Трансформация бренда 12storeez: омниканальная программа лояльности с охватом 89% клиентов в офлайне

12storeez — российский бренд одежды. 450 тысяч клиентов в интернет-магазине и 25 магазинов в России и Казахстане с кассами на «1С-Розница». Раньше 12storeez не собирал данные клиентов в офлайне. Поэтому маркетологи не знали клиента в офлайне: что ему интересно, как часто он возвращается.

За год 12storeez из обычного ритейлера с интернет-магазином трансформировался в бренд с омниканальной программой лояльности и глубоким знанием предпочтений покупателей не только в интернет-магазине, но и в офлайне.

Теперь бренд 12storeez узнает 9 из 10 клиентов в офлайне и общается с ними на языке персонализированного контента через удобные покупателю каналы: email, SMS и вебпуши. Для этого используется история покупок, интересы (в том числе действия на сайте) и соцдем-характеристики.

Эта история о том, какую пользу принесла программа лояльности 12storeez в цифрах, и как происходил запуск в течение года. Также расскажем, как отдел дружбы с клиентами использует чат-бота в Slack для оперативной помощи.

Основательницы 12storeez Ирина и Марина Голомаздины

Результаты программы лояльности в цифрах

Перед историей запуска — немного результатов. Чтобы оценить эффективность программы лояльности, в 12storeez измеряется:

  • Доля идентифицированных чеков , т.е. тех, в которых есть идентификатор покупателя — телефон. Это важно для оценки процента покупателей, которых охватывает программа лояльности.
  • Доля повторных покупок.
  • Доля клиентов, поделившихся адресом электронной почты. Это важная цифра, т.к. email по-прежнему остается самым эффективным и недорогим каналом общения с клиентами.

Охват программы лояльности (доля идентифицированных чеков в офлайне)

После запуска программы лояльности доля идентифицированных чеков в офлайне составила 89%. Это значит, что бренд знает 9 из 10 покупателей в офлайн-магазинах и может делать им персонализированные предложения на основе покупок и интересов, с учетом любви к определенным категориям одежды, фасонам, цветам и размерам.

Охват программы лояльности в рознице​

Повторные покупки

Теперь маркетологи бренда 12storeez видят повторные покупки. Вполне возможно, что до внедрения программы лояльности некоторые клиенты совершали повторные покупки, но тогда продажи в офлайне оставались анонимными. Для бренда было непонятно, совершил покупку новичок или поклонник бренда. Теперь повторные заказы можно увидеть и понять, как часто покупатели возвращаются.

Число повторных заказов и их доля

Доля повторных покупок относительно всех идентифицированных заказов в офлайне​

Доля клиентов, поделившихся адресом электронной почты

В отличие от SMS и вебпушей через email можно отправлять сообщения с иллюстрациями и подробным обзором моделей. Email-канал считаем условно-бесплатным, 1 SMS стоит ~1,5 рубля. Таким образом, клиент с электронной почтой получает более интересный контент, а бренд экономит на коммуникациях.

Зеленый столбик — доля клиентов с электронным адресом почты. Серый столбик — с телефоном​

Из графика видно, что доля клиентов, которые оставляют свою электронную почту, растет от месяца к месяцу. За 8 месяцев доля обладателей адреса электронной почты выросла с 34% до 70% от общего количества клиентов в базе. Сразу после отзыва Светланы Варцабы из 12storeez расскажем, как запускали программу лояльности.

«Мы искали эффективный инструмент, который идентифицирует покупателей в розничной сети и свяжет данные с онлайн-покупками. Mindbox предоставил нам эту возможность с помощью блока «Лояльность».

Важно понимать реальную картину покупательской способности клиентской базы, сегментировать и отслеживать эффективность маркетинговых коммуникаций не только на онлайн, но и офлайн. Мы точно знаем, кто наш клиент, что для него важно, и что мотивирует его оставаться с нами. С решениями Mindbox мы выстраиваем эффективное взаимодействие с нашими покупателями.

Особенно радует поддержка клиентов: сотрудники Mindbox всегда отзывчивы и быстро решают любые проблемы или трудности».

Светлана Варцаба, Руководитель направления онлайн-продвижения 12storeez

Процесс: как 12storeez запускали программу лояльности

  • Проработали цели, «фишки» и ограничения программы, написали правила.
  • Интегрировались в офлайне с кассами.
  • Интегрировались с офлайн-кассами, а заодно сделали бота-помощника для отдела по дружбе с клиентами.
  • «Мягко запустились» в офлайне: клиенты начали копить бонусы, а мы – обучили кассиров.
  • Интегрировали программу лояльности в экосистему интернет-магазина.
  • Полноценно запустили программу лояльности.

Проработали цели, «фишки» и ограничения программы, написали правила

Для магазина важно, чтобы довольные клиенты возвращались снова. Совершать повторные заказы в онлайне стимулировали персональные рекомендации и автоматические кампании через email, SMS и вебпуши. В офлайне данные по клиентам не собирались, маркетологи не знали клиента, что ему нравится.

Логичным следующим шагом показалось собирать контактные данные клиентов в офлайне и привязывать чеки к реальным покупателям. Чтобы это сделать, понадобилась программа лояльности, которая работала бы не только в офлайне, но и в интернет-магазине.

Для настройки омниканальной программы лояльности 12storeez нужен был инструмент, который позволил бы:

  • Агрегировать данные клиента в единый профиль из онлайна и офлайна для сегментации на основе интересов и истории покупок.
  • Настраивать омниканальную программу лояльности с кросс-канальными рассылками в едином окне без привлечения программистов.
  • Персонализировать предложения на основе предпочтений клиента.
  • Измерять эффект от программы лояльности и влияние рассылок на выручку в офлайне.

В качестве инструмента выбрали Mindbox. Эта платформа уже хранила данные клиентов из онлайна и использовалась для коммуникаций с помощью email, SMS и вебпушей. Оставалось настроить передачу клиентских данных из офлайн-магазинов.

В платформе используется несколько «фишек», которые облегчают склейку онлайна и офлайна: хеширование ссылок в рассылках, включая SMS, автоматическая авторизация клиента по ссылкам и склейка мобильного телефона через пуши и хеши.

Перед запуском программы лояльности определили правила. За каждые потраченные 100 рублей клиент получает три несгораемых балла. Баллами можно оплатить до 50% от стоимости заказа, который сделан офлайн или онлайн.

Правила программы лояльности

— 3% от суммы покупок возвращается баллами

— до 50% от стоимости покупки можно оплатить баллами

«Меня зовут Александр Жулин, и я занимаюсь руководством внутренними разработками в компании 12storeez. Вместе с командой мы подготовили внутреннюю платформу и реализовали подключение к модулю лояльности Mindbox. В первую очередь до запуска программы лояльности в компании я бы обратил внимание на три ключевых направления: подготовка и чистота пользовательских данных, проработка интеграционного модуля со стороны своей компании и организация последующей поддержки.

Свой путь к омниканальности компания начала ещё за некоторое время до внедрения программы лояльности Mindbox. Стояла задача, как минимум, понимать путь клиента от привлечения до покупки, как онлайн, так и офлайн, т.е. «узнавать» его во всех точках коммуникации. Были попытки спроектировать всю систему на своей стороне, но уже тогда стало ясно, что это было бы долго, дорого и необязательно закончится успехом. Таким образом, основной ресурс на этом этапе был потрачен на выбор и доработку “мастер-базы” клиентов и синхронизацию с другими системами. Здесь бы я посоветовал рассмотреть реализацию «мастер-базы» клиентов не только на своей стороне, но и использование сервиса Mindbox, который предоставляет гибкий и стабильный функционал для работы с данными клиентов.

К моменту интеграции программы лояльности в компании уже была система внутренних сервисов для коммуникации с внешними и внутренними поставщиками данных. Поэтому был разработан отдельный модуль интеграции с сервисами Mindbox, который работает сейчас и до сих пор пополняется различными методами обмена. Например, одной из последних функций стало получение в письмах оценок клиентов по заказам. К модулю подключены все основные внутренние системы: CRM, «1С» (кассы), сайт (заказы) и аналитика. Стоит также быть готовым к тому, что в первое время после запуска может понадобиться увеличенный ресурс команды поддержки клиентов. Это зависит в первую очередь от «чистоты» базы клиентов и стабильности систем обменов».

Александр Жулин, Руководитель разработки IT

Интегрировались в офлайне с кассами

Кассовые аппараты в магазинах 12storeez используют программное обеспечение «1С-Розница». Чтобы клиенты могли копить/тратить баллы и получать персональные предложения на кассах, наладили постоянный обмен данными между Mindbox и «1С».

Чтобы присоединиться к программе лояльности 12storeez, покупатель диктует кассиру номер телефона. После этого приходит SMS-подтверждение и клиент становится участником программы лояльности. Если клиент уже есть в базе, кассир подтвердит это с помощью кода авторизации.

После успешной авторизации касса получает от Mindbox список персональных предложений для клиента, которые выводятся кассиру, и состояние балльного счета. Чтобы интегрировать программу лояльности с розничной сетью и устранить ошибки, потребовалось два месяца.

Параллельно настроили чат-бота в Slack — помощника отдела по дружбе с клиентами

Покупатели обращаются в отдел по дружбе с клиентами по типичным вопросам: когда разморозятся баллы, сколько баллов было начислено за определенный заказ и так далее. Чтобы разобраться в вопросе, нужно изучить карточку клиента, найти заказ, о котором он спрашивает, и посмотреть дату события.

В CDP (Customer Data Platform) Mindbox бренд 12storeez хранит всю информацию о клиенте: контактные данные, возраст, пол, ФИО, историю покупок в онлайне и офлайне, состояние балльного счета, интересы к определенным товарам и категориям.

В процессе интеграции специалисты 12storeez разработали интересное решение для колл-центра: «подружили» базу данных с корпоративным мессенджером Slack. Информация из чат-бота в мессенеджере помогает быстро найти клиента. Не прекращая работу в мессенджере, сотрудник отдела по дружбе с клиентами мгновенно узнает контактные данные, ФИО, балльный счет и историю заказов покупателя.

Специалисту поддержки Олегу позвонила клиентка, чтобы узнать количество баллов. По номеру телефона Олег получил историю начислений и сумму баллов и сразу подсказал их звонившей​

«Мягко запустились» в офлайне: клиенты начали копить бонусы, а 12storeez – обучили кассиров

В августе 2018, спустя два месяца после интеграции процессинга Mindbox с кассовым ПО, 12storeez сделали «мягкий запуск» программы лояльности. «Мягкий запуск» означал, что официально программа лояльности ещё не работала, но заказы из магазинов закреплялись за клиентами и за них начислялись баллы.

Клиенты с радостью делились контактами в предвкушении персональных предложений, а бренд мог протестировать надежность инфраструктуры. В таком режиме работали в течение полугода.

В период «мягкого запуска» 12storeez обучил кассиров работать с программой лояльности: предлагать клиентам вступать в нее при оформлении продажи, помогать заполнить анкету, рассказывать про правила, а позже — предлагать списывать баллы.

Встроили программу лояльности в экосистему интернет-магазина

Для клиентов бренда важно, чтобы баллами можно было пользоваться где угодно. Накопил баллы в магазине на «Охотном ряду», а потратил — в интернет-магазине. Чтобы программа лояльности так и работала, за три месяца два программиста внедрили программу лояльности в интернет-магазин с бэкофисом на базе RetailCRM. Чтобы клиент мог воспользоваться баллами, отрисовали новые экраны сайта.

На сайте появились новые страницы: правила программы лояльности, информация о балльном счете в личном кабинете с историей начисления баллов и специально разработанная корзина с возможностью списать баллы.

Полноценный запуск программы лояльности

11 января 2019 года, спустя полгода после «мягкого» запуска, состоялся «жесткий»: программа лояльности официально запустилась по всему бренду 12storeez! Баллы, накопленные в офлайне за последние полгода, клиенты могли потратить в любом из магазинов. Активные клиенты, которые регулярно совершали покупки в 12storeez, уже знали про программу лояльности бренда. Сегменту неактивных клиентов выслали отдельную рассылку-анонс.

Рассылка-приглашение в программу лояльности 12storeez​

Теперь бренд 12storeez общается с клиентом через удобные для получателя каналы коммуникаций, составляет персональные предложения с учетом истории покупок и интересов. Всего запустили 74 механики в рамках десятка цепочек через email, SMS и вебпуши и настроили 296 сегментов клиентов на основе данных.

Цифры проекта

— 296 клиентских сегментов на основе данных

— 74 триггера на проекте

— 450 000 клиентов

Заключение

В течение года 12storeez запустил омниканальную программу лояльности в онлайне и в 25 офлайн-магазинах с персональными предложениями и автоматическими коммуникациями на основе данных клиентов. В результате удалось увеличить долю идентифицированных чеков до 89% от всех продаж в офлайне, измерить влияние рассылок на продажи в офлайне и отслеживать информацию о повторных заказах.

Благодаря собираемым данным 12storeez лучше узнал своих клиентов и получил возможность составлять персонализированный контент, опираясь на профайлы покупателей в единой маркетинговой платформе.

Историю успеха подготовили

Филипп Вольнов, менеджер проекта и автор материала

Светлана Варцаба, руководитель направления онлайн-продвижения 12storeez

0
2 комментария
Артур Кушаль

Ну молодцы, себя попиарили тут

Ответить
Развернуть ветку
Aniu Shutenkova

Результаты конечно впечатляют. Удивительно только, почему они не запустили ее раньше. Эх, если бы можно было еще как-то старые покупки зачесть....

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда