{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Маркетинг не работает! Ищем причину

Развитие информационных технологий помогает маркетологам быстрее продвигать товары/услуги компаний, а сквозная аналитика позволяет сделать это продвижение более эффективным. Ширина и глубина ассортимента вместе с сервисными пакетами и различными финансовыми инструментами с одной стороны предоставляет массу новых возможностей потребителю, а с другой стороны приучает его (потребителя) к определённой культуре потребления не просто отдельного товара, а целого комплекса Товар + Услуга + Варианты оплаты + Скидки и бонусы и пр. В результате у потребителя формируется определённый опыт потребления, который оказывает очень сильное влияние на потребительское поведение, коренным образом изменяя его. Это изменение происходит постепенно, постоянно и явно проявляется лишь в том, что некоторые специалисты считают капризами покупателей. Нет, это не капризы! Это новая, сформированная культура (модель) потребления! В этой новой культуре всё меньше места остаётся прежним маркетинговым инструментам стимулирования спроса, и всё больше изменяются ожидания и требования от новых покупок, которые не находя своей реализации, вызывают у потребителей либо молчаливую реакцию игнорирования, либо недовольство, которое ошибочно воспринимается как капризы. А это не капризы, а реация на надоедливую, приевшуюся и неинтересную рекламу, информацию, акцию и др. инструменты маркетинга. В результате рождается типовое риторическое требование, - "нужен уникальный контент"! Эта шаблонная фраза, не отражающая сути проблемы известна каждому маркетологу, но не дающая правильного направления в поиске нужного решении задач. Те, кто столкнулся с проблемой не единожды пришли к тому, что не задачу надо решать, а проблему искать! И тут возникает логичный вопрос: "Что, где и как необходимо искать?" Оказывается делать маркетинг и искать проблему, лежащую в плоскости психологии потребления абсолютно две разные и мало имеющие между собой общего специализации, требующие разных компетенций. Некоторые компании опытным путём пришли к этому пониманию. Это можно заметить по требованиям к специалистам на сайтах вакансий.

Например, вот выдержка из вакансии "Продуктовый аналитик" компании elama

"Мы ищем того, кто обладает экспертизой в области анализа данных, но всегда смотрит на продукт с точки зрения пользователя и не делает аналитику ради аналитики." Ссылка на полный текст вакансии ниже.

Обратите внимание на правильную постановку вопроса-требования "... смотрит на продукт с точки зрения пользователя". Я бы немного уточнил, - рассматривает представление потребителя в качестве продукта - эталона, соответствие которому и ищет потребитель, сопоставляя свой опыт и желание к тому, что предлагается на рынке.

В этой вакансии отражена суть проблемы, но базовое требование к кандидату отражено не полностью. Важно не только уметь работать с большими данными, знать методы математической статистики, определённые языки программирования и запросов, владеть специальными расчётными программными средствами . Необходимы знания в психологии потребления и моделях потребительского мышления и поведения, понимание того, из чего строится и в чём состоит потребительский опыт. Как имеющийся опыт влияет на модель поведения, и ещё различное множество других важнейших факторов. В противном случае будет именно то, о чём и пишется в требованиях к кандидату. Анализ ради анализа, аналитика ради аналитики.

Но сейчас вопрос не в правильности и полноте требований в вакансии, а в практически чётко сформулированном запросе на новую специальность. И хоть это и имеет отношение к маркетингу, но это не маркетолог!

Это "ПРОДУКТОВЕД"! И даже не ПРОДУКТОЛОГ, а именно "ПРОДУКТОВЕД" Мало кто помнит, но в Советском Союзе в торговле была такая специальность, как товаровед. Этот специалист знал о товаре практически всё! И в то время настоящих товароведов было не много, но был запрос и требование времени к такой специальности. Вот и сейчас есть запрос на специалиста, который понимает, как можно психологию потребителя привести к математике (математической статистике), и на основе анализа данных понять то, что потребитель очень часто сам не может точно сформулировать о себе. То есть необходимо чётко и максимально полно составить и правильно оформить (паспортизировать) тот образ, то представление, которое потребитель в своём уме "рисует" (моделирует). Я называю это "ПАСПОРТ ПРОДУКТА". Затем, необходимо сопоставить этот "ПАСПОРТ И" с имеющимся товарно-сервисным предложением компании. Выявить имеющиеся несоответствия, а уже из этого ставить задачи по устранению несоответствий. И эти несоответствия могут быть не в области правильного продвижения. По этому поиск других вариантов, способов и видов продвижения или других рекламных и маркетинговых решений у новых маркетинговых компаний не даёт нужного результата. Ключ решения проблемы лежит не у маркетологов, а у продуктоведов! Хотя ВСЕ маркетологи знают о наличии 1Р (Product), но занимаются третьим Р - 3Р(Promotion).

Понимая это мы и взялись за решение этой проблемы по сути. В настоящее время ведётся детализация требований к будущей специальности, на основе которых будет окончательно сформирован стандарт компетенций продуктоведа. Параллельно с этим уже обкатывается методология визуализации данных о представлении потребителем продукта - эталона. Эта методология уже выделена в отдельное направление под названием "ПАСПОРТ ПРОДУКТА" и уже внедряется в некоторых отраслях. Пока есть понимание того, что из себя должен представлять "ПАСПОРТ ПРОДУКТА" в офисной недвижимости, детском образовательном центре, флористическом бизнесе, в бизнесе по продаже электро инструментов. На подходе развитие туристического потенциала территории и зоомагазины.0 Если Вы понимаете, что у Вашего бизнеса схожая проблема, но в имеющемся перечне нет того направления, в котором вы работаете, обращайтесь по указанным контактным данным, уже сформировался подход первичной паспортизации продукта, который раскрывает, то на что раньше Вы даже не обращали внимание.

Если Вы трудитесь в той же области, что и мы, то всегда рады коллегам!

Есть пожелание к статье. Нужен Ваш критический и конкретный взгляд на эту проблему с целью составления стандарта компетенций специалиста - продуктоведа. Есть понимание общих компетенций для всех отраслей и есть чисто специальные отраслевые компетенции.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Константин Савченко
Автор

Макетологи-таргетологи должны понять быстрее и точнее главный посыл этого поста. Коллеги! Интересует конкретика для детализация стандарта компетенций.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Пока, исходя из вашего же метода расчета, достоверность идеи так себе :)

Ваша статья - типовой пример контента по-русски. Вроде и мысль неплохая (хоть и честно скомпилированная с западных маркетинговых практик). Но все портят 3 вещи:

1) отсутствие пруфов на свои утверждения

2) подача "все дебилы, я красавчик"

3) никакущее оформление материала.

А если вам нужно мнение по сути, а не по форме, то вот: не взлетит. Почему? Потому что не успеет. Все, что вы пытаетесь рассказывать, касается исключительно ДС-1 и ДС-2. Но даже там рост покупательской способности (когда на первое место в потреблении выходит не цена и не понты, а потребительские свойства, которые должны отражаться в маркетинге) уже четко нащупал свой потолок. Трансформации маркетинга, о которых вы говорите, займут не меньше 5-7 лет, даже с учетом того, что мы полностью копируем западные модели и инструменты. За это время или шах, или ишак.

Ну а в регионах все это просто не нужно. Там как работали "СКИДКА!!!", "АКЦИЯ!!!", "ТОЛЬКО СЕГОДНЯ НА ХХХ РУБЛЕЙ ДЕШЕВЛЕ!!!", так и работает. Только шрифт укрупнять уже некуда и "!!!" на растяжках не помещаются :)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Савченко
Автор

Спасибо за ответ! То, на что Вы делаете акцент, касательно товаров низкой ценовой категории и постоянного спроса абсолютно верно. Да, следует более чётко сформулировать для каких товарных групп эта проблематика актуальнее всего. Подредактирую. Спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Савченко
Автор

Спасибо всем, кто комментирует по сути! За основу статьи взяты требования к вакансиям продуктовых аналитиков на сайтах поиска работы. Задача статьи - получить обратную связь от маркетологов, сталкивавшихся в своей работе с такой проблематикой и имеющих положительный и отрицательный опыт. Конечная цель - формирования стандарта компетенций нового специалиста. Если кто то увидел другую цель или не согласен с мнением автора, просто поставьте "минус"

Ответить
Развернуть ветку
Константин Савченко
Автор

Чем больше "минусов" соберёт пост со стороны маркетологов-продвиженцев, тем вероятность достоверности идеи больше.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Это не работает, не пытайся сразу стенки лепить

Ответить
Развернуть ветку
Константин Савченко
Автор

Спасибо за Вашу оценку! Если можно конкретизируйте Ваши аргументы по сути статьи. А именно набора ключевых и специальных компетенция для анализа продукта с точки зрения потребителя. Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда