{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Десять рекомендаций — как работать с личным брендом через свои соцсети

Личный бренд – это история не про социальные сети. У Дженнифер Энистон не было инстаграмма, у Романа Абрамовича нет фэйсбука: значит ли это, что у них нет своего бренда? Но так повелось, что в России формула «личный бренд = соцсети» считается доказанной. Значит, об этом и поговорим, с конкретными доказательствами на руках.

Фото из Instagram-аккаунта Ричарда Брэнсона

Начну с того, что по этой теме есть уже много прекрасных статей. И если вы всерьез хотите разобраться в нюансах личного брендинга, то на vc.ru есть качественные материалы у таких ребят как Андрей Гусаров, Konstantin Zarutskiy или Чермен Дзотов. Какая-то лучше, какая-то хуже, каждая под своим углом, но очень полезные вещи есть в любой из них.

Второй важный блок для любителей вникать – это статья Дарьи Вахрушевой на РБК, и три статьи на Forbes у таких авторов как Юлия Принц, Анна Рудакова и Харитон Матвеев.

Ниже будет концепция, которая не дублирует подходы предыдущих авторов и содержит в себе как принципы (которые не выйдут из моды ни через 5, ни через 25 лет), так и частности, которые можно будет применить прямо сегодня.

Для удобства текст разбит их на 10 блоков с подзаголовками.

1. Функция рождает форму

Мир, к сожалению, не создан альтруистами. Тысячелетия назад люди объединялись друг с другом не от скуки, а ради выживания как вида или группы. Постепенно в каждом обществе сформировалась иерархия, в основе которой одни управляли другими (используя их для достижения групповых и своих личных целей). И нет никого, кто был бы не задействован во взаимной эксплуатации друг друга.

Вывод: от того, какую человек выполняет функцию, часто и зависит его роль в обществе. «Что вы делаете? Чем вы занимаетесь?» – это вопрос каждый человек задаёт при встрече (в оффлайне или при первом же знакомстве в соцсетях).

Вопрос, который звучит в голове у каждого, даже если он не проговаривается вслух

И поэтому всем своим профилем надо давать на него ответ. Чем понятнее, тем лучше. Это поможет вам быстро встраиваться в различные иерархии.

И не позиционируйте себя как многогранные люди эпохи Возрождения: не те времена. Даже в телефонах мы записываем «Гена шиномонтаж» или «Лена портниха».

Мы можем думать о себе все, что хочется, а окружающие смотрят на нас с одним вопросом: «А что мы можем получить от этого человека?» Не дать, а получить. (Мир не создан альтруистами). Поэтому определите свою функцию для окружающих – и они с большей охотой к вам потянутся.

2. Ещё более важный вопрос

Оказывается, он существует. И этот вопрос – «почему»? Разумеется, он не отменяет предыдущего, но «почему?» имеет огромную власть над «что?». Посмотрите одно из самых знаменитых выступлений на TED, там Саймон Синек прекрасно доказывает этот тезис. И даже написал об этом книгу «Начни с почему».

Если ваши посты идут мимо вопроса – личного брендинга не происходит, потому что у людей существует нечто вроде фильтра безопасности, через который к себе не пропускают чужих, незнакомцев и непонятных людей. Лишь разузнав о ваших мотивах и ценностях, вам открывают двери. До этого вас запишут себе в телефон как ”Юра космонавт” или «Валентина космонавт», но пока не получат ответ на вопрос почему вы этим занимаетесь, и близко к своему внутреннему миру не подпустят.

Так что минимум раз в месяц, а можно даже и чаще, отвечайте в своих постах или статьях в СМИ на вопрос «почему?» как можно интереснее и убедительнее.

Вот один из вариантов

Обязательно посмотрите выступление Синека. Пригодится на всю жизнь, не преувеличиваю. Это одно из самых знаменитых выступлений на TED по количеству просмотров.

3. Слишком яркий цвет – это не айс

По возможности не придерживайтесь одной крайней позиции: не будьте ярко-красным или слишком белым. Однотонные люди быстро наскучивают. Да и радикальность – это очень короткий ресурс.

На первых порах это прибавит вам аудиторию, но если вы будете кормить ее однородным контентом, однажды он просто перестанет у них усваиваться .

Имейте мнение, имейте позицию, но подавайте ее с разных сторон и под разными углами, добавляя к ней разносторонний контент.

Кашу маслом не испортить, поэтому добавляйте в то, что будет у вас контент-планом, что-нибудь действительно интересное и полезное широкому кругу читателей, а не только узкой ЦА. Иногда можно и хорошо пофилософствовать, как, например, здесь или здесь.

4. Один лишь раз

Помните как в песне у Анны Герман: «Всего один лишь только раз / Цветут сады в душе у нас». О чем это я? Когда вы пишете посты чаще одного раза в день – вы себя «разжижаете»; словно разбавляете дорогое вино водой: вкус от вас однозначно будет уже не тем.

Есть люди, кто в инстаграмме выкладывает по 6-10 фотографий в день во время поездок, в Фэйсбуке – 3-4 раза в день пишут короткие раздражённые посты на больную тему или наоборот, много мелких радостных. Это работает не в плюс, а в минус, потому что закон диалектики о переходе количества в качество тут работает с точностью до наоборот.

Оптимально выкладывать посты 2-4 раза в неделю, можно еще реже. Даже каждый день – это не лучший вариант (хотя тут споры не утихают до сих пор). Дайте людям возможность подкапливать интерес к вам во время этих пауз. Это можно назвать «принципом кардиограммы»: между пиками должен быть отдых, это нормально.

5. Семь раз отмерь

Ситуативные и не до конца осмысленные внутри себя посты – не лучшее решение. «Для того, чтобы услышать себя, нужны молчаливые дни» – давняя индейская поговорка.

Спонтанность – не всегда лучший друг. Пришла идея, хочется высказаться – подержите ее чуть-чуть. Додумайте, докрутите. В какой-то момент она обрастёт новыми гранями и засверкает внутри – вот тогда ее можно показывать другим, не тусклой. «Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора» – говорят все те же индейцы. И к ним лучше прислушаться.

6. Я/МЫ МОЯ РАБОТА

Регулярные посты о вашей работе вдохновят лишь сценариста сериала, который создаст на вашем примере типаж второстепенного героя, зацикленного на чем-то одном (и над такими персонажами зрителю приятно посмеиваться).

Если же прописывать образ главного героя (каким вы и являетесь), ему необходимо больше ярко выраженных граней, за которыми должно быть интересно наблюдать и себя с ними ассоциировать.

Хотите 3D-образ, работайте как минимум над тремя базовыми темами о себе. Возьмём того же Татьяныча. Помимо постоянных рассказов о том, что дизайн спасёт мир, он ещё объезжал весь спасенный им мир, и в-третьих – поливал и красных, и белых, радостно наблюдая, как реагируют и те и другие. Занят он этими тремя вещами вот уже без малого 20 лет – и не жужжит.

3D-эффект – сильная вещь, поэтому лучше не быть плоским, вооружаться тремя темами (например) и качать их одинаково сильно. Хуже не будет.

7. Мимо тещиного дома я без шуток не хожу

Во времена хайпа и постправды велик соблазн реагировать по каждому поводу, нелепому высказыванию, случайной ситуации. Многие так и делают, и... лишь перемешивают своё мнение в этом многоголосии.

Достоинство человека проявляется также и в том, что он может себе позволить не погружаться в эмоции и слишком «бытовые» вещи. Если дождь уже пошёл, не обязательно останавливаться и поливать дерево, мимо которого вы проезжали.

Ваша основная задача – отличаться, выделяться и быть уникальным. А стратегия погони за хайпом закончится тем, что окружающие наперебой начнут задавать сначала себе, а потом и вам вопрос «А не Собчак ли вы?»

Смотреть со 2-й минуты 12-й секунды

8. Я/МЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ

Делайте посты (фотографии) о ком-то еще, кроме вас самих: партнерах, уникальных людях, профессионалах и т.д. В лучшем случае это что-то вроде кобрендинга (и это прекрасно), да и в остальных моментах это все равно работает на вас.

Кого-то похвалить, отметить, восхититься, даже с кем-то вступить в разумную полемику – все это лишь прибавляет интереса и уважения к вам. У Дейла Карнеги хорошо работает фраза: «Глубочайшим желанием человеческой натуры является желанием быть значимым».

Мой преподаватель в университете, доктор психологических наук и один из главных ученых России по психосемантике Евгений Доценко вообще имел теорию, что в процессе общения мы словно подтверждаем факт существования друг друга, а глобальное одиночество – это смерти подобно, потому что какая-то часть внутри нас не понимает, живы мы или мертвы, пока об этом не просигналят извне.

Желание быть пролайканным – это, оказывается, базовая потребность человечества. Поэтому соцсети в кратчайшие сроки заполонили весь мир, а их создатели стали одними из богатейших людей планеты.

9. Недостатки: I’m lovin’ it

Самоирония и чувство юмора – это наше всё. Стараться выглядеть всегда идеальным или человеком без недостатков – это как целый день ходить на цыпочках: усталость рано или поздно возьмёт своё. Поэтому необходима свобода самовыражения, где вы – это обычный живой человек. Грамотно подавать свои недостатки и умение над собой пошутить – это редкость. И даже только по этой причине она подкупает. И 9 человек из 10 располагает к себе.

К тому же самоирония – это признак ума. Всегда. Ни один дурак никогда в жизни не посмеётся над собой, но всегда с радостью дождётся того момента, чтобы высмеять других.

Итак, целый калейдоскоп примеров. Евгений Чичваркин, Сергей Шнуров, Аркадий Новиков (раз и два), Артемий Лебедев, Олег Тиньков, Семен Слепаков.

10. Вместе навсегда

Самая большая ценность, которую вы можете дать вашим читателям – это ценность совместной работы. Еще дедушка Конфуций писал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Поэтому общайтесь так, чтобы была возможность вовлекаться в то, что вы делаете. Пишите пост таким, чтобы его хотелось репостнуть или прокомментировать. От соприкосновения с вами через online в идеале люди должны обогатиться, что-то получить.

Давать – надо учиться (брать мы всё умеем одним лишь врождённым инстинктом с самого детства). И вот это умение отдавать/передавать что-то таким образом, чтобы после этого с вами хотелось взаимодействовать – конечно же, главное умение в деле построения личного бренда.

P.S. "А как же умение привлекать внимание?"

Да, очень часто мы считаем, что личный бренд есть у тех, кто шумит, всячески обращает на себя внимание, ни дня не живёт без хайпа, имеет много подписчиков и так далее. Но про данную стратегию Марлон Брандо сказал, что это как сидеть на сахарном троне под проливным дождём. Ненадолго.

И ничего потом не останется, и никто не заметит потери еще одного привлекавшего внимание человека, вакантное место которого сразу же займёт кто-то помоложе и посовременнее.

Лучше быть собой. А ещё лучше – быть собой с другими.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr Svetlov

чтобы быть брендом, надо не посты в соцсетях постить, а что-то из себя представлять, тот же абрамович на всю рф один, а таких постеров сотни тысяч

Ответить
Развернуть ветку
Black Square Brands
Автор

Да, с этого все и начинается

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandryna Anishchanka

Спасибо. Хорошие советы :)
Было бы интересно послушать вас на тему "давать" чуть глубже. Кажется, это самое сложное из всего. Регулировать контент же и его частоту не сложно, а вот понимать, что людям нужно и как это дать... А главное, зачем это давать и в чем польза для вас - тоже ведь вопрос. 

Ответить
Развернуть ветку
Black Square Brands
Автор

Давайте попробуем, хотя слова «чуть глубже» и «комментарий» обычно находятся на противоположных полюсах )))

1. Нужен не только настрой и желание (этого всего бесконечно мало для умения отдавать), но и то качество, которое называется наполненность или энергоизбыточность. Как Толстой говорил: «Писатель - это тот, кто не может не писать». То есть так штырит, что молчать не получается и не делать не получается. Качество это формируется у любого человека на том этапе жизни, когда он наполнял свою «чашку» (себя), наполнял, и так много уже в себя залил, что у него автоматически переливается через край. И люди всегда это чувствуют: когда им что-то хотят дать натужно, через надрыв, а когда для них переливается через край (легко и красиво). И такая стратегия рано или поздно поможет собрать большую целевую аудиторию. Мартин Лютер Кинг тоже был поначалу проповедник в церкви, на пару сотен человек. Но потом к нему на выступления стали ходить тысячи, а самая знаменитая его I have a Dream собрала четверть миллиона слушателей. 

2. Чтобы понимать, что нужно людям, нужно перевести свой образ жизни в UX-style (UX - user experience): наблюдать и спрашивать. Каждый день. Семь дней в неделю. Постепенно образовывается что-то типа самодельной big data, и вы уже начинаете в прямом смысле чувствовать, чего людям не хватает. И спокойно тратите время именно на то, чтобы им это дать ко всеобщей радости. Одна девушка (не помню аккаунт) постоянно постит у себя рецепты своей бабушки, которая хорошо готовила и которую эта девушка очень любила. С какими-то высказываниями и наблюдениями из жизни бабушки. И это прям зашло. Видно было, как люди включаются и как они благодарны. Другие стратегии: Кто-то подмечает нестыковки и смешит (этот кто-то - Слепаков), кто-то впервые в жизни стал брать профессиональные интервью, задавая вопросы с матами и про всякие интимности (этот кто-то - Дудь; и у него это получилось, потому что он знал, что люди хотят такой продукт). Примеров много. 

3. Нет ничего лучше, чем искусственно «окружить себя» наставниками и внимательно наблюдать за тем, как они мастерски себя проявляют. И учиться у них на расстоянии. Однажды в маленьком северном итальянском городке Мерано меня познакомили с мишленовским поваром, очень-очень молодым и скромным. Ему так было неловко (хоть и приятно), что наш столик ему аплодировал. Его лайфхаки, пока мы разговорились: «Я встаю каждый день в пять утра и иду САМ на рынок выбирать продукты. Всех поставщиков знаю по именам. Со многими - дружу и когда приходят лучшие продукты на рынок, они мне звонят и отдают, а не в другие рестораны». И так далее. И вот у каждого Мастера с большой буквы свои примочки, которые можно копить и применять. Так победим))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandryna Anishchanka

Уау, какой развернутый ответ. Здорово. Именно то, что хотелось услышать. Спасибо большое.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Не комментарий, а статья прямо ))
Можно было чуть глубже и публиковать...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Спасибо, хорошая статья! Особенно поддерживаю мысль, что не стоит постить каждый день по 2 раза. Это реально наскучивает и большое желание отписаться. Лично я с бОльшим желанием читаю те подписки, от которых письма приходят раз в неделю, чем те, кто мелькает каждый день, какой он молодец.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Мальцев

Спасибо за статью. Мне прям зашла!)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Klimov

с прошлого года прям дожидались? ;)
почитайте про ботов Балабанова еще статью

Ответить
Развернуть ветку
Black Square Brands
Автор

Даниил, какой из пунктов вам оказался ближе всего?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Куликов

Ахуенно!

Ответить
Развернуть ветку
Ben Ehlmann

А что за бренд такой — Роман Абрамович? 

Ответить
Развернуть ветку
Black Square Brands
Автор

... переглянулись с этими мыслями сотрудники в английском посольстве, и поставили ему отказ в визе)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денни

Валерий, а почему вы удалили свою страницу в ВК? У вас был очень интересный блог, ковавший с одной стороны ваш бренд.

Ответить
Развернуть ветку
Black Square Brands
Автор

Во всех сетях не интересно один и тот же контент постить. Поэтому все внимание оставил на ФБ. 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда