Разоблачение курсов по маркетплейсам. Как отличить развод от стоящего продукта.

Профессия менеджер маркетплейсов стала очень востребованной и набирает все больше оборотов. Скажу вам больше, менеджер маркетплейсов - это симбиоз нескольких профессий. Чтобы успешно работать с площадками продавцам необходим целый штат: контент-менеджер, маркетолог, аналитик, бренд-менеджер и РОП. Безусловно, чем меньше поставщик и чем меньше количество SKU тем проще: вы можете нанять одного человека и он будет выполнять все функции. Но где найти такого грамотного человека? Я не имею ничего против онлайн-образования, более того я даже за! Но есть нюанс, качество онлайн образования заставляет желать лучшего. Эта проблема не обошла стороной и нашу сферу. Как же выбрать тот самый курс, который сделает из вас или вашего сотрудника компетентного специалиста?

Разоблачение курсов по маркетплейсам. Как отличить развод от стоящего продукта.

Начнем с красных флагов. Итак, если в рекламе курса есть эти вещи, лучше не тратить на это свои деньги и время:

1. обещание быстрых результатов. Если в рекламе вам рассказывают о том, что вы будете зарабатывать в первую неделю после обучения 1000500 миллиардов денег - не верьте. Ваша карьера менеджера будет начинаться также, как начиналась бы любая карьера новичка. Вам нужно будет наработать опыт, а значит первое время вы будете работать за не очень большие деньги. И это НОРМАЛЬНО. Важный плюс нашей профессии в том, что вам не действительно не нужно нарабатывать 10-летний стаж и даже двухлетний. На площадках все очень быстро меняется, и условно полгода будет уже достаточно для наработки профессиональных навыков. Тоже самое касается и построения карьеры, вырасти в доходе можно достаточно сильно уже за год. Но придется ПОПАХАТЬ.

2. короткие сроки обучения. Это тоже тревожный знак. Невозможно осилить за месяц все основные площадки (Вайлдберриз, Озон, Яндекс Маркет). На обучение приходят в основном уже работающие люди, либо женщины в декрете, либо студенты. У всех категорий людей есть какое-то свободное время, условно 4-5 часов в неделю. С отработкой всех навыков понадобится минимум 3-5 месяцев. За месяц вы сможете просто пройти материал, если будете заниматься каждый день с утра до вечера, но есть вероятность что ваша кукуха немного отъедет.

3. сжатая программа. Даже если вы решили пойти на контент-менеджера, который грузит карточки и занимается операционкой, вам все равно нужно разобраться в базовых вещах и понимать все алгоритмы площадок. Каждый этап взаимосвязан. Поэтому внимательно следите, чтобы все вопросы были раскрыты: - операционка, создание спецификаций, отгрузки, маркировка, упаковка, расчет цены, загрузка цен и участие в акциях, инструменты продвижения внутренние и внешние, алгоритмы площадок, аналитика внутренняя и конкурентный анализ, бренд-менеджмент и тд. Если срок обучения короткий, то и программа будет поверхностная, общая (это в лучшем случае, потому что в большинстве своем там обычно вода). Когда я составляла программу для РАНХиГС, нам нужно было в два месяца вместить весь этот гигантский объем информации и практики, занятия шли по 4-5 часов два раза в неделю на протяжении двух месяцев. Нагрузки для людей колоссальные. Поэтому когда я вижу обучения , где уроки в общем сложности занимают 15 часов в лучшем случае, у меня появляются вопросики. А чему там научат?

4. Преподаватель блогер. Тут без комментариев. Научить может либо практикующий менеджер, либо селлер. Все.

5. Обещание трудоустройства. Очень классная замануха, но это просто маркетинговый ход. Не более. Давайте смотреть правде в глаза: на курсы приходят учиться разные люди, замотивированные и не очень, имеющие способности к профессии и нет. Того, кто старается и показывает хорошие результаты, устроить к поставщику после обучения (а иногда и во вовремя) не составит проблемы. Вопрос времени. А вот второй вариант доставит неудобств. Если школа дорожит своей репутацией, то вряд ли будет советовать поставщику бестолкового менеджера, который пришел за халявным заработком. Он не покажет результат, а значит и подпортит впечатление о курсе/школе. Будьте реалистами, никто за вас не будет делать эту работу по поиску клиентов. Это ваша ответственность. Когда вы заканчиваете университет вы же не сидите и не ждете, что замдекана пойдет на HH искать вам работу. Здесь также. Безусловно, хорошие кадры забираются быстрее всех, но дать 100% уверенность что вас возьмут сразу же в нормальное место не может никто. Максимум - это агенства, где вы будете пахать как лошадь за бесценок.

6. Красивые скрины кабинетов с крутыми цифрами оборотов. Это скорее не редфлаг, а просто информирование о том, что если вы видите на скрине 1 млн и подпись «заработали в этом месяце», то спешу вас расстроить: чистыми там в лучшем случае 10% (то есть 100к), из этого миллиона человек достанет ровно НОЛЬ денег, потому что все будет реинвестировано обратно в бизнес и так от полугода до… В общем смотрите на вещи реально.

7. Массовость. Здесь уточню, что все зависит от работы кураторов (если кураторов на курсе нет - это жирный редфлаг), если кураторов достаточно, то в целом можно успевать отвечать каждому и проверять досконально домашку. Но в большинстве своем это все превращается в балаган, кого-то обязательно забудут, домашку проверяют для галочки, то есть фактически вы предоставлены сами себе. В обучении важно, чтобы всегда был человек, который укажет вам на ошибку, объяснит ее и поможет исправить. Здесь просто нужно уточнять или просить просмотреть чаты, чтобы понять как проходит сам процесс общения с кураторами. Если в чате 500 человек, а куратор один или два - это плохо.

8. Вас заманивают «уникальными» инструментами. Тут тоже всех расстрою - это снова маркетинговый ход. НЕТ НИКАКИХ УНИКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Они универсальны для всех площадок. Есть стратегии, которым учат, но опять-таки они тоже плюс-минус стандартны, просто подгоняются под каждую категорию товара. Вообще очень весело читать на массовых курсах про «уникальность», как инструмент может быть уникальным, если ему обучаются 100500 менеджеров на курсе? Парадокс. Это как раньше поставщикам продавали обучения с «волшебными секретными инструментами», а там были просто временные баги самих платформ, о которых итак все знали в чатах. Не ведитесь на это.

9. Привязка к одному сервису. Это тоже не редфлаг, скорее информирование. Очень часто на курсах бонусом обещают бесплатный доступ к какому-либо сервису. Здесь, на мой взгляд, чем больше, тем лучше. Так студент на выходе из обучения будет уже упакован, то есть поставщик будет нанимать не просто менеджера, а сразу все необходимые инструменты. Еще очень важный момент для тех, кто не знает внутренней кухни - в сервисах внутренней аналитики необходимость практически исчезла, потому что все маркетплейсы имеют достаточно хорошую свою внутреннюю. Ну а внешние парсеры сейчас вообще бесплатны (программы по сбору информации с конкурентов). Так что лучше обращать внимание в курсе на какие-то дополнительные инструменты помимо сервисов.

10. Навязывание кредитов. Сейчас мы можем купить что угодно в рассрочку или в кредит. И это в целом нормально, когда вас информируют, что курс можно оплатить таким образом на сайте. Но если вам начинают жёстко навязывать эти условия и давить на вас. То тут важно задуматься. Безусловно, может менеджер по продажам пытается сделать план, поэтому давит на вас. Но в любом случае будьте внимательны.

На мой взгляд, это самые основные моменты. Я составила не одну учебную программу по обучению работе на маркетплейсах, в том числе и для ВУЗов, готовила гайды и учебные материалы для различных платформ (InSales, Skillbox и др), ну и наш собственный курс. Я насмотрелась на разные обучения и мне показалось, что эта тема сейчас как никогда актуальна. Если что-то упустила, буду благодарна, если дополните в комментариях.

Спасибо, что дочитали до конца. Мой тг-канал тут . Приходите на бесплатные вебинары и не только.

Начать дискуссию