Архетипы для рассылок, закон Парето: кто даст вам 80% прибыли, часть вторая

Представьте, что в элитном автомобильном салоне к вам обратились: «Ну привет, клиентура, пришёл машинку выбрать? Себе, жене, любовнице?». Ужасная ситуация. Полное несоответствие формы (обращение) и содержания (автомобили за 10+ миллионов рублей).

Агентство email-маркетинга СХЕМА

С брендами так же. Позиционирование, tone of voice должны соответствовать продукту. Используйте знания психогеометрии и теорию архетипов. В тандеме они помогут не свернуть с пути.

Что такое архетип компании?

Архетип — универсальная модель поведения, которая заставляет человека определённым образом реагировать на события и триггеры. Например, Apple символизирует запретный плод, а Nike «запускает» программу «Я стану лучшим, если куплю эти товары».

В маркетинг понятие архетипа ввели Кэрол Пирсон и Маргарет Марк. Постепенно идея распространилась. Сегодня бренд компании можно сопоставить с реальной личностью. Например, Mercedes — солидный богатый мужчина; Burger King — парень в драных джинсах, пьющий колу из пластикового стаканчика; Lego — мечтатель в клетчатой рубашке, создающий новый мир.

Выделяют 12 архетипов личности:

​12 архетипов Агентство email-маркетинга СХЕМА
​12 архетипов Агентство email-маркетинга СХЕМА

В зависимости от того, какой архетип личности подходит компании, нужно выстраивать отношения с клиентами. Тон общения, дизайн сайта и соцсетей, реклама и тексты — всё определяется архетипом.

НО! Бренд компании редко состоит из одного архетипа на 100%. Тестируйте, анализируйте, какие подходят конкретно вам.

При чём здесь закон Парето?

В современном исполнении он звучит так: 20% усилий дают 80% результата. Совершив минимум важных действий, вы получите максимум результата.

Выбрать свой архетип — значит сделать 20% работы. Счастливые клиенты принесут 80% дохода. Счастливые, потому что с ними наконец-то заговорили на одном языке и дали то, что им действительно нужно.

Как это работает?

Согласитесь, компания, которая продаёт одежду класса люкс, не обратится к клиенту в стиле: «Дорогуша, прикупи на сдачу платьице, всего пять тыщ евриков». Архетип шута не подойдёт для производителя элитных продуктов. Впрочем, с этим можно спорить :)

Простодушный

Архетип «Простодушный» или «Невинный» выбирают бренды, которые хотят создать образ честной компании с чёткими ценностями. На эту компанию можно положиться, она вызывает светлые, порой ностальгические чувства.

Признаки:

  • предлагает простое решение проблемы;
  • ассоциируется с добром, ностальгией, простотой;
  • вызывает чувство ностальгии, возвращает в детство;
  • представляет простые и ясные ценности;
  • имеет 100% чистый состав, не содержит химикатов, токсинов, вредных веществ.

Клиент: интернет-магазин «СМОЛА 2.0».

Смола 2.0​
Смола 2.0​

Заботливый

Бренд этого архетипа заботится о клиентах или помогает заботиться о других. Такое позиционирование часто выбирают компании, которые производят товары для беременных и мам, лекарства и товары для дома.

Признаки:

  • продаёт безопасность;
  • работает в сферах здравоохранения, страхования и финансового планирования;
  • представляет собой некоммерческие, благотворительные или экологические организации;
  • связан с воспитанием детей;
  • помогает людям заботиться о себе и других;

помогает в ремонте, уборке, уходу за домом и садом.

Клиент: застройщик в Петербурге LEGENDA.

Славный малый

Компании с архетипом поведения «Славный малый» стараются быть максимально близкими потребителям. Они создают приземлённый и простой образ. Общаться с брендом так же легко, как с соседом или приятелем.

Признаки:

  • отрицает иерархию и границы;
  • предлагает программу лояльности, клубную систему, особое сообщество;
  • даёт чувство принадлежности;
  • продвигает простые человеческие ценности;
  • предоставляет гарантию комфорта, надёжности;
  • реализует повседневные, функциональные продукты;
  • является местом встречи старых приятелей и друзей.

Клиент: компания-застройщик GOOD WOOD.

​GOOD WOOD
​GOOD WOOD

Искатель

Бренд с архетипом «Искатель» обещает потребителям новые ощущения, возможности. Компания представляет клиентов как амбициозных людей, которые хотят получать новый опыт.

Признаки:

  • помогает воспринять новое, пробуждает дух открытий;
  • связан с открытием нового понимания себя;
  • используется в походах;
  • помогает выразить индивидуальность;
  • используется на ходу;
  • даёт возможность почувствовать свободу.

Клиент: магазин спортивных товаров и экипировки «Велопитер».

Велопитер
Велопитер

Любовник

Бренды-любовники создают тёплую атмосферу, помогают клиенту почувствовать себя особенным, любимым и желанным. Компания поддерживает образ успешного и красивого человека без изъянов, проблем и забот.

Признаки:

  • связан с тем, что доставляет удовольствие: особая еда, красивые вещи, соблазнительные ароматы;
  • помогает сохранить привлекательность: мода, спа, секреты красоты, косметика;
  • предлагает роскошные и эстетичные вещи;
  • связан с любовью к себе;
  • помогает найти друзей или партнёров.

Клиент: магазин нижнего белья Crazy Beach.

Crazy Beach​
Crazy Beach​

Маг

Архетип «Волшебник» пробуждает мечты клиентов, демонстрирует сказочные образы.

Признаки:

  • работает с передовыми технологиями, которые ощущаются как чудо;
  • расширяет сознание, меняет представление;
  • меняет жизнь: от рутины к идеалу, от бедности к богатству, от болезни к здоровью;
  • близок философии New Age.

Пример: Disney.

Disney​
Disney​

Шут

Бренд выстраивает дружеские отношения с клиентом, шутит, использует мемы и яркие цвета. Как правило, архетип «Шут» используют компании, которые производят сладости, фастфуд и снеки.

Признаки:

  • работает в сфере развлечений;
  • предлагает продукты для подростков или людей, которые хотят быть вечно молодыми;
  • помогает хорошо провести время;
  • имеет низкую или среднюю цену;
  • отличается от важных, чопорных, самоуверенных брендов;
  • даёт чувство принадлежности к весёлой компании;
  • продвигает свободу и креативность.

Клиент: интернет-магазин недорогих товаров из Китая Umka Mall.

​Umka Mall
​Umka Mall

Герой

Компании-герои показывают потребителей как независимых, сильных людей. Их клиент готов к вызовам и испытаниям, способен изменить мир и выйти из зоны комфорта.

Признаки:

  • бросает вызов, чтобы одолеть внутреннего врага (страхи, комплексы, сомнения);
  • связан с высокой этикой и моралью;
  • имеет ярого противника, которого нужно победить;
  • повышает мастерство и ведёт к победе;
  • помогает стать сильнее.

Клиент: сеть фитнес-клубов Alex Fitness.

Архетипы для рассылок, закон Парето: кто даст вам 80% прибыли, часть вторая

Правитель

Бренды с архетипом «Правитель» внушают клиентам уверенность в их действиях. Они дарят ощущение успешности.

Признаки:

  • поддерживает патриотичность, традиционные ценности;
  • предлагает пожизненную гарантию;
  • упрощает жизнь;
  • усиливает власть и лидерство;
  • создаёт уникальный продукт для каждого конкретного человека.

Клиент: международная группа компаний NAI Becar.

NAI Becar​
NAI Becar​

Бунтарь

Цель бренда-бунтаря — порвать шаблоны и нарушить правила, создать атмосферу анархии.

Признаки:

  • предлагает продукт для «плохих» парней и девушек;
  • представляет теневую нишу;
  • создаёт революционно новую субкультуру;
  • поддерживает стремление к свободе;
  • идёт вразрез стандартам и ограничениям общества.

Пример: Apple.

Apple​
Apple​

Творец

Архетип «Создатель» предполагает сотворение визуальных образов. Компания-творец поощряет креатив клиентов.

Признаки:

  • предлагает произведения искусства;
  • использует подход «сделай сам»;
  • продвигает самовыражение, предлагает выбор;
  • предоставляет сервис или решение для творческих людей.

Клиент: платформа для рассылок Mailigen.

Архетипы для рассылок, закон Парето: кто даст вам 80% прибыли, часть вторая

Мудрец

Компании, которые придерживаются архетипа «Мудрец», используют сертификаты, подтверждения качества, рекомендации авторитетных людей. Так они демонстрируют профессионализм. Они открывают истину, делятся опытом.

Признаки:

  • демонстрирует экспертное мнение;
  • предлагает преимущества, основанные на научных фактах;
  • стимулирует развитие интеллекта;
  • производит товары для здоровья.

Клиент: федеральный партнёр 1C – Авиант.

Авиант​
Авиант​

Что в итоге?

В борьбе за внимание клиента все средства хороши. Умение позиционировать бренд и учитывать психологические особенности потенциальных покупателей — лучшее оружие. Определитесь с архетипом компании, начните говорить на языке клиента — и к вам выстроится очередь из людей, мечтающих о вашем продукте. Потому что рассказывать о товаре додумались многие, а предлагать решение проблемы — только вы. Как вам такая СХЕМА?

44 показа
3.5K3.5K открытий
3 комментария

Отличная статья! +++

Ответить

Спасибо)

Ответить

Плюс

Ответить