно и хорошо пофилософствовать, как, например, здесь или здесь.

4. Один лишь раз

Помните как в песне у Анны Герман: «Всего один лишь только раз / Цветут сады в душе у нас». О чем это я? Когда вы пишете посты чаще одного раза в день – вы себя «разжижаете»; словно разбавляете дорогое вино водой: вкус от вас однозначно будет уже не тем.

Есть люди, кто в инстаграмме выкладывает по 6-10 фотографий в день во время поездок, в Фэйсбуке – 3-4 раза в день пишут короткие раздражённые посты на больную тему или наоборот, много мелких радостных. Это работает не в плюс, а в минус, потому что закон диалектики о переходе количества в качество тут работает с точностью до наоборот.

Оптимально выкладывать посты 2-4 раза в неделю, можно еще реже. Даже каждый день – это не лучший вариант (хотя тут споры не утихают до сих пор). Дайте людям возможность подкапливать интерес к вам во время этих пауз. Это можно назвать «принципом кардиограммы»: между пиками должен быть отдых, это нормально.

5. Семь раз отмерь

Ситуативные и не до конца осмысленные внутри себя посты – не лучшее решение. «Для того, чтобы услышать себя, нужны молчаливые дни» – давняя индейская поговорка.

Спонтанность – не всегда лучший друг. Пришла идея, хочется высказаться – подержите ее чуть-чуть. Додумайте, докрутите. В какой-то момент она обрастёт новыми гранями и засверкает внутри – вот тогда ее можно показывать другим, не тусклой. «Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора» – говорят все те же индейцы. И к ним лучше прислушаться.

6. Я/МЫ МОЯ РАБОТА

Регулярные посты о вашей работе вдохновят лишь сценариста сериала, который создаст на вашем примере типаж второстепенного героя, зацикленного на чем-то одном (и над такими персонажами зрителю приятно посмеиваться).

Если же прописывать образ главного героя (каким вы и являетесь), ему необходимо больше ярко выраженных граней, за которыми должно быть интересно наблюдать и себя с ними ассоциировать.

Хотите 3D-образ, работайте как минимум над тремя базовыми темами о себе. Возьмём того же Татьяныча. Помимо постоянных рассказов о том, что дизайн спасёт мир, он ещё объезжал весь спасенный им мир, и в-третьих – поливал и красных, и белых, радостно наблюдая, как реагируют и те и другие. Занят он этими тремя вещами вот уже без малого 20 лет – и не жужжит.

3D-эффект – сильная вещь, поэтому лучше не быть плоским, вооружаться тремя темами (например) и качать их одинаково сильно. Хуже не будет.

7. Мимо тещиного дома я без шуток не хожу

Во времена хайпа и постправды велик соблазн реагировать по каждому поводу, нелепому высказыванию, случайной ситуации. Многие так и делают, и... лишь перемешивают своё мнение в этом многоголосии.

Достоинство человека проявляется также и в том, что он может себе позволить не погружаться в эмоции и слишком «бытовые» вещи. Если дождь уже пошёл, не обязательно останавливаться и поливать дерево, мимо которого вы проезжали.

Ваша основная задача – отличаться, выделяться и быть уникальным. А стратегия погони за хайпом закончится тем, что окружающие наперебой начнут задавать сначала себе, а потом и вам вопрос «А не Собчак ли вы?»

Смотреть со 2-й минуты 12-й секунды

8. Я/МЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ

Делайте посты (фотографии) о ком-то еще, кроме вас самих: партнерах, уникальных людях, профессионалах и т.д. В лучшем случае это что-то вроде кобрендинга (и это прекрасно), да и в остальных моментах это все равно работает на вас.

Кого-то похвалить, отметить, восхититься, даже с кем-то вступить в разумную полемику – все это лишь прибавляет интереса и уважения к вам. У Дейла Карнеги хорошо работает фраза: «Глубочайшим желанием человеческой натуры является желанием быть значимым».

Мой преподаватель в университете, доктор психологических наук и один из главных ученых России по психосемантике Евгений Доценко вообще имел теорию, что в процессе общения мы словно подтверждаем факт существования друг друга, а глобальное одиночество – это смерти подобно, потому что какая-то часть внутри нас не понимает, живы мы или мертвы, пока об этом не просигналят извне.

Желание быть пролайканным – это, оказывается, базовая потребность человечества. Поэтому соцсети в кратчайшие сроки заполонили весь мир, а их создатели стали одними из богатейших людей планеты.

9. Недостатки: I’m lovin’ it

Самоирония и чувство юмора – это наше всё. Стараться выглядеть всегда идеальным или человеком без недостатков – это как целый день ходить на цыпочках: усталость рано или поздно возьмёт своё. Поэтому необходима свобода самовыражения, где вы – это обычный живой человек. Грамотно подавать свои недостатки и умение над собой пошутить – это редкость. И даже только по этой причине она подкупает. И 9 человек из 10 располагает к себе.

К тому же самоирония – это признак ума. Всегда. Ни один дурак никогда в жизни не посмеётся над собой, но всегда с радостью дождётся того момента, чтобы высмеять других.

Итак, целый калейдоскоп примеров. Евгений Чичваркин, Сергей Шнуров, Аркадий Новиков (раз и два), Артемий Лебедев, Олег Тиньков, Семен Слепаков.

10. Вместе навсегда

Самая большая ценность, которую вы можете дать вашим читателям – это ценность совместной работы. Еще дедушка Конфуций писал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Поэтому общайтесь так, чтобы была возможность вовлекаться в то, что вы делаете. Пишите пост таким, чтобы его хотелось репостнуть или прокомментировать. От соприкосновения с вами через online в идеале люди должны обогатиться, что-то получить.

Давать – надо учиться (брать мы всё умеем одним лишь врождённым инстинктом с самого детства). И вот это умение отдавать/передавать что-то таким образом, чтобы после этого с вами хотелось взаимодействовать – конечно же, главное умение в деле построения личного бренда.

P.S. "А как же умение привлекать внимание?"

Да, очень часто мы считаем, что личный бренд есть у тех, кто шумит, всячески обращает на себя внимание, ни дня не живёт без хайпа, имеет много подписчиков и так далее. Но про данную стратегию Марлон Брандо сказал, что это как сидеть на сахарном троне под проливным дождём. Ненадолго.

И ничего потом не останется, и никто не заметит потери еще одного привлекавшего внимание человека, вакантное место которого сразу же займёт кто-то помоложе и посовременнее.

Лучше быть собой. А ещё лучше – быть собой с другими.

Валерий Гут

{ "author_name": "Valeriy Gut", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 28, "favorites": 303, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 95124, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Nov 2019 22:23:08 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
0
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

чтобы быть брендом, надо не посты в соцсетях постить, а что-то из себя представлять, тот же абрамович на всю рф один, а таких постеров сотни тысяч

Ответить
0

Да, с этого все и начинается

Ответить
1

Спасибо. Хорошие советы :)
Было бы интересно послушать вас на тему "давать" чуть глубже. Кажется, это самое сложное из всего. Регулировать контент же и его частоту не сложно, а вот понимать, что людям нужно и как это дать... А главное, зачем это давать и в чем польза для вас - тоже ведь вопрос. 

Ответить
5

Давайте попробуем, хотя слова «чуть глубже» и «комментарий» обычно находятся на противоположных полюсах )))

1. Нужен не только настрой и желание (этого всего бесконечно мало для умения отдавать), но и то качество, которое называется наполненность или энергоизбыточность. Как Толстой говорил: «Писатель - это тот, кто не может не писать». То есть так штырит, что молчать не получается и не делать не получается. Качество это формируется у любого человека на том этапе жизни, когда он наполнял свою «чашку» (себя), наполнял, и так много уже в себя залил, что у него автоматически переливается через край. И люди всегда это чувствуют: когда им что-то хотят дать натужно, через надрыв, а когда для них переливается через край (легко и красиво). И такая стратегия рано или поздно поможет собрать большую целевую аудиторию. Мартин Лютер Кинг тоже был поначалу проповедник в церкви, на пару сотен человек. Но потом к нему на выступления стали ходить тысячи, а самая знаменитая его I have a Dream собрала четверть миллиона слушателей. 

2. Чтобы понимать, что нужно людям, нужно перевести свой образ жизни в UX-style (UX - user experience): наблюдать и спрашивать. Каждый день. Семь дней в неделю. Постепенно образовывается что-то типа самодельной big data, и вы уже начинаете в прямом смысле чувствовать, чего людям не хватает. И спокойно тратите время именно на то, чтобы им это дать ко всеобщей радости. Одна девушка (не помню аккаунт) постоянно постит у себя рецепты своей бабушки, которая хорошо готовила и которую эта девушка очень любила. С какими-то высказываниями и наблюдениями из жизни бабушки. И это прям зашло. Видно было, как люди включаются и как они благодарны. Другие стратегии: Кто-то подмечает нестыковки и смешит (этот кто-то - Слепаков), кто-то впервые в жизни стал брать профессиональные интервью, задавая вопросы с матами и про всякие интимности (этот кто-то - Дудь; и у него это получилось, потому что он знал, что люди хотят такой продукт). Примеров много. 

3. Нет ничего лучше, чем искусственно «окружить себя» наставниками и внимательно наблюдать за тем, как они мастерски себя проявляют. И учиться у них на расстоянии. Однажды в маленьком северном итальянском городке Мерано меня познакомили с мишленовским поваром, очень-очень молодым и скромным. Ему так было неловко (хоть и приятно), что наш столик ему аплодировал. Его лайфхаки, пока мы разговорились: «Я встаю каждый день в пять утра и иду САМ на рынок выбирать продукты. Всех поставщиков знаю по именам. Со многими - дружу и когда приходят лучшие продукты на рынок, они мне звонят и отдают, а не в другие рестораны». И так далее. И вот у каждого Мастера с большой буквы свои примочки, которые можно копить и применять. Так победим))

Ответить
1

Уау, какой развернутый ответ. Здорово. Именно то, что хотелось услышать. Спасибо большое.

Ответить
1

Не комментарий, а статья прямо ))
Можно было чуть глубже и публиковать...

Ответить
2

Спасибо, хорошая статья! Особенно поддерживаю мысль, что не стоит постить каждый день по 2 раза. Это реально наскучивает и большое желание отписаться. Лично я с бОльшим желанием читаю те подписки, от которых письма приходят раз в неделю, чем те, кто мелькает каждый день, какой он молодец.

Ответить
1

Спасибо за статью. Мне прям зашла!)

Ответить
1

с прошлого года прям дожидались? ;)
почитайте про ботов Балабанова еще статью

Ответить
0

Даниил, какой из пунктов вам оказался ближе всего?)

Ответить
1

Ахуенно!

Ответить
0

А что за бренд такой — Роман Абрамович? 

Ответить
1

... переглянулись с этими мыслями сотрудники в английском посольстве, и поставили ему отказ в визе)

Ответить

Комментарий удален

0

Валерий, а почему вы удалили свою страницу в ВК? У вас был очень интересный блог, ковавший с одной стороны ваш бренд.

Ответить
0

Во всех сетях не интересно один и тот же контент постить. Поэтому все внимание оставил на ФБ. 

Ответить

Комментарии

null