{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Маркетинг – это про продукты и компанию или про людей?

Возможно, что Вам этот вопрос покажется странным, однако в маркетинге есть ряд понятий/моделей, которые подталкивают к этому вопросу.

Например:

A. Модели 4 Р и 4С

  • Модель 4Р – рынок с позиции компании (что производит, сколько стоит, где продает, как продвигает)

  • Модель 4С – рынок с позиции потребителя (что ему нужно, какие издержки возникают при покупке, насколько удобно покупать и как проходит коммуникация с продавцом)

B. Бренд и Брендбук

  • Бренд – это реальный образ в голове покупателя, связанный с продуктом или компанией.

  • Брендбук – документ компании, в котором описан желаемый образ и регламентированы процедуры взаимодействия с покупателями.

C. Позиция и Позиционирование

  • Позиция – это место в голове покупателя, которое занимает бренд конкретной компании.

  • Позиционирование – это действия, которые совершает компания, чтобы занять это место.

D. УТП и УЦП

  • УТП – уникальное торговое предложение. Создается на основе отличительных характеристик продукта.

  • УЦП – уникальное ценностное предложение. Формируется на основе ценности, создаваемой продуктом для покупателя.

Этот перечень можно продолжать. В конечном итоге все сводится к известной фразе про дрель и дырку в стене.

Что же покупателю нужно: дрель или дырка в стене? И многие уже знают правильный ответ и быстро отвечают: Конечно, покупателю нужна дырка в стене!

Александр Тимошин, Бизнес-консультант, коуч

Однако опрос, проведенный среди читателей ресурса VC показал, что реальная ситуация в бизнесе значительно отличается от правильного ответа.

Вопрос: По вашему мнению, каких компаний на рынке больше: работающих по модели 4Р или 4С?

Ответ: 81% компаний работают по модели 4Р. (в опросе участвовали 42 человека)

Интересно, что информация в Интернете, поддерживает правоту компаний, выбравших модель 4Р для взаимодействия со своими клиентами. Если начать анализировать запросы, то гораздо чаще ищут товары или услуги, чем спрашивают о том, как решить задачу или справиться с какой-то проблемой.

Так почему так важно снова задать вопрос про «дрель и дырку в стене» и осознанно найти свой ответ?

Короткое отступление от основной темы:
модель «Вижу-Делаю-Получаю» (по книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови)

​Рис. 1. Модель «Вижу – Делаю – Получаю» Александр Тимошин

Кратко о сути этой модели. Результаты, которые мы получаем – это следствия наших Действий. В основе Действий лежат наши Установки и Представления - в модели обозначены словом – «Вижу».

Выбирая ответ на вопрос, что клиентов интересует и отвечая, что им нужны продукты, мы определяем свое «Вижу», которое в дальнейшем будет влиять на выбор действий и получаемых результатов.

Информация для размышлений!

В результате перепроизводства товаров и услуг в последние 70-80 лет незаметно для многих производителей власть на рынке перешла от производителей к покупателям!

Следствие:

Уже не компании определяют кому и на каких условиях ПРОДАВАТЬ, а потребители выбирают у кого и на каких условиях ПОКУПАТЬ!

Для части компаний, которые не обратили на это внимание, последствия оказались очень тяжелыми – эти компании ушли с рынка. Примеров огромное количество.

Компания DEC – была мировым лидером в производстве компьютеров. Поглощена.

Компания Kodak – бывший мировой лидер в производстве фотопленки. Ушла с этого рынка.

Компания IBM. Мировой лидер в области производства ЭВМ. Была вытеснена с рынка мейнфреймов настольными компьютерами и перешла в область консалтинговых услуг.

С течением времени ситуация только ухудшается, потому что в условиях огромного перепроизводства ВЫБОР ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ товаров и услуг на основе изучения и сравнения их характеристик, стал непосильной задачей.

Возникает вопрос:
Кроме характеристик и цены продукта, что еще влияет на выбор покупателя?

Многочисленные исследования показали, что кроме рациональных факторов, на выбор влияют эмоциональные и социальные факторы.

И здесь на сцене появился БРЕНД как инструмент стратегического маркетинга

Правда его использование оказалось сложнее, чем могло представляться в начале. Те, кто считал, что бренд – это только логотип компании и слоган, которые достаточно придумать и начать рекламировать, ошибались.

Бренд – это образ в голове потенциальных покупателей, который возникает при любых взаимодействиях с компанией. При этом менее важно, какой образ компания сама о себе придумала.

Принципиально важно то, что она ДЕЛАЕТ при взаимодействии со своими покупателями. Потому что ее ДЕЙСТВИЯ при любых контактах с покупателями формируют ее ОБРАЗ в головах потребителей. И свой ВЫБОР покупатель делает на основе ОБРАЗА в своей голове.

Важно:

  • Бренд, как образ, возникает ВСЕГДА В ГОЛОВЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, после любого взаимодействия с компанией.
  • Этот образ является СОБСТВЕННОСТЬЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ.

Именно поэтому так сложно его изменить, если при первых контактах образовался негативный образ. Кто же легко отказывается от своей собственности?!

Вопрос:
Почему на БРЕНД стали возлагать так много надежд?

Существует много причин. Выделим несколько из них:

  • Бренд – это то, что выделяет компанию среди других компаний с аналогичными продуктами.
  • Бренд позволяет компании получать надбавку к цене в сравнении с аналогичными по свойствам продуктами. Многочисленные исследования показывают, что эта надбавка может составлять до 25%.

  • Бренд повышает лояльность покупателей и готовность выступать его адвокатами в случае негативных отзывов. Учитывая, что люди гораздо охотнее делятся отрицательным опытом взаимодействия с компаниями, чем положительным, этот момент приобретает все большее значение.
  • Бренд существенно облегчает ВЫБОР потребителям и поэтому создает для них дополнительную Ценность.

  • Бренд создает чувство причастности к определенной группе людей. Это важно с точки зрения социализации людей. Объединение в группы/коллективы является одним из базовых инстинктов, обеспечивающих выживание человека. В определенном смысле он работает как система опознавания.

Условный пример того, как «работает» бренд.

Например, для упаковки и переноски приобретенных продуктов используются пакеты. На рациональном уровне главное, чтобы было удобно нести и он не порвался.

  • На эмоциональном уровне – нравлюсь ли я себе с этим пакетом. Соответствует ли этот пакет собственному образу?
  • На социальном уровне – этот пакет произведен из материалов, которые будут разлагаться и сохранят экологию планеты.

И сочетание всех 3-х критериев создает целевую аудиторию этого бренда.

Важно: При этом есть аудитория, для которой важен только рациональный критерий. Другими словами, бренд «работает» с определенным сегментом рынка, представители которого ценят то, что он предоставляет и готовы поэтому платить дороже.

Правда, чтобы создавать и продвигать бренд нужно ответить еще на один вопрос: Для создания бренда достаточно модели 4Р или нужна модель 4 С?

Если заниматься брендом целенаправленно, то ключевой глагол – СОЗДАТЬ.

Если не обращать на бренд внимания, то ключевой глагол – ПОЛУЧИТЬ.

Создать - это сформировать желаемый образ бренда в голове тех, кто относится к целевым покупателям. И использовать его силу для продвижения компании.

Получить - образ бренда формируется автоматически при контакте компании с покупателями. Без осознанных целенаправленных действий высока вероятность, что он будет отличаться от того образа, который компания хотела бы создать в голове потенциальных покупателей.

Важно:

  • Бренд, как образ, существует в голове человека, принимающего решение о приобретении продукта. Поэтому деление на рынки В2В и В2С становится менее важным. Потому что в любом случае решения о покупке принимают люди, поэтому существует только один рынок – «человек2человек».

  • Переход к такому представлению о рынках очень важен в связи с понятием бренда. Как бы компания не обозначала свой рынок, по сути, образ компании, всегда формируется в голове конкретных людей, которые принимают решение взаимодействовать с ней или нет. Этот образ может быть позитивным или негативным, однако после контактов с компанией он есть всегда.

Вывод:

Как только мы начинаем говорить о бренде, мы сразу переходим к человеку и его восприятию. На восприятие влияют ответы, которые покупатель сам даст на свои вопросы после приобретения продуктов конкретной компании.

  • Насколько компания смогла решить его проблемы или задачи?

  • Насколько ему было комфортно/удобно в процессе взаимодействия с продавцом?
  • Соответствует ли стоимость продукта полученной ценности в глазах покупателя?

Если снова вернуться к вопросам:

  • Что же покупателю нужно: дрель или дырка в стене?

  • Маркетинг – это про продукты и компанию или про людей?

То моя версия ответа:

Маркетинг – это о решениях задач и/или проблем, в основе которых лежат продукты.

Точка отсчета в маркетинге – это потенциальный покупатель с его запросами/проблемами/задачами.

Основные выводы:

  • Каждый контакт компании с потребителем влияет на формирование ее образа в его голове. Этот образ является собственностью покупателя.

  • Свой выбор конкретных продуктов и условий их приобретения покупатели делают на основе этого образа.
  • Ключевая задача компании – это формирование образа, который будет способствовать выбору ее продуктов не только из-за низкой цены.

  • Работая в модели 4Р, компания ориентируется на свои ожидания и представления относительно рынка. Поэтому способна конкурировать, опираясь только на характеристики своих продуктов и их цены.
  • Для создания успешных брендов необходимо видеть рынок, как глазами компании (модель 4Р), так и глазами покупателя (модель 4С).

  • Делая свой выбор о том, как видеть свой рынок (ВИЖУ – рис. 1), Вы определяете свои собственные ДЕЙСТВИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ и БУДУЩЕЕ своей компании.
В Вашей компании думают о том, какой образ она создает в голове своих покупателей?
Да, думают
Нет, не думают
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Читайте также:

0
31 комментарий
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Тимошин

Артем, спасибо за обратную связь!

Вопрос: Сама теория сложна или ее применение?
Coca-Cola, Pepsi, Procter&Gamble, и тд (список длинный) как раз очень успешно применяют эти модели и успешно.
Не зря в рейтинге стоимости брендов они уже много лет  входят в десятку по стоимости бренда.В том числе и в 2020 году тоже будут применять

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Да никто в coca-cola и P&G эти теории не применяет, с чего вы вообще это взяли? Не нужно буквально воспринимать учебники по маркетингу, написанные, зачастую, теми, кто никогда в жизни в кока-коле не работал.
И следуя формальной логике тот факт что у колы дорогой бренд вовсе не означает, что их маркетинг работает руководствуясь принципами 4Р или какими-либо другими принципами построения бренда, о которых написал какой-то дядя в учебнике

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

"Да никто в coca-cola и P&G эти теории не применяет ..."

 Это Ваша точка зрения.
Книга "Игра на победу" Авторы: Алан Лафли и Рождер Мартин.
По Вашей классификации Мартин получается теоретик.   Он декан школы менеджмента Ротмана.
А  Алан Лафли бывший CEO  P&G.
И описывает то, что использовалось в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Сазонов

если Мартин декан школы менеджмента, то он вообще то действительно ...теоретик...так-то..

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Правда перед тем, как стать деканом, он работал в бизнесе. И вряд ли бы чистого теоретика взял бы в  соавторы CEO одной из крупнейших компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Это книга 2013 года. Маркетинг - это вот точно не та дисциплина, в которой можно полагаться на литературу 7-летней давности. И я очень сомневаюсь, что в этой книге автор в явном виде заявляют «мы применяли модель 4Р»

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Книга, на которую Вы ссылаетесь в своем посте ниже, вообще была впервые издана в 1991 году.

"1) “Crossing the chasm” (Jeoffry Moor) как гайд к понимаю, каким клиентам, когда и как предлагать продукт"
Модель , в которой о ней говорится -" жизненный цикл технологических продуктов/технологий" известна уже давно.
Тем не менее это не мешает Вам ее использовать в маркетинге в 2020 году.
И для каждого этапа этого цикла будет работать своя модель 4С.
Повторюсь: мой посыл простой, Вопрос не в том, когда создана та или иная модель в маркетинге.
Главный критерий - она помогает в настоящее время принимать управленческий решения в стратегическом или операционном плане?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

"И я очень сомневаюсь, что в этой книге автор в явном виде заявляют «мы применяли модель 4Р»

Я этого и не утверждал. Не нужно мне приписывать то, что я не писал.
Кстати в разработке стратегии он опирался на идеи и модели  Портера.
Вопрос в конечном итоге не в том, на какие модели конкретно он опирался. 
Суть в другом:   какие идеи/подходы он использовал.
И разница между моделями 4Р и 4С не в количество параметров. Сейчас есть модели, которые описываются как 7Р.
Принципиальная разница в том, как воспринимается рынок:
глазами производителя или глазами покупателя.
И Джефри Мур как раз об этом писал. Именно поэтому он создал свою модель жизненного цикла  технологий/продуктов.
А модели дальше используйте те, которые Вам ближе.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Сазонов

Coca-Cola, Pepsi, Procter&Gamble, и тд (список длинный) очень успешно пользуются нулевым или 2-3% кредитом в США, очень успешно развивались на Европейских рынках после войны, когда у всех была разруха и было не до производства, а также очень успешно откатывают в торговые сети за эксклюзивную представленность, и это к тому же на протяжении 60-70 лет. Может поэтому?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Сазонов

Да нет, наверно все дело 4P. Извините тупанул

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Зачем вы повторяетесь в одном предложение 2 раза? Это какой-то психологический прием?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Это была опечатка

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Артем, хочу уточнить у Вас:

А что имело отношение к реальности - из Вашего опыта?

Ответить
Развернуть ветку
Креативный маркетолог

Маркетинг - это в первую очередь то, как побольше продать и заработать.

Чтобы заработать еще больше - приходится делать вид, что думаешь о клиентах. Но, по факту, есть много говнопродуктов, которые хорошо продаются, потому что в компании хороший маркетинг. И наоборот, много хороших продуктов, которые вообще не продаются, потому что маркетинг говно.
И, думать, что я, как потребитель что-то выбираю странно в сегодняшнее время. Я выбираю из того, что льется нам в уши с экранов телевизора, компьютера и смартфона.

Знаете, как американские корпорации увеличивают продажи в странах Африки? Кормящим матерям бесплатно раздают несколько банок детской смеси, потом у матери пропадает молоко и она вынуждена несколько лет покупать его уже за деньги. Вот вам и маркетинг.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Пустая теория, нагромождение каких-то моделей друг на друга, и много, очень много воды. У нас в универе такие вот преподы были (к сожалению)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Евгений, спасибо!

Относительно Ваших преподавателей и университета комментарии не имеют смысла, так как я их не знаю. Как и университет, в котором Вы учились.
А про воду могу сказать только одно:.

Как известно, вода является источником жизни. Надеюсь, что это у Вас не вызывает сомнений.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Сазонов

Кстати согласен. Но не информационная. Информационная это источник смерти.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Сазонов

не закончил..источник смерти того кто ее льет как автора.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Евгений, а что является на Ваш взгляд практикой?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

1) “Crossing the chasm” (Jeoffry Moor) как гайд к понимаю, каким клиентам, когда и как предлагать продукт
2) «why-how-what» (Simon Sinek) как руководство для формирования меседжинга на каждом из этапов, описанных в книге в предыдущем пункте.
3) “New era of b2b” (Martin casado) про bottom-up growth в котором цена вообще не имеет никакого значения. Как дополнение к пунктам 1 и 2 :)

И это первые три из пары десятков практических, «настольных» инструкций маркетолога в 2020 году.

Всё это при большом желании можно натянуть на 4Р, 4С модели и описание брендинга из учебника Котлера 50-летней давности - но зачем? Никто в продвинутых технологичных компаниях этим уже не занимается.

Модель при «действия - результаты - будущее» даже комментировать не хочется, фигня какая-то

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

"Всё это при большом желании можно натянуть на 4Р, 4С модели и описание брендинга из учебника Котлера 50-летней давности - но зачем? Никто в продвинутых технологичных компаниях этим уже не занимается"

Не надо ничего натягивать - я к этому и не призываю! 

Я отмечаю только одно: Новые подходы и модели не противоречат более ранним подходам. И в первой же  книге “Crossing the chasm” (Jeoffry Moor) говорится о необходимости сегментации рынка.  Это как раз про основы маркетинга. И именно на этот момент обращает внимание Джеффри Мур.
По  разным исследованиям отмечено, что многие технологические компании так и не вырастают из стартапов, потому что увлекаются техническими характеристиками своих продуктов, не обращая внимания на потребности потенциальных покупателей.
Это разве не про модель 4С?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov
Это разве не про модель 4С?

Вот я и говорю, что при желании все что угодно можно притянуть к модели 4С, а модель 4С, если присмотреться, списана с книги котлера 1967 года, а та, если вчитаться, повторяет некоторые принципы описанные в Библии.

Это бессмысленное занятие, эти модели устарели и их место давно заняли более современные подходы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

"Это бессмысленное занятие, эти модели устарели и их место давно заняли более современные подходы."

Это Ваше утверждение, а не аргументация Вашей точки зрения.
Если у Вас нет больше аргументов, то  каждый из нас остается при своем мнении.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

"3) “New era of b2b” (Martin casado) про bottom-up growth в котором цена вообще не имеет никакого значения."

Эту фразу - цена вообще не имеет значения - я не понял

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Ну не поели так не поняли. Я что хочу сказать.
Вы ищите опору в старых книгах, комбинируете их, пытаетесь прицепиться к хорошо известному вам фундаменту 4Р и 4С и т.п.

А пятнадцатилетний подросток, который прямо сейчас сидит кодит приложение которое заменит Фейсбук, не читал котлета и не знает что такое 4с (ну максимум посмотрел пару видосов а16z)). И именно поэтому он победит. Потому что в 2020 все эти теории десятилетней/двадцатилетней давности - говно мамонта, им можно обложиться с ног до головы и это вообще никак не поможет создать прорывной продукт.

Я не имею ничего против вас лично (как могло бы показаться), но меня возмущает тот факт, что вы, прикрываясь возрастом и всяким корочками мва, пытаетесь с умным видом рассказывать безнадёжно устаревшую, неэффективную фигню. И если лично у меня хватает опыта, чтобы не воспринимать ваши советы всерьёз, то каких-нибудь молодых ребят ваши рассуждения уведут вообще не в ту сторону. И чтобы этого не произошло, я трачу сейчас своё время, чтобы все это написать

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

"Я не имею ничего против вас лично (как могло бы показаться), но меня возмущает тот факт, что вы, прикрываясь возрастом и всяким корочками мва, пытаетесь с умным видом рассказывать безнадёжно устаревшую, неэффективную фигню."

А с чего Вы решили, что я прикрываюсь корочками МВА?
Что-то в  моих ответах и тексте статьи дало для этого повод?
И уж если использовать Вашу терминологию, то я не "прикрываюсь", а "опираюсь" на свой опыт реализации разных проектов. И опыт использования тех моделей о которых пишу.
Что касается  тех моделей, которые описали Вы, то по поводу одной из них я написал выше (относительно ее возраста).
Кстати в своей книге Джефри  Мур активно использует базовые понятия маркетинга в части определения рынка/сегментов и тд. Более того, один из смыслов этой отличной книги заключается в том, чтобы создателям новых технологических продуктов привить базовые знания в области маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Поделитесь вашим самым успешным проектом на метриках, пжлста.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Под метриками что понимается - какие показатели?

Поделиться - это описать кейс и назвать компанию?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Например, какую цель ставили перед вами, каких результатов достигли в цифрах, чем занималась компания и какая была идеология.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Сложно коротко описать проект, который длился много месяцев. Идеология, на которой он был основан, изложена в этой и предыдущих статьях. Я не переписываю книги. Модели и подходы, которые описаны я использую в практической работе.

Один из проектов: Компания - дистрибьютор на рынке зоотоваров.
Одна из трудностей характерна для дистрибьюторов на разных рынках. Представляя в России известные западные бренды, они продвигают их в первую очередь. Как только объем продаж по этим брендам достигает определенной величины, компания-производитель отбирает эксклюзив на эти товары и открывает свое представительство. 
Поэтому одной из ключевых задач этого проекта была задача усилить присутствие собственного бренда дистрибьютора на рынке.
Было сделано: 
Уточнено описание услуг, которые компания оказывает и сформулированы проблемы, которые она способна решать.
Уточнено позиционирование компании в глазах потенциальных клиентов и выделены наиболее важные сегменты.
Уточнено Видение и ценности компании. Миссия была сформулирована раньше.
Проведено обучение продавцов в соответствии с позиционированием компании.
Результаты: По итогам следующего года после завершения проекта был зафиксирован рост и объема продаж и прибыли. 
Эти результаты были связаны с той работой, которая была описана выше. 

Однако принципиальное значение имело то, что топ-менеджеры сами участвовали во всех работах проекта и потом перевели в конкретные действия и успешно их реализовали.
А началось все с запроса на проведение сессии по диагностике  текущей ситуации компании. Такие сессии они проводили регулярно.
По итогам этой сессии были определены приоритетные задачи часть из которых вошла в проект, о котором я написал.

  

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Сазонов

Нда..это палево

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда