Двадцать трендов маркетинга в 2020 году

С российским подтекстом

В закладки

Вопрос на миллион: чем отличается американский маркетолог от российского?

Ответ на миллион: если у американского маркетолога в «джоб дискрипшн» написано, что он отвечает за «бренд эвернес» или «гугл эдс кампейнс», то он за это и отвечает.

А у российского чтобы не было написано, с него в первую очередь спрашивают «импакт на бизнес», лиды, и даже продажи.

Но это наша реальность. Нормальный утренний вопрос российского маркетолога звучит так: что я могу сделать сегодня, чтобы моя компания заработала еще больше.

И дальше расставлять приоритеты между все еще работающей имейл-рассылкой, запуском кампании через инфлюенсеров, расширением семантического ядра в директе или каким-нибудь партнерским спецпроектом. Вот реальность великого Брахмы от маркетинга.

Но, не смотря на некоторую трагичность, за маркетинговый курс компании отвечаете вы. И только вам решать, делать привычное или быть источником изменений.

Я выбираю второе. Именно поэтому написала статью о трендах в маркетинге на 2020 год. По моему мнению, конечно. Пусть маркетологи еще раз перетряхнут свои планы, а предприниматели проверят на адекватность маркетинговую команду.

Итак, поехали....

#1: 2020 - год прагматического оптимизма

Для начала, сфокусируйте свой маркетинг на том, что доказано работает, чтобы максимально выгодно использовать настоящие возможности. Постройте эту систему и наладьте процессы. С вас все равно спросят импакт на бизнес.

А потом с оптимизмом начинайте движение к прогрессу. Пробуйте новое, делитесь идеями и не оправдывайте свою лень.

#2: Нанимайте T-shaped маркетологов

В восьмидесятых годах прошлого века этот термин использовали рекруты McKinsey, чтобы описать человека, который имеет глубокие профессиональные навыки в одной области (вертикальная палка буквы T) и способен сотрудничать с экспертами в других областях, умея применять эти знания в работе (горизонтальная палка).

Это важно для любого маркетолога, т.к. обеспечивает его способность работать в команде и быть полезным для бизнеса. Профессионалы-одиночки, работающие в своем уютном дупле, сегодня становятся отщепенцами в маркетинге или уходят во фриланс, где действует схема: вот ТЗ - вот ХЗ.

Для примера навыков T-shaped маркетолога я привожу схему, которую сделали ребята из Growth Tribe

Есть ещё концепция X-shaped людей, где, согласно описанию, сильные профессиональные навыки пересекаются с лидерскими компетенциями и умением вести за собой команду.

Но это надо оставить для другого материала.

#3: Мыслите как продакт-менеджер

Совершенствовать и упаковывать продукт, получать фидбек с рынка тоже задача маркетолога.

Только если продакт (в идеальном мире или за пределами России) решает проблему клиента, продакт-маркетолог сфокусирован на бизнес-задачах, создаёт (читай упаковывает) продукт «вкусный» и полезный для клиента. Его задача, как можно скорее, получить дополнительную прибыль за счёт фичей, привлечения новой аудитории, увеличения конверсии продуктовой страницы или другого этапа воронки продаж.

А ещё я призываю любого менеджера в 2020 году сделать продуктом свой отдел маркетинга. Потому что с ним тоже надо работать, чтобы повышать эффективность с которой решаются бизнес-задачи.

#4: Создавайте контент. С умом.

100% замыленные слова, что «content is the king» и «companies are becoming media companies” я повторять не буду. Но давайте примем по умолчанию, что контент не равно 100500 г...нотекстов и видео во все каналы.

Это всегда система в основе которой лежит согласованная стратегия, контент-план и много-много человеко-часов по созданию, адаптации, дистрибуции и продвижения контента.

Для оптимизации этого процесса я предлагаю смотреть на него с позиции, что любой контент - UX content.

#5: All content is UX content

Потому что материал на одну тему для блога, рассылки, фейсбука, инстаграмма или видео —это разные материалы, которые надо готовить с учетом пользовательского сценария и пониманием ради чего они вообще нужны.

Именно здесь вам пригодятся T-shaped (см. #2) редакторы и копирайтеры, которые не только пишут, верстают и адаптируют контент под разные каналы, но ещё понимают, частью какого бизнес-процесса являются.

Здесь уже становится понятно в какой прогрессии возрастают косты на маркетинг. И значит надо читать дальше, потому что следующие тренды так и стремятся оптимизировать затраты или пролонгировать полезный эффект от каждого решения.

#6: Tilda time

Я всем сердцем люблю сервис Tilda, но использую это слово уже как имя нарицательное, означающее, что «каждый может запустить сайт без участия дизайнера и разработчика».

И сейчас навык использования Tilda уже must have для любого маркетолога. Пока ещё, конечно, мечтается, что есть волшебный Тильдамен, который может сделать все быстро, красиво, по всем законам UX, да ещё такие тексты написать, что клиент платить будет не успев зайти...

Но это всего лишь гипертрофированные мечты, означающие, что инструмент надо освоить.

Даже если вы не делаете сайты. Клиентские презентации тоже массово переезжают в Тильду: отправили ссылку и не беспокоитесь о версионности своих предложений.

И пусть меня хейтят все разработчики и дизайнеры (я нисколько не умоляю их огромный труд), но скорость «запилил за ночь на тильде» важнее, чем долгие ТЗ, обсуждение дизайна, верстка и настройка, которые могут превратиться в месяцы.

Поэтому пусть Тильда будет основным маркетинговым инструментом 2020.

#7: Figma time

Для больших проектов, когда требуется синхронизация командной работы, есть Figma. Похоже, что это слово тоже становится нарицательным. Только жаль, что совместная работа все ещё удел современных и технологичных команд.

Но все в ваших руках. Просто не ввязывайтесь в долгие процессы пересылки макетов, корректировки вёрстки и кусания локтей, когда ваш согласованный дизайн с реальными текстами выглядит, как г...но.

Будьте источником изменений и стройте процесс изначально по-другому.

#8: Брендинг

Нет ничего странного в том, что с появлением новых каналов коммуникации сила бренда обретает особую ценность. Она волшебной пеленой оборачивает все ваши действия на каждом этапе воронки и увеличивает эффективность всех коммуникаций: от конверсии рекламных объявлений до конверсии в продажу.

Последние 5-7 лет мы так упорно стали жать на диджитал и все меньше придавать значения тому, как вообще клиенты воспринимают продукт, какие эмоции вызывает вся коммуникация и что потом остаётся в голове.

Ваши преимущества в технологиях, людях, бюджетах, организационной структуре можно скопировать. И единственное, что будет выгодно отличать вас в конкурентной борьбе - бренд. Кроме того, работа с брендом принесёт увеличение количества брендовых запросов в поисковых системах.

Так что инвестируйте в брендовые коммуникации, потому что, если вас не существует в повестке дня, значит вас не существует.

#9: Прозрачность и честность во всем

И это ключ к построению любого бренда, которому доверяют. Никого не интересуют пластиковые люди, постановочные кадры и вся та игра, что мы стараемся изобразить для потребителя.

Будьте честными, рассказывайте и показывайте как есть, и следите, чтобы не было недосказанности. Вы же тоже потребитель и сразу чувствуете, когда вас вводят в заблуждение. Вот и вы не делайте так...

#10: Убейте фейков. Не держитесь за призраков

Время окончательно зачистить своих липовых подписчиков в соцсетях, удалить из базы тех, кто не открывает письма, а из CRM тех, у кого нет контактов.

Тогда вам станет понятна реальная картина. А для новых подписчиков в соцсетях вы точно будете выглядеть «более настоящими».

#11: Работайте с микросообществами / создайте свое

Любое сообщество, где нет лишних, вызывает доверие. Речь идёт не только об Инстаграм. Переключайтесь на клубы и малые группы по интересам. Участвуйте в их деятельности, изучайте, чем живут, будьте своими и очень скоро станете неотъемлемой частью их жизни.

А если на вашем рынке подобного сообщества нет (что вряд ли) создавайте своё, но при условии, что готовы инвестировать, чтобы оно стало ценным и полезным.

#12: Общайтесь с профессионалами из маркетинга

Больше, чем вы делали это раньше. (Если делали, конечно) Составить список конференций на нужные темы и посетить по максимуму - must have.

И сколотите свой кружок :) такой же влиятельный как масонский клуб. Всегда будет куда удрать с работы, чтобы совесть не мучала. А если без шуток, то такое сообщество может стать вашей силой и тылом, когда количество задач растёт, а ресурсы всегда ограничены.

Кстати, пригласите меня, когда соберетесь.

#13: Автоматизируйте то, что можно. Уже можно

Не значит автоматизировать все подряд. Только то, что уже работает по определенному алгоритму. Например, клиентская поддержка, онбординг, общение с клиентом после покупки и даже ваш SEO.

С появлением AI сервисов (использующих искусственный интеллект) возможностей для автоматизации стало больше. Они помогут не только оптимизировать процессы, но и вам добавят профессионального пруфа.

Вы когда последний раз смотрели, что новенького есть на рынке?Сейчас самое время.

Ищите технологии, которые позволят выиграть.И параллельно проведите ревизию коммуникаций на предмет того, что можно поручить роботу или запрограммировать. Сделайте это даже если думаете, что у вас все автоматизировано. Как минимум, ещё раз актуализируете свой процесс и оцените его эффективность.

#14: Используйте по-максимуму каналов. Тестируйте новые

На одном маркетинговом канале бизнеса не построить. Перевожу: одного Яндекс Директ недостаточно. Все хорошие каналы насыщаются очень быстро. И даже если сейчас у вас что-то хорошо работает, это пока все конкуренты туда не прыгнули и стоимость не выросла в сотни раз.

Показательный пример - Facebook в Америке.

Сейчас рекламироваться там по карману только компаниям с большими бюджетами. Вот смотрите, средние CPC и CPM по индустриям:

​https://fitsmallbusiness.com/how-much-does-facebook-advertising-cost/ Kelly Main, Facebook Advertising Cost by Industry 2019

К примеру скажу, что мы, на рынке B2B все ещё держим CPC на среднем уровне 0,53$ (а в таблице уже 2,52$).

И очевидно, что нас тоже ждёт эта участь.

Поэтому ищите новые каналы. Это бесконечный процесс, на который надо выделять ресурсы: время и деньги для тестирования.

#15: Персонализация теперь уже необходимость

При росте маркетинговых расходов нам надо придумать, как конвертировать остальные 97% траффика.

Только персонализация больше не ограничивается автоматическим изменением имени человека в рассылках. (Некоторые и это не делают).

Технологии на базе искусственного интеллекта с возможностью собирать любые данные о пользователе делают возможным гиперперсонализацию всего: от контента до дизайна, рекомендаций по продуктам и всего промежуточного.

Вспоминаю, как OZON, к примеру, предлагает мне подходящие товары, а Medium рекомендует статьи, основываясь на моем предыдущем опыте.

#16 Уделяйте внимание sales support

Неважно, на каком рынке вы работаете, поддержка продаж —ваша ответственность.

Обеспечьте менеджеров материалами, расскажите, что происходит на рынке и проведите тренинг по продукту. Это напрямую влияет на самый последний этап воронки - конверсию в продажи.

Если вы забудете об этом - все остальные действия не принесут результата.

#17: Ищите золотой ключик в диджитал

В этом и заключается скорпулезный ежедневный труд диджитал-маркетолога.

Найти способ оптимизировать стоимость клика, настроить правильные таргеты, переписать тексты, заменить картинки и т.д. до бесконечности, и опять по кругу.

Главное, фиксировать изменения и смотреть как меняются показатели, чтобы не пропустить золотой ключик. А дальше оттачивать, оттачивать, тестировать и оттачивать.

#18: SEO для нулевой позиции (position zero)

SEO по-прежнему важен, но сейчас происходит большой сдвиг от той оптимизации, которую мы знали: быть номером один в результатах органического поиска уже не цель №1.

Теперь начинается битва за нулевую позицию - это информация, рекомендуемая Google, которая появляется до результатов поиска. Теперь пользователю не надо переходить на сайты - информация, отвечающая запросу доступна на странице выдачи.

Вот что появляется после рекламы по запросу SMM marketing
Выдержка из Википедии, рекомендации видео, вопросы​
И ответ на каждый вопрос имеет ​ссылку на источник

Гугл формирует этот блок из сниппетов и информации, которая есть на наших страницах, картах, YouTube и всего того, что мы делаем для SERP продвижения.

Такое изменение в потреблении происходит с увеличением количества мобильного траффика, когда мы все делаем «на ходу». Вы и сами, наверняка, замечали за собой.

Эти изменения подтверждают цифры увеличения количества «zero-click searches” в мобильной выдаче.

Поэтому задача понятна: стать первым на рынке кто попадёт на нулевую позицию. Как вам такой челлендж?

#19: Держите в поле зрения голосовые интерфейсы

Только держите. Это пока ещё не игрушка для маркетологов. И не надо кидаться адаптировать свой сайт под голосовой поиск. Не очень понятно, почему все так взбудоражены этим трендом. По голосовым интерфейсам пока больше сомнений, чем уверенных доказательств что их эра наступила.

В декабре 2019 были статьи, что Алекса посоветовала кому-то убить себя, чтобы остановить глобальное потепление и спасти планету. С т.з. логики это, конечно, может быть разумно, но...

Давайте признаемся, хочется ли нам, чтобы Алекса, Алиса, Сири и кто ещё там, постоянно слушали нашу речь и секретно создавали какой-нибудь Скайнет.

И вообще, это все ещё дико разговаривать со своим телефоном или наручными часами (особенно в общественном месте). Пока что быстрее и интимнее написать пару слов в поисковой строке.

#20 Возрождение подкастов и новая эра аудиосообщений

Согласно #14 рассмотрите подкасты, как один из каналов. А вот про аудио сообщения точно стоит задуматься, если ваш клиент из последнего поколения Z. Вы видели когда-нибудь, как они общаются?

Я не удивлюсь, если очень скоро для них появится специальный Фейсбук, где в ленте они будут слушать аудиособщения от друзей.

Только представьте... Алиса! Проиграй мне сообщения от Васи...

Вообщем, думайте как это использовать.

Bonus track#21 Идите в Tik tok

P.S. Ошибайтесь. Только так вы растете по-настоящему

{ "author_name": "Evgeniya Loginova", "author_type": "self", "tags": ["9","8","7","6","5","4","3","21","20","2","19","18","17","16","15","14","13","12","11","10","1"], "comments": 48, "likes": 6, "favorites": 170, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 96327, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 05 Jan 2020 19:12:14 +0300", "is_special": false }
Николай Замятин
Как мы потратили 1,5 млн рублей на рекламу в digital-рейтингах и что из этого вышло
«Умный маркетинг» показывает статистику размещений в рейтингах SEO и контекстной рекламы: Ruward, «Рейтинг Рунета…
Объявление на vc.ru
0
48 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Как написать комментарий в 2020 году

Ответить
2

Актуальные тренды ответов на комментарии в 2020-м году

Ответить
1

Важное замечание по комментарию из 2020 года

Ответить
0

Ошибаетесь, но только так вы растёте по-настоящему

Ответить
0

"аудио-комментарий"

Ответить
4

Имхо, статья написана плохо, перегружена англицизмами и просто транскрипцией.

Многие, даже хорошие маркетологи не сразу за "шарят" суть.

Ответить
0

автор показывает какой он крутой знаток английского, по сути просто вы***тся с гугл переводчиком на пару.

Ответить
2

"Только представьте... Алиса! Проиграй мне сообщения от Васи..."

К чему весь этот бред?

В этой экономической жопе-пустыне:
1. Если новый автомобиль - гранта "на минималках".
2. Если епотека - ...

Ответить
3

Не стоит проецировать свою жизненную ситуацию на других. Ты - в жопе. А миллионы других людей в это стране живут, развиваются, богатеют, путешествуют. К тоже же в этой статье кажется не было ни слова о том, что эти маркетинговые инструменты нужны/актуальны только для России

Ответить
4

"А миллионы других людей в это стране живут, развиваются, богатеют, путешествуют." - Куда ты разбогатеешь на 30 000 рублей в месяц?

Ответить
2

миллионы людей зарабатывают больше 30 000 рублей)

Ответить
2

в масскве?

за пределами массквы тоже люди есть, и они работают за 10 000 или 20 000 

Ответить
1

А ещё есть те, кто за пределами Москвы работает за 50 000, 90 000 и 150 000

Ответить
1

По всей России работают за больше чем 100 000 gross только 7%,   а тех кто работает меньше чем за 30 000 гросс больше 50%.   

Ответить
–2

А ещё есть те, кто за пределами Москвы работает за 50 000, 90 000 и 150 000

миллионы людей зарабатывают больше 30 000 рублей)

Который из моих тезисов противоречит приведённым тобой цифрам, умник?
7% от 140 миллионов - это почти 10,000,000

Ответить
5

"Eugene Danilov" - Ты очень плохо информирован, ольгинский ботинок.

Ответить
2

Да, был уже замечен за евгешей ольгинский грешок)

Ответить
1

А что если евгеша просто озвучивает свою позицию, которая (ну бывает же!) не совпадает с общепринятой на vc точкой зрения?

А что если таки взять калькулятор (если в уме не получается) и перемножить 140млн на 0.07?

Хотяя, не забивай голову, Андрюш) как говорится, «не рефлексируй, распространяй» (с)

Ответить
1

А я не в первый день его на просторах vc встречаю. И раньше возникали подозрения )

Ответить
0

А теперь всё сошлось, да? 😄 наконец-то у тебя железные доказательства на руках

Ответить
2

Боюсь вы несколько преувеличиваете своё значение в моей жизни. Может не олька, может просто зомбак - мне все равно)))

Ответить
2

еугене данилов, у тоби пукан горилко?

Ответить
–1

Нет. Просто прочитал твои сравнения зарплат в России и штатах «в лоб», осознал уровень интеллекта своего оппонента, стало жалко потраченного на написание комментариев времени. Не удержался, минусанул

Ответить
1

Противоречит, потому что работает, а точнее получает заработную плату существенно меньше 140 миллионов. Как минимум минус несовершеннолетние, студенты, пенсионеры и офиц. безработные, те кто в декрете, военнослужащие срочной службы, те кто находятся в заключении.  Нет никаких 10 миллионов, дай бог миллионов 5-6.

Ответить
–1

 По всей России работают за больше чем 100 000 gross только 7%

7% от 140 млн - это около 10 млн.

 Если считать 7% от трудоспособного населения (76 млн) - то это 5 млн человек. 

В обоих случае тезис "миллионы людей зарабатывают больше 30 000 рублей" верен

Ответить
1

"В обоих случае тезис "миллионы людей зарабатывают больше 30 000 рублей" верен"

меллионы людей лежуть на кладбишшах

Ответить
0

Это официальная статистика, которая немного, но различается с реальностью.

Ответить
1

"за пределами Москвы работает за 50 000, 90 000 и 150 000"

150 000 - северная вахта за месяц

дели пополам

за следующий месяц отдыха не платят

Ответить
–1

Неверно. В крупных городах люди с головой неплохо разрабатывает. Бессмысленный спор. Ты очень плохо информирован.

Ответить
0

"В крупных городах люди с головой неплохо разрабатывает. Бессмысленный спор."

в крупных городах - массква, спб

что еще?

в остальных миллионниках средняя зарплата 30 000 руб.

кем я плохо информирован?

я живу в "остальном" миллионнике

Ответить
1

Ты очень зациклен на 30.000.

Да таких много, но у меня знакомые в "остальных миллиониках" и у всех минимум 60.000, а есть и 100 и 120. Люди работают, люди развиваются и добиваются. Причем половина менеджеры по продажам, а другие из разных областей, производство, IT.
Бесспорно, есть кто сидит, особо ничего не делает и получает 15-30.

Ответить
–1

"Ты очень зациклен на 30.000.
Да таких много,"

Это и есть средний класс.

Средний класс в РФ - зарабатывает на уровне минималки в макдачке US.

А если "знакомые в "остальных миллиониках" и у всех минимум 60.000, а есть и 100 и 120. " - твои знакомые зарабатывают только в два раза больше, чем минималка в макдачке US.

Ответить
0

Конечно бессмысленный,  ведь можно посмотреть статистику по доходам населения  и узнать как вы неправы.

Ответить
1

Бесполезные советы от хомячка в колесе.

Смотрите, как я умею. А результат где?

Есть только один принцип для маркетолога: будь ближе к данным.
Нахер все эти модные инструменты, если ты не можешь свои действия увязать с результатами. Если не умеешь "читать" дату и видеть там реального человека, то вся эта возня только ради словца.

Ответить
2

Теперь все сводится к 1/10 маркетинга, а именно digital, про остальные 9/10 частей просто забывают, ибо там уже нужны знания, и более широкие, чем просто в digital.

Ответить
–5

С чего ты взял, что digital составляет 1/10 от «маркетинга»

Ответить
2

С того, что в статье указанно только то, что касается digital. Если говорим про реальный продукт и реальный маркетинг, то в него входит: Исследования, Бренд-маркетинг, Продукт-маркетинг, ATL, BTL, событийный маркетинг, PR, Трейд-маркетинг и digital.

И как бы не хорохорились новоиспеченные маркетологи, познавшие digital, его роль растет, но пока ещё на уровне 1/10 в объеме.

Ответить
–2

В Википедии прочитал? 😄

Ответить
–1

Когда вы говорите, такое ощущение, что вы бредите

Ответить
1

Так это тренды или руководство к действию?

Ответить

Комментарий удален

0

"косты на маркетинг"!

Ответить
0

Написано не для людей. Перечитывайте перед публикацией. Кому такое интересно читать. Сжимайте текст.

Ответить
0

вам бы русский язык подтянуть... хотя зачем, да? ведь проще щеголять "must have" и "гугл эдс..."

Ответить
0

В общем такой бессмысленный текст, не для этой жизни,  слишком мала российская  "вселенная" для такого маркетинга, большинство маркетологов  в своей повседневности страшно далеки от этих "звезд".

Ответить
0

Вообщем, умоляю, скорпулезно. Плакаль.

В общем, вообще, умаляю, скрупулёзно. Ну рили.

Ответить
0

Ну, в этой статье речь идет не совсем о трендах, а, скорее, о своих мыслях и советах. 

Интересно было почитать и поразмышлять. 

Ответить
0

годно, новичкам есть куда рыть, старичкам есть про что ныть

Ответить
0

Соглашусь с вами — нужно видеть и понимать продукт полностью. Поэтому хочу разочаровать любителей трендов и фишек — без системы это все не работает. Я раньше тоже охотилась за фишками и волшебными таблетками, но после обучение в школе Interra на интернет-маркетолога все встало на место, и я поняла, как это все работает. Рекомендую обучение тем, кто разочаровался в обрывочных знаниях, которые не дают ни понимания, ни желаемого дохода.

Ответить

Комментарии

null